«Российский человек просто боится заболеть онкологией. В развитых странах дело обстоит по-другому, там боятся, что злокачественное образование будет выявлено на поздней стадии. Это принципиально сразу расставляет все акценты. Мы постоянно пытаемся убежать от проблемы, не проходить диспансеризацию, не обследоваться, тянуть до последнего, и в результате получается, что выявляемость у нас как раз не очень-то и хороша. И вот выявление на поздних стадиях превалирует. А результаты лечения, безусловно, на ранних стадиях злокачественного образования лучше», – объяснил профессор Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Блохина Минздрава России Константин Лактионов.
На сегодня рак легкого одно из самых распространенных видов онкологических заболеваний. Только в Татарстане каждый год выявляют около 1600 пациентов со злокачественными опухолями в легких. И около 70% из них, по официальной статистике, уже рак 3-4 стадии.
«Если рак легкого выявлен на первой стадии, вероятность выздоровления составляет почти 75%. В конце прошлого века казалось, что распространенный диссеминированный рак легкого – неизлечимое заболевание, а сегодня таргетная терапия привела нас к пониманию хронизации болезни. Другими словами, смертельно опасное заболевание становится хроническим, а еще один новый класс препаратов - иммунотерапия, позволяет пускай не всем, но определенной когорте пациентов, надеяться на выздоровление», – отметил московский профессор.
Сегодня онкологические заболевания лечат несколькими методиками – хирургически, химиотерапией, лучевой терапией, таргетной терапией и иммунотерапией.
Последняя впервые была применена впервые в мире около 10 лет назад для лечения меланомы – рака кожи. При раке легкого иммунотерапия начала применяться 5-7 лет назад. Новые препараты действуют не на опухолевые клетки, как, к примеру, таргетные препараты, а заставляют собственный иммунитет бороться с опухолевыми изменениями.
В России первое лекарство нового поколения зарегистрировали три года назад, а сегодня препаратов для иммунотерапии в России уже 4.
«Сейчас мы имеем более чем 10-летний результат наблюдения, и мы видим, что действительно некоторые больные выздоравливают. К счастью, оказалось, что иммунотерапия хорошо сочетается с таргетной и лучевой терапиями. Они не просто сочетаются, они дают синергизм эффекта. Мы надеемся, что сочетание разных методов даст возможность увеличить планку выживаемости в разы», – подчеркнул Константин Лактионов.
На общероссийских конференциях онкологи не просто обсуждают лечение этого заболевания, но и его природу.
«Например, самой первой ласточкой в этом звене было выявление мутации эпидермального фактора роста (прим. ред. – белка, стимулирующего деление, рост и дифференцировку эпителиальных клеток). Далее мы начали применять препарат, который эту мутацию блокирует, тогда мы получили совсем другой результат. Другой вариант терапии, также новшество, иммунотерапия, подавляет те факторы, которые не дают иммунитету работать и иммунитет собственный начинает подстегиваться и бороться с опухолью. К сожалению, это не панацея. Но, безусловно, это прорыв. Это менее токсично, чем традиционное лечение», – рассказала врач-онколог, химиотерапевт Республиканского онкологического диспансера Татарстана Гузелия Мухаметшина.
Если говорить о выживаемости в зависимости от стадии заболевания, то в последнее время даже рак легкого четвертой стадии уже нельзя назвать приговором.
«Исторически четвертая стадия демонстрировала пятилетнюю выживаемость где-то на уровне 4%, сегодня с появлением иммунотерапии, монотерапии, когда не используют другие методы воздействия, мы научились достигать показателя в 16%. Может быть, 16 звучит и не так ярко, но это как минимум в 4 раза больше, чем было», – подчеркнул Лактионов.
При более раннем выявлении, и благодаря новым исследованиям пациенты с третьей стадией рака легкого могут надеяться на полное выздоровление.
«Третья стадия – это локализованный процесс, хотя вопросы скрытой диссеминации процессов на этой стадии важны, но, тем не менее, при третьей стадии тоже есть показатели выздоровления. Для рака легкого – это пятилетний период без прогрессирования болезни. Пускай эти показатели до недавнего времени были, может быть, не очень велики, где-то около 20%, но каждый пятый пациент выздоравливал. Однако, как мы уже говорили, сейчас в нашей практике появилась так называемая иммунотерапия, которая баланс сил изменила в лучшую сторону», – подчеркнул ведущий специалист по лечению рака легкого в России.
По словам экспертов, на выживаемость и здоровье могут повлиять в первую очередь сами люди, периодически проверяя сове здоровье.
«Положительный сдвиг заключается в том, что выявляемость становится лучше благодаря диспансеризации, профосмотрам, тому, что улучшилось оснащение медоборудованием в клиниках Татарстана. Модернизация дает положительные результаты, сегодня томограф стоит практически в каждом районном медучреждении. Если раньше мы сталкивались с тем, что пациенту ставили пневмонию, на рентгене опухоль не заметна, пациент лечится долго антибиотиками, долго наблюдался, то сейчас такого нет. Сейчас малейшее подозрение – делают компьютерную томографию. Во всех центральных районных больницах эта аппаратура есть. Поэтом пациенты сегодня к нам попадают не все запущенные, такая тенденция однозначно есть», – констатировала республиканский онколог Гузелия Мухаметшина.
Обнаружить у себя рак легкого на ранних стадиях без помощи специалистов очень сложно, признаются врачи. Но тем не менее, есть симптомы, которые должны, как минимум, насторожить человека.
«Ранние симптомы действительно очень сложно заметить. Это кашель, одышка при физической нагрузке, которая потом трансформируется уже в одышку в покое. Почему сложно заметить, потому что часть наших пациентов, это курильщики. Они и так кашляют – хронический бронхит курильщика имеет место. А то, что курильщик стал чуть больше кашлять, он не заметит. Одышка при физической нагрузке – не спортсмену ее непросто. Человеку в принципе для дыхания достаточно одной шестой части легкого, поэтому заметить какую-то маленькую опухоль клинически очень сложно», – добавила Мухаметшина.
Насторожить человека также должно кровохарканье или какой-либо болевой синдром в легких, а также увеличение лимфоузлов.
Единственным способом не пропустить у себя страшное заболевание остается диспансеризация. Только стабильные систематичные, подчеркивают врачи, обследования позволят контролировать свое здоровье.
Нет комментариев-