Айрат Фаррахов: Я за борьбу с табакокурением, но против борьбы с курильщиками

Депутат Госдумы от Татарстана рассказал, почему необходимо смягчение антитабачного закона, зачем ввели психологическое тестирование для призывников и нужны ли России новые чиновники.

Госдума приняла закон о повышении МРОТ, при этом дополнительные выплаты пойдут в долг, поскольку во многих регионах для этого нет денег. Не надорвется ли экономика при повышении минимальных зарплат? 

Нет. Это очень важное решение, которое коснется четырех миллионов граждан РФ. По данным Минфина России, в большинстве субъектов РФ эти ассигнования предусмотрены, Правительство РФ предусмотрело 20 млрд руб на эти цели из резервов. При необходимости Госдума примет изменения в бюджет 2018 года. Важно чтобы в субъектах появилась деловая активность. Посланием Президента федеральному собранию поставлены  важные задачи на ближайшие годы. Задачи с точки зрения экономиста крайне амбициозные. Обеспечить такой уровень экономического роста, при том, что мы только-только выходим из стагнации и продолжаем зависеть от цен на энергоносители! При этом 75 процентов субъектов РФ являются регионами-реципиентами, и в общем-то все сегодняшние программы во многом идут благодаря перераспределению доходов субъектов-доноров, к которым относится и Татарстан.  

Мы не должны обеспечивать экономический рост только за счет субъектов-доноров. Необходимо формировать достаточную налоговую базу во всех субъектах. Они должны иметь программные стратегии развития. Действия власти должно быть предсказуемой , а  бизнес  должен чувствовать себя уверенно и спокойно. Субъекты не должны заниматься популизмом, они должны развивать реальный сектор экономики. Только это позволит иметь достаточные собственные доходы. 

Появилась информация о возможном прекращении сотрудничества с ЕСПЧ. Что можете сказать по этой теме? 

Этому вопросу уделил внимание спикер Госдумы Вячеслав Викторович Володин. Проблема с ЕСПЧ очень тяжелая, но выход всегда есть. Если вернуться к истории вопроса, то РФ в составе Совета Европы с 1996 года. В 1998 году отдельным федеральным законом мы ратифицировали европейскую конвенцию об основных правах человека. На сегодня парламентская ассамблея Совета Европы — это представительство депутатов всех 47 стран, которые входят в Совет Европы. 

С 2014 года как вы знаете, РФ лишена голоса в данной парламентской ассамблее. Одним из главных институтов ПАСЕ является  Европейский суд по правам человека. Наша страна не участвует в голосовании и выборе судей. Тенденции  последних лет — это несколько неожиданные решения Европейского суда по правам человека по целому ряду обращений. Это примерно около 300 решений из 1000 в течение года, и целый ряд решений скажем мягко, вызывает вопросы. Например, решение по объему выплат по ЮКОСу. Эти решения вступают в противоречие с нашими возможностями, наконец, с конституцией РФ. 

Ключевой фактор состоит в том, что Россия лишена права голоса. Как можно лишать голоса страну,   депутатов - в парламентской организации?  Этимология слова Депутат — это посланный, уполномоченный! Так вот Россия уполномочила в Парламентскую ассамблею Совета Европы ПАСЕ своих представителей - которые лишены права голоса. Это нонсенс для парламентской структуры. Поэтому с этим трудно согласиться и необходимо искать компромиссы.

 
Что можете сказать о смягчении антитабачного законодательства РФ? Насколько оно необходимо? 

Меня этот вопрос волнует не только как депутата — ко мне есть целый ряд обращений по этой теме. Но и как врача. Я свою позицию по этому вопросу обозначаю так: я не против борьбы с табакокурением, но я против борьбы с курильщиками. Мы не должны нашу работу по снижению уровня потребления никотина сводить лишь к борьбе с курильщиками, к ограничению их прав.  

В 2013 году в РФ было принято антитабачное законодательство. По оценкам большинства экспертов, это самое жесткое антитабачное законодательство, которое было принято в разных странах:  очень серьезные запреты, существенный рост акцизной политики на табак. При этом количество лиц, потребляющих табак существенно, к сожалению, не снизилось. Порядка 44 млн курильщиков  сегодня в нашей стране.  

Я как человек, долго работающий в сфере охраны здоровья, абсолютно уверен, что курение является злом, причиной ранней смертности и многих заболеваний — онкологических, сердечных и т.д. Безусловно, государство должно принимать все возможные меры для снижения потребления табака, но что мы имеем на сегодняшний день?  

Приведу в пример - закрытые зоны аэропортов. Люди курят в туалетах, нарушая закон, не имея возможности выйти за пределы аэропорта. Туда невозможно зайти из-за запаха табака! Ситуация действительно становится проблемой для тех, кто не курит. На мой взгляд, в решении этого вопроса мы несколько перегнули палку. Одним из вариантов смягчения законодательства, который пошел бы всем на пользу, может стать возврат отдельных мест для курения. Пусть они будут закрытыми, пусть дети не видят курящих. Мне кажется, это было бы правильно по отношению к тем, кто не курит. 

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о психологическом отборе при призыве на военную службу. Что Вы думаете об этом?  

Как врач и человек, служивший в Вооруженных силах, должен сказать, что это важно. Совершенно разные люди приходят на службу, они имеют доступ к очень серьезному и иногда высокоточному оружию. Необходима профессиональная работа психологов, а не только оценка состояния физического здоровья. Такое тестирование необходимо, чтобы ограничить молодых людей, не вполне готовых, к высокой ответственности. Оно также может помочь молодежи выбрать профессиональное направление. Это некое подобие профориентации, потому что позволяет определить, какую специальность выбрать. Многие молодые люди выбирают свое направление еще в армии. Я поддерживаю любые варианты психологического тестирования., но важный вопрос: за счет каких денег оно будет осуществляться. И также потребуется постоянное совершенствование стандартов тестирования.

Есть мнение, что необходимо продлить «дачную амнистию» на два года. Вы с этим согласны? 

Этот законопроект рассмотрен Госдумой. Я бы назвал эту инициативу очень удачным проектом по решению проблемы, которая имеет высокий социальный запрос. Он даст людям в упрощенном варианте оформить жилое помещение, которое станет капиталом для человека. Он  позволяет упростить процедуру согласования  и регистрации недвижимости за счёт исключения административных процедур. Этот законопроект выгоден людям: семь миллионов человек воспользовались этим правом.  

Почему нужно продлить на два года? Есть информация, что от одного до полутора миллионов семей не воспользовались правом упрощенного оформления объектов недвижимости. Выходит, идет ущемление их прав. Я считаю, что этот законопроект отвечает интересам наших граждан. 


Депутат Госдумы Борис Чернышов предложил создать министерство новых технологий и виртуальной реальности. По-вашему, создание такого министерства продвинет вперед российские технологии или это неверный шаг? 

Я скажу коротко: я категорически против роста количества чиновников в РФ. Создание любого нового министерства не решит стратегических задач, они решаются проектным способом. Новые технологии есть сегодня в любой сфере: и в образовании, и в здравоохранении, и в науке, и промышленности. Поэтому создавать для этого отдельные министерства, увеличивать количество чиновников, которых у нас и так немало, нет необходимости. Напомню, что в нашей стране приходится один чиновник на 100 человек. Сейчас количество чиновников в стране больше, чем было во времена Советского Союза. Абсолютно очевидно, что одним из важнейших этапов модернизации РФ является административная реформа,  которая должна повысить эффективность принимаемых решений. 

Одно из наиболее заметных политических событий последней недели — послание Владимира Путина к Федеральному Собранию. Что вы отметили для себя в докладе Президента? 

В послании Президента России к Федеральному Собранию поставлены очень амбициозные задачи, которые достижимы при учете опыта Татарстана. Несмотря на все кризисы в предыдущие годы — 2008, 2009, 2013, 2014 годы, благодаря комплексу мер, которые последовательно были реализованы, республика обеспечивает стабильный экономический рост, стабильное привлечение инвестиций. Те инновационные программы, которые реализовывались в Татарстане, сейчас являются основой для эффективных шагов, с точки зрения улучшения качества жизни, о котором говорил Президент РФ в своем послании. 

Необходимо сказать, что послание — это не нормативно-правовой документ, это конституционно обусловленная позиция Президента по текущему социально-экономическому положению в стране и тем задачам, которые необходимо решать. 

Можете по пунктам расписать основные тезисы? 

Во время послания я делал заметки. Обозначу все коротко и тезисно. Рост ВВП выше мирового уровня. Это примерно четыре процента — такую задачу поставил Президент. На сегодняшний день по предварительным данным Росстата — 1,7 — 1,8 процента. Представьте, на какой объем нам нужно вырасти. К 2025 году увеличение в 1,5 раза валового внутреннего продукта Российской Федерации на одного человека. Это также очень серьезно, но, с другой стороны, это основа для увеличения расходов на здравоохранение, на «социалку», на пенсии, на строительство дорог. 

Удвоение несырьевого, неэнергетического экспорта. Задача совершенно очевидна и понятна — мы должны уходить от сырьевой зависимости, от зависимости от цен на нефть и на энергоносители. Но при этом мы должны обновить технологию наших заводов таким образом, чтобы увеличить объем экспорта в два раза. 

Какие у России есть инструменты для решения поставленных задач? 

Конечно же, производительность труда. Президент поставил задачу увеличить ее на пять процентов. Рост инвестиций на 25 — 27 процентов. Сегодня Татарстан — один из немногих субъектов, которые может добиваться такого роста инвестиций. 

Очень важная задача — это увеличение доли предпринимательства до 40 — 45 процентов. Сегодня эта цифра немногим более 20 процентов, а во всем мире это 50 процентов. Мы должны изменить подходы к деловому климату в нашей стране, а параллельно нужно улучшать возможности ведения бизнеса. 

Возможно решить поставленные Президентом задачи. В первую очередь, я считаю, что нужно вооружиться тем, что накопили субъекты-лидеры, в своей экономики, в стратегии развития региона. В том числе, Республика Татарстан, которая постоянно продолжает расти, несмотря на кризисные ситуации, и каждый раз у нее уровень роста экономики не ниже, чем среднемировой. 

Конечно же, важнейшие задачи — это деловой климат, длинные деньги — низкие кредиты, производительность труда и предсказуемая налоговая политика. Президент поставил задачу внести необходимые изменения в налоговую политику РФ, но только чтобы она стимулировала экономический рост.  


Что сказал Президент в своем послании о социальной политике? 

В первую очередь, об образовании. Мы должны работать над системой образования, свои сириусы и кванториумы должны появиться в каждом субъекте. Это говорит о ранней профориентации подростков, ранней помощи родителей, чтобы дети своевременно выбирали свою специальность, ведь мы живем в изменяющемся мире.  
Президент в программе культуры обозначил идею и задачу формирования культурных комплексов в регионах, где они могли бы стать центрами культурной жизни. Эти площадки станут неким двигателем экономики и качества жизни, я думаю. 

Президент обратил внимание на вопросы экологии. В Государственной думе мы неоднократно эти вопросы обсуждали и уже дважды переносили законы, обеспечивающие вступление строгих экологических правил на последующие годы. Вопросы экологии чрезвычайно важны, и Президент поставил конкретную задачу — к 2021 году мы должны избавиться от всех вредных экологических производств. Мы должны думать об экологии, ведь это также сказывается на качестве жизни. 

Вы, как человек долгое время работавший в системе здравоохранения, наверняка внимательно слушали часть, посвященную охране здоровья. Не так ли? 

Для меня близко то, что сказал Президент о здравоохранении, по двум причинам. Первое — мы очень многое сделали у себя в республике по части здравоохранения. Президент сказал, что мы очень много медучреждений сократили, мы закрыли все ФАПы. В республике мы поставили почти 400 ФАПов в населенных пунктах. У нас нет населенных пунктов, где живет более 100 человек, где нет фельдшерско-акушерского пункта. Почти все они заменены на новые комплексные ФАПы. 

Второе — Президент обозначил задачу формировать новую стратегию борьбы с онкологическими заболеваниями. Что это значит для республики? Татарстан полностью модернизировал онкологическую службу в Казани, но предстоит создать ее в Закамье, в Набережных Челнах и Альметьевске.

  
Говоря о программах, посвященных образованию и городской среде, звучала и Казань и Татарстан. Насколько это полезно для республики? 

Президент поставил целый комплекс задач, связанных с качеством жизни. В 2024 году качественный интернет должен быть во всех населенных пунктов, где живут более 250 человек. Президент поставил задачу масштабной программы пространственного развития городов и страны в целом. Это как раз то, что реализовывалось в Татарстане в рамках программы Президента республики, и то, что очень хорошо воспринималось нашими жителями. Я бы хотел отметить, что трижды Президент в своем послании называл Казань, Республику Татарстан, потому что опережающий опыт, который здесь есть, станет неким программным продуктом для Российской Федерации в целом. 

В части социальной помощи — на 40 процентов вырастут расходы на все программы, связанные с материнством и детством. Это плюс к тем мероприятиям, которые уже обозначены Президентом — продление материнского капитала, поддержка многодетных семей. 

Президент отметил программу жилья: максимум три миллиона человек имело возможность получить свое жилье. Теперь поставлена задача довести эту цифру до пяти миллионов. Что такое большой объем строительства жилья? В первую очередь, это поддержка экономики и рабочих мест.