Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Синхронный выход: участникам «земельного дела» в Набережных Челнах удалось избежать арестов

Синхронный выход: участникам «земельного дела» в Набережных Челнах удалось избежать арестов
Драма в трех действиях разыгралась сегодня в Набережночелнинском суде: задержанным накануне по громкому уголовному делу, связанному с незаконным выделением земли в Тукаевском районе, удалось избежать содержания под стражей и домашнего ареста.

Три судьи, рассматривавшие три ходатайства следователя, почти синхронно вынесли по ним отказные постановления. 

Напомним, что понедельник, 23 октября, в Челнах начался с обысков. Они прошли в домах семи человек, которые, по версии следствия, причастны к земельным махинациям, имевшим место в Тукаевском районе в 2012-2014 годах. 23 октября прошли обыски у экс-руководителя исполкома Тукаевского района Расима Асылгараева, а также в доме юриста группы компаний «Еврогрупп» Альберта Халиуллина. Кроме этого, оперативно-следственная группа нагрянула к пятерым: Марданшину, Аюповой, Тазетдинову, Халиуллиной и Гильмухановой. Позже ходатайства об обоснованности обысков, с которыми следствие обратилось в суд, были отклонены.  

Вслед за этим появилась информация о задержании трех человек, в чьих домах прошли обыски в понедельник. Речь шла о Расиме Асылгараеве, Альберте Халиуллине и бывшем учредителе челнинской УК «Электротехников» Айрате Марданшине. 

Сегодня в суде были рассмотрены ходатайства следователя об избрании меры пресечения для задержанных. Айрата Марданшина и Альберта Халиуллина следствие просило заключить под стражу до 22 декабря, для Расима Асылгараева – домашний арест на тот же срок.

Первым в суде рассматривалось ходатайство в отношении бывшего учредителя УК «Электротехников» Айрата Марданшина.

Как сообщил на процессе старший следователь Набережночелнинского подразделения СУ СК РФ по РТ Станислав Хораськин, 22 октября было возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» и «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений». Как пояснил следователь, в ходе предварительного следствия  было установлено, что примерно в июле 2012 года на территории Челнов Айрат Марданшин, который «действовал под покровительством неустановленных высокопоставленных чиновников Челнов», решил присвоить земельный участок из лесного фонда. Участок прилегает к парку «Нижняя Кама» и является частью лесного массива, объяснил Хораськин. Для воплощения умысла Айрат Марданшин и Альберт Халиуллин, а также другие неустановленные лица обратились к руководителю исполкома Тукаевского района Расиму Асылгараеву, который, явно превышая свои полномочия, утвердил схему месторасположения участка и присвоил ему статус «земли сельскохозяйственного назначения с разрешением дачного строительства». При этом, по версии следствия, участники преступной группы осознавали, что участок является частью лесного фонда, что подтверждается соответствующими записями государственной регистрации, и в перевод в категорию земель для сельхозназначений не подпадал. Это, кстати, прерогатива федерального уровня, подчеркнул следователь. Далее участок был предоставлен в аренду на 49 лет некой Халиуллиной, являющейся родственницей Альберта Халиуллина. Рыночная стоимость участка размером в 3,5 гектара оценивается сегодня в 75 млн рублей, заметил Хораськин.  

По словам представителя следкома, далее они подали заявку в управление Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии по РТ, указав в ней, что на участке расположены объекты незавершенного строительства, хотя таковых на момент подачи документов там не было. Правда, служба госрегистрации отказала в регистрации собственности, после чего участники группы обратились в суд и  получили разрешение зарегистрировать право собственности на данный участок. По словам следователя, участок неоднократно переоформлялся на разных лиц. После чего его раздробили на мелкие, один из которых был переоформлен на самого Айрата Марданшина. Также следователь упомянул и о том, что еще один стал собственностью высокопоставленного полицейского, который до сих пор работает в правоохранительной системе. 

На заседании суда Айрат Марданшин заявил, что в 2012 году даже не был знаком с Альбертом Халиуллиным, с ним он познакомился только в 2014 году. По этой причине  он никак не мог участвовать в оформлении земли на его  родственницу. Марданшин также заявил, что готов доказать свою  непричастность к земельным махинациям даже на детекторе лжи. Однако до этого дело не дошло. Судья Роман Михеев  отказал следователю в удовлетворении ходатайства. Хотя Хораськин настаивал на том, что Марданшин, имея очень крепкие отношения с представителями вертикали власти, может  создать серьезные препятствия для объективного расследования преступления. Но судья отметил в своем постановлении, что следствию не удалось предоставить достаточных доказательств того, что Марданшин может дать «коррупционный отпор». Более того, суд не увидел необходимость применить к Марданшину и более мягкую меру пресечения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде. Задержанный был отпущен на свободу.

Айрат Марданшин, проходя по коридору через кордон журналистов, представителей следственного комитета и прокуратуры, театрально крикнул: «Прощайте!» На что  участник  судебного процесса, помощник прокурора города Амир Абулвагапов ответил: «Еще встретимся!» Ответ правоохранителя заставил Марданшина замедлить шаг и даже обернуться с вопросом: «В смысле?!» Вопрос остался риторическим. Журналистам же Амир Абдулвагапов сообщил, что прокуратура в обязательном порядке обжалует данное решение в Верховном суде РТ.

Затем в соседний зал в наручниках провели экс-руководителя исполкома  Тукаевского района Расима Асылгараева. В отличие от Марданшина он ничем не бравировал. Наоборот – выглядел подавленным и даже смиренным.Как сообщил на процессе суда следователь Станислав Хораськин, в ходе допроса Асылгараев свою вину признал, в содеянном раскаялся, дал показания, указывающие на участие других лиц в преступлении. При этом следователь не исключил, что, оставаясь на свободе, экс-чиновник может  воспрепятствовать выявлению истины  по данному делу. Поэтому предложил заключить бывшего главу райисполкома под домашний арест. 

Иного мнения на этот счет была адвокат Наталья Федяева и сам подозреваемый. Адвокат спросила у следователя: «Вы знаете, что у него трое детей? Кто их будет кормить, если его закроют в четырех стенах?» На суде выяснилось, что старшему ребенку Асылгараева уже исполнилось 15 лет, а младший ходит в детсад. Следователь в ответ лишь пожал плечами, что можно было понять так: «Надо было об этом думать, когда соглашался участвовать в земельных махинациях». Однако Расим Асылгараев и его адвокат продолжали давить на семейные обстоятельства. 

Жена Асылгараева работает простой медсестрой. Она не в состоянии обеспечить семье нормальный доход», – настаивала адвокат. Сам Асылгараев пояснил, что в пятницу уволился с  прежнего места работы и теперь не имеет стабильного заработка. «По какой причине уволился?» – поинтересовался судья Мансур Саитгареев. «По собственному желанию», – уклонился от развернутого ответа подозреваемый. И тут же добавил, что собирался в понедельник заняться поиском работы. «А тут обыск, задержание…» – заметил безработный. Правда, позже, когда журналисты поинтересовались у него, кем  он собирается работать теперь, бывший глава райисполкома ответил, что этот вопрос будет решать после завершения следствия.

Также адвокат отметила некоторые процессуальные нарушения со стороны следствия. Так, по ее словам, ходатайство об избрании меры пресечения должно быть подано за восемь часов до рассмотрения в суде, а в данном случае его подали буквально за час-другой до заседания. Кроме того, ее клиента держали больше чем 48 часов, что тоже, по ее мнению, неприемлемо.

В целом, итог второго судебного заседания почти не отличался от решения по Марданшину: домашний арест  Асылгараева не состоялся. Ему даже не назначили подписку о невыезде, как предлагал сам  подозреваемый в качестве альтернативы. Общаясь с журналистами, Асылгараев отметил, что свою вину признает только частично. Документы на землю готовили другие, он лишь подписал их, доверившись специалистам исполкома.

Юриста ГК «Еврогрупп» Альберта Халиуллина на заседании представляли сразу два адвоката. Их линия защиты была построена в основном на проблемах со здоровьем клиента.

На суде следователь отметил, что Халиуллин свою вину  не признал, хотя его причастность доказывается показаниям свидетелей. Хораськин также отметил, что Халиуллину предъявлено обвинение в участии в преступлении, за которое предусматривается лишение свободы свыше трех лет. Следователь также подчеркнул, что Халиуллин имеет высокопоставленные связи и знает свидетелей, которые давали против него показания.

«Он может надавить на них и принудить изменить показания. Среди свидетелей ведь находятся и его родственники, которые фактически живут вместе  с ним», – заметил он. Хораськин также отметил, что следствию неизвестен покровитель Халиуллина. Но с его помощью подозреваемый может способствовать развалу уголовного дела, если он не будет заключен под стражу.

 Адвокаты отметили, что Альберту Халиуллину диагностирована ишемическая болезнь сердца и с 2011 года он находится под наблюдением врачей. На что следователь сказал, что в ходе допроса никаких  заявлений по поводу болезней Халилуллин не делал. «В течение 48 часов задержания он, находясь в присутствии двух защитников, ни разу не сообщил о том, что имеет хронические заболевания. Никаких справок на этот счет предоставлено тоже не было», – отметил следователь

А вчера во время допроса ему стало плохо! У вас не возникло мысли, что ему нужно оказать медицинскую помощь?» – спросила адвокат Хораськина. Тот парировал, что Халилуллин сказал, что утомлен и не может  отвечать на заданные вопросы. «Его вчерашнее состояние в первую очередь объясняется его нежеланием отвечать на вопросы следствия», – объяснил Хораськин.

Но в изолятор Халиуллин возвращаться явно не хотел. «Там много курят. Невозможно дышать, а уже тем более уснуть», – пожаловался он в суде.

Кроме этого, адвокаты также настаивали на том, что вопрос, который лег в основу уголовного дела, неоднократно рассматривался в Арбитражном суде РТ. По  нему есть решения. «Это чисто гражданско-правовые отношения, не имеющие ничего общего с Уголовным кодексом РФ», – высказали общее мнение адвокаты.

Выйдя из совещательной комнаты для оглашения  решения, судья Рамазан Абдулвагапов сразу объявил, что вынес отказное постановление. После чего стоящий в дверях зала следователь хлопнул дверью и покинул заседание.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев