Уже два месяца, как идут каникулы, однако ученик второго класса 33-й школы Казани, русский мальчик Арсений Майдаровский хорошо помнит татарский. А Данил Петров эмоционально поет песню «Туган тел», и без затруднения отвечает на вопросы на неродном для него языке. Знания закрепляются, благодаря методике преподавания, построенной не на зубрежке, а побуждении интереса к языку и желания его изучать.
Если в большинстве казанских школ изучение татарского сводится к передаче информации учителем и дальнейшем закреплении ее учеником во время выполнения домашнего задания, то здесь знания передают посредством живого диалога с учителем и общения между школьниками.
Школа №33 специализируется на углубленном изучении языков. В рейтинге столичных школ с углубленным изучением отдельных предметов эта школа уже второй год подряд занимает первое место. По итогам нынешнего года учебное заведение сохранило лидерские позиции. Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 71,3 балла, по английскому – 84, обществознанию – 62,8 балла. Итоги основных государственных экзаменов у девятиклассников тоже на высоком уровне: средняя оценка по русскому языку – 4,3, математике – 4,1, английскому языку – 4,6, по татарскому языку – 4,4. Два ученика школы в этом году стали призерами республиканской олимпиады по татарской литературе.
Методика обучения татарскому языку основана на программе Валентины Мещеряковой. Этот же автор разработала программу обучения английскому языку на основе игр, песен и музыкальных композиций.
Я считаю, что в нашей республике принято правильное решение по тому, какой язык должен изучать ребенок в школе и каком объеме. В Татарстане сейчас есть дети-татары, изучающие татарский язык как родной, и дети-русские, изучающие татарский как государственный язык РТ. Все изучают этот язык в равном объеме, но по разным программам. Я считаю, что уроки татарского позволяют татарам совершенствовать знания родного языка, а русские через эти уроки учатся общению. Новая методика в обучении строится вот на этом живом общении. Эти методы активно внедряем с начала прошлого учебного года. Программа Мещеряковой нам очень нравится», – говорит директор школы Нелля Шаяхметова.
Собеседница считает, что, пройдя обучение по учебнику Мещеряковой, ребенок вполне может овладеть языком на бытовом уровне. «Наши дети уже с первого класса очень хорошо общаются на татарском языке», – говорит директор.
Сингапурские технологии в 33-й школе начали вводить еще в 2011 году. Татарский язык – не исключение, новая технология направлена на коммуникативное ведение урока.
«В старших классах занятия тоже ведутся по новым технологиям. Для русскоязычных детей важно, чтобы они изучали татарский язык с желанием. И то, насколько хорошо они готовы овладеть языком народа, живущего с ними по соседству, зависит от способа построения урока. Поэтому я всегда говорю о современных технологиях, потому что они дают возможность достигать целей», – поясняет Шаяхметова.
В основе сингапурской технологии лежит взаимное обучение детей. То есть, дети передают знания друг другу, в то же время учатся критическому мышлению. Ребенок максимально активен во время урока, он не просто слушает, всегда сам отвечает.
Эта технология позволяет детям «работать» на протяжении всех 45 минут урока. Обычно ведь один ребенок отвечает, что-то рассказывает, а остальные слушают. Ребенку, чтобы показать свои знания перед классом, достается не более 2-3 минут. А в нашем случае время активной разговорной речи составляет около 30 минут. Дети общаются между собой, урок проходит более оживленно», – рассказывает директор.
Нелля Шаяхметова отметила, что все учащиеся после 9 класса сдают единые республиканские тесты. У русскоязычных детей средняя оценка – 4, а у детей-татар – 4,5. Государственный экзамен по татарскому языку сдали 14 детей, средняя оценка которых составила 4,4. «То, что дети в русской школе выбирают для экзамена татарский язык – хорошее явление», – уверена директор школы.
По словам Нелли Шаяхметовой, татарский и русский в школе изучаются на одном уровне.
«На мой взгляд, сейчас в республике в этом вопросе установилось равенство, никто еще из родителей ко мне не подходил со словами: «Татарский язык не нужен, слишком много часов на него». Есть ощущение, что уже закрепилось мнение «это сейчас нужно, так и должно быть». Да, лет десять назад было противостояние, недовольство, я сейчас не вижу такой проблемы. Мне кажется, что сейчас родители и дети к изучению татарского языка относятся как к возможности знать еще один дополнительный язык. Знание языка очень обогащает», – убеждена она.
В школе работают всего 12 учителей татарского языка. Гузелия Петрова – педагог с 20-летним стажем.
«В нашей школе уделяется особое внимание преподаванию татарского языка и литературы. Этот вопрос под пристальным вниманием как директора школы, так и его заместителя по национальным вопросам. Мы, учителя татарского, стараемся в работе применять передовые технологии. Занятия ведутся по учебникам «Салям», трое преподавателей обучают русских детей по программе Мещеряковой. Для побуждения интереса у детей к изучению родного языка проводим различные литературные мероприятия. Главная цель – обучить родному языку татар и чтобы русские дети знали татарский. Для этого мы делаем все возможное. Участвуем в конкурсах и олимпиадах. С каждым годом успехи все заметнее. В этом году 11 учеников стали призерами и победителями на муниципальном этапе республиканской олимпиады. Из них двое наших учеников были призерами в республиканском фестивале по татарскому языку», – рассказывает она.
По мнению педагога, при правильной организации работы по обучению татарскому языку у родителей не должно быть недовольства.
Не было случая, чтобы родители пришли к нам и сказали, что татарский не нужен. В этом вопросе учителя тоже прикладывают большие усилия. У преподавателей, работающих по учебникам «Салям» и методике Мещеряковой, результаты хорошие, и из-за преобладания игровой методики, дети с удовольствием изучают татарский язык» – отмечает педагог.
Педагогический стаж Альбины Хуснутдиновой приближается к 20 годам.
«Обучение русских детей татарскому ведется на основе игровой методики. Она предполагает отказ от скучных для детей переводов со словарем и заучивания, и обучение через игру. На каждый вопрос они отвечают осознанно, вовлеченные в игру, они разговаривают с куклами, игрушками, кого-то приходится «спасать», с кем-то происходит живое общение. Они даже не замечают, как в игровой форме начинают говорить на татарском языке. Нам тоже приятно видеть такой результат. Уже после нового года дети на уроках не произносят ни единого слова на русском, отвечают только на татарском. Играем, смеемся, поем. У нас есть забавы, во время которых мы «катаемся» на коврике на полу, есть игры за круглым столом», – рассказывает преподаватель. – Когда дети говорят: “Я люблю татарский язык, татарский мой любимый предмет” – это гордость для нас, учителей. Где бы нас ни увидели, дети подбегают, здороваются по-татарски, задают вопросы по-татарски. В первый класс приходят, не зная ни одного слова, а достижения за один год уже довольно высокие. Уже готовы учебники для второго класса. С радостью ожидаем 1 сентября».
В школе применяется система наставничества – преподаватели без опыта, поступившие на работу в школу, попадают под попечение тьюторов. Каждый наставник курирует пятерых «новичков». Альбина Хуснутдинова тоже занимается обучением преподавателей. «Мы ознакомим их с порядком работы с детьми с первого класса, будем помощниками», – говорит она.
По ее мнению, отставание детей по татарскому языку, в первую очередь, говорит о неполной отдаче учителя своей работе. «Учитель должен идти на работу с чувством любви к ней, с желанием и намерением обучить детей. И требования должны быть поставлены исходя из возможностей детей. Ведь они разные – кто-то более сильный, а кто-то послабее. А требования ко всем одинаковые. Слабый ребенок расстраивается, у него пропадает желание. Если будем работать с учетом вот таких моментов, думаю, результаты будут расти», – заявила она.
Несмотря на каникулы, несколько детей пришли на встречу с корреспондентом «Татар-информ». Арсений Майдаровский из русской семьи. За два месяца каникул Арсений не забыл татарский язык. Он может правильно отвечать на вопросы на татарском языке. Он также продемонстрировал, как умеет считать до двадцати.
Данил Петров исполнил песню «Туган тел». Данил говорит по-татарски без акцента. «Дома папу, маму, сестру прошу говорить по-татарски. На каникулах играю на улице, читаю книги», – рассказывает мальчик.
Сестры Камила и Малика Галиевы порадовали знанием татарского в совершенстве. «Русские дети хорошо знают свой родной язык, а если мы, татары, не будем хорошо знать свой язык, забудем его, думаю, нам будет стыдно», – говорит Камила.
Нет комментариев-