«Будем держаться вместе»: Какие шаги делают предприниматели Татарстана, чтобы спасти свой бизнес

Сегодня прошла онлайн-конференция «Технологии адаптации: как выжить и вырасти?» с участием предпринимателей Татарстана и России. Какие успешные кейсы раскрывают некоторые предприятия республики и на каких отраслях кризис отразился больше всего — в материале ИА «Татар-информ».

В начале онлайн-конференции к предпринимателям обратился Президент Татарстана Рустам Минниханов. Он отметил, что в ежедневном режиме готов общаться с представителями бизнеса и пытаться найти решение возникающих проблем.

«Я всегда на месте, поэтому мы найдем какую-то форму, определим время, чтобы предприниматели при необходимости могли задать мне вопросы. Мы сейчас посоветуемся, каждый день я готов час-полтора общаться с вами, слышать ваши проблемы, пытаться их решать вместе с вами, поэтому такую коммуникацию мы организуем. Хочу пожелать нашей конференции хорошей работы, будем вместе держаться», — сказал Минниханов.

За сутки продажи выросли в 4 раза

До наступления кризиса Аграрное молодежное объединение РТ занималось в большей степени просветительской деятельностью. Специалисты рассказывали, что такое сити-фермерство, как можно выращивать овощи в домашних условиях. За два дня организация собрала наборы для индивидуального выращивания дома, благодаря чему продажи за сутки выросли в 4 раза. Таким опытом поделилась председатель региональной организации Диляра Шувалова.

«В связи с кризисом мы в течение двух дней собрали наборы для индивидуального выращивания, из которых каждый может у себя на подоконнике что-то вырастить. Сейчас у нас продажи за сутки, как раз на период самоизоляции, выросли в 4 раза. Сейчас мы рассматриваем вариант доставки, то есть выбираем, какую онлайн-площадку будем использовать, потому что наши курьеры уже не могут доставить до дома», — рассказала она.

На другой формат продаж также перешел и основатель сети ресторанов «Кыстыбый» Азат Назмутдинов. Из-за закрытия точек общепита компании пришлось перейти на доставку еды — такой опыт стал для предпринимателя новым.

«Запустили доставку, два направления. Первое направление — это доставка горячей еды, то, что мы готовим у себя в ресторанах. Второе направление, которое мы запустили, — это полуфабрикаты, чтобы люди, которые сидят дома, не выходили и могли приготовить полноценный обед, ужин», — отметил Назмутдинов.

Это точно не на одну неделю

Своим зарубежным опытом ведения дела поделился основатель квест-проекта «Выйти из комнаты» Артем Крамин, сеть которого представлена не только в России, но и в других странах мира.

«Мы в основном работаем за пределами России, у нас достаточно широкая сеть — мы есть в Италии, Испании, Великобритании, в Штатах. Так получилось, что вся эта история с коронавирусом на нас начала напрямую воздействовать еще два месяца назад», — отметил Крамин.

Он отметил, что на сегодняшний день все локации закрылись — сначала в Италии, потом в Испании и Штатах, последней стала Казань.

«Готовьтесь к тому, что люди начнут экономить достаточно быстро и потребительский спрос тоже будет падать, просто потому, как мы видим сейчас в Испании и Штатах, это тоже вчера было озвучено, что карантин будет продлеваться, и это точно не на одну неделю. Пока по разговорам с российскими партнерами я слышу, что „неделю-то мы перетерпим, а там, дай бог, потихоньку всё восстановится“. Я хочу вас заранее подготовить, что это не на неделю, это будет продолжаться полтора-два месяца минимум», — обратился он к российским предпринимателям.

Если это продлится 2-4 месяца, то фирмы просто «умрут»

В случае если действующие ограничения продлятся более двух месяцев, то многим туристическим фирмам придется остановить свою деятельность. Таким мнением поделилась директор ООО «Алена» Елена Илькун.

«Если это продлится 2-3-4 месяца, по-разному говорят, то турфирмы просто „умрут“. Если это продлится месяц-два, то у компаний есть вариант выжить, потому что те переносы, которые сейчас делаются, они делаются на июнь, июль, август, сентябрь — это международные направления, это российские направления, это приемы в Татарстане, школьные группы», — сказала она.

Сейчас в основном от заказчиков идут запросы на возвраты туров, а надежды на майские праздники, которая была ранее, уже нет, отметила спикер.

«Сейчас в законе стопроцентный возврат туристических путевок. Если фактически понесенные расходы разрешат оставлять компаниям, то вполне возможно, что компании как-то удержатся на плаву», — подчеркнула Илькун.

Она добавила, что некоторые туроператоры предлагают клиентам перенести даты обслуживания по тем же самым ценам, чтобы «хотя бы не отказались». По ее словам, на такие сделки идут не более 30% заказчиков.