Владельцы швейного производства супруги Шамиль и Алсу Саттаровы известны в Татарстане брендами PARTY21 и Daily&Cocktaily, еще год назад представленными практически в каждом торговом центре Казани. Теперь розничная сеть оптимизирована, однако цеха не простаивают. На производственной площадке компании PARTY21 Саттаров рассказал Абдулнасырову, почему цены на маски выросли в несколько раз и какова рентабельность их пошива в нынешних условиях.
«С кризиса 2014 года ездить в Китай стало невыгодно»
Шамиль, почему PARTY21? Почему не PARTY16, например, раз уж вы работаете в Татарстане?
Век сейчас 21-й, а кроме того, супруга основала бренд в 2008 году, когда нам было по 21-22 года. В Казани только мы возили одежду из Турции и Китая для торговых центров. Теперь у нас цех площадью 250 квадратов.
Значит, бизнес начинала супруга?
Да, я на тот момент занимался продажами в банке. Сейчас все придумываю я, а Алсу добавляет недостающие звенья. В 2010 году нас пригласили в Китай, где мы открыли много нового для рынка Казани. В течение последующих трех лет мы жили по 20 дней в Китае, по 10 – здесь. Поставляли одежду оптом и продавали в регионах – в России на тот момент подобных моделей не было. Мы плотно общались с производителями на китайском, что давало нам преимущество перед конкурентами. Хотели совсем переехать в Китай, но настал кризис 2014 года. У нас все начиналось с банальных мелких точек, а в 2013-м мы наконец открыли магазин в популярном тогда ТЦ «Кольцо» и заключили договор с «Парк Хаусом». Договор был в евро по курсу 44 рубля, а ровно через год, в ноябре 2014-го, нам выставили счет по курсу порядка 90-100 рублей… В любом случае с тех пор ездить в Китай стало невыгодно. Буквально за месяц мы набрали швей и запустили собственное производство.
С тех пор торгуете только своей продукцией?
Да, либо шьем сами, либо заказываем модели других производителей, но под нашим брендом. Так развиваются все крупные сети. В будущем я вижу на месте цеха исключительно конструкторское бюро: мы отшиваем опытные образцы, выставляем их в розницу и, если спрос пошел, масштабируем новую модель. Для масштабирования наших швей просто недостаточно.
Какую одежду вы шьете – на какой возраст, в каком ценовом сегменте?
Мы работаем в масс-маркете, со средним чеком 2-2,5 тысячи рублей. Сейчас за счет высокого спроса выходит даже дешевле, и в перспективе я рассчитываю построить российскую сеть для целевой аудитории 21-27 лет. Наш покупатель растет вместе с нами, но нашу одежду носят и 35-летние, и 18-летние девчонки.
Но светские львицы у вас не одеваются – только люди со скромным бюджетом, так?
Бывает, что и звезды приходят – говорят, что им нравится наш бренд, берут одежду по бартеру в обмен на рекламу.
Разберемся в рентабельности производства на примере любого платья. Какова его себестоимость, из чего она складывается?
Мы работаем с наценкой 100-150%. Производство платья за 2,2 тысячи обходится нам в 900-1000 рублей. Порядка 40% уходит на ткань, в нашем случае это 400 рублей. Столько же стоит работа, плюс фурнитуры набирается рублей на 50. К дополнительным расходам можно отнести логистику, упаковку, а со следующего года – маркировку. На складе готовой продукции сейчас лежат уже собранные коробки для реализации через Wildberries.
Wildberries ваш основной канал продаж?
Нет, одежда уходит в розницу, просто в настоящий момент работает только Wildberries, и еще мы заключаем контракт с Ozon`ом. Просадка чувствуется по всем направлениям, но за счет акций мы остаемся на плаву. Сейчас, например, каждому покупателю дарим нашу маску, предлагаем скидки и бесплатную доставку.
В чем секрет низкой себестоимости у китайцев?
Их главное преимущество – фурнитура под рукой. Российские производители зачастую просто не могут найти материалы. Например, сейчас самый продаваемый товар – маски, а резинки к ним подорожали в семь раз.
«Следующий сертификат планирую получить на защитные костюмы из спанбонда»
Оказывается, есть сертифицированные производители масок, а есть так себе. Вы – какие?
Мы хотим выйти с ними на marketplace, поэтому, сделав первую разработку, сразу получили и сертификат качества. Но у медицинских масок имеется дополнительная специальная прослойка, а мы выпускаем скорее средства индивидуальной защиты.
Из чего оно состоит?
В основе нашей маски три слоя спанбонда: один плотностью 100 г/кв. м и два слоя по 15 г/кв. м. Этого достаточно для водонепроницаемости, при этом наши маски многоразовые, их можно стирать и гладить.
Если стоимость резинки выросла на 700%, то насколько подорожал спанбонд?
Тоже на 500-700%. Нам заготовки везут поставщики, мы лишь собираем и продаем изделие, и для нас себестоимость составляет около 50 рублей. Оптом мы продаем маску по 80 рублей, а в розницу – до трех штук за 150, свыше трех – за 130 рублей. Это приемлемые деньги, хотя в розницу сегодня торгуют по 150-200 рублей. Но в любом случае доля розницы в объеме наших продаж не превышает 3%. Все забирают заводы, крупные сети.
И какова мощность цеха?
Десяток швей выпускают около 1,5 тыс. изделий в день. У нас все производство (@maskaa_kzn) – как одежды, так и масок – разбито на отдельные операции, изделие проходит по ручному конвейеру.
При таких показателях цех выручает 120 тысяч в день – неплохо для площадки в 250 квадратов и 10 рабочих.
Сколько компаний в Казани сейчас занимаются пошивом масок?
Уверен, что абсолютно все. Подключают ателье, швей-надомниц.
А сколько нужно денег на собственное производство?
Если ставить линию из пяти машинок с ежемесячным обслуживанием и иметь фонд оплаты труда на 2-3 месяца, выйдет примерно 400-500 тысяч. Только сложность не в деньгах, а в поставках фурнитуры и материалов. Даже нитки, особенно черные и белые, раскупаются махом. К нам недавно не дошла крупная партия ниток из Санкт-Петербурга – украли по пути.
В четверг, кстати, из Китая в Татарстан поступило 6 млн масок. Как это повлияет на рынок?
Думаю, никак. Если маски одноразовые, то их нужно менять каждые два часа. Другое дело – оборудование, которое привезли вместе с масками.
Маски действительно помогают в борьбе с вирусом?
Важно, что они водонепроницаемы, но по большому счету они просто защищают лицо от прикосновений рук. Это не панацея, поскольку и глаза открыты, да и сама маска не герметична.
Кто бы мог предположить, что мы будем снимать блог в масках и о масках. Не поразительно ли?
Я вообще-то планирую следующий сертификат получить на защитные костюмы из спанбонда. Маски выпускают теперь все, а костюмов совсем нет.
«Мы у ТЦ не квадраты покупаем, а трафик, которого теперь нет»
Не возникало за 12 лет желания работать на собственных площадях?
Мы давно хотели выйти из ТЦ и под Новый год закрыли последний магазин в «Тандеме». Занимали там 75 квадратов на втором этаже, платили по 400 тыс. в месяц, а ведь трафик в ТЦ со временем не растет. Мы пошли в стрит-ритейл и месяц назад открыли торговую галерею на проспекте Победы, 33. Так и назвали – Gallery33. Площадь взяли, правда, в аренду, но недорого и в очень хорошей локации. Это было убитое помещение, из которого съехала «Планета одежды». Собственник X5 Retail Group долго искал арендатора, и я взял 600 квадратов с хорошим пешеходным трафиком, подъездными путями, напротив входа в метро. По городу такие площади стоят 1,5-2 тысячи рублей, но здесь за счет объема мы предлагаем субарендаторам ценник 800-1000 рублей за квадрат. К сожалению, после заключения договора началась канитель с коронавирусом, и пока галерея закрыта.
X5 Retail Group обнулил аренду в этой связи?
Да, они сами предложили подать письменное обращение. Большинство ТЦ в Казани либо отказывают арендаторам в скидках, либо нехотя предлагают 50%. Но мы у ТЦ не квадраты покупаем, а трафик, которого теперь нет.
Дорого обошелся ремонт Gallery33?
Расходы на точку были минимальными, в районе 100 тыс. рублей, потому что сюда переехало оборудование из «Тандема». Благодаря большим площадям мы планируем нарастить объем и еще снизить ценник на продукцию.
У «Планеты одежды» ценник и так был ниже – как они этого достигают?
У каждого бренда есть остатки товара 5-6-летней давности, от которых проще избавиться на развес. Скорее всего, «Планета одежды» скупает такой товар на границе с Китаем и ставит наценку 300-400%. Даже в хорошей локации их бренд не закрепился, потому что публика уже не хочет этот ширпотреб носить.
А вы уже набрали арендаторов? Не очень ясно, что будет со стрит-ритейлом, когда у людей закончатся деньги.
Остался небольшой островок, доступный для аренды, но мы подумываем использовать его, чтобы не простаивал. Мне кажется, у людей сейчас сформируется некоторый страх перед мегамоллами, и стрит-ритейл станет предпочтительнее.
Нет комментариев-