«Отправили два пакета речного песка»: истории жертв обмана интернет-магазинов

В последнее время стало очень популярно делать покупки в интернет-магазинах, особенно такой шопинг стал актуален в условиях пандемии коронавируса. Многим пришлось впервые закупаться через интернет-сервисы, но с увеличением спроса стало и больше жалоб на недобросовестных продавцов. Как не стать жертвой обмана?

Сегодня немало покупателей становятся жертвами обмана со стороны интернет-магазинов. Многие из них не знают, куда можно обратиться в таких случаях, кому жаловаться и как потребовать деньги обратно.

«Пришла одежда на два размера больше»

Жительнице Казани Энже вместо ее заказа отправили другой товар.

«Месяц назад заказала платье через интернет-магазин. Стоимость была недорогая — всего 1600 рублей. Плюс нужно было оплатить доставку. Посылка пришла в почтовое отделение. Оказалось, вместо платья они отправили мне костюм с юбкой. И, похоже, совсем не новое. На нем не было ценника, а сам костюм был больше на два размера.

Начала им писать — ответа не последовало. Вроде как занесли меня в черный список: в группу в социальной сети зайти не могу, а через Ватсап мне не отвечают. Наш диалог, в котором мы переписывались о заказе, они удалили, и я не могу его посмотреть. Я сохранила чеки об оплате, но никуда не обратилась, почему-то даже не подумала об этом», — рассказала Энже.

Муж жительницы Высокогорского района Альмиры купил в интернете одежду и тоже остался недоволен своей покупкой.

«Зимой, когда я была на работе, муж заказал себе брюки в интернет-магазине. Рассказал об этом, когда я пришла с работы. Говорит, заказал брюки из качественного материала, плюс к этому продавцы обещали отправить подарок. Стоимость одних брюк — 4 тысячи рублей. Рассердилась на него, потому что сама таким интернет-продавцам не доверяю, считаю, что это кот в мешке, воздерживаюсь от таких покупок. Потом успокоилась, решила подождать.

Заказ пришел. У меня сразу возникло подозрение, так как отправили его в обычной картонной коробке. Когда вскрыли упаковку, я чуть не упала. Там оказались два трико из тонкого материала и обещанный «подарок» — два пакета речного песка. Больше ничего нет.

Пробовала позвонить — никто не отвечает. Позвонила со своего номера, спрашиваю: «Зачем обманываете покупателей?» Они сказали: «Не может быть, сейчас разберемся», — и пропали. Больше мы не смогли дозвониться на этот номер. Посылку вернуть невозможно, обратного адреса нет. После этого я попросила мужа больше никогда не делать покупки у сомнительных продавцов в интернете.

Мы не знали, куда обратиться с жалобой, было неприятно, но успокоили себя тем, что этот случай станет уроком», — рассказала Альмира.

«Получила помятую черную сумку»

Хадия ханум из Казани купила сумку и замучилась, не зная, как вернуть покупку обратно.

«Никогда ничего не покупала в Интернете. А тут повелась на рекламу, заинтересовалась. Интернет-магазин специализировался на продаже сумок. Ассортимент был огромный, выбрать модель мне помогла коллега. Решила взять небольшую серебристую сумку, чтобы подходила к моему гардеробу. Списались с магазином, все вроде как шло хорошо. Посылку получила на почте. Не утерпела, открыла ее по пути домой. Представьте себе разочарование, когда вместо заказа я получила черную помятую сумку, которая и близко не стояла с той моделью, которую я оплатила. Вернулась на почту обратно, хотела вернуть продавцу, но на почте мне сказали, что, вероятно, деньги мне не вернут.

Я так разозлилась, не знала, что и делать. По телефону не дозвониться, постоянно занято. Адрес для возврата не указали. Постепенно успокоилась, решила, что буду ездить с ней за город на дачу. Зареклась — больше никаких интернет-покупок!» — говорит Хадия.

«Ни разу не возвращали деньги»

Интернет-магазины особенно популярны среди молодежи.

Айгуль Хусниева, Казань:

«Делаю покупки в интернет-магазинах очень часто. Когда все торговые центры закрылись, ничего другого не осталось. Один раз купила брюки, шов на передней стороне был кривым. Вернула продавцу брюки, а позже прочитала про них нелестные отзывы. Оказывается, та самая пара брюк давно ходит кругами среди покупателей. Уже несколько горе-покупателей, как я, вернули их обратно, но их так и не сняли с продажи.

Есть опыт шопинга на зарубежных сайтах, несколько раз своих покупок я так и не дождалась. Суммы, конечно, были небольшие, но я обращалась с требованием вернуть деньги, и мне ни разу их не возвращали. В одних случаях это была вина продавца, в других случаях я сама не успевала обратиться за возвратом в положенные сроки».

«При обращении в Министерство внутренних дел на руках лучше иметь доказательства»

Что делать, если вы стали жертвой обмана интернет-продавцов, и куда обратиться? На этот вопрос ответила сотрудник Роспотребнадзора.

Главный специалист, эксперт отдела защиты прав потребителей Ирина Ельчанинова:

«К сожалению, обращений по поводу интернет-мошенничества стало больше. В случае мошенничества со стороны интернет-магазинов в первую очередь нужно обратиться в Министерство внутренних дел или к нам в Роспотребнадзор. Специалистам в области программирования не составляет особого труда создать сайт. Достаточно сделать сайт, загрузить красивые фотографии — и интернет-магазин готов. Такой способ используют для быстрого сбора денег. Через некоторое время такие сервисы исчезают, и найти мошенников уже невозможно.

Перед тем как совершить покупку в интернет-магазине, нужно проверить информацию о продавце, название и реквизиты на сайте налог.ру. Некоторые продавцы могут озвучить эти данные через телефоны — в этом случае также не стоит доверять. Но и проверка реквизитов не гарантирует вам защиту от мошенников. Например, какая-либо организация может действительно существовать, но не иметь никакого отношения к данному интернет-магазину.

Перед покупкой нужно обратить внимание на стоимость товара. Если цена подозрительно низкая, стоит воздержаться от покупки. Бесплатный сыр, как известно, не может быть качественным. Не доверяйте красивым фото на сайте, на них нет никаких опознавательных знаков, вернуть деньги в таких случаях не удастся.

При оформлении заказа в интернет-магазине необходимо сохранять скриншоты переписки с продавцом. Так вы зафиксируете каждый свой шаг и сохранится хоть какая-то информация. При обращении в Министерство внутренних дел на руках лучше иметь доказательства.

После покупки товара на неизвестных сайтах при получении товара на почте возникают дополнительные траты. Очень часто эти чеки направляются в ООО «Пим Почта». «Пим Почта» — это финансовая организация, не занимающаяся продажами, это всего лишь посредническая организация для перевода средств между почтой и продавцом. В таком случае мы можем помочь, потому что с данной организацией мы сотрудничаем. Мы направляем им запрос вместе с почтовой квитанцией, для этого нужен номер РПО на чеке. Они дают информацию об организации, которая получает деньги. Многие недобросовестные продавцы заключают с ними соглашение, потому что отправляют свои посылки по почте. В таких случаях есть надежда, что мошенников поймают.

Если подобные случаи возникают с товарами известных марок, то вопрос с ними решается быстро, ведь продавец известен. Если найти продавца не получается, то увы — ничего сделать нельзя. Вышеописанный алгоритм не всегда работает, так как каждый случай индивидуален».