Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Сказки Тукая, история татарстанской нефтедобычи и древняя Алифба: почему в Альметьевске не закрашивают граффити

Сказки Тукая, история татарстанской нефтедобычи и древняя Алифба: почему в Альметьевске не закрашивают граффити
Корреспондент «Татар-информ» пообщался с гуру стрит-арта и выяснил, как изменится культурный облик Альметьевска.

Беспрецедентный арт-проект «Сказки о золотых яблоках» стартовал в феврале 2017 года в Альметьевске.

Необычным его можно назвать потому, что это, пожалуй, первый случай, когда власти позволили художникам из России, Ирана и Греции с помощью стрит-арта отобразить историю своего народа прямо на улицах города. Для этого была собрана команда под руководством куратора проекта Полины Еж из Санкт-Петербурга, включающая в себя экспертов в области истории и литературы, архитекторов и райтеров из разных стран.

И это далеко не все особенности – по задумке организаторов все арт-объекты будут связаны между собой единым веломаршрутом. Представьте, вы садитесь на велосипед и отправляетесь в поездку через весь город по специальным велодорожкам, попутно рассматривая иллюстрации истории татарского народа, выполненные профессиональными художниками и райтерами.

Альметьевск стал эталоном для остальных городов России. Здесь происходят беспрецедентные события для нашей страны. Отмечу то, что впервые граффити и стрит-арт получили муниципальное одобрение. Особенно приятно, что нашему институту доверили такую важную миссию, как олицетворение истории и эпоса татарского народа. Помимо этого, я считаю просто гениальным решением объединить все арт-объекты единым велосипедным маршрутом. Благодаря этому все арт-объекты равномерно распределяются по городу, а не стоят в одном месте», — рассказала куратор арт-проекта Полина Еж.

Алифба и Cабантуй на проспекте Cтроителей

Кто мало знаком с татарской письменностью, скорее всего не знает, что в татарском алфавите на шесть букв больше, чем в русском. Теперь альметьевцы и гости города смогут вам это с уверенностью сказать.

Страницы татарской азбуки — Алифба расположились на фасадах деятиэтажных домов № 35, 37 и 39 по проспекту Строителей.

Работа Димы Fatum стала обложкой серии «Татарский букварь» и расположилась на 39-м доме по проспекту Строителей. Украинский художник использовал изображение старинной азбуки в современном стиле граффити Digital. Благодаря лаконичному новаторскому подходу смысл этой композиции понятен всем от мала до велика.

Одну из букв татарского алфавита «һ» и слово «һөнәр» (мастерство, умение)  изобразила художник-иллюстратор из Казани Гузель Гарипова. На фасаде 37-го дома можно увидеть, как несколько молодых людей соревнуются между собой. Картина полна добра, несмотря на соревновательный дух, а ее герои – позитива и радости.

«Для олицетворения слова «һөнәр» я взяла за идею старинный татарский праздник Сабантуй. На Сабантуй обычно собираются люди, чтобы посоревноваться между собой в различных умениях. Куратору понравилась эта идея, и я приступила. Поначалу, конечно, было страшно — я впервые рисую на такой высоте. Мне очень помог мой помощник, одна я бы не решилась», — поделилась впечатлениями Гузель.

Нам удалось пообщаться с еще одним художником, который практически закончил иллюстрацию слова на букву Ө — «өй» (что в переводе на русский язык означает «дом») на фасаде дома 35.

«Я раньше ничего не знал про татарскую культуру. Чтобы вложить правильный смысл в свою картину, мне пришлось полностью погрузиться в историю и эпос татарского народа. В русском варианте у избы окна выходят на дорогу и можно общаться, высунувшись из окна с прохожими. В татарском же варианте у дома обязательно должен быть палисадник», — отметил художник из Севастополя Алексей Kislow.

Остальные работы были в процессе завершения и будут сданы уже к середине сентября.


«В этом удивительном лесу»

От улицы строителей веломаршрут пролегает через улицу Ленина, где перед нами предстает герой сказки Габдуллы Тукая, который везет на своем велосипеде самого Шурале. Сюрреалистичная работа известного петербургского скульптора Павла Игнатьева сочетает в себе этническую историю Татарстана и современное уличное искусство. Скульптура «В этом удивительном лесу» стала частью масштабного арт-проекта «Сказки о золотых яблоках».

«Многие из нас, зайдя в лес, увидев там Шурале, испугались бы и убежали. Габдулла Тукай учит нас не бояться леса, а думать о том, что нас ждет за лесом. Это такая метафора. Я хотел бы, чтобы многие из вас не смотрели на какие-либо трудности, а смотрели дальше — туда, где мечта», — объяснил видение своей работы скульптор Павел Игнатьев.


Первый татарский нефтяной магнат

Сейчас Альметьевск считается нефтяной столицей Татарстана. Было бы это так, если бы не Надыр Уразмет? А ведь это его по праву можно считать первым нефтяным магнатом Татарстана. Еще в эпоху Екатерины он построил на месте будущего Альметьевска свой первый нефтяной завод. К сожалению, до нас дошли лишь упоминания об Уразмете: указы, архивные документы и письма.

Художник из Сибири Basil LST (Василий Коптев) восполнил этот пробел на фасаде дома 17 по улице Нефтянников. Он изобразил Уразмета, подписывающего указ о постройке первого нефтяного завода. Композиция переливается десятками оттенков, заставляя прохожих останавливаться и подолгу наблюдать за работой мастера. Картина не похожа на остальные и выполнена в духе средневековой книжной графики. Мастер решил показать, как благодаря нефти и умелому обращению с ней возникают города, инфраструктура и ближайшие поселения.

«Надыр Уразмет — это своего рода Петр I Альметьевского края. Несмотря на то что он жил в 18-м веке, он смотрел далеко в будущее. Это удивительный человек, ведь благодаря ему здесь стоит процветающий город — Альметьевск. У меня было немного информации об этом предпринимателе, поэтому я взял за основу рисунка известные факты: указ о строительстве завода, один из его портретов и место, на котором все происходило», — раскрыл историю своего произведения сибирский художник Коптев.

Куратор проекта Полина Еж, рассказала о том, как Василий трепетно относится к своей работе. Несмотря на неудобства (рисовать приходится, находясь в строительной люльке, подвешенной стропами) художник каждые два часа спускается, отходит от здания на несколько метров и подолгу присматривается к своей работе, чтобы не упустить ни малейшей детали.


История происхождения нефти: трилобиты и метеоры

Не обошло стрит-искусство стороной даже производственные объекты города. На здании котельной АПТС по улице Нефтяников московский художник Артем Стефанов переосмыслил две самые известные теории происхождения нефти. Предполагают, что на месте Альметьевска некогда было побережье древнего моря, с его обитателями, останки которых в результате химических реакций превратились в черное золото. Вторая теория образования нефти — результат падения метеоритов. Диковинные трилобиты из земных недр и космос в первозданной чистоте смешиваются в произведении Стефанова, создавая дуальную картину космогенеза.

«Сказки о золотых яблоках»

Первые работы арт-проекта «Сказки о золотых яблоках» появились ещё в прошлом году. Уличные художники из разных городов мира уже расписали административное здание на улице Ленина, 75в, резервуары котельной АПТС и боковой фасад дома № 123 по улице Бигаш. Основная цель данной затеи — создать по всему городу произведения, которые бы несли в себе культурную историю города и были понятны каждому из горожан и гостей нефтяной столицы Татарстана.

Проект создан при помощи специалистов Института исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга и мэрии города Альметьевск по инициативе и поддержке Наиля Маганова генерального директора ПАО «ТАТНЕФТЬ» и рассчитан на пять лет. А это значит, что художники, скульпторы и архитекторы продолжат удивлять горожан и гостей города своими произведениями.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев