Главная причина голода – продразверстка, засуха и последствия войны
– Тамина ханум, как бы вы оценили голод 1921 года, нанесенный им республике и татарскому народу ущерб?
– Голод 1921 года – это, пожалуй, самая ужасная трагедия, обрушившаяся на только что образованную Татарскую автономную республику. При этом неправильно считать, что эти ужасные события происходили только в 1921 году, – катастрофа начала надвигаться на регион еще раньше. Еще на этапе переговоров о создании Татарской автономной республики на нее налагается столько же налогов, сколько было еще при Казанской губернии. При этом на территории губернии было образовано еще несколько автономных областей – Марийская, Чувашская. Согласно плану продразверстки 1919 года, ТАССР уже в 1920 году должна была сдать государству более 10 млн 200 тыс. пудов хлеба.
Этот план в руководстве республики поддерживали не все. Они понимали, что изъятие у людей хлеба в таких объемах практически приведет народ к гибели. Против выступил член областной компартии Иван Дерунов, который так и сказал: «Выполним этот план – обречем народ на голод. Мы уже забрали у людей столько хлеба, сколько можно было забрать». Член временного ревкома Шамиль Усманов, комиссар продовольствия Юныс Валидов также выступили против этого плана.
Только представьте: только что по всей территории Татарстана прошла мобилизация, уже в четвертый раз, всех мужчин забрали. Даже хотели создать женский батальон – об этом есть постановления, они сохранились в архиве, то есть я это не сама придумала.
В это же время в стране идет гражданская война. Армию тоже содержал народ. В чьи бы руки ни переходила территория – красных, белых, – все грабили простой народ. И вот в такой ситуации председатель Совета Министров ТАССР, человек по имени Сахибгарей Саид-Галиев (я бы его и человеком не стала называть) сказал: «Мы должны оперативно выполнить этот план».
Было принято обращение к населению республики, в котором было сказано, что «план продразверстки должен быть выполнен». В обращении также говорилось о наказании для тех, кто отказывается выполнять это указание. Были созданы три продотряда – организации, контролирующие работу отрядов по сбору хлеба у населения. Эти продотряды были наделены правом назначать любое наказание сопротивляющимся и отказывающимся сдавать зерно. Таким образом, народ начал сдавать хлеб 1920 года.
Зима в 1921 году пришла очень холодная, а уже весной началась засуха. Вся пригодная к пище растительность была выжжена солнцем. Люди были вынуждены поедать животных – кошек, собак, птиц, всё это было съедено. Есть было абсолютно нечего.
В то время люди шили себе одежду из кожи и конопляной пеньки. Это значит, что людей лишили даже возможности пошить себе одежду. Народ не только голодал, ему еще и нечего было надеть на себя, люди остались практически голыми.
Еще одна трагедия – тиф. Он распространяется молниеносно. Люди голодные, лекарств нет, медицинская помощь не оказывается совсем, население республики умирало тысячами.
Еще и пожары. Я из села Новый Шимбер Атнинского района. В нашем селе было 208 домов. По словам моей бабушки, в то время сгорело 108 домов. У людей просто не было сил противостоять пожару. Во-первых, они голодные. Во-вторых, крыши в то время были покрыты соломой, огонь распространялся быстро. «Огонь переходил от одной стороны улицы к другой. Людям ничего не оставалось делать, как стоять и смотреть, как горят их дома. Наши дома сгорели у нас на глазах», – со слезами рассказывала бабушка.
Голод на территории Татарстана случался постоянно – примерно раз в три года. Это становилось причиной массового переселения жителей региона. Так, только в 1899 году более 150 тысяч человек уехали на нефтяные промыслы в Баку, на шахты. Тяжелое положение населения Казанской губернии, вынужденная миграция расценивалось национальной элитой как политика царской власти, направленная на уничтожение татар как нации. Об этом высказался председатель ЦИК республики Рауф Ахметсабирович Сабиров, который считал, что даже после смены власти отношение к татарам не изменилось, при Советах прежняя политика царского правительства продолжается.
Голод и нищета настигли и жителей городов. В ситуации всеобщей разрухи остановилась работа заводов и фабрик. Люди пытались спастись переездом в другие, более «сытые» регионы – Узбекистан, Сибирь. В 1920 – 21 годах из Татарстана собирались уехать 232 тыс. человек. Но удалось это сделать лишь немногим.
Об этом есть воспоминания члена чрезвычайной комиссии Семенова. Он приводит просто шокирующие факты. Он стал свидетелем массовой гибели переселенцев на берегу Волги, на месте под названием Устье, куда обычно прибывали пароходы. Семенов увидел, что земля буквально усеяна умирающими от голода и холода, а также трупами. Милиция ничего не предпринимала для спасения людей. Тогда Семенов смог перевезти умирающих в пустующие военные казармы.
В 1921 году голод обретает невиданные масштабы и охватывает всю территорию Поволжья. Ленин был вынужден выйти с обращением к народам всего мира. В свою очередь известный лидер женского движения Александра Коллонтай обращается к знаменитому норвежскому ученому Фритьофу Нансену. Писатель Максим Горький, в то время работавший продовольственным комиссаром, обратился к будущему американскому президенту Герберту Гуверу. «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы», – пишет ему Горький. Таким образом, 3 сентября в Татарстан приезжает организация «Американская администрация помощи» (АРА).
Надо сказать, об истинных масштабах катастрофы американцы узнали только прибыв на место. Они думали, что голодают только дети, и были готовы оказать помощь 15 тысячам детей. В Казани они увидели тысячи умирающих от голода: на улицах, в переулках, на вокзалах. О помощи США я еще расскажу подробнее. Кроме того, приезжает в Поволжье и Фритьоф Нансен. Правда, он побывал только в Самарской губернии. Но и там та же картина – в деревнях сотни трупов, никто их не собирает и не хоронит. Нансен уезжает обратно в Норвегию и организовывает сбор помощи умирающим от голода народам Поволжья.
«Пир во время чумы»: свадьба Саид-Галиева
Мерзкое поведение отдельных личностей тоже стоит упомянуть. Вот тот же Сахибгарей Саид-Галиев, угождая Москве, обрек свой собственный народ на гибель. Умирали не просто от голода. Люди поднимали бунт — и жестоко за это были наказаны. В Мензелинском, Бугульминском кантонах начинается «Вилочное движение». На территории нынешнего Атнинского, Балтасинского, Арского районов крестьяне пытаются вернуть отобранный у них хлеб. Подавлять восстания отправляют армию. Тот же Саид-Галиев писал в отчете, что в деревню Масловка Лаишевского района были направлены три взвода солдат и что они хорошо выполнили свою работу. Какая работа? Конечно, они расстреливали людей.
А ведь в это время в Татарстане стоит запасная армия – 48 тысяч человек. Эту армию тоже кормит народ. И вот этот Саид-Галиев собирает руководство этой армии и прямо в центре города, в гостинице «Совет» устраивает свою свадьбу. Причем он уже был женат, в Москве у него были жена и ребенок. Он женится еще раз и делает свадьбу в то время, когда люди тысячами умирали от голода.
Вот такой был человек Саид-Галиев. И очень странно, что в Казани до сих пор есть улица, названная в его честь, его имя есть на здании театра Кариева. Еще до недавнего времени его портрет висел в здании Госсовета РТ. Как можно было увековечить имя такого человека?
Я была знакома с женщиной, которая не только пережила эти тяжелые годы, но и сама участвовала в ликвидации голода, работала с детьми. Это Зухра апа Баимбетова. Она говорила, что в Казани творилось такое «бесстыдство», которого никогда и ни один народ не видел, имея в виду продразверстку и несправедливость властей по отношению к населению. У людей отобрали всё. Голодали 2 млн 700 тыс. человек. В то время в Татарстане проживали чуть менее 3 миллионов человек. В те годы полномочный представитель Татарстана Али Ганиев просил помощи, так как «70 процентов населения Татарстана сегодня самостоятельно не сможет справиться с голодом».
Свадьба Саид-Галиева была настолько наглым поступком, что его заметили даже в Москве. Столичные газеты писали об этой свадьбе: «Пир во время чумы». Москва была вынуждена в течение 24 часов забрать Саид-Галиева из Казани. Потом его направили в Крым, он и там устроил голод. Этого человека в 1937 году расстреляли. Может быть, это справедливое наказание Всевышнего.
«Женщина съела своих детей»
Полномочный представитель Москвы по надзору над деятельностью иностранных организаций в республике В. А. Мускат в 1922 году пишет о голоде в Поволжье своему начальнику в Центре А. В. Эйдуку. «Я вам отправлял отчет о поедании родителями своих умерших от голода детей». Значит, это были не единичные случаи. Более того, описывались случаи, когда люди убивали и съедали детей своих соседей.
В архиве сохранилась информация о случае в селе Большой Байлар в Мензелинском кантоне. Женщина, потеряв из виду двух дочерей, пошла их искать по деревне. Зашла к соседям, спросила, не видели ли они детей. В ответ те поставили перед ней миску с мясом, пригласили к столу. Но женщина успела заметить ленты своих дочек – их отрезанные головы были сложены под печкой. Женщина схватила эти головы и выбежала из дома. Похоронила их на кладбище, всю ночь просидела там, а к утру была вся седая и потерявшая рассудок.
– Много было таких фактов?
– Очень много. Точных цифр посчитать не смогла. Мне было очень тяжело изучать эти данные, потому что я и сама мать, мне и представить трудно, что можно убивать и есть своих детей. Скажу только про один случай. У женщины было пятеро детей, она убила и съела троих из них. К ней пришли, сказали – мы же даем тебе пайки, почему ты убиваешь и кушаешь своих детей? Та сказала – мало даете пайков, недостаточно, поэтому и остальных двоих тоже съем.
О случаях людоедства пишет и Галимджан Ибрагимов в своей повести «Адэмнэр».
Еще раз приведу написанное Мускатом. «Я хочу показать информацию в цифрах. Эти цифры без всяких пояснений говорят о том, насколько ничтожна помощь, оказанная Татарии иностранными государствами, помголом («помощь голодающим» – название органов, образованных в 1921 году в связи с жестоким неурожаем, поразившим Советскую Россию. – Ред.) и со стороны государства».
«Другим голодающим регионам России помощи оказывается больше, – пишет он. – Как представитель, направленный в Татреспублику, считаю своим долгом сказать об этой ненормальной ситуации. Да, в Татреспублике сейчас работает АРА. Но разве АРА не оказывает в таком же объеме помощь и другим районам? В других районах дополнительно к этому работают различные организации помощи, к примеру, организация Нансена помогает даже взрослым. По данным статистики, в Татреспублике насчитывается всего 2 млн 797 тыс. 727 человек. Из них 969 900 – дети. Как показывают организации помощи, лишь 3 процента этого населения могут без помощи дойти до нового урожая».
Уехавшие в другие страны татары помогали республике
После революции часть татарской элиты, купцов смогли выбраться в другие страны. Когда в Поволжье случился голод, эти люди начали организовывать посильную помощь своим соотечественникам. Так, Гайния Яушева – представитель династии знаменитых купцов Яушевых – писала Ризе Фахрутдинову, чтобы тот дал ей адреса татарских учителей, чтобы отправить им помощь. Вместе с Али Апанаевым они отправляют посылки преподавателям, работникам образования.
Муфтий Галимджан Баруди идет к Сталину, в то время комиссару по делам национальностей, и говорит ему в лицо, что продразверстка приводит к гибели народа в Башкортостане и Татарстане. И именно после этого разговора он умер – от сердечного приступа, а не от тифа, как утверждают. Я была знакома с людьми, которые его знали. Его тело не разрешали привезти в Татарстан, похоронить здесь. Но, слава Аллаху, его могила в Казани.
– Сколько человек погибли в то время в Татарстане?
– Я не могу назвать точные цифры. Это, наверное, и считать было некому. Татары обычно устанавливают на могилу камень, пишут, кто похоронен. У нас на деревенском кладбище на многих могилах никаких надгробий нет. Неизвестные могилы. Думаю, это тех, кто умер в годы вот того голода. Голод, тиф, еще и пожары.
Официально говорят, что 700 тысяч. На самом деле больше, официальные цифры сильно занижены. Кто-то говорит, что было в два раза больше официального количества.
(Доктор исторических наук Индус Тагиров в интервью ИА "Татар-информ" приводит данные, что численность населения Татарстана сократилось на 400 тысяч человек. – Ред.).
Помощь голодающим
Известные татарские представители духовенства лично ездили в другие страны, чтобы просить помощи. Ученый и просветитель Губайдулла Буби и имам мечети «Марджани» Тагир Ильяси поехали в Турцию. Мулла Белой мечети Садыйк Иманколый едет в Среднюю Азию.
О помощи Турции хочу рассказать отдельно. Как только названные выше люди приехали в Турцию, в местных газетах вышли объявления. «Прибывшие с Северной стороны наши братья просят помочь от голода, поможем им по мере сил». А ведь сама Турция в это время воюет со странами Антанты за сохранение своего суверенитета. Даже в такое сложное время народ Турции собирает помощь. Первые 25 посылок были отправлены учителям. Это показатель уважения к нашим людям образования, религиозным деятелям.
В Турции были сформированы два парохода с гуманитарным грузом, и они прибыли в Симферополь. Один пароход забрали, до голодающих добрался лишь один пароход помощи.
А теперь об американской организации АРА. Как я уже говорила, они ехали помогать 15 тысячам детей. Но оказалось, что число голодающих намного больше и что предназначенный одному ребенку паек является помощью для целой семьи. Увидев масштабы катастрофы, Америка организует помощь 1,2 миллиона человек. Это огромная цифра! Отправляли вплоть до детских носочков и трусиков. Посылки с продуктами: кукурузная крупа, сгущенное молоко, разные крупы, мясные продукты. 1,2 миллиона наших людей выжили благодаря помощи США.
В годы Советской власти старались замолчать, забыть об этой помощи. Но я бы выразила огромную благодарность народу Америки и за помощь в 1920 – 21 годах, и за помощь в годы Великой Отечественной войны. По телевизору иногда по ночам показывают, сколько танков, самолетов они присылали нам в помощь, помогали одеждой солдатам, продуктами.
В то время когда Саид-Галиев обрек татарский народ на гибель, Америка нам помогала.
– Есть информация, что присланная помощь продавалась на сторону. Такая информация подтверждается?
– Знаете, такое тоже могло быть. Есть разные люди. Мне Зухра Баимбетова рассказывала. В 1921 году для спасения голодающих детей Татарстана создали чрезвычайную комиссию, Зухра апа была назначена руководителем этой комиссии. Она собрала женщин, которые и сами голодали, и первым делом начала устраивать пункты питания для детей. «С улиц, станций собирали детей, они все были вшивые, нищие, голодные», – рассказывала она.
Кроме того, надо было решать проблему с одеждой для этих детей – что на них было надето, было уже непригодно для носки. Были организованы пункты помощи детям, что-то вроде социальной столовой. Не хватало даже ложек – была одна ложка на 80 детей. Женщины искали, собирали ложки у населения. После оказания первой помощи этих детей отправляли в регионы, где нет голода, – в Петербург, Владимирскую, Тверскую, Тульскую области, Белоруссию, на Украину.
Из тех, кто оказывал значительную помощь, можно назвать известного учителя, педагога Габдуллу Гисмети, а также человека по имени Ахметов, который не просто помогал, но даже открывал в Тульской области татарские школы для детей из Татарстана.
Почему татары не выращивали овощи
– Тамина ханум, есть такая версия, что татарские регионы сильнее пострадали от голода в 1921 году потому, что татары не выращивали овощи.
– Не выращивали, потому что им не разрешали! Татарам было запрещено сажать огороды, фруктовые сады. Пусть сначала почитают указ Александра II 1870 года, чтобы говорить, что татары не выращивали овощи. Татарам не разрешалось сажать ничего, кроме хлеба. Уж капусту с огурцами им не трудно было бы выращивать. У татар были сложные условия – их сгоняли с больших дорог, водоемов, лесов. Об этом ясно писал председатель Президиума ЦИК ТАССР Рауф Сабиров. Когда отменили крепостное право, русским крестьянам давали четыре десятины земли, татарским – всего одну десятину. И где же татарину выращивать эти овощи? Куда сажать? Он на своей десятине не знает, что выращивать – овес для лошади или рожь для себя?
– То есть именно из-за этих причин среди татар последствия голода оказались более тяжелыми?
– Да. И есть подтвержденные факты, что Татарстану помощь оказывалась в меньших объемах, часть помощи отправляли в Марийскую республику, Чувашию, хотя там голод был слабее.
Мы жили рядом с марийской деревней. Бабушка рассказывала, что ее дети ходили просить милостыню к марийцам. У бабушки был 18-летний сын – красивый, стройный. Его жалели и больше, чем другим, подавали. Он как-то получил много еды и не удержался, съел. Потом по дороге в свою деревню умер от переедания, ведь голодному нельзя сразу много есть.
Муж моей бабушки был комиссаром, добрался до Москвы в поисках помощи. Но от голода умер и его сын, и он сам.
Разные люди были. Может быть, кто-то и воровал. Но были и такие, кто наряду с другими умер от голода, но не трогал чужое.
КОГДА БЫЛ ЛИКВИДИРОВАН ГОЛОД?
– Когда же голод начал отступать и когда его удалось окончательно ликвидировать?
– В 1922 году голод начинает отступать. Во многом благодаря помощи Америки, которая спасла 1,2 млн человек, и тому, что детей массово отправляли в другие регионы.
Хочу привести еще один случай из воспоминаний Зухры апа Баимбетовой. За хорошую работу в комитете помощи голодающим ее отправили в Бухару. На обратном пути в Кисловодске на вокзале она встретила девочку-татарку. Та со слезами на глазах рассказала, что уже несколько лет работает служанкой у одного человека, что ей нечего носить, жизнь у нее тяжелая. Девочка спросила, не знает ли она «Зухру апа», которая отправила детей из Татарстана в Узбекистан, обещала вернуть, но обещание не сдержала. «В тот момент я была готова провалиться сквозь землю. Я не смогла признаться, что я та самая Зухра апа», – рассказала она мне.
Большинство отправленных в другие регионы детей самостоятельно вернулись в Татарию. Многие здесь становились беспризорниками. В архиве есть сведения, что в Казани были организованы пункты помощи таким детям.
От имени всего татарского народа я бы сейчас поблагодарила тех, кто помог спасти людей от голода: Рауфу Сабирову, Кашафутдина Мухтарова, Юнуса Валидова и остальных. Очень жаль, что их имена практически никто не знает, об их заслугах никто не говорит. Хоть одна улица названа их именами? Раньше, в советское время, в доме, где работал председатель Совета Министров ТАССР Рауф Сабиров, висела памятная доска, сейчас и ее нет.
Что касается сроков окончания голода в Поволжье, то доктор исторических наук Рафаил Шайдуллин писал, что последствия голода продолжались еще до 1928 года.
Нет комментариев-