Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Смехотерапия или для чего больнице клоуны?

Смехотерапия или для чего больнице клоуны?
Конкурсы, шутки и всевозможные игры – обычная рабочая смена больничного клоуна. Корреспондент ИА «Татар-информ» отправилась в ДРКБ, чтобы выяснить, для чего больнице клоуны.
«Мне срочно нужно попасть к врачу! Кто здесь последний?» – слышится в приемном отделении ДРКБ голос взрослого человека.



Так больничный клоун Фрося появляется перед детьми и их родителями, которые сидят в очереди в ожидании приема к врачу. Человека в яркой и забавной одежде дети тут же облепляют со всех сторон: кто-то старается потрогать Фросю, кто-то, стесняясь, наблюдает за происходящим со стороны, а кто-то уже вовсю обсуждает с чудным другом больничную очередь.

Клоуны работают сегодня в паре – напарницу Фроси зовут принцесса Лили – девушка одета в яркий костюм: синяя юбка, полосатая рубашка с «мультяшками», желтая шапка, очки без стекол, красный нос и характерные клоунские башмаки. По легенде, сегодня у принцессы Лили разболелся глаз, и Фрося ведет свою подругу к врачу.



Больничной клоунаде в мире около 35 лет, однако до России это направление добралось лишь 10 лет назад. Тогда выпускник НИУ-ВШЭ и Школы-студии актерского мастерства при ВГИК Константин Седов получил специальное образование в Швейцарии, а в сентябре 2008 года выпустил первую группу Московской школы больничных клоунов. Чуть позже, в 2011 году, Константин приехал в столицу Татарстана, чтобы набрать казанскую команду больничных друзей для малышей.

«В ДРКБ больничные клоуны впервые вышли 1 апреля 2011 года. Константин тогда выучил 12 человек. Сегодня нас 8, осенью проведем набор еще четверых. Выходим мы не только в ДРКБ, но еще и в дома престарелых, интернаты и хоспис. Мы не просто развлекаем деток, мы еще и проводим реабилитационную работу», – рассказывает клоун Фрося.



На самом деле Фросю зовут Екатерина Гурьева, в обычной жизни она – тренер неформального образования, ей 29 лет. Представляясь, девушка рассказывает о себе вполголоса – переживает, что маленькие пациенты, для которых она – добрый друг Фрося, услышат. По ее словам, в 2011 году в Казани никто и не представлял, кто такие больничные клоуны.

«Я прошла переподготовку по клинической психологии. Очень долго была, как дилетант, во всяких любительских театрах. А в больничной клоунаде я нашла баланс между клинической историей и актерской. Изначально, конечно, врачи и родители относились к нам с недоверием и опасением. Сам факт того, что мы в больнице, казалось бы, ни к месту, был сопротивлением системе. В течение шести лет мы выстраивали отношения с врачами и госорганами, и сегодня мы вхожи даже в реанимации – нам доверяют», – рассказывает Екатерина

Врачи, к слову, также, как и дети, охотно общаются с больничными клоунами. По словам медиков, это непросто способ развлечь детей, это еще и помощь врачам.

«Больничные клоуны – это необходимость для детских больниц. Они у нас допущены и в отделения реанимации, и в приемные отделения. Они участвуют в дне именинника. Вот буквально вчера в реанимации у ребенка был день рождения. Наши помощники приходили его поздравлять. Конечно, хотелось бы иметь штатных клоунов, ведь хочется, чтобы они приходили чаще. А сейчас у них плотный график, помимо нас у них еще и хосписы, и интернаты. Понимаете, раньше взрослые смотрели как-то дико на клоунов в больнице, а сейчас с пониманием относятся. Все осознали, что смехотерапия – мощный толчок к выздоровлению», – отмечает заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом Надежда Погуляй.



На наших глазах принцесса Лили утащила очки у папы какого-то малыша, надела их на игрушечную акулу, и, кажется, не планирует возвращать их владельцу. Дети, толпясь вокруг клоуна, с хохотом наблюдают за тем, как дезориентированная акула пытается найти Фросю: «Кажется, зрение у этой рыбы отличное, в очках она ничего не видит», – замечает Лили и возвращает очки хозяину.



Вот уже клоуны в смешных костюмах, окруженные ребятней, направляются палату. Кажется, сейчас они собираются прочитать чьи-то мысли. У одной из юных пациенток внезапно появляются зеленые усы – это принцесса Лили решила, что ее змейка будет жить под носом малышки. А шестилетней Мадине повезло – ее клоуны выбрали в помощники.

«Мы читали с ними мысли. Мне Фрося больше понравилась, мы с ней мысли мальчика и девочки угадывали. А свои мысли я спрятала от нее», – задорно рассказывает Мадина.



Выходя из палаты, принцесса Лили, в обычной жизни Гульнара Даянова, замечает, как у окна плачет малышка. Мама пытается отвлечь девочку, успокоить, но все безуспешно. Не говоря ни слова, Лили достает колокольчики и яйцо – самодельный маракас, начинает танцевать и петь вокруг заливающейся слезами девочки.



«В жизни я организатор праздничных мероприятия, а по образованию режиссер. Работаем мы со всеми по-разному. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Многое зависит от настроения мамы, которая находится в больнице вместе с ребенком. Так что мы и с мамами, и папами работаем», – рассказывает Гульнара.

По ее словам, у клоунов нет права обсуждать с родителями или детьми их заболевания. Есть даже специальный кодекс больничных клоунов, в котором прописаны правила их работы.

«Вот несколько самых главных: во-первых, ничего не обещать. Мы не обещаем ребенку, что мы вернемся, не обещаем, что он поправится, не обещаем, что если он что-то съест или выпьет, он выздоровеет. Во-вторых, не обсуждаем заболевание. И в-третьих, "не навреди". Мы можем трогать только открытые части тела. Если, например, под одеялом у ребенка находится 90% тела, то раскутывать его, заставлять что-то взять руками мы не будем, для нас доступны только открытые участки тела», – делится Гульнара Даянова.


К слову, попробовать стать больничным клоунам, может любой желающий. Правда, перед этим нужно будет пройти серьезный отбор. Для начала нужно заполнить анкету, потом пройти кастинг, а далее – обучение и стажировка. И, наконец, выход к детям. По словам Екатерины Гурьевой, набор четверых новых клоунов состоится этой осенью.



«И на анкеты посмотрим, и на мотивацию. Желание помочь миру, как правило, улетучивается за две недели. Поэтому, нужно будет понять на кастинге, что движет человеком. Такой персонаж, как больничный клоун, должен быть стрессоустойчив и уметь креативно мыслить», – подытожила клоун Фрося.




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев