Работа с детсадами, школами, родителями: Марат Ахметов обсудил с главами развитие татарского языка

Председатель Комиссии по сохранению и развитию татарского языка при Президенте РТ Марат Ахметов собрал в Тюлячах глав десяти районов Заказанья, чтобы обсудить положение дел в данной сфере. Подробности — в материале ИА «Татар-информ».

В августе прошлого года заместитель председателя Госсовета РТ Марат Ахметов дал поручение главам районов улучшить показатели по количеству школьников, получающих образование на родном татарском языке. Через полгода он встретился с главами в Тюлячах и поинтересовался результатами работы. Такие зональные совещания планируется провести и в других районах республики.

Перед началом официальной части мероприятия гостям показали детский сад «Кояшкай», в котором дети получают образование и воспитание на татарском языке. Участники совещания также ознакомились с деятельностью Тюлячинской общеобразовательной школы, районного Дома культуры и библиотеки.

В татарском детсаду дети снимают мультфильм

В детском саду «Кояшкай» 145 воспитанников, четырнадцать из них — дети из русских семей. По словам заведующей Фариды Хасаншиной, татары и русские занимаются вместе, и при выпуске из садика дети свободно владеют и татарским, и русским языками. Корреспондент ИА «Татар-информ» убедился в этом сам — русские дети действительно без особых затруднений ответили на заданные на татарском языке вопросы. Они знают Тукая, его «Шурале» и «Су анасы».

«Русские родители, когда приводят своих детей, знают, что садик татарский. Поскольку живут среди татар, они положительно относятся к тому, что их дети изучают язык. Некоторые жалеют, что сами в молодости не выучили его», — говорит Фарида Хасаншина.

По ее словам, «Кояшкай» — один из лучших детских садов в республике, победитель множества республиканских конкурсов. В 2020 году получили грант в 500 тысяч рублей как лучший детский сад с татарским языком обучения и воспитания. Благодаря гранту у детей появились новые обучающие игрушки на татарском языке, книги. Арсенал педагогического коллектива пополнился оргтехникой — были закуплены фотоаппарат, ноутбук, принтер, видеопроектор, документ-камера и давняя мечта — мультистудия.

В студии дети сами снимают мультфильмы — лепят из пластилина персонажей, озвучивают ролики. Гостям продемонстрировали небольшой мультфильм, созданный при участии детей.

«В 2013 году выиграли грант в 1 миллион рублей как лучший билингвальный детский сад. Восемь лет назад это была огромная сумма. Обновили материальную базу. В 2016 году стали лучшим садиком года», — перечисляет успехи учреждения Фарида Хасаншина.

«Внеклассные мероприятия шли на русском языке»

В единственной общеобразовательной школе в районном центре обучаются 643 ребенка. Директор Айнур Хафизов руководит школой два года. Он рассказал, что предметы в школе преподаются на русском.

«Когда только пришел на должность, увидел, что все внеклассные мероприятия в школе тоже идут на русском, при этом 530 детей у нас из татарских семей. Мне это показалось неправильным. Сейчас мы большинство внеклассных мероприятий проводим на татарском языке», — пояснил директор.

По его словам, к татарскому больше внимания стали уделять после семинара-совещания с участием Марата Ахметова в августе прошлого года. Тогда перед главами районов, руководителями управлений образования и культуры были поставлены задачи по развитию татарского языка.

«После этого мы все стенды в школе заменили на двуязычные. С 2017 года, когда в республике были сокращены уроки татарского, у нас татарские классы не комплектовались. Планируем со следующего года три из четырех первых классов сделать татарскими. Мы уже встретились с родителями будущих первоклашек, есть договоренность», — рассказал директор школы.

Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах и научно-практических конференциях по татарскому языку. В этом году на республиканской олимпиаде по татарскому языку и литературе получили несколько призовых мест.

Несмотря на русский язык обучения, дети в Тюлячинской средней школе на переменах между собой общаются на татарском языке.

«Для раскрытия способностей более удачным является обучение на родном языке»

На совещании Марат Ахметов сразу обозначил приоритетное направление — работа со школами, детсадами, родителями.

«После первой встречи перед новым учебным годом у нас не осталось времени поработать с родителями. В 2021/2022 году будем уделять этому вопросу серьезное внимание. Если не сможем организовать татарские группы в садах, обучение на татарском в начальных классах, особенно в районных центрах и городах, то результата от остальной нашей деятельности будет немного. Наше главное направление — работа с садами, школами, родителями. Еженедельно Президенту Татарстана будет передаваться аналитический материал по районам», — предупредил Ахметов глав районов.

Он рекомендовал главам напрямую руководить работой по вопросам развития татарского языка.

После совещания, отвечая на вопросы журналистов, Марат Ахметов вновь вернулся к теме работы с родителями.

«Хоть мы и живем в Татарстане, с точки зрения государства чувствуется, что на татарский язык низкий духовный спрос. Немало тех, кто думает: “Что мне дает татарский язык?” Особенно это заметно среди молодых родителей. Поэтому они, устраивая детей в садик, школу, хотят, чтобы их детей обучали на русском языке», — отметил Ахметов.

Для интеллектуального развития ребенка, раскрытия его способностей более удачным является обучение на родном языке, и эту мысль надо разъяснить родителям, подчеркнул заместитель председателя Госсовета РТ.

«Это большая задача для учреждений образования. В новом учебном году мы подведем итоги выполненной ими работы. Спросим у них, насколько они могут донести до родителей красоту, важность языка», — сказал Ахметов.

По его словам, требования к районам будут отличаться.

«Надеемся больше опираться на районы Заказанья. В Алькеевском, Тетюшском, Спасском, Аксубаевском и многих других районах поднимать этот вопрос намного сложнее, там больше противоречий. Районы в нашей республике живут очень по-разному», — пояснил Ахметов.

Сколько татарских детей обучается на родном языке в Заказанье?

Руководитель комиссии привел данные по охвату обучением на родном языке в десяти районах Заказанья. Статистика составлена для первых классов.

Арский район:

В 2020 году в первый класс пришли 711 детей, из них 645 из татарских семей. 393 ребенка получают образование на татарском языке, и этот показатель по сравнению с прошлым годом вырос на 20 процентов. 239 детей-татар обучаются на русском языке, однако внеклассные мероприятия ведутся на татарском.

В семи школах в районном центре комплектованы 23 первых класса. В пяти из них обучение и воспитательная работа ведутся на татарском языке.

«Для родителей, желающих обучать своих детей на татарском языке, в школах условия созданы. В Арском районе есть положительные изменения. Если начальное образование не дать на татарском языке, то одной воспитательной работой больших результатов не добиться. Это надо учесть», — сказал Марат Ахметов, обращаясь к главе Арского района Ильшату Нуриеву.

Атнинский район:

В первый класс в этом году приняли 145 детей, 142 из них — из татарских семей. На родном языке получает образование 91 ребенок (64 процента). В 2019 году этот показатель составлял 57 процентов.

В трех школах в районном центре укомплектованы три первых класса. Обучение ведется на русском языке. 51 ребенок получает образование на русском языке, но внеклассные мероприятия проходят на родном языке детей.

«В Атне тоже заметна положительная динамика. Это значит, что со стороны руководства есть какие-то усилия, однако в районе, где из 145 детей 142 — татары, мы могли бы надеяться и на более высокий показатель», — прокомментировал ситуацию Марат Ахметов, обращаясь к представителям руководства района.

Балтасинский район:

В первый класс пришли 427 детей, 323 из них татары. 172 ребенка получают знания на родном татарском языке, что составляет 53 процента от детей татарской национальности.

151 ребенок обучаются на русском языке, воспитательная работа с этими детьми ведется на татарском языке. В прошлом году внеклассные мероприятия проводились тоже на русском языке.

В двух школах райцентра семь первых классов. Четыре из них комплектованы из детей-татар, но только один класс официально считается татарским.

«Вы можете усилить работу. Пусть руководство школы, Управление образования по-другому начнут работать с родителями», — рекомендовал Марат Ахметов главе Балтасинского района Рамилю Нотфуллину.

Высокогорский район:

В первом классе в этом году 725 детей, в том числе 475 детей-татар. На родном языке получают образование и воспитание 193 ребенка, это 41 процент. Показатель с прошлого года не изменился. Еще 42 ребенка обучаются на русском, внеклассные мероприятия для них проходят на родном языке. 50 процентов первоклассников из татарских семей учатся на русском языке.

В четырех школах райцентра сформирован 21 первый класс. В каждой школе укомплектовано по одному татарскому классу.

«Если работать с родителями, если глава неравнодушен к вопросам сохранения языка, то в Высокогорском районе можно добиться изменений», — отметил Марат Ахметов, обращаясь к главе района Рустему Калимуллину.

Кукморский район:

В первый класс пришли 725 детей, в том числе 554 ребенка из татарских семей. 263 ребенка получают знания на родном языке. Показатель 47 процентов остался на уровне прошлого года. 291 ребенок обучается на русском языке.

В районном центре четыре школы. Только в двух классах преподавание ведется на татарском языке.

«Хотя показатели у вас неплохие, по сравнению с прошлым годом прогресса не заметно. У района в этой части возможности большие, — высказался о ситуации в Кукморском районе Марат Ахметов. — Могут эти два класса удовлетворить потребность районного центра с 20-тысячным населением? Руководители школ ленятся брать у родителей согласие на обучение их детей на татарском, или боятся?» — с таким вопросом Ахметов обратился к главе Кукморского района Сергею Дмитриеву.

Мамадышский район:

В первом классе 430 детей, из них 318 из татарских семей. Всего 58 детей обучаются и воспитываются на родном языке. Это составляет 18 процентов — немного ниже прошлогоднего показателя.

В четырех школах в райцентре 12 первых классов. Татарских классов в этом году нет.

Пестречинский район:

В первом классе 579 детей, в том числе 334 — татары. Лишь 10 процентов первоклашек получают образование на родном языке.

В двух школах в районном центре комплектованы девять первых классов. Везде обучение ведется на русском языке.

«Самый низкий показатель — в Пестречинском районе», — сказал Марат Ахметов.

Рыбно-Cлободский район:

В первый класс пришли 215 детей, в том числе 163 из татарских семей. 53 ребенка получают образование и воспитание на татарском языке. Это составляет 33 процента от общего числа детей татарской национальности. Показатель по сравнению с прошлым годом снизился.

В двух школах в районном центре комплектованы семь первых классов. Обучение идет на русском языке.

Сабинский район:

В первый класс приняли 450 детей, из них 422 татары. 37 процентов из них (156 детей) получают образование и воспитание на родном языке.

В двух школах в районном центре восемь первых классов. Обучение идет на русском языке, внеклассные мероприятия проходят на татарском.

«Ставим задачу в следующем году в районном центре организовать татарские классы. Было бы неплохо, если в каждой школе появилось по одному татарскому классу», — обратился Марат Ахметов к главе Сабинского района Раису Минниханову.

Тюлячинский район:

Из 145 первоклашек 119 — татарской национальности. 48 детей получают образование и воспитание на родном языке. Это составляет 40 процентов от общего количества детей-татар.

В районном центре всего одна школа, первых классов — пять. Обучение ведется на русском языке. В трех классах внеклассные мероприятия проходят на татарском.

«Было бы хорошо, если в следующем учебном году наберете два татарских класса», — обратился Марат Ахметов к главе Тюлячинского района Назибу Хажипову.

Руководитель комиссии доволен работой по сохранению и развитию татарского языка в Тюлячинском районе.

«Мне понравилось содержание работы в образовательных учреждениях Тюлячинского района, отношение главы к сохранению и развитию татарского языка. Он обещал в течение года последовательно вести эту работу. Они также создали свою комиссию, программу», — отметил Марат Ахметов в беседе с журналистами.

«Если в детских садиках и начальных классах ребенок получит эффективное воспитание и образование на родном языке, в будущем он, несомненно, сохранит свой язык», — резюмировал руководитель комиссии.