Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Родина Салавата и Хании: репортаж из Татышлинского района Башкортостана

Родина Салавата и Хании: репортаж из Татышлинского района Башкортостана
ИА «Татар-информ» начинает публикацию серии статей о татарских районах Башкортостана. Первый рассказ — о Татышлинском районе, родине многих известных в Татарстане деятелей культуры.

Самый маленький по своей территории район республики оказался одним из самых интересных — здесь уникальная природа, много исторических и памятных мест, связанных с известными представителями татарской культуры. Одно только знакомство с Магданом ага — родным братом поэта Ангама Атнабаева стоило всей поездки: пожалуй, я еще не встречала таких, кто так самозабвенно и преданно любит свой край и его людей. 

Татышлинский район был образован в 1935 году из приграничных территорий Янаульского и Балтачевского районов Башкортостана. В 1963 году было решено Татышлинский район упразднить, а его земли включить в состав Янаульского района. В середине 90-х район вновь восстановили под прежним названием. В 2020 году Татышлинский район отпраздновал свое 85-летие.

Район расположен на севере республики. Площадь — 1376 кв. м. Население — более 22 тыс. человек. По результатам переписи 2010 года 14,9 процента населения составляют татары. При этом 62,8 процента жителей своим родным языком указали татарский. Районный центр — село Верхние Татышлы.

Откуда происходит название?

Историю района, а также о его примечательностях рассказывает директор музея истории и краеведения Айсылу Шарифзянова.

«О происхождении названия «Татышлы» можем узнать только по народным преданиям и легендам. Одна из них гласит, что первым на эти земли переселился человек по имени Тэтеш, и в честь него село и окрестности стали называть Тэтешле.

Вторая версия связана с проживающими здесь издавна удмуртами. Будто бы удмуртский старичок обронил свою курительную трубку и стал искать ее, все время повторяя «татчы-ышти» (в переводе с удмуртского — «здесь потерял»). Кто-то полагает, что название Татышлы пошло именно от этих двух слов», — рассказала директор музея.

Край диких пионов

Башкортостан славится своей сказочно красивой природой. В Татышлинский район тоже надо приезжать, прежде всего, для единения с природой, получения вдохновения и восстановления сил, говорит Айсылу Шарифзянова. По ее словам, особенно красиво здесь весной. «Наш район знаменит своими пышными ельниками и липняками. Поэт Ангам Атнабаев видел эту красоту во всех ее тонкостях, она его вдохновляла. Великолепие природы нашего края отразилось в его поэзии», — напоминает она.

Со стороны Уфы на подъезде к Новым Татышлы вас встречают живописные горные цепи, такие же красивые виды ожидают и приезжающих со стороны Янаула — деревни Кудашево, Шулганово уютно расположились у подножия гор. Эту горную цепь в народе называют Калатаулар.

«Гости всегда стараются увезти отсюда сладкий липовый мед, потому что татышлинский мед — самый вкусный и чистый по всем Башкортостане», — говорит собеседница.

В Татышлинском районе вы еще можете увидеть удивительное явление природы — цветущие поля дикого пиона, растения, уже занесенного в Красную книгу и которое считается исчезающим. У пиона здесь есть свое местное название — «шыктыйль». «Пион цветет в конце мая, и это непередаваемое по красоте зрелище. Растение занесено в Красную книгу Башкортостана, оно сохранилось лишь в четырех районах республики. В том числе в Татышлинском. Чаще всего поля дикого пиона можно встретить в лесах близ деревень Арибашово и Беляшево. Поляны утопают в бордовом, алом, розовом, желтом цвете. Можно приезжать сюда делать фотосессии. Когда мы были маленькие, пионов в лесах было очень много. Тогда, видимо, мы не знали, что собирать их нельзя, на «Последний звонок» срывали целыми охапками», — рассказывает Айсылу Шарифзянова.

«После ковида все лечились кумысом»

В селе Кашкаково мы встретились с мастером по изготовлению кумыса Данирой Ахатовой. Она не просто угощает этим вкусным и целебным напитком, но особо любопытным может продемонстрировать, как он готовится на основе старинных технологий.

«Кумыс очень вкусный и полезный напиток. Помню, еще в советские времена в нашем селе было небольшое производство по изготовлению кумыса. Тогда и лошадей еще было мало. Наши родители, работники колхоза, ходили на это место отдыхать», — рассказывает Данира Ахатова.

По ее словам, процесс изготовления кумыса довольно сложный. «Требований много. Мы начинаем готовиться еще с конца мая. По старинным рецептам делаем закваску. Кумыс созревает в специальных деревянных бочках. Молоко у кобылы начинают брать только через сорок дней после рождения жеребца, и только после того, как он перестает питаться материнским молоком. Доение проводится через каждые два-три часа в течение дня.

Из личного архива Данилы Ахатовой

Место для изготовления кумыса должно быть теплым. Но и не слишком жарким. Здание обогревается дровами. Кумыс взбиваем вручную.

К нам на экскурсию приезжали из Москвы, из зарубежных стран. Любому желающему мы раскрываем все секреты изготовления кумыса», — говорит она.

Целебные качества этого кисломолочного продукта признает и медицина. Упоминаются случаи значительного улучшения анализов у тех пациентов, которые регулярно употребляют кумыс в лечебных целях. «Кумыс помогает облегчить симптомы астмы, бронхита и других заболеваний дыхательных путей, заболеваний нервной системы. Не зря в народе говорят, что он лечит от тысячи болезней. Из-за коронавируса в прошлом году у нас не получилось заготовить его в необходимом объеме. А спрос был огромный! Все, кто переболел ковидом, шли к нам, просили кумыс», — рассказала мастер.

Музей и могила Гали Чокрый. Род Кииковых

В Татышлинском районе находится родная деревня известного татарского поэта и просветителя XIX века Гали Чокрыя. Иске Чокыр (Старочукурово) — одно из старинных и красивейших сел района. Здесь можно ознакомиться с творчеством и жизнью поэта в его музее, а также посетить его могилу.

Гали Чокрый — настоящее имя Мухаммедгали Кииков — имам, мыслитель и философ, просветитель, видный представитель татарской и башкирской культуры.

Гали Чокрый был имамом села Иске Чокыр, большую часть своей жизни посвятил образовательной деятельности — открывал в селе мектебы и медресе, сам преподавал. Четыре раза совершил хадж, активно занимался творческой работой, издавал свои книги. Гали Чокрый оставил богатое и многогранное наследие в татарской литературе.

С 1860 по 1913 год более десятка произведений Гали Чокрый были опубликованы отдельной книгой, а также в сборниках, выпущенных в издательствах в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге. Многие его книги печатались большими тиражами и становились очень популярными в народе.

Кроме того, в библиотеках и частных архивах сохранились произведения поэта в виде рукописей. Ученым предстоит их изучить и обнародовать. Существуют также и записи, сделанные самим поэтом.

Гали Чокрый женился на дочери муллы села Шигаево (сейчас это Сармановский район РТ), вместе они воспитывают троих дочерей и пятерых сыновей. Сыновья Гатаулла, Гиниятулла, Гарифулла получают образование, продолжают просветительские традиции в семье. После смерти поэта его сын Гарифулла Кииков переписывает его рукописи, проделывает большую работу по сбору и сохранению его наследия. Во многом именно благодаря ему произведения Гали Чокрыя дошли до наших времен. Об этом пишет исследователь жизни и творчества Гали Чокрыя, кандидат филологических наук Ильгам Гумеров.

«Музею уже 20 лет. Здесь можно увидеть личный Коран отца Гали Чокрыя — Габдесалиха, книги поэта, изданные еще при его жизни, его рукописи, личные вещи. Гали Чокрый изучил историю своей семьи и составил ее родословную. Его род исходит от самого Исэн-хана. Уже в наше время родословную поэта расширил и дополнил краевед, заслуженный учитель БАССР Винер Гилемшин. Сотрудники нашего музея помогали ему в этом. В родословной более тысячи имен», — рассказала Айсылу Шарифзянова.

Гали Чокрый умер в 1889 году. Похоронен на кладбище родного села. Сейчас его могила имеет статус историко-культурного памятника районного и республиканского значения.

Могила Исэн-хана

На поле между селами Старо- и Новочукурово сохранилась могила древнего предка Гали Чокрыя — Исэн-хана. Даже в годы войны люди не оставляли это место, ухаживали за могилой. В 2017 году было установлено гранитное надгробие. Исэн-хан — так называли политического деятеля, лидера племени Ирэкле, который жил в этих краях в 1525–1600 годах. Он считается основателем Кара-Табынского ханства.

«Родник Хазрата» и Гарифулла Кииков

Мы в селе Старый Курдым — именно здесь родился выдающийся татарский поэт и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, народный поэт Башкортостана Ангам Атнабаев. Сам он полагал, что поэзию в сознание жителей села привнес Гарифулла хазрат Кииков — сын Гали Чокрыя. «Искорка этой поэзии, наверное, коснулась и меня» говорил поэт. 

В Старом Курдыме живет родной брат Ангама Атнабаева — Магдан Атнабаев. Он показал нам знаменитый «Родник Хазрата», рассказал историю этих мест и о продолжателе рода Гали Чокрыя Гарифулле хазрате Киикове.

«Ученый и богослов, просветитель Гарифулла Кииков родился в 1864 году в селе Старочукурово Татышлинской волости Уфимской губернии. Учился сначала в родном селе, затем в Шигаевском медресе (ныне — Сармановский район РТ). Потом поехал учиться в Казань. В 1879 году вместе с отцом бывал в гостях у Каюма Насыри. В 1882 году, в период учебы в Касимовском медресе, его призвали на военную службу. В 1889 году по причине болезни отца возвращается в родные края, и после кончины отца женится, его супругой стала очень образованная девушка из Татарстана по имени Бибиасма. Они вдвоем отдают все силы и знания обучению сельских детей грамоте, их воспитанию. В начале 1890-х годов они перебираются в отделившееся от Старочукурово село Старый Курдым. При помощи своей семьи, родственников, жителей села они строят в деревне большую мечеть, медресе, библиотеку для шакирдов. На пересечении двух улиц стояла аптека, постоялый дом для путников, в котором они могли поесть горячей пищи и переночевать. В аптеке лекарства, изготовленные из лечебных трав, бесплатно выдавались сиротам и нуждающимся.

Октябрьскую революцию Гарифулла Кииков встретил с надеждой на перемены в жизни своего народа. Писал стихи с призывом к татарам «проснуться», приветствием идей свободы.

Видный ученый, просветитель Гарифулла Кииков стал жертвой смуты и беззакония, царивших в то время: осенью 1917-го толпа вооруженных бандитов заводит хазрата в хлев и рубит саблей. Ему было всего 57 лет.

У хазрата и его жены были сын и три дочери. Сын Ахмет был сослан как враг народа. Оттуда его отправили на войну, и он погиб на фронте. Судьба дочерей неизвестна. Таким образом, род Гарифуллы Киикова оборвался», — рассказал Магдан ага.

В память о выдающемся земляке в Старом Курдыме до сих пор бьет родник, обустроенный самим Гарифуллой хазратом. Народ его именует «Родник Хазрата», и каждый год в теплый майский день сельчане собираются у источника, читают Коран в память представителей всего рода Кииковых, посвящают им молитвы. 

«На месте старой мечети, построенной когда-то Гарифуллой хазратом, мы возвели новую мечеть. Великий ученый Гарифулла хазрат Киииков покоится на кладбище села Старый Курдым. Жители села ухаживают за его могилой», — рассказал Магдан ага Атнабаев.

О роднике упоминала также и директор краеведческого музея Айсылу Шарифзянова. По ее словам, родник нашел сам Гали Чокрый, перед тем как отправить сына в эту деревню. Другое название родника — «Святой родник из семи источников». «Есть очень красивое предание о роднике. Будто бы первый источник дарит смелость, второй — красоту, третий — ум, четвертый — счастье, пятый — здоровье, шестой — убирает горе и заботы, а седьмой дает счастье любить и быть любимым. А если выпьешь воды из всех источников сразу, то никогда этот родник не забудешь, и тебе выпадет счастье снова испить его святой воды», — поведала Айсылу Шарифзянова.

Родовой дом и музей Ангама Атнабаева

Магдан ага, родной брат известного поэта Ангама Атнабаева, лучше всех знает его историю, а также о знаменитом на весь Башкортостан талантливом роде Атнабаевых. Магдан ага и сам пишет стихи. Многие из них посвящает брату.

«В семье мы росли семеро детей, но сейчас нас осталось всего двое. Наш отец Касим погиб на войне. Мы дети военных лет, воспитанные в голоде и холоде. Теперь я стал старейшим жителем нашего села.

Наша мама Марзия вырастила семерых детей. Брат Ангам, старший ребенок, взял на себя мужские обязанности, во всем помогал матери. В то же время умел использовать свои таланты, чтобы добыть для семьи хоть какие-то деньги. Изготавливал портреты и продавал их. Он был нам как отец. Мы очень тоскуем по нашему старшему брату.

После его ухода ночи провожу в раздумьях. Иногда переписываюсь с ним.

На 70-летие брата провели большой праздник на “Роднике Хазрата”. Он всю жизнь гордился, что родился 23 февраля — в День защитника Отечества. Праздник провели в марте. Весна в том году была очень холодная. Расчистили дороги к роднику, организовали там литературно-музыкальную встречу. 

Где бы человек ни родился и вырос, земляки имеют полное право гордиться им. Жители Татышлинского района очень почитают брата. Уфа не так сильно, зато Казань относится с большим уважением. Я очень благодарен Татарстану за это.

Я сохранил наше родовое гнездо в деревне. В молодости нас Ангам абый звал переехать в Уфу. “Все родные переехали. Приезжай, Магдан, квартиру возьмем”, — говорил он. Хотя сам и звал, наверняка сердцу было тяжело от мысли, что родовой дом опустеет. Мы уже полностью были готовы переехать. Даже чемоданы были собраны. В тот момент он сочинил свое стихотворение “Нигез ташы”. Это стихотворение, адресованное мне... Вот так, написав свое стихотворение, брат благословил меня осесть в родовом доме, сохранить его.

После кончины Атнабая в Татышлинском районе учредили его премию. Награда вручается с 2003 года за пропаганду творчества поэта и другие достижения в области литературы и искусства.

В 2002 году в селе Старый Курдым открылся музей народного поэта Башкортостана Ангама Атнабаева. Он расположен в нашей школе. 

Приезжайте, посмотрите. В нашем родовом доме живу я. В музее хранятся одежда Атнабая, его награды, благодарственные письма, памятные вещи поэта. Радует, что экспонатов с каждым годом становится больше. Дирекция школы выделила дополнительные комнаты, это позволило нам расширить музей. Здесь же организован музей нашей младшей сестры, народной артистки России и Башкортостана Зиниры Атнабаевой», — рассказал Магдан ага Атнабаев.

Татышлинский краеведческий музей

Немало интересной и познавательной информации о Татышлинском районе можно найти в историко-краеведческом музее. Он разместился в здании Центра детского творчества. 

«Экспозиции открылись в 2010 году. Здесь хранятся экспонаты по истории района до сегодняшнего дня. Создаются родословные именитых личностей. Стараемся создавать по одной родословной в год. Сейчас у нас уже составлены родословные таких известных земляков, как Гали Чокрый (Кииковы), участника русско-французской войны Зулькарная Алпаева, участника Первой мировой войны Мухсина Мухаметдинова, родословные Салавата Фатхетдинова, Хании Фархи. Экспонаты из года в год пополняются», — рассказала Айсылу Шарифзянова.

Родник, который охраняет Акбай

У опушки леса между деревнями Кодашево и Арибашево бьет родник, который назван собачьей кличкой — «Акбай». В народе есть легенда о происхождении этого источника.

«Еще до Пугачевских войн, в голодный год к этой опушке вышли три святых путника. Их сопровождал пес по имени Акбай. Путники провели здесь ночь в молитвах, за чтением аятов Корана. К утру они все погибли от голода. И на этом месте появился родник», — поделилась легендой Айсылу Шарифзянова. 

По ее словам, вода у родника очень мягкая, целебная, она долго не портится. Но есть одна особенность — пить из источника могут только люди с чистой душой. Если кто-то с плохими намерениями попытается испить воды, то Акбай, который, по преданиям, все еще жив, прогоняет этого человека.

«Этот родник у нас всегда ухоженный, любимый. В мае здесь проходят религиозные собрания», — добавила директор музея.

Праздник в родном селе Салавата Фатхетдинова

Популярный певец, любимый эстрадный артист миллионов татар и башкир Салават Фатхетдинов родился здесь же, в Татышлинском районе. Певец каждый год устраивает большой праздник в своем родном селе Аксеитово. Народное гулянье проходит в середине лета, после сабантуев. Для праздника используют природный амфитеатр — подножие живописной горы в окрестностях Аксеитово. С импровизированной сцены выступают известные певцы Татарстана и Башкортостана, популярные артисты эстрады, проводятся различные игры, конкурсы и соревнования.

Конкурс песни в память Хании Фархи

Татышлинский район дал татарскому и башкирскому народу их любимую певицу — Ханию Фархи. Народная артистка родилась в селе Верхняя Салаевка. В своих интервью певица всегда вспоминала родной край, говорила о своей любви к родным местам. Умерла она тоже на родине. «Эх, приехали бы вы в мои родные края! Здесь восхитительная природа. Словами не объяснить. Поговорить бы вот здесь, в объятьях великолепной природы, но время поджимает», — говорила она в последнем разговоре с корреспондентом «Татар-информа», состоявшемся в день ее смерти.

В Татышлинском районе сегодня проживают мама певицы, родная сестра и брат с их семьями. В районном центре проводятся межрегиональные конкурсы песен памяти народной артистки Татарстана и Башкортостана Хании Фархи.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев