Скандал с «халяльной свининой»: в Татарстане усилят контроль за производством халяльной продукции

Рынок халяльной продукции в Татарстане за последние годы заметно расширился и вырос – это ощущают на себе рядовые покупатели, которым сейчас есть что выбрать из огромного разнообразия продуктов с маркировкой «халяль» на прилавках. Растет число компаний-производителей дозволенных шариатом продуктов питания и услуг. Однако увеличение количества создает также и проблему качества – наверняка каждый потребитель хоть раз ловил себя на мысли о том, действительно ли приобретенный им товар соответствует указанному на маркировке качеству. Недавний скандал с «халяльной свининой» от компании «Челны-мясо» заставил общественность обратить больше внимания на эту проблему.

В большинстве случаев мы не сомневаемся в надлежащем качестве продуктов с пометкой «халяль» - смотрим на состав и покупаем. Но есть ли гарантия, что продукт с этикеткой «халяль» действительно является халяльным?

О появлении на прилавках свинины с маркировкой «халяль» от компании «Челны-мясо» сообщило ИА «Татар-информ». «Халяльная» свинина продавалась в магазинах сети «Пятерочка».

Стикеры с пометкой «халяль» компанией были выпущены к чемпионату мира по футболу, и не были согласованы с Комитетом «Халяль» ДУМ РТ. Информация на этикетке могла ввести в заблуждение тех, кто не знает, как выглядит знак настоящего сертификата, особенно иностранных гостей, приехавших на чемпионат мира. Тем более, на этикетке присутствовала надпись «Татарское трио халяль».

На пресс-конференции в ИА «Татар-информа» эксперты рассказали, каким требованиям должна соответствовать продукция, сертифицированная «халяль».

Комитет по стандарту «Халяль» создан Духовным управлением мусульман РТ в 2005 году. В 2008 году получил статус самостоятельной юридической организации. Комитет организован для упорядочения и развития производства халяльной продукции в России. Начиная с 2009 года Комитетом по стандарту «Халяль» и республиканским сертификационным методическим центром «Тест-Татарстан» производителям халяльной продукции выдаются сертификаты «Халяль».

«На свинине – стикер к Чемпионату мира по футболу»

Вспомним хронологию событий, связанных с «халяльной свининой» челнинского производителя. 20 июня корреспондент «Татар-информ» позвонила на предприятие с просьбой объяснить, почему у них на свинине стоит маркировка «халяль». В «Челны-мясо» ответили, что надпись «халяль» на стикерах появилась по ошибке. Обещали разобраться в ситуации.

Хотя представители компании-производителя оправдывались, называя случившееся неточностью, допущенной по техническим причинам, Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ оценил это как серьезное нарушение.

«Халяльная» свинина изъята из продажи

Свинину с маркировкой «халяль» решили изъять из прилавков магазинов. Сейчас идет расследование, которое позволит выяснить, кто разработал стикер, кто разрешил его использовать, какому количеству продукции нанесена маркировка, и в какие торговые центры она была отправлена.

«Челны-мясо» до этого производила халяльную мясную продукцию в соответствии с сертификатом, выданным Комитетом по стандарту «Халяль». До выяснения всей информации по факту, Комитет отозвал свой сертификат и предписал компании остановить производство продукции под маркировкой «халяль». Компания «Челны-мясо» на официальном сайте принес потребителям свои извинения.

По отношению сотрудников, допустивших маркировку свинины знаком «халяль», были приняты соответствующие меры.

Тем предприятиям, которые производят нехаляльную «халяльную» продукцию, в будущем могут отказывать в выдаче сертификатов.

«В Татарстане усиливается контроль над производством халяльной продукции»

Ситуацию также прокомментировал Президент РТ Рустам Минниханов. Он отметил, что знак халяль на свинине не может стоять, потому что свинина никак не может быть дозволенной для мусульман.

На совещании в Доме правительства Рустам Минниханов дал поручение создать специальную комиссию. Комиссия при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия будет проверять не только «Челны-мясо», но и всю продукцию с маркировкой «халяль» в Татарстане.

На пресс-конференции в «Татар-информ» также принял участие руководитель республиканского сертификационного методического центра «Тест-Татарстан» Сергей Гогин, который является членом данной комиссии. Гогин заявил, что организация будет проверять производителей не только на предмет продукции, не соответствующей стандартам «халяль», но и выявлять причины, которые привели к этим нарушениям.

Журналисты поинтересовались, является ли законным подобное вмешательство государства в работу частных компаний. Сергей Гогин считает, что государство обязано контролировать и регулировать рынок продаж.

- Особенно в таких случаях. Комиссия создана. Чем она будет заниматься, я уже рассказал. Какие результаты получим, сказать не могу. Комиссия должна выполнить свою работу и сообщить, по каким причинам и каким образом произошел данный инцидент. Выводы будет делать не комиссия, - сказал он.

У Татарстана своя система определения халяльности

В соответствии с правилами, принятыми в Татарстане в 2009 году, сертификацией «халяль» в республике занимаются две организации. Первая – Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РТ – проводит проверку с религиозной точки зрения, а вторая организация - республиканский сертификационный центр «Тест-Татарстан» проверяет продукцию на соответствие санитарным нормам. Предприятие, желающее получит сертификат, пишет заявление сразу в обе организации и оплачивает их услуги.

Комитет по стандарту «Халяль» совместно с республиканским методическим сертификационным центром «Тест-Татарстан» создал «Систему добровольной сертификации соответствующих канонам ислама услуг и продукции Халяль (Halal)» и зарегистрировал ее в Федеральном агентстве Росстандарт. Предприятиям, прошедшим процедуру системы сертификации, выдаются два документа – свидетельство Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ и сертификат государственного образца от республиканского методического сертификационного центра «Тест-Татарстан». Комитет «Халяль» при ДУМ РТ не имеет права проводить сертификацию. Без сертификата «Тест-Татарстан» документ, выданный Комитетом «Халяль», является недействительным.

Иной метод работы у некоторых других комитетов «Халяль» в России. Они сами производят сертификацию, предприятие проходит проверку лишь однажды. В России зарегистрированы 13 сертификационных центров, работают 20 комитетов «Халяль» при Духовных управлениях мусульман.

Комитетом по стандарту «Халяль» выданы сертификаты более 120 юридическим лицам. С момента образования комитета процедуру сертификации прошли более 1500 предприятий.

«Это настоящее преступление против чувств верующих»

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин на своей странице в Инстаграм также прокомментировал скандал с «халяльной свининой» от «Челны-мясо». «Это настоящее преступление против чувств верующих, которое бросает тень сомнения на всю халяль-индустрию. Такие скандалы негативно отражаются на халяльном секторе экономики и на развитии мусульманского бизнеса в целом», - написал муфтий.

Камиль Самигуллин также поблагодарил Комитет «Халяль» ДУМ РТ за жесткую позицию в этом вопросе. Он отметил быструю реакцию общественности. «Этот случай говорит о том, что люди переживают за религию», - сказал он.

«Это произошло из-за халатности предприятия»

Председатель Комитета «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов считает маркировку свинины знаком «халяль» технической неточностью. Об этом он заявил на пресс-конференции «Халяльная продукция – неотъемлемое право мусульман», прошедшей в ИА «Татар-информ».

- В «Челны-мясо» вся продукция производится в одном здании, однако халяльные и нехаляльные продукты перерабатываются и упаковываются на разном оборудовании. Стикер «Татарское трио халяль» по ошибке отправлен в склад нехаляльных продуктов. А там по ошибке их наклеили на свинину. Этикетка «Татарское трио халяль» не согласована со специалистами Комитета «Халяль», она разработана без их разрешения. Это серьезное нарушение, допущенное из-за халатности предприятия, - сказал Марат Низамов.

- Сразу после получения информации Комитет приступил к выяснению обстоятельств произошедшего и устранению нарушений. Расследование еще продолжается, но уже вынесено заключение о несоответствии продукции требованиям сертификации. Мерчендайзерам дано указание изъять из продажи 143 килограмма карбоната. Как выяснилось позже, данный рекламный стикер был нанесен не только на карбонат. То есть маркировка «халяль» была использована и на другой продукции. Тогда мы лишили «Челны-мясо» сертификата «Халяль». Чтобы не нанести урон репутации Комитета, мы пока не работаем с этой организацией. Сколько продукции выпущено с поддельным стикером, в какие торговые центры она отправлена – сейчас это выясняется. Наши сотрудники проверили 12 федеральных и республиканских торговых центров, - сказал Марат Низамов.

Он отметил, что Комитет по стандарту «Халяль» работает более 15 лет. Самый первый «халяльный флагман» «Челны-бройлер» тогда изготавливал 10 тонн продукции, сейчас выпускает 15 тонн. По словам Низамова, сегодня в России и Татарстане сертификат «Халяль» имеют 122 организации. Некоторые из них производят более 200 видов продовольственных товаров.

- Наш комитет первым в России начал выдавать сертификаты, заключив договора с официальными российскими государственными организациями. Ежегодно растет число предприятий, получивших на свои товары сертификат «халяль». Конечно, для нас возникновение такой ситуации очень неприятно, - сказал Марат Низамов.

Почему знак «халяль» не на татарском языке?

В системе стандартов «Халяль» определены требования к сотрудникам, производственным помещениям, транспорту, оборудованию, спецодежде, хранению и размещению продуктов. Марат Низамов отметил, что сертификация «халяль» является сложной процедурой.

- Организация подает заявку в Комитет «Халяль». Параллельно заявка уходит в центр «Тест-Татарстан». Мы изучаем состав продукции, которая будет производиться. Важно, чтобы в его составе не было недозволенных элементов. Кроме того, специалист Комитета едет в организацию и знакомится с ходом производства, проверяет. Также придаем большое значение названию продукции. Запомнился случай. Кондитер хотел дать продукции название «Брызги шампанского». Но халяльной продукции такое название не подходит, поэтому сертификат не дали, - рассказал он.

В пример Марат Низамов привел открывшуюся в 2004 году торговую сеть «Бахетле». В ней представлены более 40 тысяч наименований товара, и только 12 тысяч из них смогли пройти сертификацию, проведенную комитетом.

Журналисты поинтересовались у Марата Низамова, почему стикер Комитета «Халяль» оформлен на русском, английском и арабском языках, но на нем нет надписи на татарском языке. Председатель Комитета пояснил, что знак разработан в 2009 году, в то время он не работал в этой организации, поэтому затрудняется дать точный ответ на этот вопрос. Он также пообещал, что в Комитете подумают над этим.

«В школах нет отдельной кухни для приготовления халяльной еды»

На пресс-конференции также обсудили проблему обеспечения халяльным питанием учащихся школ и воспитанников детских садов. Марат Низамов сообщил, что в образовательных учреждениях для приготовления халяльной еды используется отдельное оборудование. Но имеется ли отдельная кухня для халяльного питания – на этот вопрос он не ответил.

- Комитет «Халяль» ДУМ РТ работает в тесной взаимосвязи с Департаментом продовольствия и общественного питания Казани. Департамент имеет сертификат «Халяль». Более 80 школ и детских садов обеспечиваются халяльным питанием. Процесс производства контролирует представитель Комитета, смотрит, откуда привозится мясо, как оно перерабатывается, - сказал Марат Низамов.

Почему халяльная продукция Татарстана не реализуется на рынках зарубежных стран?

Марат Низамов также рассказал, что для развития производства халяльной продукции есть намерения экспортировать ее в страны Ближнего Востока. Однако это требует времени и денег, подчеркнул он.

- В частности, мы собираемся сотрудничать с Комитетами стран Ближнего Востока, стран Персидского залива. Для организации экспорта нашей продукции нам необходимо получить сертификацию Комитетов этих стран. В других странах нашей продукцией интересуются, однако организация ее экспорта требует много времени и больших расходов. Предприятию придется пройти проверку Россельхознадзора, получить разрешение. Кроме того, у страны бывают свои правила. Они изучают продукцию, ее состав. Эта работа может продлиться 3-6 месяцев. У нас есть несколько организаций, желающих выйти на зарубежный рынок, пока изучаем, набираемся опыта. Недавно побывали в Арабских Эмиратах, встречались с бизнесменами. Им нравится, что наша продукция качественная, особенно большой спрос на мясо птицы, - сказал он.

Арабские страны не могут работать с Татарстаном еще и потому, что наша продукция сертифицируется не только Комитетом «Халяль» ДУМ РТ, но и центром «Тест-Татарстан». Последняя занимается сертификацией всех видов продукции, включая алкогольной. Для мусульманских стран сертификация от такой организации неприемлема.

«“Халяльное пиво” видел собственными глазами»

Недавно в СМИ появилась информация о намерении компании «Татспиртпром» выпускать безалкогольное пиво с маркировкой «халяль». На пресс-конференции в ИА «Татар-информ» руководитель шариатского отделения Комитета «Халяль» Рустам Нургалиев заявил, что существование такого пива недопустимо с этической стороны.

- Халяль означает разрешенное шариатом, дозволенное в исламе. В большинстве случаев мы понимаем это как разрешенные мусульманам еда или поступки, но понятие «халяль» имеет более глубокое значение. Нам нельзя притрагиваться к недозволенному наподобие свинины или алкоголя. Уважающий предписания Всевышнего Аллаха всегда обращает большое внимание на свое питание. Требования Аллаха к питанию мусульманина отчетливо указаны в Коране. Возьмем только питьевую воду. Нам ведь ее не продают прямиком из родника, а проводят через фильтры. В ходе работы могут быть действия, несоответствующие требованиям халяль, поэтому это все время надо проверять, - сказал Рустам Нургалиев.

Представитель Комитета также обратил внимание, что халяль отражает традиции и обычаи отдельных регионов. Например, у нас с удовольствием едят халяльную колбасу из конины, а в Турции ее могут и не употреблять в пищу.

- В России со словом «пиво» неприятные ассоциации, сразу перед глазами встает образ пьяницы. А в Саудовской Аравии, например, нет проблемы алкоголизма, поэтому у них пиво не ассоциируется с чем-то плохим. Поэтому у них есть халяльное пиво, я видел собственными глазами. Считаю, что с этической стороны ставить на пиво маркировку «халяль» нельзя. Потому что у нас в сознании есть неприятие, отторжение к пиву, - сказал Рустам Нургалиев.