В основе «Собибора» реальная история об успешном восстании евреев в нацистском лагере смерти. Четыреста человек смогли вырваться из места ужаса, смерти и боли, огражденного от остального мира колючей проволокой и минами. Сто узников погибли во время побега, а еще около 150 человек немцам выдали местные жители. Затем «Собибор» был стерт с лица земли по приказу немецкого командования как свидетельство позора третьего рейха. Обо всем этом зритель узнает из справки до начала финальных титров.
Военная драма вышла накануне Дня Победы и носит слоган: «Подвиг, который мы забыли». Действительно, чаще всего за основу подобных фильмов берется история героизма на полях сражений — «Брестская крепость», «Сталинград».
После просмотра трейлера может возникнуть ощущение, что подвиг красноармейца Печерского, возглавившего восстание в «Собибора», станет стержнем, за который будут цепляться истории других персонажей. А с учетом того, что роль лейтенанта исполнял потрясающий актер Хабенский, было предчувствие, что он перетянет все внимание на себя. Но наши опасения не оправдались, и Хабенского-режиссера хочется отметить за проработанность персонажей.
Первым на экране появляется далеко не Печерский, а другие герои — ювелиры Семен Розенфильд (Гела Месхи) и Якоб (Джошуа Рубин) с кокеткой- женой Ханной (Михалина Ольшанска). Подросток, 15-летний Шломо (Иван Злобин), обещает сделать сестренке серьги и неохотно прощается с ней — мужчин и женщин по приезде в «Собибор» разделяли.
Кажется, эти люди и не подозревают, в какое ужасное место их двое суток везли в товарных вагонах. Опасность чувствует разве что Хаим Энгел (Фабиан Коченски), который предупреждает скромную, но привлекательную Сельму (Мария Кожевникова): скажи, что хоть что-то умеешь, иначе убьют.
Хабенский сознательно подобрал актеров со всего мира — надеется зайти с этим фильмом в Европу. Например, антагониста сыграл американский актер и лауреат премии «Сезар» Кристофер Ламберт. Он блестяще справился с ролью офицера-эсэсовца, монстра Карла Френцеля. Нацисту доставляет удовольствие издеваться над евреями, но тем не менее он равен по силе гордому и несгибаемому Печерскому.
При этом у режисера не получилось в достаточной мере раскрыть женские персонажи. Например, большую часть фильма героиня Кожевниковой Сельма просто стоит с ничего не выражающим лицом, полная отрешенность и крайне мало реплик. Сложно понять, что между еврейкой, понравившейся даже главному в лагере смерти, и Хаимом сложились теплые чувства.
Вместе с тем со своей задачей справилась шведская актриса Фелисе Янкелль, сыгравшая Люку. Не ясно, какие отношения связывают ее с Печерским, но она заставляет его поверить в невозможное, в спасение, и помогает зализать раны. Мы не раз слышим о восстании в Минске, в котором участвовал красноармеец, о том, что там погибли евреи, а он выжил. Но авторы так и не удосуживаются сообщить зрителю, в чем же дело, что можно назвать небольшим, но проколом.
Большое внимание Хабенский-режиссер уделил бытовым звукам и саунд-дизайну. Зритель постоянно ощущает свет прожекторов, освещающих лагерь смерти — с помощью звуков авторы смогли передать ощущение, как движется световой луч. Во время просмотра понимаешь, как звучит страх быть застрелянным нацистами и боль от потери близкого человека.
Музыку для «Собибора» создал киргизский композитор Кузьма Бодров, который стал открытием этого фильма. Именно за счет музыкального сопровождения в первые 10 минут драмы понимаешь, что грядет нечто ужасное, что нацисты хотят принести лагерю смерти новую жертву. Благодаря работе Кузьмы Бодрова мы чувствуем безнадежность существования в «Собиборе» и боль еврейского человека, который осознал, что прах его родного человека уже развеян по ветру.
Оператором в многонациональную компанию создателей «Собибора» позвали литовца Рамунаса Грейчюса. Особенно хочется отметить его работу в эпизоде вечеринки нацистов, где творилось полнейшее мракобесие. Это походило на дьявольское веселье в аду, где вместо грешников были евреи, терпящие телесные и моральные истязания. При съемках вечеринки использовался прием «дрожащей камеры», из-за которой у нас все начинает плыть в глазах, словно мы оказались на месте загнанного и изнеможенного Печерского.
Хронометраж картины 110 минут, в ней нет затянутых эпизодов, а финальные сцены побега разворачиваются крайне стремительно. Весь фильм по законам кольцевой композиции связывает дыхание бегущего Шломика.
В своем первом фильме Хабенский справился с нелегкой военной тематикой и сумел достойно рассказать о холокосте. Он не играет на наших чувствах — на экране не так много смертей и крови, они присутствуют лишь по необходимости. Многонациональный актерский состав стал изюминкой фильма, но вот его женская составляющая справилась с поставленными задачами лишь частично. После «Собибора» понимаешь, что неосязаемые и беззвучные сущности типа света и страха можно слышать, поэтому хочется пожелать российскому кинематогрофу столь же проработанных по саунд-дизайну картин.
Нет комментариев-