Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Событие, так и не ставшее событием: кого, как и за что удостоили премии имени Ильгама Шакирова?

Событие, так и не ставшее событием: кого, как и за что удостоили премии имени Ильгама Шакирова?
В феврале состоится первое вручение Республиканской премии имени Ильгама Шакирова. В конце 2020 года стали известны имена ее лауреатов. Но, как ни странно, а может, и не странно вовсе, — тема не получила широкого охвата. Корреспондент ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова разбиралась в причинах.

Республиканская премия имени легендарного татарского исполнителя Ильгама Шакирова присуждается исполнителям за достижения в области национального вокального искусства, получившие высокое общественное признание. Кроме того, за исполнительское мастерство и плодотворную деятельность по сохранению и популяризации исконных традиций татарской певческой культуры и развитию профессионального песенного и вокального творчества. Так указано в положении о премии.

Организаторы заявляют, что это вторая по престижности премия после Государственной премии им. Габдуллы Тукая. Призовой фонд составляет 600 тыс. рублей. Присуждаются три премии по 200 тыс. рублей: двум вокалистам (мужчине и женщине) и исполнителю в номинации «Народное пение».

Для объективности оценки конкурсантов комиссия работает на двух уровнях. То есть эксперты ставят баллы по рейтингу, и на основе этих баллов комиссия под руководством заместителя Премьер-министра РТ, председателя Национального собрания «Милли Шура» Василя Шайхразиева выносит решение.

Под конец года решение комиссии стало известно широкой общественности. Вот первые лауреаты Республиканской премии имени Ильгама Шакирова: 

В номинация «Вокал» (женщины) народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России, солистка Государственного оркестра народных инструментов под руководством А. И. Шутикова Резеда Галимова.

В номинации «Вокал» (мужчины) — заслуженный артист Татарстана Филюс Кагиров.

В номинации «Народное пение» (артист самодеятельности) — Флёр Шакиров — племянник Ильгама Шакирова.

Что касается состава комиссии, то вот они — лица, ответственные за решение о лауреатах престижной премии:

Василь Шайхразиев, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель комиссии;

Ирада Аюпова, министр культуры Татарстана, заместитель председателя комиссии.

Члены комиссии:

композитор, председатель правления общественной организации самодеятельных композиторов Республики Татарстан Риф Гатауллин;

депутат Государственного Совета РТ, народный поэт Ркаиль Зайдулла;

племянница Ильгама Шакирова Руфия Зарипова;

начальник Управления культуры и развития языков народов Татарстана Аппарата Кабинета Министров РТ Ляйсан Низамова;

профессор Казанской государственной консерватории, народная артистка Татарстана Зиля Сунгатуллина;

художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, заслуженный артист РФ, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов;

профессор Казанского государственного института культуры, заслуженный артист РФ, народный артист РТ Салават Фатхутдинов.

В этом году на премию Ильгама Шакирова было подано 27 заявок. Вот список заявившихся по номинациям:

Мужской вокал: Ильгам Валиев, Филюс Кагиров, Рим Камалов, Ришат Тухватуллин, Рафис Хуснутдинов.

Женский вокал: Резеда Галимова, Дина Гарипова, Римма Гиззатуллина, Эльза Исламова, Альфира Нургалиева, Милана Сайдаева, Роза Шакирова.

Народное пение: Айдар Ракипов, Бетул Хайретдин, Зайнаб Фархетдинова, Мингол Галиев, Гульфария Гафарова, Дина Шакир, Равис Зарипов, Рим Камалов, Гульзада Сафиуллина, Зульфия Таранова, Камиля Фасхутдинова, Лена Фатхуллина, Рима Хайруллина, Флёр Шакиров, Вильдан Шарафутдинов.

Согласно положению, претенденты на премию в номинации «Вокал» должны отвечать следующим требованиям:

·       достижения в области профессионального вокального искусства;

·       высокий уровень исполнительского мастерства музыкальной программы;

·       наличие высшего (среднего профессионального) вокального (музыкального) образования;

·       наличие опыта работы на сцене не менее 10 лет;

·       наличие в репертуаре песен из музыкального наследия Ильгама Шакирова;

·       наличие в репертуаре произведений известных татарских композиторов;

·       наличие в репертуаре народных песен.

Номинация «Народное пение»:

·       вклад в популяризацию татарской музыкальной культуры Республики Татарстан;

·       уникальность исполнения, своеобразие стиля;

·       новизна и оригинальность.

Общее требование для двух номинаций — это наличие положительных публикаций, рецензий, отзывов в средствах массовой информации.

Если по условиям положения допускается самовыдвижение на соискание премии по номинации «Народное пение», то профессионалов могут выдвигать только коллективы.

Что думают претендентах и лауреатах представители культуры и искусства?

«Все решилось как-то быстро»

Народный поэт, депутат Государственного Совета РТ Ркаиль Зайдулла: «Мы рассматривали тех кандидатов, на имя которых были поданы документы. Вероятно, кто-то остался в неведении. До нас экспертный совет выставил баллы. Резеда Галимова и Дина Гарипова имели одинаковое количество баллов, если я не ошибаюсь. У Филюса Кагирова и Ильгама Валиева была небольшая разница. Не секрет, что Резеда Галимова служит татарскому искусству больше Дины. У нее хороший голос, активно участвует во всех литературно-художественных мероприятиях. Я не могу сказать, что она неизвестна: а если ее кто-то не знает, то в этом нет вины Резеды. Дина ведь стала известной благодаря «Голосу».

Были небольшие недопонимания в связи с номинациями. Известные популярные исполнители подали документы в номинации «Народное исполнение», а ведь там артисты самодеятельности. Хорошо, пусть их нельзя назвать профессиональными певцами, но ведь и самодеятельными не назовешь. А Мингол абый (Галиев) — профессионал. Салават выступил в его защиту и сказал: «Мингол абый воспитал много студентов». Но он не прошел…»

Народный артист Татарстана и Башкортостана, заслуженный артист России, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая Идрис Газиев: «Присуждение премии имени Ильгама Шакирова — большое событие для мира искусства. Сколько бы мероприятий мы ни проводили для увековечения имени Ильгама абый, все кажется мало. Премия такого уровня — это большая ответственность как для соискателей, так и для комиссии.

Очень рад за Резеду: она профессиональная исполнительница академического направления. Я воспринимаю ее, прежде всего, не как певицу, исполняющую песни из репертуара Ильгама Шакирова, а как певицу, на профессиональном уровне исполняющую песни любимых композиторов Ильгама Шакирова, таких как Яхин, Мозаффаров.

Среди кандидатов был и наш Ильгам Валиев из Башкортостана. Филюс Кагиров — выдающийся певец. Но в плане опыта, репертуара, отношения к Ильгаму Шакирову я поставил бы Ильгама Валиева чуть выше. Ильгам ведь поет уже давно, а Филюс пришел относительно позже. Они учились у Ильгама, выросли на его песнях. Ильгам был примером для теноров. Филюс — хороший вокалист, но нужно учитывать и внесенный вклад.

Конечно, я понимаю, что Зиля Сунгатуллина, член комиссии, отдала предпочтение Филюсу, ведь он ее ученик. Такие субъективные моменты тоже присутствуют.

Я готовил материал про Ильгама Валиева для прессы, подумывал направить комиссии письмо. А все решилось как-то неожиданно быстро. Остались в недоумении. Вот я и вас хочу спросить: если это премия, то нужно ли выносить на обсуждение общественности, проводить обмен мнений? Я считаю, что все это должно быть доступно и открыто. А если все решает только экспертная комиссия, значит, я все понял неправильно.

У нас в Башкортостане существует Республиканская премия имени Шаехзады Бабича. После объявления кандидатов на соискание премии о них рассказывают, народ выражает свое мнение. С кандидатами на премию Тукая так же поступают. Здесь мы даже не были осведомлены — дошли ли документы Ильгама до комиссии?..»

«У меня есть своя школа пения»

Народный артист Татарстана Мингол Галиев: «Мою кандидатуру выдвинул Совет аксакалов Всемирного конгресса татар. Документы мы подали, но я знал, что премию не получу. Ведь я отношусь не то к культуре, не то к образованию — и там, и здесь. В положении есть условие — наличие песен из репертуара Ильгама Шакирова. В целом наши репертуары во многом совпадают. И разница в возрасте у нас небольшая, всего пять лет, мне скоро 80 будет. Когда я посещал подготовительные курсы консерватории, Ильгам Шакиров был студентом пятого курса. Как-то мы пересеклись в аудитории и разговорились, он попросил меня спеть. Когда я исполнил песню, он сказал: «Син дә моңлы икәнсең» («Ты тоже красиво поешь»).

Я из тех, кто изучает голос Ильгама Шакирова, и работаю в направлении, которое так почитал Габдулла Тукай, — пение, не открывая рот широко. У меня есть своя татарская школа пения — с 1969 года я занимаюсь этим направлением.

Говорят, что Ильгам Валиев не получил премию, у него все впереди, сможет стать лауреатом еще не раз».

«Для меня оценка Всевышнего дороже. И ее не заполучить в Этом мире»

Народная артистка Татарстана, общественный деятель Гульзада Сафиуллина: «Кто получил премию? Я и не знала. Символично, что лауреатом стал артист самодеятельности. Профессиональные певцы весьма достойные. Искренне рада учреждению такой награды. И дело тут не в деньгах. Главное — у нас есть продолжатели традиций Ильгама Шакирова. У исполнителей еще не было своей премии. Были высказывания о том, чтобы премию Габдуллы Тукая не присуждать певцам. Несмотря на то что у нас были и есть достойные этой государственной премии личности.

Что касается премии, да, мне предлагали. Но я не думаю о себе, мне дороже оценка Всевышнего, и ее не заполучить в Этом мире. Меня не привлекают медали. У меня свой мир, где свои ценности. А им нужнее, им нужно расти. Премии хорошо получать своевременно».

«Закрадывается мысль: а где же мнение народа?..»

Народная артистка Татарстана Зайнаб Фархетдинова: «Я и не слышала о конкурсе, когда мне позвонили из филармонии и предложили стать соискателем на премию И. Шакирова. В прессе провели опрос, в котором народ высоко оценил мое творчество, и я подумала, если откажусь, то это будет выглядеть, будто я растоптала доверие своих зрителей. Документы подавали уже в последние дни приема заявок. Если бы мне не позвонили, вероятно, я бы и не знала о премии. Спасибо, что предложили направить заявку.

Узнала, что победили Филюс и Резеда, а третьего лауреата я и не знаю. Может быть, документы подавали сотни, тысячи претендентов — кто его знает.

Здесь оценивают людей, показавших себя перед зрителями. Такие премии очень нужны, чтобы дать стимул для дальнейшего роста и творчества. Но в голову закрадывается мысль: а где же мнение народа?.. Конечно, я не вправе оценивать действия министерства, может быть, они хотят показать труд артиста филармонии. А я как человек, состоявший в тесной связи с народом, мыслю иначе.

Министерство взялось за колоссальную работу: увековечивает имя Ильгама Шакирова, который сумел поднять национальное искусство до таких высот. Ильгам абый — это жемчужина нашей нации. Я выросла на том, что татарская песня должна исполняться именно как у них, я продолжаю их традиции. Довожу до зрителей народные мотивы. И думаю, что я на правильном пути».

«Премия должна немного всколыхнуть песенное искусство»

Композитор Риф Гатауллин: «Учреждение такой премии — дело прекрасное. Она должна хоть немного всколыхнуть песенное искусство. Ильгам абый превознес татарскую песню до высот. Только потом на эстраду пришли Хамдуна, Салават и другие. Стало быть, и требования зрителя стали мягче, и высшие круги не требовали высокого уровня. Салават и сам признается, говорит: «Времена такие выдались». В 90-е годы произошел крах всего.

На заседании комиссии мне понравилась позиция Василя Шайхразиева, он относится к делу с пониманием, не напирает. У меня было свое мнение относительно кандидатов на премию. Но эксперты заранее составили рейтинг. И высшие баллы были проставлены Филюсу Кагирову и Ильгаму Валиеву. Мы не стали отходить от их решения. Я и не хотел спорить: Галимова и Кагиров весьма достойны. Но есть недопонимание в номинациях. Профессионалы тоже подали документы в номинацию «Народное пение». Профессионального образования у них может и не быть, но ведь они всю жизнь поют. Считаю, что выдвинутые в данной номинации Зайнаб Фархетдинова, Гульзада Сафиуллина так же достойны получить премию. Но в номинации «Народное пение» был представлен племянник Ильгама Шакирова, и мы не стали оспаривать это решение. Брат Ильгама Шакирова — Киямутдин тоже имел красивый голос, в свое время братья даже выступали дуэтом. Народ был поражен.

А почему Мингол Галиев был представлен в этой номинации — я не понял, ведь он исполнитель с консерваторским образованием. Премия присуждается впервые, всего не учесть, со временем все встанет не свои места».

«В первый год планка должна быть высокой»

Артист Камаловского театра, заслуженный артист Татарстана Ильтазар Мухаматгалиев: «Хотелось бы, чтобы в первые годы присуждения премии появилось ощущение, что это справедливый конкурс. Со временем все они становятся однообразными: кого-то подтягивают сверху, кого-то проталкивают снизу, кто-то сам идет напролом. Но в первые годы лауреаты и среди профессионалов, и среди артистов самодеятельности не должны вызывать сомнений. Консерваторское образование необходимо сделать главным условием. Говорили, что результаты станут известны лишь в 2021 году, — есть надежда, что это нам просто хотели пощекотать эмоции, не думаю, что это окончательное решение.

Кандидатура Филюса Кагирова, на мой взгляд, ни у кого не вызывает вопросов. При упоминании премии имени Ильгама Шакирова действительно перед взором предстает образ Филюса Кагирова. Предстает Альбина Шагимуратова, поющая татарские песни по всему миру. А что касается самодеятельности — я бы поставил Зульфата Хакима. Настолько самобытный, справедливый, требовательный к себе. Мне кажется, в искусстве пения он сумел сказать свое слово. В этом году отметил свой юбилей».

Некоторые наблюдения

Если рассмотреть лауреатов нынешнего года, то премию вполне можно считать частью деятельности филармонии. Потому как Ильгам Шакиров всю жизнь работал параллельно с филармонией. Именно поэтому на соискание премии была выдвинута Резеда Галимова, творческая деятельность которой развивалась в рамках филармонии, и она прошла в финал с наибольшим количеством баллов.

Что касается Ильгама и Филюса, а не сыграло ли решающую роль и то, «кто чей»? Зачастую при проведении разных вокальных конкурсов не важно, кто победил, важнее — чей ученик стал победителем. Мы определяем лауреатов не по фамилиям, а по именам наставника-преподавателя: ученик Салавата, ученик Венеры и т.д.

В случае с премией Ильгама Шакирова певца из Башкортостана Ильгама Валиева выдвинул Культурный фонд им. Рашида Вагапова. Да, соблюдая все условия. При помощи Министерства культуры фонд даже организовал концерт «От Ильгама — к Ильгаму». Однако… В уходящем году имя руководителя фонда Вагапова Рифата Фаттахова не всегда упоминалось в СМИ в положительном ключе. При поддержке Президента РТ фонд провел конкурс «Новая татарская песня», и среди артистов возникло недовольство в связи с тем, что организация на десять лет заполучила авторские права на песни, отобранные для конкурса. Предполагаю, что эта история могла наложить тень и на кандидатуру Ильгама Валиева.

Основываясь на положении...

Какими должны быть главные требования к претендентам на звание лауреата Республиканской премии имени Ильгама Шакирова?

И профессионалов, и артистов самодеятельности должно объединять одно условие — достижения в области национального вокального исполнения, деятельность в сфере сохранения и популяризации татарской песенной культуры, и еще одно крайне важное условие — общественное признание. Неважно, есть у тебя диплом или нет, главное — служи людям и будь признан народом!

Может быть, двухуровневый отбор кандидатов, как это изложено в положении, и есть один из способов объективности оценки. Но правильно ли не информировать общественность о кандидатах через СМИ, не давать возможность высказать мнение хотя бы в социальных сетях? Вот сейчас ставят иммерсивные спектакли, полностью погружая зрителей в постановку, готовят интерактивные спектакли для детей, вовлекая их в действие. То есть границы размываются. А здесь… Раз — и вынесли решение.

После заседания комиссии по присуждению премии имени Тукая и до официального разглашения у нас стараются скрыть имена лауреатов. Как бы тщательно это ни скрывалось, информация как-то просачивается, и начинается обсуждение. А тут вдруг нежданно-негаданно объявляют имена лауреатов. Но какой толк сейчас что-то обсуждать — решение вынесено, поезд ушел.

В какой-то степени я даже понимаю, почему организаторы так поступили — наверное, это делалось для того, чтобы до активизации «крыш» претендентов пресечь всякие стремления изменить решение. И это правильно! Все мы с вами очевидцы кутерьмы вокруг премии Тукая, когда бодаются не кандидаты, а их «крыши».

Вероятно, в будущем потребуется усовершенствовать положение Республиканской премии имени Ильгама Шакирова. А для этого необходимо ответить на несколько вопросов:

Правильно ли заменять обсуждение общественности рейтингом экспертов?

Вероятно, нужно сделать общедоступными имена экспертов и их мнения о кандидатах.

Кого мы имеем в виду, говоря о номинации «Народное пение»? В какой номинации могут претендовать на премию артисты из народа, уже получившие звание «Народный артист Татарстана»?

Что такое общественное признание? Чем его измеряют? Кто виноват, что кто-то кого-то не знает и не признает?

Первостепенная цель певца — это только мастерство исполнения или же он еще должен быть и передовым представителем своего народа?

К сожалению, премии у нас присуждаются не за произведения, ставшие событием года или событием определенного промежутка времени. Все премии присуждаются как результат многолетнего труда личности. Это правильно?

Премия лауреатам нынешнего года будет вручена в следующем году — в феврале, на вечере памяти Ильгама Шакирова.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев