«Большое и малое дыхание АЗС»: как Татарстан сокращает выбросы паров бензина в воздух

К концу 2020 года в Татарстане завершится программа оснащения всех АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. По оценкам специалистов, это позволит снизить ежегодные выбросы паров бензина в атмосферу почти на 5 тыс. тонн.
В рекордно короткие сроки проходит в республике программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива.  Не дожидаясь ее завершения в конце 2020 года, большинство автозаправок уже установили такие системы. Не оборудованы ими лишь около 150 АЗС. Благодаря действию программы ежегодное сокращение выбросов загрязняющих веществ в воздух (предельных углеводородов, бензола, толуола, ксилола, сероводорода) в регионе превышает суммарные выбросы от автотранспорта в Чистополе, которые равняются 3,6 тыс. тонн в год. Одним из первых участников программы стало ООО «АЗС-Ирбис». Система рекуперации установлена на автозаправке на улице Глушко в Казани. 

«На Глушко у нас стоит специальная установка рекуперации  паров на слив бензовозов. Она установлена в 2015 году в качестве эксперимента. Эта установка стоит около 2 млн рублей и не является самоокупаемой.  В данном случае вообще не идет речи об окупаемости. Есть требования экологов, что выбросы на АЗС должны быть минимальными. С учетом этого идет расчет экологического налога. Возле АЗС на Глушко много жилых домов. Раньше поступало много жалоб от их жильцов на запах бензина. Сейчас таких жалоб нет. Это значит, что заправка стала более экологичной. В целом данную программу оцениваем положительно», – сообщил  руководитель службы аудита и внутреннего контроля  группы компаний «АЗС-Ирбис» Тагир Каюмов.


 
Эксперт пояснил, что такая система требует постоянного обслуживания, необходима замена фреона. Нужна организация, имеющая допуск к системе. Всего у «Ирбиса» на территории Татарстана насчитывается 22 автозаправки, 70% из них уже переоборудованы. На трассе М-7 еще остались АЗС, переоборудовать которые предполагается до конца 2020 года.

«Мы посмотрели на систему рекуперации в действии и приняли другое решение. Выбрали замкнутый цикл, когда пары в процессе слива закачиваются обратно в бензовоз. Этот вариант оптимален.  Переоборудование одной заправки в таком случае обходится в 400–500 тыс. рублей. Все остальные заправки у нас оборудованы системой рециркуляции», – отметил Тагир Каюмов. 

В эксплуатации «ТАИФ-НК» находится 219 заправок, на 176 из которых установлена система рециркуляции. Оставшиеся АЗС будут оборудованы такой системой до 2020 года в соответствии с планом. Рециркуляция представляет собой систему труб, использование которых позволяет многократно или частично возвращать пары нефтепродуктов в бензовоз или в резервуар. Дополнительная обвязка из трубопроводов находится в резервуарном парке. 



«Система рециркуляции проще, чем система рекуперации, а по эффективности ничуть не хуже. Оборудование одной заправки обходится в 15–30 тыс. рублей. От ее использования есть экологический эффект – не так ощутим запах. Пары у нефтепродуктов очень летучие, что сказывается на изменении остатков. Когда система работает, происходит минимум потерь. Газ, который мог улетучиться в окружающую среду, возвращается назад в резервуар. Таким образом, снижаются потери бензина», – пояснил начальник технического управления АЗС «ТАИФ-НК» Марат Хамзин.

Собеседник агентства отметил, что экономический эффект от установки системы на АЗС компания не просчитывала. Риски экологической безопасности на АЗС, оборудованной системой рециркуляции, гораздо ниже. Работой системы в целом участники программы довольны. «Мы сейчас больше ориентированы на то, чтобы к нам не было никаких вопросов с точки зрения экологии. Рециркуляция – это довольно экологично и экономично. При вводе новых заправок в эксплуатацию новые требования учитываются. Однако наши клиенты вряд ли заметили какие-либо изменения», – резюмировал Хамзин. 



Программа в цифрах 

Программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива реализуется в Татарстане с 2013 года в соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ и поручением Президента РТ Рустама Минниханова. Оборудование АЗС осуществляется по двум вариантам: рекуперация – оснащение системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива и рециркуляция – внедрение замкнутой системы слива нефтепродуктов со сбором паров бензина из резервуаров и топливораздаточных колонок в бензовозы с дальнейшим вывозом паров и их рекуперацией на нефтебазах.

На первом этапе, с 2013-го по 2015 год, системами были оснащены АЗС Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска – всего 252 АЗС. В рамках второго этапа, с 2016-го по 2020 год, предстоит оснастить 337 АЗС в других городах и населенных пунктах республики. На сегодняшний день указанными системами оснащены 250 АЗС, что составляет 74% от их общего числа.
  
«Все мероприятия изначально были рекомендательного характера. АЗС совместно с Минэкологии РТ, исполнительными комитетами и муниципальными образованиями реализуют программу за счет собственных средств. АЗС оснащаются системами рекуперации или рециркуляции. На автозаправках есть источники загрязнения – так называемое большое и малое дыхание. Большое дыхание имеет место, когда бензовоз приезжает и разгружается, заполняя подземные резервуары. Малое дыхание происходит при заправке автомобиля из топливно-раздаточных колонок. Эти топливно-раздаточные колонки и резервуары являются источниками загрязнения атмосферного воздуха», – рассказала начальник отдела охраны атмосферного воздуха Министерства экологии и природных ресурсов РТ Алия Гараева.


 
Что такое система рекуперации?

Уникальная система улавливания и рекуперации паров моторного топлива (СУРПТ) была разработана в 2010 году. Ее основная задача заключается в очистке воздуха, обогащенного парами бензина, выходящего из топливного резервуара через дыхательный клапан во время наполнения резервуара топливом из бензовоза. Система обеспечивает улавливание от 75% до 95% паров бензина. Основные задачи системы: конденсация паров бензина в дыхательных линиях резервуаров, возврат в резервуар образовавшегося конденсата паров бензина, сброс обедненного по парам углеводородов восходящего потока газопаровоздушной смеси. В результате использования такой системы предотвращается выброс паров бензина в атмосферу и достигается экономия топлива. Система улавливания и рекуперации паров топлива состоит из камеры смешения, вихревых трубок, трубопроводов сжатого воздуха, компрессорной установки и контрольно-измерительных приборов. 

Установка системы рекуперации – достаточно дорогое мероприятие, которое под силу только  крупным игрокам рынка. В настоящее время ими оборудован ряд нефтебаз республики, принадлежащих ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО», Набережночелнинскому филиалу ООО «Татнефть – АЗС Центр» и Елховскому нефтеперерабатывающему управлению НГДУ «Елховнефть». Установка системы рециркуляции гораздо проще и дешевле. Ее могут позволить себе все мелкие автозаправочные сети. Выбор подходящей системы зависит от особенностей конкретной АЗС. 



Что такое рециркуляция?

При системе рециркуляции пары бензина возвращаются в жидкую фазу. Например, подъехал на АЗС бензовоз. Он оборудован специальными шлангами и сливает моторное топливо в подземный резервуар. Пары углеводородов не выбрасываются в атмосферу через дыхательные клапаны, а возвращаются через систему шлангов обратно в бензовоз. Далее бензовоз возвращается на завод. Пары бензина возвращаются в жидкую фазу без потерь. Система рециркуляции и отвода паров при сливе-наливе топлива из автоцистерн состоит из коллектора сбора паров нефтепродуктов, пневмоуправляемого клапана ввода и вывода паров, соединительных шлангов между клапанами и коллектором, пневмоуправляемого клапана с огнепреградителем, стыковочного устройства, соединяющего коллектор сбора паров с приемным трубопроводом установки утилизации паров. 

«Ни одна АЗС не отказалась от участия в программе. Каждая АЗС реализует ее на добровольных началах, поскольку  получает экономический эффект. На заправке сокращается количество вредных выбросов и, соответственно, становится ниже плата за негативное воздействие на экологию. Потери бензина при этом гораздо меньше. Новые АЗС открываются уже оборудованными такими системами», – добавила эксперт Минэкологии РТ. 

Согласно ее данным, проводимая на АЗС работа ежегодно снижает техногенную нагрузку и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух республики от объектов топливозаправочного комплекса. На первом и втором этапах программы обеспечено снижение выбросов на 4,9 тыс. тонн в год. Для сравнения, годовой объем выбросов в воздух от автотранспорта в Чистополе составляет 3,6 тыс. тонн в год.


т