Василий Кудряшов, Госстройнадзор РТ: «Ситуацию с грубым браком на стройке в республике переломили»

Глава Инспекции Госстройнадзора Татарстана Василий Кудряшов рассказал ИА «Татар-информ» о тенденциях в сфере строительного надзора, задачах ведомства, ожиданиях от реформ в сфере долевого строительства.

Василий Александрович, с какими итогами инспекция встретила 2019 год?

Мы провели порядка 4,5 тысячи проверок, выявили замечания, по которым застройщики работают и устраняют в установленном регламенте. Всего строительным фирмам было выдано 1269 предписаний об устранении нарушений. Инспекторы составили 1368 протоколов об административных правонарушениях. Наложены штрафы на общую сумму более 30,5 млн рублей.

По результатам проверок в период с 9 января по 15 марта 2019 года за данные нарушения вынесено 237 постановлений об административных правонарушениях. На текущую дату наложены штрафы на общую сумму более 5,8 млн рублей.

В основном о каких нарушениях идет речь?

Знаете, каждый объект индивидуален, как ребенок. Все зависит от застройщика, подрядчика, от самого объекта. Если раньше мы выявляли нарушения, связанные с технологией, некачественным применением материалов, то сейчас эту ситуацию уже переломили. И в настоящее время такие вопросы остро не стоят.

В большей степени сейчас мы уделяем внимание культуре производства, охране труда, технике безопасности. Над этим еще следует поработать. В этом направлении тоже изменения есть. На итоговом заседании коллегии Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ глава ведомства Ирек Файзуллин докладывал об улучшении статистики в этой сфере. Так, за последние 5 лет в 2,6 раза сократилось количество несчастных случаев в строительной отрасли (с 57 до 22, в том числе со смертельным исходом с 19 до 9).

Постепенно мы улучшаем ситуацию. Это не только наш вклад, речь идет об общих усилиях — прежде всего Минстроя, инспекции, исполкомов муниципальных образований.

Над чем надо работать застройщикам Татарстана в первую очередь?

Изучать законодательство! Нам скучать не дают, поскольку в последнее время очень много изменений было внесено в действующее законодательство. И в связи с этим та схема, по которой застройщики привыкли работать, сегодня поменялась. Если раньше мы делали упор на проектную документацию и смотрели на ее  качество с точки зрения технических регламентов, то сейчас законодатель принял решение, что мы смотрим только на соответствие проектной документации. Отсюда следует вывод, что нужно более качественно готовить проектную документацию.

К примеру, раньше был принят термин «зимнее благоустройство», куда входили такие работы, как укладка второго слоя асфальта, посев травы и посадка кустарников. Их выполнение переносилось на благоприятный период. Сейчас в связи с внесенными изменениями это требуется выполнять в полном объеме. В этой ситуации застройщикам нужно предусматривать определенные организационные работы. То есть в графике производственных работ эти работы предусматривали благоприятный период, они откладывали, в надежде, что мы документ о соответствии выдадим. К сожалению, теперь мы не имеем права выдавать заключение о соответствии без выполнения этих работ.

Вы лично выезжаете на проверки?

Обязательно. Я выезжаю по своей программе на объекты, которые в более высокой степени готовности. Когда оцениваю работу наших инспекторов и готовность объектов.

Какие надежды вы возлагаете на новый закон о долевом строительстве жилья?

Ожидания самые хорошие, как от любого закона. У нас все законы хорошие, самое главное — как их выполнять. Какой бы ни был закон, его нужно исполнять. Может быть очень хороший закон, но если его никто не будет выполнять, он превращается в плохой. То же самое относится к 214-ФЗ. Да, мы надеемся, что он улучшит ситуацию с обманутыми дольщиками, поскольку эта тема нам близка и знакома.

Мы ведем сводный реестр обманутых дольщиков по республике и контролируем этот вопрос в свете исполнения закона № 66- 3РТ, в котором полномочия контроля за долевым строительством переданы органам местного самоуправления, а мы контролируем исполнение этого закона исполнительными комитетами муниципальных образований. Получается такая двухступенчатая система.

Со своей стороны, чтобы адекватно реагировать на все вызовы, у нас был создан отдел контроля за долевым строительством, который и занимается этими вопросами в части заполнения всех данных в систему наш.дом.рф.

Расскажите подробнее о полномочиях органов местного самоуправления в области долевого строительства. Какие новшества приносит закон? Какой эффект даст?

В отличие от большинства субъектов Российской Федерации контроль за долевым строительством возложен на муниципальные образования соответствующим законом Республики Татарстан № 66-ЗРТ, в котором четко прописано, что контроль за долевым строительством осуществляют местные муниципальные образования, а инспекция Госстройнадзора осуществляет контроль за органами местного самоуправления в части исполнения этого закона. Все последующие поправки — это всего лишь приведение в соответствие закона Республики Татарстан № 66-ЗРТ с федеральным законодательством. Надо в полном объеме использовать те права и обязанности, которые прописаны в № 66-ЗРТ и № 214-ФЗ.

Муниципалитеты теперь будут вправе выдавать заключения о степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и размещению соответствующих сведений в Единой информационной системе жилищного строительства. Застройщики, получившие вышеуказанное заключение, получат право привлекать денежные средства участников долевого строительства без перехода на эскроу-счета.

Напоминаем, что с 1 июля 2019 года все проекты, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства, обязаны перейти на эскроу-счета, за исключением проектов, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, а также подтвержденных заключением о степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости муниципалитетами.

Вступили в силу изменения в Градостроительное законодательство РФ. Инспекторы начинают проверять нарушения требований Градостроительного кодекса в сфере индивидуального строительства. Как вы оцениваете данное нововведение?

Действительно, внесены изменения в Градостроительный кодекс о том, что мы должны контролировать объекты, на которые не выдается разрешение на строительство. Это одно направление. И второе — в сфере индивидуального жилищного строительства. Но в чистом виде надзорные функции там не выполняются, речь идет только о проверочных мероприятиях.

Важно понять, что наша основная задача — это предупредительная, профилактическая работа на объектах, а потом уже надзорная. А надзорная работа идет в плане выполнения работ согласно проектной документации и качества применяемых материалов согласно проекту. Мы же не подменяем строительный контроль, который обязан вести подрядчик и технический заказчик. Не подменяем технический надзор. Это их задача, которую они обязаны выполнять. В этой части мы только смотрим — выполняется эта работа или не выполняется. Этих проверок может быть не менее десяти на объекте, в зависимости от категории объекта. И заключительным этапом мы выдаем документ, который называется заключение о соответствии построенного объекта проектной документации.

Что касается ИЖС, согласно действующему законодательству, мы должны выйти и проверить объект по обращению либо муниципального образования, граждан, общественных организаций либо других органов. Предметом проверки является наличие разрешения на строительство и разрешения на отступление от нормативов. Но там есть ссылка, что порядок проведения проверки и форма проверки должны быть разработаны федеральным исполнительным органом. К сожалению, к настоящему времени ни форма проверки, ни акт не разработаны. Получается, что закон принят, но подзаконные акты не разработаны. И мы исходя из этого не имеем права входить в ИЖС, не имеем права подменять федеральные органы.

Работа ведется, Минстрой России обязан это разработать. Как только нормативные акты будут приняты, тогда мы будем выходить и смотреть. Но подчеркну — мы не надзор будем осуществлять, а только проводить проверочные мероприятия.

Недавно Госстройнадзор РТ провел встречу с предпринимательским сообществом. В чем заключается основная цель таких встреч?

На этих встречах мы разъясняем застройщикам, техническим заказчикам, подрядным организациям изменения в законодательстве и пути решения задач, которые вытекают в связи с изменениями этого законодательства. Специфика проведения повторной экспертизы при изменении проектной документации, выполнение работ по благоустройству, отличие понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» многоквартирного дома. На совещаниях мы отвечаем на все интересующие предпринимателей вопросы по осуществлению контроля и надзора, который ведется на объектах капитального строительства. Наша общая задача — повысить качество строительства.

Какая работа ведется по антикоррупционной направленности в вашем ведомстве?

В инспекции имеется телефон доверия, где можно оставить сообщение о фактах коррупции. Имеется электронный адрес и «ящик доверия» в здании инспекции, куда можно направлять письменные обращения. Также есть отдел контроля за соблюдением порядка осуществления государственного строительного надзора, который ведет внутренний контроль по соблюдению должностными лицами требований законодательства при ведении государственного строительного надзора. Главная задача отдела — повысить эффективность выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей, в том числе предупредить коррупционные нарушения.

На совещаниях с предпринимательским сообществом, о которых я уже упомянул, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут задать вопросы, в том числе коррупционной направленности.

Какие задачи ставите на будущее?

Задача у инспекции всегда одна — действовать согласно действующему регламенту и законодательству в части проведения процедур государственного строительного надзора, который выражается в конечном итоге в выдаче заключения о соответствии. Или невыдаче, если мы обнаружим отступление от проектной документации.