Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Скорая помощь» для человека: о хостелах с телевизорами для осужденных, буллинге в школах и сотрудничестве с «ГЛОНАСС-112» рассказала Сария Сабурская

«Скорая помощь» для человека: о хостелах с телевизорами для осужденных, буллинге в школах и сотрудничестве с «ГЛОНАСС-112» рассказала Сария Сабурская
Уполномоченный по правам человека в РТ дала интервью гендиректору АО «Татмедиа» Андрею Кузьмину для ИА «Татар-информ», в котором раскрыла интересные факты из повседневной практики омбудсмена.

В декабре международное сообщество отмечает День прав человека. От кого, на ваш взгляд, нужно защищать права людей: государства, бизнеса, работодателей?

­– Этот год – особенный. 10 декабря 1948 года, после страшных войн, чтобы предотвратить в будущем военные действия и гибель людей, ООН разработала очень важный документ – Декларацию прав человека. Это стало платформой для подготовки государством конституционных документов. Многие статьи и всеобщая декларация вошли в Конституцию РФ и Конституцию РТ. В преамбуле Конституции сказано, что все люди рождаются равными и свободными в своих правах и достоинствах. В ней говорится, что человек и его права являются высшей ценностью для нашего государства. В 1993 году, когда была принята Конституция РФ, было объявлено об организации нового института защиты прав – Уполномоченного по правам человека. Более ста государств мира имеют данный институт. Все субъекты нашей страны на сегодняшний день его также имеют. Республика была в первой десятке регионов, где появился аппарат Уполномоченного по правам человека в РТ. К примеру, в Чувашии и Марий Эл они созданы не так давно.

В чем разница между омбудсменами запада и в России?

– Различие лишь в названии, а цель одна – защита прав и интересов человека. Мы входим в состав Европейского совета омбудсменов и Ассоциации омбудсменов Азии. Когда я встречаюсь с коллегами, то вижу, что они ведут аналогичную борьбу за права человека. Всеобщая декларация прав сегодня регламентируется во многих документах этих государств. Мы – официальные государственные защитники этих прав.

Есть Конституция, есть законы Российской Федерации, законодательство на региональном уровне, Прокуратура и другие надзорные органы. Неужели они не в состоянии защитить права человека? Зачем еще нужен омбудсмен?

– Законов достаточно много, они принимаются ежегодно. Если человек неоднократно обращался в различные органы власти, но проблему не удалось разрешить, на помощь приходят уполномоченные по правам человека. Мы смотрим, насколько объективны ответы органов власти и соответствуют ли они действительности и нормам российского и международного права. По правам инвалидов сегодня достаточно много нормативных актов. Россия ратифицировала международные нормы по защите их прав. 

Сегодня мы смотрим, насколько соотносятся интересы и права людей с ограниченными возможностями с международными нормами. Возьмем, к примеру, доступную среду. Казалось бы, что проще – сделать пандусы, организовать доступ к объектам социальной инфраструктуры и обучение детей в общеобразовательных школах? Ребенок-инвалид хочет учиться в общеобразовательной школе, но ему нужен тьютор. Официально задекларировано, что тьюторы должны быть, но есть ли они? Мы обращаемся в органы власти, пишем письма в адрес Правительства, Президента, выходим с законодательной инициативой о том, что нужно расширять эту норму.

В ближайшее время возможны подвижки в вопросе обучения инвалидов в общеобразовательных школах?

– Право человека заявиться в общеобразовательную школу должно быть и есть. Нужно, чтобы были подготовлены сами педагогические и ученические коллективы, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем. Он должен ощущать, что такой же, как и все дети. К сожалению, на сегодняшний день реализация отдельных прав зависит от финансовых возможностей. Бывает так, что право есть, а реализовать его невозможно. Данные вопросы нужно решать поэтапно. Программа «Доступная среда» появилась одной из первых в нашей республике. Доступ к социальным объектам у людей есть. Теперь нужно постараться, чтобы доступная среда была и внутри. Сейчас помещения учреждений оборудуются подъемниками до этажей, специалисты спускаются в специальные кабинеты, чтобы принять инвалидов. Недавно я была в новой школе микрорайона Салават Купере. Это огромная, великолепная и действительно доступная школа. Мы поэтапно идем к реализации этого права.

У нас есть реабилитационный центр для детей-инвалидов на Зорге. В одно время был спор по поводу образования ребят в этом центре. Родители выступали за то, чтобы дети не учились в школах. Закон сегодня не позволяет это. У каждой организации есть свои функции: реабилитация – это реабилитация, образование – это образование. Я познакомилась с мамой мальчика, у которого на одной руке нет одного пальца. Когда он пришел в первый класс, над ним стали смеяться. Мама ребенка считает, что ее сыну не нужны психологические травмы и хочет, чтобы он учился в комфортной среде. К сожалению, дети бывают жестокими. Нам нужно формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Как можно это сделать?

– Ко мне в этом и в прошлом году обращались родители с жалобами на жестокое отношение в школе. Сегодня должны быть изменены подходы к воспитанию. В школе должны работать медиаторы и психологи, специализирующиеся на конкретных ситуациях и способные найти подход к детям. Специалист должен знать психологию современных детей, исходя из того, в каком мире мы живем. К сожалению, это не мир книг, а мир интернета и социальных сетей. Это мир жестоких игрушек. 

Недавно мне прислали из соцсетей фотографию детей на елках. Я была поражена тем, какие они надевают костюмы. Это страшные фигуры зомби и скелетов. Сегодня малыши смотрят совершенно другие мультфильмы. Все это формирует сознание наших детей. Считаю, что нужна иная подготовка педагогов в высших учебных заведениях. Кроме методики преподавания должен быть формат обучения медиации в классе и в школе. Также необходимо проводить работу с родителями. Пока я не могу назвать точное лекарство от этого негативного явления. Наверное, у педагогов и взрослых должно быть больше любви к детям. Ребятам нужно уделять больше внимания, видеть в них личность. Это остается главным во все времена.

У нас много правозащитных организаций. Как вы контактируете с ними, существует ли между вами понимание и взаимодействие?

– Считаю, что гражданское общество должно развиваться. Должны развиваться такие некоммерческие организации, которые в силу своих интересов занимаются той или иной категорией граждан и оказывают содействие в разрешении их насущных проблем. Я всегда приветствую работу любой общественной организации, которая направлена на защиту прав человека. Более того, мы со многими активно контактируем, работаем, заключаем соглашения, взаимодействуем в продвижении их идеи или работы.

Сейчас идёт формирование стратегии по правам человека, мы одни из первых в России, кто принял эту стратегию в 2018 году. Разработали новый проект на 2019-2021 годы, свою лепту в это дело внесла общественная организация. Ведь не только власть должна формировать стратегию. Эта работа направлена на защиту прав человека. Сейчас документ направлен на согласование. Активную позицию в этом вопросе занимают представители Минюста РТ, которые подготовили данный проект.

Принимать данный проект будет Правительство?

– Правительство. По нашему пути также пошла Воронежская область. Должна сказать, что есть очень активные общественные организации. К примеру, «Новый век» проводит обучающие семинары для других регионов потому, что коллектив выиграл грант Президента РФ. Эта работа направлена на защиту прав мигрантов. Обучающие курсы проводятся для тех, кто приезжает к нам. Ведется обучение русскому языку, истории, юридическому праву. Кроме того, специально разработана программа HELP. Из данного приложения можно получить юридическую, правовую и медицинскую помощь. Этот проект очень важный. Ресоциализацией бывших заключенных занимается член Общественной палаты РТ и наблюдательной комиссии Азат Гайнутдинов. АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации» – серьезная общественная организация. Она оказывает содействие людям без работы и крыши над головой, освобожденных из мест заключения.

Азат Гайнутдинов решает вопрос обеспечения людей кровом и работой. Эта общественная организация существует семь лет и оказывает большую благотворительную помощь в местах лишения свободы. Заключенные обеспечиваются продуктовыми наборами. Мы недавно вместе ездили в женскую колонию в Аладырь (Чувашия), где отбывают заключение наши женщины.

Какова концепция документа? Уже закончилось его обсуждение?

– Это более широкое толкование правового просвещения. Достаточно много интересных мероприятий предусмотрено для разных категорий граждан. Мы считаем, что большая часть нарушений возникает из-за незнания людьми своих прав, нормативно-законодательных актов, неумения себя защитить. Дать инструмент в руки гражданина – наша обязанность. Мы объединили усилия всех ведомств, общественных формирований в этом новом документе, направленные на правовое просвещение, обучение и бесплатное оказание юридической помощи. Эту работу мы проводим у себя тоже и видим, насколько она необходима людям.

На что чаще всего жалуется люди? Где чаще всего ущемлены права?

– Мы не отличаемся от других субъектов. Это вопросы в жилищно-коммунальной сфере, обеспечение жильём и социальные права. Социальные права составляют 49 процентов от общего количества жалоб. К примеру, какая-либо жилищная услуга оказана не в полном объёме или некачественно: некачественно проведен капремонт, отсутствует горячая вода, возле дома очень шумно. Был такой случай, когда на одной из улиц города построили дорогу, а шумоизоляцию не сделали. В результате люди страдали и писали жалобы.

Достаточно много обращений, касающихся обеспечения жильём людей различной категории. В республике в данной сфере реализуется немало программ. Возьмем, к примеру, программу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно около 300 детей данной категории обеспечиваются жильём. Касалось бы, программа работает, деньги выделяются как из местного, так и из федерального бюджета, а вопросы остаются.

Это значит, что 300 человек получают жилье, а еще 3000 стоят в очереди?

– Там, конечно, менее 3000 человек – около 1000. Дело в том, что в своё время по той или иной причине этих детей не поставили в очередь. Существует еще одна особенность. Если ребенка в 14 лет поставили в очередь, то после окончания образовательного учреждения в 23 года он должен получить квартиру.

Сегодня детских домов становится всё меньше и меньше, их на территории Татарстана восемь. В республике достаточно много приёмных семей. Задача приемной семьи заключается не только в том, чтобы накормить и напоить ребёнка, но и в защите его юридических прав, своевременной постановке в жилищную очередь. Если это не было сделано, то нам с данным молодым человеком приходится обращаться в суд, искать документы о том, что он действительно стоит или стоял в этой очереди. Это надо доказать через судебные органы. Мы помогаем в подобных случаях. Иногда приемные родители некомпетентны или недобросовестны. Не все из них имеют высшее образование, есть просто добрые, сердечные люди. Их нужно научить и это –работа органов опеки и попечительства.

Что касается охраны прав заключенных в СИЗО, то у нас заключено соглашение в ФСИН РФ по РТ о правовой помощи в местах лишения свободы. Мы по графику ежемесячно выезжаем в одно из исправительных учреждений республики. Кроме меня на таких встречах присутствуют адвокат, нотариус, прокурор, представители следственного комитета, Минтруда РТ, пенсионного фонда и медико-социальной экспертизы. На встречи приезжает группа из 10-12 человек. Приглашаются все желающие осужденные. Мы работаем в таком режиме третий год. Если в первый год обращалось более ста человек в год, то сегодня их число сократилось до 20-30.

Бывало ли, что после подобных встреч наказывали руководство колонии?

– Мы разбираемся по каждому случаю и выясняем, насколько правомерна или объективна жалоба. В большинстве случаев выезжаем в учреждение и встречаемся с человеком, написавшим жалобу, детально во всем разбираемся. Езжу я или мой помощник. Общественный помощник есть в каждом районе, который может срочно выехать, чтобы встретиться с тем, кто находится под следствием или в исправительном учреждении. По итогам встреч они пишут информацию о том, как всё обстоит на самом деле и какие меры необходимо предпринять.

Но и сама федеральная служба сегодня многое делает для того, чтобы эти жалобы исключить. Во-первых, намного улучшается материально-техническая база, условия пребывания. У нас есть общежития и хостелы с телевизорами, душевыми кабинами, словом, всем, что необходимо для жизни.

Недавно на встрече с Путиным был задан вопрос по поводу пыток в России. Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными фактами?

– Периодически к нам обращаются с такими вопросами. Несколько лет назад мы тоже с этим столкнулись. Более того, уголовное дело было открыто, люди понесли соответствующее наказание. После этого действительно произошло много изменений. Это видеонаблюдение во всех изоляторах, для следователей были определены новые кабинеты, адвокаты тоже работают под видеонаблюдением, есть места для приема граждан. Данный вопрос находится под личным контролем министра внутренних дел. Он может в любое время посмотреть каждую камеру.

В моей практике были случаи, когда заключенные жаловались на прессинг. Когда мы выезжали, авторы жалоб от них отказывались. В таком случае мы направляем обращение в следственный комитет. Однако данные факты не подтвердились. Когда человека привозят со следствия, в специальном журнале указывается –были у заключенного следы побоев или нет. На практике были случаи, когда подобные факты стали предметом рассмотрения суда. Если суд определил, что все в порядке, то мы не можем говорить, что были какие-то нарушения.

Что делать людям, которые подвергаются пыткам. Если возможность получить помощь от вас?

– Конечно, всю информацию нам нужно сообщать своевременно, можно через адвоката.

Вы можете определить, когда человек давит на следствие или когда его действительно пытают?

– Человек сам должен быть заинтересован в этом. Необходимо довести информацию о том, что применяются недозволенные методы следствия, для того, чтобы поднять шум по этому вопросу, а не просто отправить сообщение в следственный комитет. Когда человек находится в местах лишения свободы достаточно много лет и пишет, что его пять лет назад били, то тут уже ничего нельзя сделать.

А как обстоят дела с обманутыми дольщиками, они к вам обращались?

– Обращались. Здесь вступают в силу договорные отношения между гражданином с одной стороны и строительной организацией с другой. Когда заключаются договорные обязательства на огромные суммы, людям нужно быть очень внимательными. Конечно, никто не застрахован от ошибок, попадаются и недобросовестные застройщики. В прошлом году в Альметьевске одна из строительных организаций строила дом в ТСЖ «Западные ворота». Я выезжала на место и увидела, что стойка затянулась. Задолженность была у строителей, денег не было. Люди страдали от того, что длительное время не могли въехать в свои квартиры. 

Было направлено обращение и адрес Правительства республики и в жилищный фонд. Застройщика поменяли, шел длительный процесс передачи документов. Однако сейчас вопрос находится на стадии завершения. Создана специальная рабочая группа при Общественной палате РТ, мы входим в ее состав, встречаемся со строителями и выясняем текущую ситуацию. Сегодня выстроена дорожная карта по всем домам, которые находятся в стадии строительства. Данный вопрос находится на личном контроле Президента РТ. В республике эта работа построена на должном уровне.

Давайте поговорим на другую тему. Вы являетесь главным куратором программы «Народный контроль». Расскажите, как она сейчас работает?

– Государственная информационная система «Народный контроль» начала работать с апреля 2012 года. В 2013 году Президент предложил мне стать модератором этой системы. С тех пор в ежедневном режиме мы ведем серьезный мониторинг, выезжаем в проблемные места, проводим встречи, семинары, видеоконференции. Система действительно работает. В первый год работы (с апреля 2012 года по январь) поступило около 4,5 тыс. обращений. В этом году мы имеем 60 тыс. обращений, в прошлом году их было 50 тыс. Всего с   апреля 2012 года по настоящее время поступило 186 тыс. обращений, их поддержали более 1,2 млн. человек. В прошлом году 11 тыс. заявок было по ремонту дорог, из них порядка 10 тыс. тысяч выполнено, в этом году пришло опять столько же. 

Это очень интересная система, благодаря которой можно делать выводы о том, что необходимо человеку в республике, какие программы должны реализовываться. У нас в республике более 38 президентских программ и некоторые из них формировались на основе «Народного контроля». Это капитальный ремонт дошкольных учреждений, ремонт сельских дорог, освещение улиц, обустройство дворов. Собственники домов тоже должны принимать в этом участие.

А как обстоят дела с дачниками?

– Эта категория заявок у нас появилась только в этом году. Обращения есть, по ним сформированы новые программы, касающиеся строительства дорог к дачам и освещения. Раньше мы этот вопрос в срочном порядке не решали. Сейчас появилась отдельная программа, которая позволяет это делать. Поступает много обращений, которые решаются. В этом году 76 процентов из 60 тыс. заявок решены положительно. Мотивированные отказы составляют 7 процентов от общего числа. В 2013 году этот показатель составлял 30 процентов. Мотивированный отказ может быть в том случае, если требования действительно не соотносятся с новым законодательством, нормативными актами и ГОСТами. К примеру, граждане пишут «здесь должен стоять знак пешеходного перехода или светофор, должна быть искусственная неровность». Каждый человек ориентируется на то, что ему удобно. Иногда люди спрашивают – почему нет искусственных неровностей? Их нет потому, что на другой стороне дороги нет тротуара. В этом случае идёт мотивированный отказ.

Уникальность системы заключается в том, что человек может сам наблюдать, как реализуется его заявка. Он может дать оценку исполнителю, поставить заявке «плюс» или «минус». Если человек видит, что заявка реализована в неполном объёме или некачественно, тогда он может ее вернуть в работу с нашей помощью. Мы ежедневно просматриваем около 50-60 обращений, выезжаем на место.


У вас есть рейтинг министерств и ведомств, решающих поступающие вопросы оперативно?

- Конечно, есть такой рейтинг. Более того, ежеквартально этот рейтинг подводит Минэкономики РТ. Оперативно на все заявки реагируют Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, Министерство здравоохранения РТ и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ.

А кто в конце списка?

- Как ни странно, Министерство информатизации и связи РТ. У них, к сожалению, работа во многом связана с частными компаниями, операторами сотовой связи. Очень активно работает Минпромторг и Госалкогольинспекция. Более 1200 обращений в этом году было у МВД по РТ. МВД по РТ, Госалкогольинспекция и Минпромторг РТ являются модераторами отдела. Стоит отметить, что очень активны наши муниципальные образования. Самое большое количество уведомлений приходит от жителей Казани. Всего за год было опубликовано около 27 тыс. таких уведомлений, более 20 тыс. из них решены. Отличная система работы выстроена в Набережных Челнах. В информационную систему по Автограду поступило более 5 тыс. уведомлений, более 4 тыс. из них решены. Немало обращений поступило по Альметьевскому району – более 3,6 тыс., из них 1,5 тыс. решены. По Кайбицкому району поступило всего 5 уведомлений, пока из них решены только 2. Жители Тюлячинского района направили 4 сообщения, половина из них решена.

В республике были скандалы, связанные с поборами в детсадах и школах. Есть такая пословица: заставь дурака богу молиться - он лоб расшибет. Сейчас, родители боятся, как огня, денежных сборов. Не хотят платить деньги за работу Деда Мороза на утреннике. Так ведь тоже неправильно?

– Ну, наверное, да. Подобных обращений в системе «Народный контроль» было около десятка, и все они касались работы школ и детсадов в Набережных Челнах и Казани. Мы даже в Казани выезжали в дошкольное учреждение, встречались с родителями. Там действительно собирали деньги на карандаши и цветную бумагу. Это не дело.

Мы недавно провели экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РТ, на котором глава Рособрназдзора говорила, что к ней поступило более 180 обращений по данному вопросу. Однако подтвердились не все. Наверное, это хорошо, потому, что все-таки желание помочь школе или детсаду должно быть у человека. При этом нельзя перегибать палку. Система должна быть выстроена, чтобы никто не говорил о коррупции, что эти средства куда-то вкладываются не по назначению. Поэтому этот вопрос должен быть отработан до конца, чтобы страхи не преследовали учителей и родителей.

Вы сейчас начали анализировать социальные сети. С какими проблемами столкнулись?

– Да, действительно, мы в этом году очень внимательно занимаемся этим вопросом. Смотрим обращения, особенно по вопросам здравоохранения. Такое поручение в свое время мне дал Президент РТ. Рассматриваем многие сайты. По итогам проделанной работы в этом году я посетила 23 учреждения. Очень разные бывают обращения. Когда мы видим достаточное большое число жалоб, то выезжаем на место, встречаемся с главным врачом и его помощниками, общаемся с пациентами, которые там находятся. Мы вносим свои предложения в части доступа в поликлиники, организации записи на прием к врачу в электронном виде. В конечном итоге удобно должно быть всем - и медперсоналу, и пациентам.

Как вы считаете, социальные сети могут быть индикаторами работы госучреждений и организаций? Нужно ли обращать на них внимание?

– Внимание обращать нужно. Читать, смотреть и реагировать надо. Хотя бы раз в квартал, раз в месяц просматривать и выявлять, как часто появляются одни и те же проблемы.

В Татарстане в тестовом режиме запустили систему «Инцидент-менеджмент». Как работает инструмент?

– «Инцидент-менеджмент» направлен на выявление наиболее значимых проблем и не только жизненных, но и политических. Это обратная связь органов государственной власти с населением, и она тоже может выступать в качестве инструмента. Мы сегодня заключили годовое соглашение с «ГЛОНАСС-112». В систему поступает достаточно много обращений, связанных с нарушениями прав человека. К примеру, пожилой человек находится в доме один, никто к нему не приходит, он умирает от голода, или брошенный в квартире ребенок плачет день и ночь, а родители неизвестно где находятся. Как только в систему поступают обращения, касающиеся прав человека или требующие незамедлительного реагирования, они направляются к нам.

Мы работаем, как служба «скорой помощи». Я тут же отправляю сообщение своему помощнику, который передает его соответствующими службами и сам выезжает по адресу. Мы сразу привлекаем органы опеки и попечительства, участковых полицейских или представителей социальной защиты. Это новый формат работы, которую мы должны делать.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев