Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Служба охраны ИК № 19: беглецы в груде мусора, 213 видеокамер и злые собаки

Служба охраны ИК № 19: беглецы в груде мусора, 213 видеокамер и злые собаки
Корреспондент «Татар-информ» познакомилась с работой службы охраны в исправительной колонии № 19 и узнала, как проходит рабочая смена караула, как стать сотрудником УФСИН и почему никто не пытается сбежать.

Колония № 19 расположена в промышленной зоне Казани. Подъезжая к ней, можно увидеть много серых бетонных ограждений, похожих друг на друга. Забор учреждения отличается от других наличием колючей проволоки, которая большими изогнутыми кольцами окутывает весь периметр.

Нас пропускают через шлагбаум, и мы видим грозные железные ворота и КПП учреждения, где толпятся люди с котомками. Как нам объясняют позже, это родственники осужденных, которые приехали на длительное свидание.

У входа нас встречает начальник службы охраны Алексей Лушкин, который проводит нас на охраняемую территорию.

Подполковник внутренней службы Алексей Лушкин уже 20 лет работает в УФСИН России по РТ. За это время он из младшего инспектора отдела охраны, который стоял на посту, вырос до заместителя начальника исправительной колонии № 19 по охране. Пока он водит нас по территории учреждения, подробно рассказывает о своей работе, нововведениях, появившихся за два десятка лет и о попытке побега осужденных, случившейся всего один раз за все время его работы.

Мы подходим к тяжелой железной двери, у которой стоит постовой. Начальник громко командует: «Открыть!», и сотрудник охраны быстро и со звоном отворяет дверь.

Попав на внутренний двор, мы замечаем место, где заряжают и разряжают оружие. Служебная собака в вольере встречает нас свирепым рычанием.

Собаки здесь натасканы на поиск наркотиков, взрывчатых веществ, а также на поиск и задержание нарушителей, поэтому весьма агрессивно реагируют на посторонних. Нас приглашают в служебное помещение, где хранится оружие, там же находится комната для отдыха и прочие хозяйственные помещения.

Там, где отдыхают сотрудники, стоит мягкий диванчик, обеденный стол и кухонный гарнитур – созданы все условия для полноценного отдыха и обеда.

По словам Алексея Лушкина, раньше рабочая смена длилась сутки, поэтому необходимо было место, где можно было приготовить завтрак, обед и ужин и даже поспать.

«Раньше тут стояли кровати и была отдельная огороженная территория для отдыха женщин, а теперь, за ненадобностью, кровати убрали, а спальню мы решили переоборудовать под помещение для чистки оружия», – рассказывает начальник службы охраны.

Видеонаблюдение и сигнализация

В помещении начальника караула установлены большие мониторы, к которым подключены 213 видеокамер учреждения. На них же выведены все сигналы срабатывания охранных извещателей.

Сигнализацию в учреждении используют разного типа – есть та, что срабатывает на вибрацию, на пересечение территории и на открывание дверей.

Начальник караула всегда видит, где сработала та или иная сигнализация, и сразу направляет группу к нужному месту. Нередко происходит ложное срабатывание, примерно 7–8 раз за смену – на сильный ветер, ливень, пробежавшую кошку или пролетевшую птицу. Датчик может сработать и во время обхода, когда сотрудник случайно задевает сигнализацию.

«Если “cработка” произошла, в любом случае идет проверка, даже если мы по камерам видим, что это наш сотрудник. Кто там и что там – на месте надо разбираться. Может быть, арестант переоделся в форму сотрудника. Всякое может быть», – рассказывает начальник охраны.

Вооружение и боеприпасы

Оружие караула, заступившего на смену, хранится в так называемых пирамидах – шкафчиках под сигнализацией. Рядом с ними за железной дверью, защищенной сигнализацией и несколькими замками, хранится все имеющееся вооружение и боеприпасы. Туда нас, конечно же, не впустили.

В работе охраны исправительного учреждения используется автомат АК-74 и пистолет Макарова, а кинологи используют АКС74-У – он удобен тем, что его ствол короче, его можно закинуть за спину, как рюкзак, таким образом, кинолог может легко справиться с собакой и оружием одновременно.

Следующим пунктом нашего знакомства с работой охраны стала территория периметра. Расстояние от внешней стены – той, что окутана «егозой» – так называют колючую проволоку, до территории, где ходят заключенные, состоит из нескольких рубежей. Каждый рубеж – это ограждение разного типа: от колючей проволоки и металлических заборов до сигнализации и контрольно-следовой полосы.

Контрольно-следовая полоса, или КСП, – это вспаханная территория земли, обработанная специальными граблями, после которых остаются ровные линии вдоль всей полосы, и если кто-либо наступит на нее, то его следы сразу будут заметны.

Количество рубежей в каждом учреждении разное, и называть, сколько их в ИК № 19, нам не рекомендовали. Мы, конечно же, сосчитали их для себя, но обещание оставить цифру в тайне выполним.

По всему периметру установлены наблюдательные вышки высотой примерно по пять метров, каждая из них – пост охраны. На посту сотрудник стоит порядка пяти, а иногда и семи часов, наблюдая за отдельным сектором.

Работа эта, по словам сотрудников колонии, изматывает прилично – смена проходит довольно напряженно. Каждый постовой, имея за спиной заряженное оружие, всю смену должен быть начеку и быть готовым выстрелить в беглеца в любой момент. При этом, по правилам, стрелять надо на поражение, что само по себе непросто даже для подготовленного сотрудника.

Перед тем как караульные заступят на смену, их осматривает сам Лушкин и медицинский персонал. Также работу с сотрудниками ведут штатные психологи. В первую очередь психологов интересует, готов ли охранник к работе с оружием, способен ли он его применить в нужный момент.

«Работа напряженная, вроде бы стоит, мешки не таскает, но целый день простоять на вышке, глядя в одну точку, тяжеловато. Ну и плюс быть готовым применить оружие – это тоже накладывает свой отпечаток», – делится начальник охраны.

Тренировки по стрельбе проводятся ежемесячно. Как отмечает Лушкин, все сотрудники стреляют хорошо, но психологический фактор все-таки играет свою роль.

«Вот стоит он на вышке и думает: “А вдруг сейчас побежит?”» Я сам стоял на вышке и частенько задумывался об этом. Все психологи говорят, что все сотрудники готовы применить оружие. Тем более что каждый день отрабатывается алгоритм применения оружия: когда окликнуть, когда выстрелить вверх, а когда уже на поражение. Стараемся доводить все эти действия до автоматизма, так как времени на раздумья, скорее всего, не будет», – отмечает подполковник.

Учебный городок

После построения, медосмотра и работы с психологами караул отправляется на отработку навыков в учебный городок. Здесь имитируются реальные условия, в которых работает служба охраны колонии — есть вышка, место, где заряжают и разряжают оружие, КПП и так далее. Каждый день в учебном городке в течение 30-40 минут, перед тем как заступить на смену, сотрудники отрабатывают свои навыки.

«В учебный городок караул выдвигается без патронов и все распределяются по отдельным учебным местам: кто-то отрабатывает алгоритм действий при побеге, кто-то допуск на пост и так далее», – объясняет Алексей Лушкин.

Посты

После инструктивного занятия караул заступает на смену, получает боеприпасы и начинается смена караулов. Постов в ИК № 19 несколько – это вышки и два КПП.

Нам разрешили подняться на вышку в тот момент, когда менялся пост. Процедура несложная, но необходимо быть внимательным и выполнять все действия строго по уставу. Заступающий на пост проверяет радиосвязь и имущество: бинокль, рацию, флажки. Сдающий пост докладывает обстановку. Наверху есть застекленная будка с углом обзора в 360 градусов, из нее можно без проблем следить за ситуацией на запретной территории, тем более что с такой высоты все видно как на ладони. Кстати, на каждой вышке есть обогреватель, поэтому служителям порядка тепло и комфортно круглый год.

Также есть ночной пост, где стоит так называемый начкар – начальник караула. Он самый старший в карауле, организовывает и отвечает за службу в свою смену.

На транспортных воротах постоянный часовой не выставлен, сюда приходят только для досмотра выезжающего и заезжающего на территорию транспорта. В осмотре участвуют кинолог с собакой. За все 20 лет своей службы Алексей Лушкин вспоминает только один случай попытки побега, который как раз произошел на этом посту.

Побег

Это было около десяти лет назад – с территории колонии выезжала машина, вывозила остатки шлака с литейного производства. Двое осужденных нашли большой металлический ящик и, воспользовавшись случаем, спрятались в него, прикрывшись пластами спекшегося с песком металла.

«Машина заехала на пост транспортных ворот, и кинолог с собакой начали осматривать груз. Беглецов выдала черная перчатка, торчащая из-под груды шлака. Кинолог потянул ее — она зашевелилась. Начал откапывать, показалось покрытое сажей лицо, а рядом второго обнаружили», – вспоминает Алексей Лушкин.

Служба охраны тут же забила тревогу, оперативно среагировав на ситуацию, беглецов завели обратно на территорию.

«Осужденным добавили срок – одному год, другому два. У одного и так было 23,5 года, и самому ему было уже лет сорок, так что, видимо, он бежал уже от отчаяния», – делится воспоминаниям Лушкин.

Работа в службе охраны УФСИН

Для того чтобы поступить на службу в охрану исправительной колонии, необходимо получить среднее образование, отслужить в армии и иметь группу предназначения А1 в военном билете.

По словам Алексея Лушкина, новобранцы стажируются в течение трех месяцев, после этого они проходят обучение в учебном центре УФСИН России по РТ и окончательную аттестацию.

«Кинологи, помимо общей подготовки, должны еще по своей специфике получить специальность. У нас таких курсов нет в Татарстане, и мы их отправляем в Мордовию, Омск, Иркутск. Обучают их по разным направлениям: на поиск наркотиков и взрывчатых веществ», – добавляет он.

Каждые пять лет сотрудников отправляют на курсы повышения квалификации. Также любой сотрудник может получить высшее образование в ведомственных учебных заведениях.

«Карьерный рост зависит от самого человека. Если хочешь учиться – пожалуйста, все бесплатно. А так обучают по разным направлениям – это и юристы, и кинологи, и экономисты», – рассказывает начальник охраны.

Также УФСИН России по РТ ведет работу по ранней профиориентации, создавая в общеобразовательных школах классы по правоохранительной направленности по линии УИС.

«Наши сотрудники ходят в эти классы, проводят отдельные занятия с школьниками. После того как они окончат школу, они могут поступать в наши ведомственные вузы. Точно так же они поступают по направлению, приходят на практику в наши учреждения и потом приходят нести службу», – отмечает подполковник.

На первых порах зарплата новичка держится на уровне 20 тысяч рублей, но зато есть хорошие перспективы. Денежное довольствие повышается в зависимости от количества проработанных лет, от звания, уровня подготовки и подразумевает различные надбавки.

«Отработав 13 лет, можно выйти на пенсию, а продолжая работать на “гражданке”, вы можете накопить себе на вторую пенсию по возрасту. Кроме того, зарплата у нас всегда стабильная, плюс есть материальная помощь и 13-я зарплата», – делится плюсами Лушкин.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев