Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Скрытые следы» в театре Тинчурина: премьера, которую ждали 50 лет

«Скрытые следы» в театре Тинчурина: премьера, которую ждали 50 лет
Резеда Гарипова сегодня представит спектакль со сложными переплетениями отношений по пьесе Хая Вахита.

Сегодня в театре Тинчурина состоится премьера мелодрамы в двух действиях «Скрытые следы» по произведению известного татарского драматурга Хая Вахита в постановке Резеды Гариповой.

Несчастная любовь, выбор между карьерой и отношениями, разваливающийся брак, измены и предательства, всё это в декорациях райцентра конца 50-х годов. Запутанные отношения, запутавшиеся люди, и луч надежды в виде потерянной в далекой молодости любви, в такой лабиринт погружает своих героев Резеда Гарипова, текст, написанный пятьдесят лет назад, не теряет ни остроты, ни актуальности, хотя и нельзя не отметить излишнюю контрастность персонажей.

В начале спектакля перед зрителем предстает сцена, условно поделенная на две части, обе из них – кабинеты, в них минимум мебели, стены неярких цветов и слегка приглушенный свет фонарей, действие разворачивается в 50-е годы. Герои постановки одеты в незаурядную одежду таких же неброских цветов, на героинях длинные платья и убранные в прическу волосы.

В основе произведения лежат две основные темы – тема любви, семьи и тема карьеры. Главный герой Сагит Булатов, работающий районным врачом-хирургом, направляет в районную газету заметки, где уличает председателя Акчурина в халатности и недобросовестности по отношению к местному населению. 

Главный редактор этой газеты – Бурхан Хузин, не спешит обличать «товарища Акчурина». При этом противостояние героя и анти-героя приобретает остроту, когда выясняется что супруга врача, Марьям Булатова изменяет мужу с главредом газеты.

При этом брак Сагита и Марьям нельзя назвать счастливым, поскольку он всю жизнь любит другую.

Действие спектакля переносится на несколько лет назад, где в глубокой юности, оказавшись под проливным дождем, Сагит Булатов знакомится с девушкой Айсылу. Она, мечтая о профессии журналиста, пытается поступить на факультет журналистики, но проваливает экзамены и остается работать обычной уборщицей. Встречаясь с ней, Сагит мечтает о совместном будущем, где они гуляют под дождем, а вечером, приходя домой, коротают вечера за чаем и душевными разговорами. Однако этим мечтам не суждено сбыться, так как Айсылу, став жертвой изнасилования, решает отказаться от безмятежного будущего с Сагитом, ничего ему не объяснив. Но каждый раз, попав под дождь, Сагит все равно вспоминает Айсылу, что становится камнем преткновения между уже его реальными отношениями с Марьям.

В оригинальной пьесе Хая Вахита отсутствует образ героини Айсылу. По словам актрисы Гузель Галиуллиной, сыгравшей эту героиню, в постановку образ был введен, чтобы очеловечить главного персонажа, показав, что он не «железный» и тоже может любить. «Это поправка вносит нотки романтичности, чтобы несколько очеловечить главного героя, который как раз таки становится таким принципиальным, сражается за правду, борется со всякой несправедливостью», - отмечает Гузель Галиуллина.

«При просмотре возникают вопросы, почему он стал таким, а в пьесе дано недостаточное число моментов, где ему можно было бы раскрыться именно с этой точки зрения», - заявляет она.

Пьеса «Скрытые следы» является не авторской пьесой, а интерпретацией режиссера, во втором случае сюжет не всегда совпадает с оригинальным. В данном случае помимо ввода нового персонажа, были сделаны кое-какие сокращения в сюжете. Однако, по мнению Гузель Галиуллиной, никаких глобальных отклонений от авторской мысли не было. «Мне кажется, все было как раз-таки про то, что хотел сказать Хай Вахит», - отмечает актриса.

Заслуженная артистка Татарстана Зульфия Валеева, сыгравшая в спектакле роль Фариды Тимерхановой, ассистентки Сагита Булатова, отметила, что ее героиня восхищается личностью своего коллеги-врача. «Он человек очень принципиальный, правдолюб, который немного не угоден местной власти, не угоден редактору местной газеты», - говорит она.

Когда Бурхану становится плохо из-за воспаления аппендикса, Сагит отказывается делать ему операцию.

«Скажите ему, что я в отпуске», - отвечает он на просьбу ассистентки пройти в операционную. Супруга Сагита, Марьям становится на колени и умоляет мужа сделать операцию. Сагит понимает, что жена ему изменяет и выбор оставить своего врага умирать или все-таки спасти становится по-настоящему принципиальным.

Пьеса «Скрытые следы» показывает эпоху в разрезе того времени, когда она была написана, а именно  в 1950-1960-ых годах. Однако, по мнению актеров постановки, она и сегодня не теряет своей актуальности.

«Отношения между людьми актуальны во все времена. Как бы ни менялись времена, люди со своим характером всегда будут присутствовать в нашем обществе, как честные, так и нечестные, как карьеристы в плохом понимании этого слова, так и люди-правдолюбы, которые ищут правду в жизни, которые честно служат своему делу и народу», - считает Зульфия Валеева.

В описании к пьесе говорится, что герои постановки, люди 1956 года, «чуточку другие, еще не успевшие утратить неких «старомодных» понятий о жизни и любви». Однако Гузель Галиуллина считает, что все зависит от нравственности, от моральных ценностей конкретного человека.

«Хотелось бы, чтобы это было актуально всегда, чтобы не забывали про человечность, про высокие моральные ценности, про справедливость», - надеется актриса.

В рамках своей работы режиссер постановки предлагает зрителю пройтись вместе по скрытым следам эпохи. Как выяснилось, в понятие «скрытые следы» каждый вкладывает свой смысл. Для кого-то такое название говорит о том, что все тайное рано или поздно становится явным. В сюжете постановки, прослеживается четкая линия многочисленных раскрытий в жизни каждого из героя.

«Почему скрытые следы? Тут очень много любовной лирики, есть любовный треугольник, очень много отношений, которые люди скрывают друг от друга. Главная мысль – это, конечно, отношения между людьми. И самая основная мысль в том, что как важно чтобы у власти стояли люди хотя бы совестливые, порядочные, которые влияют на судьбы простых личностей», - вкладывает свое толкование в название произведения Заслуженная артистка РТ Зульфия Валеева.

«В 2018 году исполнится 100 лет со дня рождения драматурга Хая Вахита и 40 лет со дня его кончины. Эти даты не должны остаться не замеченными», - отметила режиссер-постановщик спектакля Резеда Гарипова.

В 1950-1960-е годы спектакли, поставленные по пьесам Хая Вахита, не сходили с подмостков татарских театров. Однако малоизвестная премьерная пьеса «Скрытые следы», к которой решила обратиться режиссер Резеда Гарипова, не появлялась на сцене уже более 50 лет. По мнению режиссера, это произошло не из-за того, что пьеса потеряла актуальность, а потому что она «просто затерялась на фоне более громких произведений автора». Резеда Гарипова считает, что проблемы, которые поднимаются в произведении, незыблемы и существуют вне времени.

Совершенно точно можно сказать, что автор Хай Вахит является человеком, который очень тонко разбирается в психологии людей. Жизнь обыкновенных людей обволакивается в захватывающий сюжет с эмоциональными диалогами и разветвленными линиями, собирая единый портрет своей эпохи, в какой-то момент «старомодной», но, тем не менее, интересной.

В сегодняшнее время зрителям предстает совершенно понятная картина, где есть любовь, измены, правда и ложь. Зритель понимает, почему каждый из героев поступает именно так, и, имея более вольный склад ума, рассуждает о характере тех или иных поступков героев постановки. Он так же оправдывает действия Сагита, уличает в недобросовестности Бурхана, жалеет и в то же корит Марьям.

В финальной сцене, где Сагит опять же под проливным дождем встречает Айсылу с ребенком, зритель радуется, что вместе с героями постановки проделал этот увлекательный путь по скрытым следам эпохи. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев