Забастовка таксистов в Казани: массовый бунт или откровенный фейк?

В Казани распространились слухи о предстоящей забастовке таксистов с призывами казанских водителей не выходить на работу 3 февраля. Корреспондент ИА «Татар-информ» опросил водителей, владельцев таксопарков и представителей операторов и узнал, на самом ли деле планируется бунт, чего хотят добиться водители и против чего бастуют.

В соцсетях появилась листовка некоего Казанца888, адресованная «братьям таксистам». Это черно-белая фотография распечатанного письма, в котором автор призывает водителей поддержать выходной 3 февраля и не брать заказы от операторов. Казанец888 пишет, что мятеж связан с демпинговыми ценами агрегаторов и низким заработком таксистов. «Работа у нас такая же тяжелая, как у шахтеров, даже с большим графиком (до 20 часов в день) из-за нищенских тарифов и расценок», — говорится в письме. 

Организаторы неизвестны, а мятеж — хайп

Первым делом мы решили найти организаторов забастовки и выяснить, что за таксист-активист стоит за данным сообщением. Для этого мы зашли в группу таксистов Казани во «ВКонтакте», нашли фото того самого письма с призывами бойкотировать клиентов 3 февраля и написали человеку, который предложил данную новость к публикации. К слову, автор поста повел себя странно, сказал, что его подставили, и на последующие вопросы не ответил.

Администраторы паблика в переписке с корреспондентом и вовсе отметили, что листовку не читали и к забастовке никакого отношения не имеют.

Даже само вирусное письмо, распространенное в Интернете, не содержит каких-либо сведений об инициаторах бунта. «У нас нет единого центра и лидера, все мы, как в других странах, этого хотим. И главное, что все это сделать легко и просто, без митингов и собраний», — написал аноним под псевдонимом Казанец888.

Поиск по данному имени в социальной сети ничего не дал, и мы решили искать в Интернете. Последний раз человек с таким ником «светился» в Сети в 2010 году на форуме для любителей черепах.

Свет на эту ситуацию не пролили и администраторы казанских групп для водителей Gett и «Яндекс.Такси», предположив, что забастовка всего лишь фейк.

«Мы узнали о забастовке от СМИ, но не видим конкретных требований и организаторов. Это просто фейк и хайп, просто картинка из другого города, переделанная под Казань, с предложением отдыхать один день в месяц. Все распространяют ее просто как спам», — рассказали администраторы групп, пожелавшие остаться неназванными.


Новость о забастовке могли сфабриковать сами операторы для привлечения клиентов

Новость о предстоящей акции действительно может быть фейковой, заявил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин, который также добавил, что ни о каких планируемых забастовках в Казани не слышал.

Однако если информация о протесте — это фальшивка, встает другой вопрос: кому это может быть выгодно? Неожиданной версией поделился глава профсоюза таксистов. Щербинин не исключил, что новость о планируемой забастовке могли сфабриковать сами операторы такси для привлечения клиентов.

«Агрегаторам бывает достаточно выгодно распространять такие новости. Это привлекает пассажиров, и я не исключаю такой вариант», — заявил Щербинин.

Несмотря на то что данное письмо носит все признаки фейка, некоторые казанские СМИ растиражировали информацию. Однако ни один журналист не смог найти организаторов акции (или хотя бы людей, которые знают их лично) и получить комментарий от инициаторов массового выходного.


Оператор призывает таксистов держать язык за зубами

Хотя организаторов акции так и не удалось найти, последователи у данного мероприятия все же есть. Местные таксисты обсуждают предстоящее событие в группах в соцсетях, а некоторые наиболее активные собираются в нем поучаствовать. Оказалось, многие водители недовольны ситуацией на рынке услуг перевозок.

Чтобы выяснить причины волнений среди казанцев, вызываем такси. Шофер с удовольствием с нами разговаривает, но просит не называть его в публикации. Сначала мы решили, что это связано с какими-то личными причинами, однако ситуация повторилась и во время следующей поездки с другим водителем.

К нашему удивлению, сохранить инкогнито пожелал и руководитель казанского таксопарка (назовем его Айдар). Он поделился, что причины такой таинственности среди водителей заключаются в том, что согласно договору с одним из крупных интернет-агрегаторов водители, подключенные к системе, не имеют права разглашать данные о компании, выкладывать их куда-либо или давать комментарии журналистам, рассказал он.

Так, при написании статьи мы использовали комментарии около десяти водителей и глав таксопарков. Более половины из них решили сохранить анонимность.


Таксисты готовы бастовать из-за низких цен на поездку и высоких комиссий

По словам главы таксопарка Айдара, некоторые водители, с которыми он работает, обсуждают предстоящую забастовку, планируют в ней участвовать и не выходить на работу 3 февраля. Однако они задумали игнорировать только одного оператора, а на заказы от других операторов откликаться. Все дело в низких ценах на поездки, уверен он.

«Да, я обязательно буду участвовать в забастовке и никаких заказов в этот день не приму! Из-за нашего массового протеста они просто потеряют миллионов десять за день», — подчеркнул таксист Родион («Яндекс.Такси»).

«В нашем таксопарке более тысячи машин. Ежедневно работает примерно 100 водителей. В рабочей группе некоторые водители обсуждают, что собираются бастовать. Причина — слишком маленькие цены за поездку . То есть в этот день водители планируют не катать пассажиров одного из сервисов, а брать заказы с других», — рассказал владелец казанского таксопарка Айдар.

По его словам, на рынке Казани есть крупный игрок, за которым тянутся и другие, более мелкие компании. Например, если он вводит какие-то бонусы, Gett и «Лидер» тоже перенимают эти изменения, то же самое и с ценами. Однако чтобы клиенты не разбежались, другие компании тоже вынуждены уменьшать стоимость поездки.

Недовольные данной ситуацией водители обсуждают, что минимальная поездка должна вырасти с 69 до 100 рублей, а стоимость одного километра — с 9 до 18 рублей, сообщил глава таксопарка.

Среди причин бунта также высокие комиссии компаний. Например, как рассказали таксисты, за каждый заказ «Яндекс.Такси» забирает около 15% от общей суммы поездки, а 3 – 5% придется отдать таксопарку. То есть цены за поездку — маленькие, как пять лет назад, комиссия — большая, бензин — дорогой, резюмировал собеседник агентства причины недовольства своих сотрудников.

«Некоторые таксисты, с которыми я сотрудничаю, спрашивали про забастовку. Я им объяснил, что это их право, но мы работаем в штатном режиме», — говорит руководитель казанского таксопарка Руслан (в штате 700 автомобилей).

Мы поинтересовались у пиар-службы «Яндекс.Такси», знают ли в компании о намечающейся забастовке казанских водителей. Однако ответа так и не дождались.

Что выгодно клиентам, то невыгодно водителям

Низкие цены на проезд привлекают клиентов, но от этого страдают водители, поделился своим взглядом на проблему владелец казанского таксопарка Руслан (в штате 700 автомобилей).

«Честно, таксовать в Казани невыгодно. Я говорю это с точки зрения водителя такси. Например, в 2010 году стоимость проезда от бывшего „Рамстора“ (ныне ТЦ „Сити-центр“ на Мавлютова — прим. ТИ) до Военного 33-го городка была 180 – 200 рублей. С появлением различных сервисов вроде „Яндекс.Такси“, Gett или Uber в 2019 году это же расстояние можно проехать и за 110 рублей», — рассказал Руслан.

По его словам, такой ценник крайне неудобен для водителя и не дает ему заработать. Машину нужно заправить, оплатить ее аренду и комиссию автопарка. В итоге с заказа он получит рублей 30, отметил представитель таксопарка.

«Сейчас работа в такси — это не работа. Я таксовал в конце 1980-х — начале 90-х. Вот это была работа! Люди стояли на поребрике и голосовали с поднятой рукой, мы их сажали и точно знали, что получим деньги. А сейчас я этого не знаю. Я еду на заказ, но даже не уверен, выйдет ли пассажир!» — поделился водитель Олег (Такси «Максим»).

Кроме того, ежедневные расходы на бензин составляют около полутора тысяч рублей. Если машина на газу, затраты на топливо обойдутся дешевле — 800 – 1000 рублей. Это в случае, если человек действительно работает, а не выборочно следит за заказами, добавил глава таксопарка Руслан.

«Я работаю уже четыре года. Раньше я за 6 часов зарабатывал столько же, сколько сегодня за 10 – 12 часов. В день выходит около 3 тыс. рублей „чистыми“. Раньше можно было и 5 тыс. заработать, сейчас — очень трудно», — рассказал таксист Ильдар (Такси «Лидер»).

Не до забастовок арендникам, мигрантам и пессимистам

Несмотря на наличие сторонников забастовки, скорее всего никаких проблем у пассажиров не возникнет. Дело в том, что 3 февраля — это воскресенье, многие казанцы отдыхают, и традиционно в этот день у таксистов заказов меньше, чем по будням, отметили администраторы группы водителей Gett и «Яндекс.Такси» во «ВКонтакте».

Также они считают, что волнения не смогут охватить большое число водителей. К примеру, забастовка точно не коснется мигрантов из стран СНГ, которые таксуют на казанских улицах, водителей на арендованных машинах, а также таксистов с денежными трудностями, заметили представители группы агрегаторов в социальной сети.

«Большинство водителей про эту забастовку и не знают. Например, в такси работает много легальных и нелегальных мигрантов из СНГ, которые плохо понимают по-русски или понимают, но не сидят во «ВКонтакте» и про забастовку не в курсе», — поделились авторы паблика.

По их словам, участие в протесте серьезно ударит по карманам водителей на арендованных автомобилях — за день простоя придется заплатить так же, как и за полный рабочий, а это примерно 1000 – 1500 рублей. Не будет популярна акция и у тех водителей, которые имеют долги, ипотеку, платят алименты или кредит за машину, отметили администраторы групп для водителей.

«О забастовке я не слышал. Я таксист, который сам по себе — работаю всего 3 – 5 раз в месяц, катаюсь чисто по выходным, болтаю с людьми для души. Есть основная работа, таксую на собственной машине. На подработке можно заработать неплохие деньги. Некоторые этим и живут», — таксист Артем (Такси MINI).

Многие просто не уверены, что бойкот может привести к реальным результатам, поделился владелец таксопарка Айдар.

«Шляпа — эта забастовка. Все равно все работать будут. Не забастуешь у нас тут. Что тут бастовать? Мы в Германии, что ли? Я точно не буду», — категорично заявил таксист Ильдар («Лидер»).

«Это происходит каждый год. В том году бастовали, толку не было, и сейчас никакого эффекта не будет. Если бы каждый водитель на 100% знал, что сегодня будет бастовать тысяча машин, то был бы какой-то эффект, но на линии в „Яндексе“ каждый день работает около 3 – 4 тыс. водителей Казани. Если из них будет бастовать только 100 машин, ничего не изменится», — отметил владелец таксопарка Айдар.