После ДТП под Заинском ужесточат требования к пассажирским перевозкам

Сегодня в Казани, в Кабинете Министров РТ прошло заседание правительственной Комиссии по безопасности дорожного движения. Поводом для проведения заседания послужила трагедия, которая произошла в минувшие выходные под Заинском – в страшном ДТП с участием автобуса погибли 14 человек.

Заседание проходило в закрытом режиме, по его итогам участники рассказали о том, что предлагается предпринять для того, чтобы избежать подобных трагедий.

«В первую очередь, мы предлагаем, чтобы автобусы были включены, как категорированные объекты. Второе – исключение несанкционированных мест высадки и посадки граждан. Кроме того, мы хотели бы, чтобы сотрудники МВД имели доступ к информационно-аналитической системе транспортной безопасности, для того, чтобы мы могли понимать в режиме реального времени, есть ли в этой системе этот автобус, есть ли там пассажиры, которые в этом автобусе перемещаются. Тогда появится возможность вывести из тени ряд тех перевозок, которые, так скажем, являются нелегальными – они проходят под видом заказных», – подчеркнул заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Сергей Добряков.

В случае с Заинской трагедией, по словам Сергея Добрякова, на регулярный маршрут вышел заказной автобус.

«Здесь мы увидели ряд нарушений, которые привели к таким последствиям. Пока не доказано, но   есть основания полагать, что водитель находился в утомленном состоянии. Чем это вызвано? Тем, что не была вовремя проведена смена одного водителя на другого. Это привело, в свою очередь, к тому, что не была выбрана безопасная дистанция, не соблюдался установленный скоростной режим. Я разговаривал с очевидцами, с теми, кто находился в салоне автобуса, и они утверждают в один голос, что водитель, который находился за рулем в Тольятти, он же находился и здесь во время ДТП, один и тот же», – отметил замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ.

На том участке дороги, где произошла трагедия, допустимая скорость – 70 км/ч, однако при помощи системы ГЛОНАСС предварительно установлено, что автобус ехал со скоростью 87 км/ч.

По мнению Сергея Добрякова, усталость водителя – один из решающих факторов при ДТП. Конечно же, будет проведена автотехническая экспертиза, но, как заверил журналистов спикер, в 90 процентах аварий с участием автобуса вина лежит на водителе.

Любые рейсовые маршруты в России четко регламентируются договорными условиями. С одной стороны, клиент-пассажир, с другой – Российская Федерация – если автобус перевозит пассажиров между областями и субъектами федерации, если же перевозка осуществляется по территории субъекта, то исполнителем договорных обязательств выступает субъект РФ.    

«То есть это четко определенный маршрут движения автобуса с гарантированными качественными параметрами, как транспортного средства, так и графика движения. А заказная перевозка – это права любого гражданина Российской Федерации прийти к профессиональному перевозчику и зафрахтовать автобус. К сожалению, у нас допускается фрахтовка не только одного автобуса, но и одного пассажирского места. В связи с чем, есть масса лазеек, которыми пользуются определенная часть перевозчиков и под видом заказных перевозок осуществляют регулярные», – объяснил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асламбек Ахохов.

В ближайшее время предстоит ответить на много вопросов: были ли допущены нарушения при допуске водителя к управлению именно этим транспортными средством, какой именно водитель в момент ДТП находился за рулем, была ли у него переработка – текущая или накопившаяся (к примеру, он мог находиться за рулем уже не один день, а также, был ли допущен автобус на маршрут.

«В предприятии проводится проверка. По согласованию с прокуратурой следственный комитет занимается проверкой всего того, что произошло. А непосредственно в предприятии-перевозчике работает Управление автодорнадзора по Самарской области, которое в течение двадцати дней должно дать ответ на все эти вопросы», – подчеркнул Ахохов


В чем же разница? Рейсовым маршрутам нужна лицензия, в отличие от заказных. Лицензия же накладывает определенные требования – перевозчик должен следить за техническим состоянием авто, подготовкой водителей, графиком их работы, который контролирует тахограф и многое другое. К заказным перевозкам таких требований нет. На заседании комиссии сегодня, по словам Ахохова, прозвучало предложение ввести лицензирование на все виды пассажирских перевозок. Это приведет к одинаковой ответственности.

По итогам сегодняшнего заседания будет направлено обращение в Госсовет РТ с предложением ввести ряд законодательных инициатив.  

Также Асламбек Ахохов подчеркнул, что в ДТП в Германии в котором погибли 18 человек, которое произошло накануне, очень похоже на то, что случилось под Заинском. В аварии попали автобусы одной модификации. У этого типа автобусов бензобак расположен в передней части справа. В момент аварии, по данным спикеров, водитель инстинктивно отводит удар от себя, подставляя правую часть. Таким образом, бензобак находится в зоне особого риска.

«Мы сегодня протокольно занесли наше решение, чтобы еще раз посмотреть вопросы, связанные с сертификацией подобных автобусов», – отметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.