Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Небо, девушка, вертолет: единственная в России девушка-пилот Росгвардии из Казани – о первом полете, задачах штурмана и спортивной авиации

Небо, девушка, вертолет: единственная в России девушка-пилот Росгвардии из Казани – о первом полете, задачах штурмана и спортивной авиации
Анастасия Апасейкина – штурман Ми-8 и единственная в стране женщина-пилот Росгвардии рассказала ИА «Татар-информ», как оказалась за штурвалом вертолета, о своем увлечении астрономией и любви к небу.

В Приволжском федеральном округе существуют четыре авиационных отряда. Татарстанский отличается самой большой численностью штата и техники. Но есть и еще одна особенность – здесь несет службу единственная в Росгвардии девушка-пилот. Летчица отлично владеет навыками управления семитонным Ми-8. 

Младший лейтенант полиции Анастасия Апасейкина рассказывает о своей работе достаточно скромно. Но на самом деле с виду хрупкая и милая девушка владеет таким багажом знаний и навыков, что, по словам ее коллег, ей позавидует любой мужчина. 

В отряде девушка выполняет роль штурмана – круг ее обязанностей достаточно объемный и на хрупких женских плечах лежит огромная ответственность. 

«Штурман должен уметь работать с картой, правильно рассчитать маршрут, уметь вести переговоры с диспетчером, и Анастасия справляется с этим даже лучше остальных», – рассказывает заместитель командира авиационного отряда Ильнур Шамсутдинов. 

Замкомандира отмечает, что поначалу отряд настороженно принял нового пилота, но уже после первого вылета поняли, что Анастасия достойна уважения коллег. 

Попасть в летный отряд Росгвардии непросто – кандидаты проходят жесткий отбор и обычно, большую часть желающих отбраковывают на стадии прохождения множественных комиссий. 

«Мы берем ребят только с первой группой здоровья. Кроме этого, большую роль играет психологический отбор. Летчику очень важно уметь правильно и быстро принимать решения в экстренных ситуациях», ­– объясняет Ильнур Шамсутдинов. 

Анастасия вспоминает, что на одно только оформление документов на трудоустройство у нее ушло примерно полгода. В октябре ее взяли на стажировку, а затем оформили в штат. 

Летчица признается, что очень благодарна своему начальству, которое не побоялось взять на службу представительницу слабого пола и таким образом дало ей возможность заниматься любимым делом. 

«Небо меня влекло с детства. Возможно, как-то повлиял тот факт, что мы с семьей жили в Обозерском, отец служил в истребительном полку и я постоянно слышала рев МиГ-25. В десять лет я хотела стать планетологом и военным летчиком-истребителем. У меня были две зачитанные энциклопедии – техника и астрономия. С возрастом это забылось как нечто невыполнимое и несопоставимое с современными реалиями», – рассказывает Анастасия.

На третьем курсе учебы на экономическом факультете девушка увлеклась аиррейсингом (Air Race). К слову, соревнования по этому виду спорта в прошлом году проходили в Казани. Настя решила записаться в аэроклуб в Чебоксарах, где тогда жила.

«Первый полет на маленьком спортивном самолете кардинально изменил мою жизнь. Я влюбилась в небо, в самолеты, в аэроклуб и в людей, работающих здесь. И тогда я уже захотела сама научиться управлять самолетом. Я стала ходить в аэроклуб, начала узнавать много нового – аэродинамику, авиатехнику, как вести радиообмен, и, конечно же, сами полеты», – вспоминает летчица.

Сначала она освоила полет по кругу – взлет и посадку, а затем уже фигуры высшего пилотажа – бочку, штопор, мертвую петлю и многое другое.

«Каждый летчик на всю жизнь запоминает первый самостоятельный вылет – это знаковое событие в жизни. Когда впервые поднимаешь в небо самолет, одна, без инструктора, испытываешь невероятный восторг, даже эйфорию. Чувствуешь мощь двигателей на взлете, как легко отрывается самолет от земли, чувствуешь воздух, как крылья обретают опору. Неописуемые ощущения. Потом были вылеты на Як-52, на Цессне-172, но первый самостоятельный вылет навсегда остался в памяти в мельчайших подробностях», – делится впечатлениями Анастасия.

Настя решила поступить в Омский летно-технический колледж и выучиться на пилота.

«Родители спокойно и с одобрением отнеслись к выбору профессии, они сказали, что самое главное, чтобы мне нравилось», – рассказывает девушка-пилот. 

Учеба в летном училище занимает 2 года и 10 месяцев. За штурвал вертолета студентов допускают только через два года теории. Сначала студентам доверяют маленький Bell, и только потом допускают до Ми-8. 

«Вертолет в технике управления и в аэродинамике сложнее самолета, но мне было не сложно переучиться летать на вертолете – просто надо понять саму суть и особенности пилотирования. Спортивный самолет может намного больше, чем вертолет, и я с удовольствием еще полетала бы на самолетах – очень скучаю по спортивному пилотажу, но смешивать различные типы летательных аппаратов не следует – может сказаться на безопасности полетов», – рассказывает девушка. 

Анастасия не планировала служить в силовых структурах, но после выпускного ей предложили попробовать, и она согласилась. Теперь Настя работает одна среди 44 мужчин. Никаких поблажек как представительнице слабого пола ей не делают, но в принципе она в них и не нуждается. 

«Пока налетала всего 20 часов, при том что обычно за год здесь налетывают 50, это маловато. Обычно мы проводим десантно-штурмовую подготовку вместе с ОМОН и СОБР, пару раз летали в Самару и Ульяновск. Ответственность, конечно, очень большая, нужна максимальная сосредоточенность на безопасности полета, ведь помимо всего прочего в небе могут попадаться птицы и беспилотники. Но, к счастью, служба проходит без происшествий», – отмечает девушка. 

У Насти есть еще одно увлечение, связанное с небом, – астрономия. При ее работе это хобби весьма полезно.

«У меня, к сожалению, телескоп слабенький, но даже с ним можно рассмотреть Юпитер и его крупные четыре спутника – Европу, Каллисто, Ганимед и Ио, а также Сатурн с кольцами. Очень долго искала туманность Андромеды – наша соседка-галактика относится к объектам дальнего космоса. И, конечно же, Луна с ее кратерами и морями. Довольно много открытий по объектам типа астероидов происходит благодаря именно астрономам-любителям, когда сотни глаз направлены в ночное небо по разным направлениям», – делится летчица. 

Летчица рассказывает, что при первой встрече люди очень удивляются, когда узнают, кем она работает. 

«Я устаю объяснять, что профессионалы не делятся на мужчин и женщин. Небо ошибок не прощает никому. Лично я считаю, что это уже атавизм, пережиток прошлого. Люди поднялись в небо уже больше ста лет назад. Женщины уже давно доказали, что могут не хуже мужчин управлять самолетами и вертолетами. Достаточно просто изучить историю и вспомнить такие имена, как Раскова, Гризодубова, Литвяк, Марина Попович, Амелия Эрхарт, и многих других», – отмечает она. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев