«Еврокоронатрип»: путешествие по Португалии и Испании во время пандемии коронавируса

Режим чрезвычайной ситуации в Мадриде, патрули на улицах, запреты на выход из дома, полицейские кордоны и закрытые заведения: как корреспондент агентства выбирался из Европы в разгар пандемии, читайте в материале ИА «Татар-информ».

В путешествие по Португалии на машине мы с друзьями начали собираться еще с декабря 2019 года, когда о коронавирусе было известно только то, что он бушует в Китае. Поэтому мы спокойно купили билеты и забронировали авто в аэропорту, даже не подозревая, что может приключиться, если пандемия доберется до Европы. Наш вылет был намечен на 15 марта из Москвы, причем швейцарский авиаперевозчик даже не думал отменять билеты, поэтому решили рискнуть и лететь, когда экстренную ситуацию объявили только в Италии.

Чрезвычайная ситуация в Испании, люди, лежащие на улице, и закрытые скверы 

Мы сели в аэропорту Мадрида, где у нас даже не измерили температуру и спокойно отправили на автобус, который докатил нас до входа в аэропорт. Не проверили нас также и на входе в зону выдачи багажа. Это показалось довольно странным, я рассчитывал на совершенно другой сценарий. 

Мы вышли из аэропорта и отправились на остановку ждать городской автобус. Парочку мы пропустили, потому что параллельно бронировали хостел. Остановился очередной автобус. Мы спросили водителя, сможет ли он доставить нас до необходимой остановки, на что он одобрительно кивнул и сказал, что билет на одного стоит 5 евро и оплатить поездку можно только картой. У нас были только наличные деньги, и мы стали протягивать ему купюры через маленькое окошко. Он с неохотой принял кэш и отдал сдачу из специально заготовленного конверта с наличностью, которым, видимо, пользовался в редких случаях.

Автобус был практически пустой – кроме нас троих там была только одна пассажирка. На часах около 21.00. Мы доехали до центра Мадрида и отправились пешком до нашего ночлега. Как только свернули с главной улицы на небольшие улочки, по пути нам стали попадаться люди, возможно бездомные, которые лежали у закрытых дверей зданий, кто закутавшись в плед, кто в спальнике на лежаке из остатков картонных коробок. Зрелище довольно гнетущее. Далее перед нами предстал сквер во дворе, который был полностью обтянут лентой, – мера предосторожности городских властей от скопления горожан. Как раз за этим сквером и находился наш хостел.

Мы начали регистрироваться, и администратор сразу предупредил нас, что уже завтра жить в этом хостеле будет нельзя. Всех расселят по другим отелям или хостелам, чтобы равномерно всех рассредоточить и избежать концентрации людей в одном здании. Мы спокойно к этому отнеслись, потому что уже завтра готовы были уехать из Испании. 

Перед сном мы решили немного прогуляться по окрестностям в поисках продуктового магазина, но тщетно, потому что все они оказались закрыты. На улицах лишь с большой скоростью проносились скутеры доставщиков еды, у которых явно прибавилось работы во время ЧС. По пути обратно фотограф, который снимал опустевшие улицы Мадрида, предупредил нас, чтобы мы не шатались по улице, тем более по трое, потому что полиция может спокойно арестовать таких гуляк, особенно в позднее время. Послушав совета, мы отправились в хостел. 

Первая встреча с испанской полицией и везение

Проснувшись утром, мы твердо решили как можно скорее отправляться на машине в Лиссабон. Были опасения, что власти Испании могут перекрыть наземное сообщение со всеми соседними странами, и нам пришлось бы колесить только по испанским просторам вместо Португалии. На улице светило солнце, и в бодром расположении духа мы отправились брать напрокат авто – наш спасительный билет. 

Пройдя несколько кварталов, мы встали перед светофором, чтобы перейти дорогу, и тут, как назло, рядом с нами начала парковаться полицейская машина, откуда вышли двое служителей закона. На миг показалось, что всё – сейчас нас точно отправят со всеми вещами в сторону аэропорта. Но нет, полицейские лишь информировали нас, что сейчас в стране чрезвычайная ситуация, вызванная вспышкой пандемии коронавируса, и на улице ходить не рекомендуется, тем более группой. Мы ответили, что как раз идем снять напрокат авто и отправляемся в ближайшее время в Португалию. Полицейские попросили нас как можно быстрее дойти до прокатного центра и передвигаться по Мадриду на машине или находиться в хостеле. Мы выдохнули, поблагодарили полицейских и стремительно направились в прокат. 

На наше счастье, он был открыт, и нам любезно предоставили авто. Мы незамедлительно оформили все документы и с радостью направились на парковку, чтобы поскорее убраться из Мадрида. Вернувшись в хостел уже на автомобиле, мы загрузили наш скарб в виде одежды, спальников и палатки в багажник и двинулись в сторону автострады. 

Мы выехали на трассу и мчались до нашей первой остановки в небольшом испанском поселке. В местном «супермаркете» мы закупили еды, все рестораны и забегаловки к тому моменту уже были закрыты, даже в отдаленных городках. Хозяин магазина почему-то сразу понял, что мы на всех парах мчимся в Португалию, и пожелал удачи в пути. 

Граница, платные дороги и ночевка в лесу

Далее оставалось пересечь границу Испания – Португалия. До нее мы добрались примерно через пару часов. Я ожидал увидеть кордон из полицейских и медработников в костюмах химзащиты, но мы просто промчались по пустой дороге – и вуаля, нам открылась Португалия. 

Ехали мы уже по португальским дорогам, останавливаясь у шлагбаумов платных дорог, чтобы взять талон на проезд и оплатить его у следующего «стопа». Так мы добрались до столицы Португалии – Лиссабона, забрали товарища, которые прилетел рейсом позже нас, и потом выехали за пределы города закупиться едой в пригородном торговом центре. Кстати, большое количество полок супермаркета были пусты, особенно с макаронными изделиями и мясом. Португальцы активно готовились к режиму чрезвычайной ситуации в стране. Некоторые даже были в защитных комбинезонах. 

Изначально мы планировали остановиться на территории какого-нибудь серф-кемпа (лагеря), однако все они были закрыты, но пока точно не было понятно, почему именно, так как не было времени разбираться в объявлении на португальском. Нам пришлось выехать в лесопарковую часть пригорода и разбить палатку недалеко от охраняемой природной зоны (что мы выяснили лишь утром). Мы вели себя тихо, приготовили ужин на газовой горелке и после улеглись спать. Утром собрали за собой весь мусор и отправились в сторону южного португальского городка Сагреш, где планировали организовать вторую стоянку и ночлег. 

Васко да Гама, крепости Синиша и совещание португальских властей

По дороге в Сагреш мы решили заскочить в город-порт Синиш, родной город мореплавателя Васко да Гама, который первым прошел морским путем из Европы в Индию. Городок полуразрушенный, много заброшенных домов даже в центральной части, но крепость, где родился мореплаватель, находилась в хорошем состоянии. Она была открыта, и нам удалось побродить по ее стенам и оценить панораму Синиша. В этом же городке мы узнали, что теперь все кафе и рестораны работают только take away, или навынос, поэтому оценить заведения изнутри и отведать традиционной португальской кухни можно будет лишь на улице у своего автомобиля, как это было в нашем случае. Побродив по тесным улочкам портового городка, мы отправились в один из самых южных городов Португалии – Сагреш. К слову, город известен знаменитой навигационной школой, которую основал принц Генрих Мореплаватель в XV веке. 

Здесь мы также решили попытать удачу и попросились в первый серф-кемп, который попался нам по пути к городским пляжам. Однако нас ждали плохие новости – сотрудник кемпа, который, по-видимому, остался там дежурить, сказал, что все лагеря для серферов сейчас закрыты и у нас не получится даже расположиться на территории со своей палаткой. В этот же день из местных новостей я узнал, что президент Португалии Марселу Ребелу ди Соза организовал экстренное совещание, на котором решался вопрос, закрывать ли страну на карантин, как, например, поступили главы соседней Испании. После совещания должны были окончательно закрыть все магазины, кафе, хостелы, кемпинги, общественные пляжи и даже прокат досок для серфинга. Мы ждали следующего дня и немного опасались, что подобные меры могут коснуться наземных передвижений по Португалии на машине. 

В итоге было решено отъехать подальше от городской «оживленной» местности и добраться до пляжа. Приехали на ночевку мы уже затемно и остановились за 200 метров у берега, и на этой территории был кроме нашей машины лишь один вэн (фургон). Мы разбили палатку и на этот раз разожгли костер, потому что недалеко от нашего лагеря было несколько кострищ и мы все-таки были у океана. Ночью был сильный ветер и небольшой дождь, но все обошлось – мы натянули тент покрепче благодаря большим валунам, которые лежали на побережье, и пережили непогоду.

Собаки, путешественники с фургонами и заборы фермеров

С утра я обнаружил, что мы стояли в очень живописном месте с высокими холмами, отвесными утесами и длинными песчаными пляжем. Искупавшись в прохладном океане и позавтракав, мы отправились на прогулку по окрестностям. 

Завершив прогулку и вернувшись к машине, я увидел, что из одинокого вэна за мной наблюдают четыре пары глаз. Это были две собаки, которые сидели на пассажирском сиденье. Как выяснилось позже, это были подопечные немолодого немца, который прибыл скоротать время карантина на побережье океана. Он был не единственным приезжим – на обратном пути в город мы встретили англичанина с собакой, который управлял скутером для инвалидов, потому что с трудом передвигался, и еще несколько вэнов, которые были припаркованы вдоль дороги. Все эти люди уехали на время чрезвычайной ситуации в своих странах поближе к Атлантическому океану. 

Далее мы направились в Лагуш – еще один южный город Португалии, который славится своими пляжами, гротами, лесом и экскурсиями на каяках. Здесь до захода солнца мы успели лишь пройтись по длинному городскому пляжу São Roque и оценить уровень местных серферов, которым здесь пока не запрещали выходить с доской на лайнапы (место для ожидания волны) из-за ЧС. После прогулки мы вновь отправились за город искать локацию для лагеря на природе. В итоге мы доехали до утесов пляжа Porto de Mós и остановились у забора фермерских угодий. Это мы опять поняли только с утра по лаю собак за оградой. 

Мы особо не ходили по Лагушу, а прошлись лишь по площадке для туристов, которая была недалеко от закрытых из-за пандемии местных достопримечательностей вроде крепостей, музеев и рынка рабов. Но эта прогулка того стоила. 

Самая западная точка Евразии

Далее мы решили ехать к самой западной точке евразийского континента – мысу Рока, но по пути также заехали в столицу Португалии Лиссабон. Там мы особо не задержались, потому что погода была пасмурной, плюс нас предупредили, что полиция патрулирует улицы и лучше туристам особо не расхаживать по улицам города. Тем более здесь все заведения также были закрыты, и город показался довольно мрачным. Кстати, здесь мы встретили несколько групп российских туристов, которые, как и мы, решили попутешествовать во время пандемии. 

После прогулки по лестницам и улочкам Лиссабона мы сразу направились к мысу по очень живописному маршруту: зеленые пейзажи вдоль дороги напоминали кадры из «Властелина колец». Мы подъехали к мысу, благо вся его территория, кроме маяка, была открыта для посетителей. Кроме нас здесь было пять-шесть заезжих туристов. 

Мы прогулялись по округе и решили ехать в сторону города Назаре, где можно было посмотреть на одни из самых больших волн в мире. Но перед этим нужно было еще раз остановиться на ночлег недалеко от дороги. На этот раз переночевать на берегу океана не получилось, потому что был риск, что уснем мы в палатке на песке, а проснемся уже в воде, поэтому пришлось проехать еще несколько километров до ближайшей лесопарковой зоны рядом с заливом океана, которая находилась недалеко от городка Балеал. С утра через наш лагерь проехало примерно три пары велосипедистов, для которых, наверное, было в новинку увидеть палатку, установленную на обочине дороги. Мы наспех собрались и поехали дальше.

Мощные волны Назаре и мосты Порту

Погода стояла солнечная, и мы прибыли к маяку Назаре, с которого португальской зимой можно понаблюдать за 30-метровыми волнами и серфингом профессионалов на больших волнах. Бигвейв, или серфинг на гигантских волнах, считается одним из самых опасных, потому что, слетая с доски под такую волну, можно с легкостью переломать себе все кости или оказаться в «мясорубке» волны, которая не даст тебе выплыть на поверхность и сделать вдох. Мы приехали в то время, когда волны были уже не такими большими, но все-таки внушали трепет, с грохотом разбиваясь о местные скалы. 

Мы вдоволь нагулялись по местному песчаному пляжу, и следующей точкой нашего путешествия был городок Порту. Это второй по величине город в Португалии, и центр этого городка объявлен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. Как и во всей Португалии, все местные достопримечательности в виде соборов, музеев и книжных магазинов здесь были закрыты, поэтому пришлось осматривать старинные здания лишь снаружи. Первым был кафедральный собор Порту, который считается одним из старейших романских памятников. Подойдя ближе к входу в храм, мы увидели несколько человек, которые заночевали у дверей собора. Причем они были похожи не на бездомных, а скорее на тех, у кого закончились деньги на проживание в гостинице или хостеле. Мы не стали им мешать и пошли дальше исследовать улочки Порту. Вокруг мы стали замечать, как люди вывешивали белье за окнами, причем было это массовым явлением – похоже, воскресенье у португальцев был днем стирки. На веревках за окном было всё – начиная от детских ползунков и заканчивая большими простынями. Постепенно улочки вывели нас к набережной реки Дуэро, где семья из четырех человек играла в мяч и жизнь текла своим чередом, только заведения вокруг были закрыты. 

Два кордона полиции на пути к аэропорту и прилет в Шереметьево

После Порту мы сразу направились в сторону Испании, пора было улетать домой. В течение четырех часов мы гнали авто до границы, где нас остановил кордон из полицейских. В связи с ЧС машины пропускали только если были веские основания находиться на территории Испании. Благо мы заранее распечатали документы, и нас пропустили спустя 15 минут. Не останавливаясь, мы двигались в Мадрид. Уже на подъезде к городу мы увидели еще один патруль. Они нас остановили и на ломаном английском объяснили, что в связи с пандемией на территории Испании в машине нельзя ехать больше чем одному человеку и к тому же он должен быть в маске. Нас в машине было трое. Полицейские осмотрели машину, вновь были досмотрены наши распечатанные билеты. 

В итоге служители закона пропустили нас, и мы рванули к аэропорту. Мы поставили машину на стоянку возврата нашей прокатной компании и, дождавшись утра, пошли к офису авиакомпании выяснять, что с нами теперь будет – выпустят ли нас в Россию. На наше счастье, администратор быстро нас переоформила, и мы вместо рейса через Швейцарию отправились прямиком в Москву. Кстати, летели мы в самолете, который был полон китайцами в медицинских защитных костюмах. Они отправлялись транзитом в Китай, как нам сказали позднее. В Шереметьево прямо на борту нас проверили сотрудники Роспотребнадзора, мы заполнили анкеты, и нас выпустили в город. 

Добравшись до Казани я и все участники путешествия сели на самоизоляцию. Для этого пришлось связаться с Роспотребнадзором и участковым врачом, который в течение двух недель будет отслеживать мое состояние здоровья. Развлечений во время самоизоляции не так много, но по крайней мере можно начать читать книги и посмотреть фильмы, которые откладывал в долгий ящик.