– Ильнур Мидхатович, в этом году отмечается750-летие образования государства Золотая Орда, и по этому случаю в Казаниожидается большая международная конференция. Насколько важной вы считаете этудату?
– В 1269 году происходит событие, которое мыможем считать датой образования Золотой Орды. Правители чингизидских государств– улусов собираются на курултай близ Таласа и договариваются меж собой опризнании их государств и главное, границ этих государств. Эти улусы прежденаходились в составе единой Монгольской империи, и эти государства стремилисьполучить самостоятельность. Уже много лет продолжались междоусобные войны, этиулусы не признавали друг друга.
На курултае ханы приходят к согласию. Такимобразом, признается государство Золотая Орда. В 2019 году этому событиюисполняется 750 лет.
– Какие еще государства образуются послеэтого соглашения?
– Еще в период основания Монгольской империи Чингизханразделяет свое государство между членами семьи – сыновьями, родным братом иматерью. Эти улусы признают одного кахана, но в то же время действуютнезависимо. Можно сказать, что это была конфедерация.
Признание единого кахана зависело от того, ктоэтот кахан. Чингизхан после себя оставляет третьего сына Угедея. Род Угедеянекоторое время продолжается, позже на его место приходят наследники егомладшего сына – Толуя. Начинается противостояние между династиями. Династия дляСредневековья очень важная вещь. Они должны признавать друг друга.
К тому же сыновья Чингиза обладали собственнымивойсками, то есть это государство внутри государства. Кахан был один, но угосударств свои ханы. Наряду с государством Золотая Орда были признаны еще тригосударства – это Чагатайский Улус в Средней Азии, империя Юань, котораяконтролировала территорию Китая, и государство хулагу в Иране.
«В Золотой Орде и других чингизидских государствах появились нации»
– Какую роль в этом государстве игралитюрки, вообще предки наших современных татар?
– Надо иметь в виду понятия «нация», «племя»,существовавшие в Средние века. Самосознание, отношение к религии может бытьразным.
Чем же особенны Золотая Орда и другиечингизидские государства? Кто-то называет это явление феноменом. Этотисторический процесс не занимал долгого времени, но был очень важным. Именновнутри этих государств формируются нации, этническое смешение, национальныецивилизации проходят через синкретизм.
Например, часть государства чингизидов находитсяна территории Китая. Китай – древняя цивилизация, у него есть свой культурныйкод. После того как империя Юань продержалась там около 70 лет, можем сказать,что китайская культура взяла верх.
Чингизидское государство в Иране такжепопадает под влияние древней персидской культуры. После распада государства, вИране продолжается фарсиязычная цивилизация.
В Средней Азии – Чагатайский улус. Там тожемного племен и рядом с ними государствоподобные города – Самарканд, Бухара.Форма образования государства также остается противоречивой.
Чем отличается от них Золотая Орда? Во-первых,территория Золотой Орды была очень большая. До появления Золотой Орды эти степибыли территорией передвижения кипчаков, однако по своей форме это не былогосударством, а скорее политией, то есть формой, имеющей зачатки государства.
Из настоящих государств на территории ЗолотойОрды была Волжская Булгария. Это небольшое государство, которое не контролируетбольшие территории. А самое большое государство – Северный Хорезм изХорезмшахов в Средней Азии.
На остальных территориях в то время какой-тобогатой истории государственности нет. Земли Золотой Орды с Китаем, конечно, несравнить. В то время эти земли представляли собой мир сменяющих друг другатюркских племен. Золотая Орда именно этому ставит точку, устанавливаетгосударственность. Крепко устанавливает понятия «государство», «хан». Этот ханпризнается на территории Евразии. Возводятся города, выстраиваются государственныеинституты.
А что такое государство? Государство – этоконструкция, оно объединяет, образует нацию. Есть понятие «государствообразующаянация». Именно тюркские племена, пришедшие из Средней Азии под названиемтатаро-монгол тюрко-татары, кипчаки, булгары и другие более мелкие тюркскиеплемена – все, объединившись под татарским самосознанием, образуют средневековуютатарскую нацию. Они объединяются под названием «татары» и как «государственнаянация» являются основным народом страны.
Основным населением Золотой Орды были татары
– А как называли другие народы людей этойстраны? Как себя они называли?
– Есть два варианта названия – экзоним, когдаодну нацию называют представители других наций, и этноним – как себя называетсам народ. Если рассматривать в этой форме, конечно, на первом месте вездевозникает название «татары».
Иногда пытаются утверждать, что это не былосамоназванием. Нет, было.
Например, на дошедших до нас ярлыках последнихханов Золотой Орды, Крыма используется название «татар». Это указывает, что онибыли татарскими ханами. Абдулгаффар Крыми, например, Золотую Орду и вовсеназывает «Татарстаном», «Великим Татарстанским государством».
К примеру, во всей Европе в источниках,написанных на латыни, пишется как «татар» или «тартар», что соответствует томуже значению. В русских источниках слово «татар» применяется и к государству, ик нации. В источниках Кавказа, Анатолии, Ирана, арабских стран – вездеиспользуется название «татар».
Во времена хана Узбека на территории СреднейАзии в обиход входит экзоним «узбек». Название «Узбек» идет от хана Узбека, взначении «мы люди Узбек-хана». Такое особенно свойственно восточной частиЗолотой Орды, это было связано с возвращением страны к временам Узбек ханапосле смуты в конце XIV века. Это мы видим в источниках того же АбдулгаффараКрыми, Утямеш-хаджи.
«Узбек» тогда не было названием узбекскогонарода, как сейчас это слово используется. Это слово применялось как одно изназваний татар Золотой Орды. Позже, при формировании новой нации в СреднейАзии, это название сохранилось.
– Основным населением Золотой Орды былитатары?
– Конечно татары. Если рассматривать ЗолотуюОрду по нынешним критериям, можно сказать, что она была как империя. Есть напрямуюуправляемая территория, также есть земли, подчиненные в вассальной форме, есть«зоны влияния».
Скажем, нынешние земли Западной Украины,Балкан были как вассальные земли Золотой Орды. Российское государство, получивярлык, управлялось своими князьями, но полностью входило в состав Золотой Орды.Даже Московский улус, то есть «Царев улус», «Русский улус», напрямую подчинялсяхану. Татарское слово «олыс» («улус») позже вошло в русский язык ипреобразовалось в слово «область».
Наш Булгарский улус также был напрямую ханскимулусом, основой государства.
Народ Золотой Орды знал разные языки
– Каким был язык Золотой Орды, насколько онотличался от современного татарского языка?
– Слава Аллаху, некоторые источники сохранились,их язык читать можем. Например, выдаваемые ханами Золотой Орды ярлыки –официальные документы. Конечно, официальный документ пишется немного сложнымязыком. Есть литературные произведения, например те же исторические летописи.Современный человек, владеющий татарским языком, их поймет без проблем. Другоедело, когда слова в тексте могут сейчас иметь другое значение, такое тоже можетбыть, так как язык развивается по своим законам.
А в действительности для современного татаринапонять язык Золотой Орды даже легче, чем язык Казанского ханства (речь идет обофициальном и литературном языке). Потому что позже усилилась исламизация, вязыке появилось очень много арабских и персидских заимствований, в какой-томомент из тюркского языка оставались практически только глаголы.
Я бы сказал, что язык Золотой Орды оченьблизок к современному татарскому языку.
– В состав Золотой Орды входило и русскоегосударство, использовались ли русский, финно-угорские языки?
– Речь идет о применении языка в какой области?Конечно, финно-угорские народы разговаривали и на своем языке. Если посмотримиспользование языка в переписках, официальных, религиозных книгах, летописях,то, конечно, использовался средневековый русский язык.
Это связано также и с крещением русскогогосударства, позже с территории Византии, Балкан, особенно болгары, сербыпринесли «литературный» славянский язык. Это основа сегодняшнего русскогоязыка, летописей.
На этой территории идут большие процессы,формирование наций. В финно-угорских племенах шла христианизация, и позжерусский язык вошел уже основательно.
Но в то же время русское государство 300 летбыло под влиянием татарского фактора, поэтому до Петра Iиспользовался татарский язык, он и позже применялся в переписке с иностраннымигосударствами.
С образованием Казанского университета татарскийязык сразу был включен в ряд изучаемых там дисциплин, так как он был нужен дляобщения с тюркским миром. Петр I тоже знал татарский.Но и русский язык, конечно, обрел свою силу, потому что жили внутри единогорусского государства. Княжества объединяются, Москва выходит на первые позиции,формируется русская нация.
«Вту пору ханы действовали по справедливости»
– А в какой степени знало татарский язык основноенаселение Золотой Орды?
– Даже на территории Балкан были династии статарскими корнями (можно назвать земли Молдавии, Румынии, Болгарии). Видно,что использовался татарский язык. Это продолжалось и после прихода после татаросманов, большая часть людей использовала татарский язык.
Конечно, татарский язык шел к исчезновению,начинается христианизация. Например, на территориях той же Болгарии, Молдавии.Такое же наблюдается и в русском государстве: ведь в Золотой Орде была свободавероисповедания, на русской территории в то время еще жили не полностью крещеные,сохранившие язычество племена. Вот они полностью переходят в христианство.
Если это государство, внутри него должна бытьопределенная компактная структура, мы говорим «вертикаль». Рядом с государствомвсегда стояла религия, потому что опорой государства была религия. Онауспокаивала народ, воспитывала, внедряла в сознание населения идеюгосударственности. Это свойственно всем обществам. И русское государство тоже сэтой точки зрения образуется «правильно».
Русская церковь того времени не подчиняласьрусским князьям. Мы знаем: русские князья правили на основе ярлыка, а этиярлыки не сохранились или не найдены. А вот ярлыки митрополитов найдены, и ихмного.
Почему?! Это объясняется просто: ярлыки митрополитыхранили сами, переводили, хранили и при необходимости использовали для сохранениясвоих прав. Русская церковь строит монастыри, в XIVвеке их возводится особенно много. А что такое монастырь? Ему и деревниподчиняются, то есть это своего рода экономическая единица, а еще и способсокрыть деньги. Золотоордынские ханы ведь не облагали налогом церковь. И князьне мог войти в церковь со своей властью.
Когда государство Золотая Орда сталоослабевать и подчинение татарским ханам стало ограничиваться отправлением имподарка (русские документы это называют “поминка”), князья, конечно, захотеливзять эти церкви под контроль, то есть началась секуляризация. В этот моментпопы и показывали свои ярлыки: «Вот же, татарский хан нам дал, это – моеправо», и боролись за сохранение своего имущества. Поэтому они и храниливыданные ханами ярлыки.
Церковь – один из институтов, формирующихнацию. Если бы в Золотой Орде, допустим, была только одна религия, если бы ханУзбек ислам внедрял насильно всем, тогда было бы немного по-другому.
В ту пору ханы действовали по правде,справедливости. Многие говорят, что в Золотой Орде не было закона, ханы творилипроизвол, убивали и казнили всех подряд. Многие так себе представляют. Нет,такого не было.
Например, во времена Узбек хана, когда дварусских князя между собой поссорились и один убил другого, убийцу посадили втюрьму. В течение года шло расследование, только после этого ему был вынесенсмертный приговор. Хан не один принимал решение, не единоличным своим приказомвсе решал, а действовал на основе закона, потому что есть государство. Основнойсмысл: «Совершивший преступление должен быть предан суду». У хана и народа быласвоя судебная система. Вы это представляете себе, да? Это – Средние века иЗолотая Орда! По-другому и не бывает, государство существует именно так.
Но до сих пор, к сожалению, распространеномнение, что татарские ханы действовали обычным насилием, просто все разрушали играбили.
«Золотая Орда строила на своей территории экономические зоны»
– Говоря о налогах, существует утверждение,что в Золотой Орде налог составлял всего 10 процентов. Это верно?
– Не совсем. Раз это государство, фискальнаясистема действовала по-разному. Скажем, для городского, оседлого населения применяласьодна, для кочевого – другая. Если говорить о фискальной системе по отношению крусским землям, точные объемы налогов неизвестны, потому что не хватаетисточников. Но, несмотря на это, в сознании людей утвердилось: «татарыграбили».
Недавно зашел к парикмахеру.Женщина-парикмахер меня спрашивает: «Где вы работаете?» Я говорю, в Академиинаук, изучаю Золотую Орду. Она мне: «О-о, это же государство, которое 300 лет насграбило», – и стала мне объяснять, что такое Золотая Орда. Я вижу, что этистереотипы уже вошли в сознание людей, ярлыки прикреплены и что это оченьтяжело изменить. Потому что и сейчас много таких, кто продвигает эту мысль.
Хотя, говорю же, нет даже источника, сколькоплатили русские земли. Конечно, в русских летописях немного говорится об этом,например Владимирскому княжеству полагалось заплатить 4 тысячи серебряных.
Был ученый в Московском университете, сейчасуже покойный, Андрей Леонидович Пономарев. Он очень хороший специалист именнопо торговым отношениям с итальянцами у Черного моря, в то время был нумизматом.По его исследованиям, Золотая Орда была устроена на купле-продаже, охранялатранзитные пути, и это было экономической артерией. Мы же говорим «свободнаяэкономическая зона», она строила на своей территории такие зоны и брала тамтри-четыре, максимум пять процентов налога. Это очень мало.
В то время еще Америка не открыта, всяторговля между Китаем, Индией и Европой шла через нас, и, конечно, такая низкаяпошлина – три процента привлекала очень многих торговцев.
Пономарев сам рассказывал, он так считал:приплывает судно, везет, допустим, какие-то изделия, ножи или сабли. Идетпошлина с судна, тогда было в дукатах. Одно судно платит три процента,получается 60 тысяч дукатов. Четыре тысячи серебряных русского государства – 20тысяч дукатов. Почему? Потому что русские земли вошли в состав Золотой Орды.Во-вторых, для того времени, с точки зрения экономики, Российское государство –это еще пока не особо интересные для золотоордынских ханов земли. Там сереброне добывали. Тогда серебро – как доллар в наше время, оно имело хождение везде,налог брали серебром. На русских землях серебро не добывалось.
Когда Золотая Орда стала распадаться,начинаются междоусобные войны, смута. В конце XV века открывается путь вАмерику, позже османы и сефевиды строят большое государство. Значимость«Шелкового пути» снижается. Территория Золотой Орды в действительности начинаетдеградировать, потому что торговые пути меняются, главная артерия перестаетпроходить отсюда. Черноморский путь закрывают Османы, перестают пропускатьитальянцев.
Когда начались такие проблемы, особенно вБольшой Орде, а затем в Крымском ханстве начинается барымта.
Что это означает? В то время на территорииКавказа и нынешней Украины, на русских землях уводили в рабство, грабили. Здесьдействительно можно применить слово «набег». И вот этот один единичный периодперенесен на все время Золотой Орды и применяется на всю Золотую Орду, будтотак было всегда. Хотя, повторюсь, такая ситуация складывается после распадаЗолотой Орды.
Хочу подчеркнуть: это две разные вещи.Действительно такое происходило, но если мы ведем речь о государстве ЗолотаяОрда до начала века, там была совсем другая ситуация.
Причины распада Золотой Орды кроются глубоко
– Значит, в последний период Золотой Орды татарыдействительно уводили население русского государства в рабство и грабили?
– Во-первых, русское государство подчинялосьЗолотой Орде. А во время политической смуты ханы менялись постоянно. Появляютсяпроблемы: русские князья не знают, когда и кто будет ханом, поэтому деньгиначинают чеканить сами. На одной стороне изображение князя, на другой стороне,на реверсе поначалу был Туктамыш-хан, а затем непонятные арабские буквы. Тоесть получается такой смысл: «Мы подчиняемся Золотой Орде, но кому конкретно подчиняемся– не знаем».
Тогда князья уже начинают отказываться подчиняться,даже в своих завещаниях пишут: «Если Бог переменит Орду», то есть если Бог изменитситуацию, поменяет, упразднит государство Золотая Орда. Они находятся вожидании, потому что действительно большое государство начинает рушиться,татары начинают уничтожать друг друга, самих себя.
В то время так: назначается хан в ЗолотойОрде, через два месяца его убивают, приходит другой хан. Он отправляет весть:«Плати казну, мне нужна казна, деньги, чтобы управлять». Русское государствоперестает платить. Если не платят, что делает хан?! Идет и забирает! На тронеопять нет хана, что делать?! Амиры есть, у него под рукой некоторое войско,какая-то своя территория, а хана нет. Чтобы управлять, нужны деньги, едет –грабит. Такие ситуации встречаются.
Надо подробнее рассказать о городах. Большойгород в степи может существовать только при наличии большого государства иторговли. Чтобы город жил, вокруг него должны быть сёла. Почему? Потому чтогород занимается торговлей, не все же содержат скот, а город должен питаться,должен быть взаимный обмен.
У каждого города в Золотой Орде был свойокруг. И второе – у золотоордынских городов крепостей не было, потому что они возведеныдля торговли. В государстве никаких проблем нет, враги не идут, какой смыслстроить крепость?! Позже, конечно, появляются оборонительные сооружения.
Потом, когда русское государство усилилось иЗолотая Орда стала распадаться, западные земли уходят из-под контроля, земли теряютсядо территорий возле Днепра. На Западе Золотой Орды, в нынешнем Кишиневе,например, была самая большая мечеть. И слово “Кишинев” тоже от слова “кәшәнә”–татарское слово, означает “мавзолей”. До сих пор используем это слово!
В то же время население Кавказа с горперебралось на равнины, там был татарский город и улус на Северном Кавказе – Мажар.Во время смуты эти земли сильно пострадали, население ушло.
Куда переселяется этот народ? К сожалению,чтобы сказать точно, источников недостаточно. Конечно, большая часть былавырезана, убита, истреблена, остальное уведено в рабство, часть оттудапереселилась.
Например, как видно из врученных церквям молдаванскихграмот, татарские деревни и села разрушаются, население отдается церквям, частьраздается в качестве рабов. Какая-то часть переезжает. Можем назвать множествонебольших городов Золотой Орды на территории нынешней Украины. Позже русскиеземли Воронеж, Тамбов уходят от Золотой Орды, русские завоевывают Волгу и Урал,Сибирь. И на этих землях оставалось не особо много, от городов в лучшем случаеостались фундаменты зданий, сегодня археологи копают одни фундаменты.
Можно сказать о городе Укек близ Саратова,рассказывать о нашем Булгаре. Даже к приезду Петра Iтам еще оставалось более 150 зданий, а сейчас сохранились лишь шесть-семь изних. И они только потому, что использовались то в качестве церкви, то длядругих целей. Оставили только для нужды. Эти города разрушены до основания.
Особенно города на Нижней Волге. Археологидаже сегодня не могут сказать, который из этих руин – город Сарай, а который –Гулистан. Какой огромной столицей был Сарай, но до сих пор даже его мыконкретно не можем опознать. Красноярск, Царевское городище – только так ихможем называть. Споры идут до сих пор. У больших городов копают толькофундамент, они разрушены до фундамента.
Еще даже в XVIII веке итальянцы нанималимужчин и добывали кирпич в местах золотоордынских городов – разрушали иразбирали здания. Из этих кирпичей возводились Астрахань, Саратов, Самара. Древниегорода Золотой Орды разбирали в течение нескольких столетий, разбирали накирпичи, и из кирпичей, изготовленных в Золотой Орде, были возведены нескольконовых городов!
Наверное, все знают Аулию Челяби, он объездилвесь мир. Он рассказывает об остатках города Сарай XVII века. В то время ещегород Сарай стоял, люди в нем не жили, возможно, жили только в каких-то частях города.Он пишет: «Я объездил весь исламский мир, видел такой красоты мечети, медресе,но таких зданий, увиденных в городе Сарай, в исламском мире нигде не встречал».Но, к сожалению, сегодня от них остались лишь фундаменты.
– Почему они так сильно разрушились?
– Во-первых, это происходило не за один день, шелдолгий процесс. Чем слабее становились татары, тем больше усиливалась Москва.Татарские государства еще существовали, однако они разделились на ханства,единство ушло. Даже если у кого-то из ханств, например Крымского хана, быложелание объединить эти татарские государства, сил у них на это не хватило.
Потом, ведь большая часть населения – кочевое.На основных, средних территориях кочевничество еще долго сохраняется. Восточнаячасть Золотой Орды полностью заселена кочевниками. И до сегодняшнего днякочевничество сохраняет свой архаизм – трайбализм, то есть разделение наплемена. И сегодня казахи, киргизы знают свои племена.
У татар информации о происхождении из определенногоплемени сохранилось меньше, на это не обращалось внимания. Потому что переход вгородской и ранний оседлый образ жизни, развитие торговли, этнические процессыбыли немного другие. Но можем сказать, что та же структура племен была и здесь.
И в восточной части Казанского ханства былокочевничество. С одной стороны, кочевая жизнь – это само по себе отдельный мир,его также называют цивилизацией. В то же время, исходя из исторической точкизрения, видим, что были кочевники XVI – XVII веков. И у татар полукочевничествовсе равно долго еще сохраняется. При распаде Золотой Орды они деградируют,потому что в городе нет торговли. В кочевничестве города и не нужны. Позжестепные кочевники пишут русским: «Я хочу построить мечеть, пришли мне гвозди»,даже гвоздей нет.
Некоторые эпизоды из кочевнической жизни вЗолотой Орде приводят Утямеш-хаджи, Абдулгаффар Крыми. Например, случай изпозднего периода, это уже когда начался распад государства: умер Бардибак хан,вместо него приводят хана из рода Шибана. Этот хан ломает покрытый золотом иукрашенный золотым порогом дом-шатер золотоордынского хана и по кусочкамраздает своим людям. Похожий случай описан в истории Идегея, когда его сынНуритдин мирза выходит против своего отца, он также ломает и сжигаетпринадлежащий отцу мечеть-шатер, ковры раздает своим людям.
Население Казанского ханства тожепрошло через кочевничество, но у нас климат и ландшафт не пригодны для кочевойжизни. Только в южных областях Казанского ханства, Мангытском улусекочевничество продлилось дольше.
Часть населения деградирует, и деревенскаяжизнь, в прежние времена существовавшая в тесной связке с городом, сходит нанет. Почему?! Люди в страхе перед кочевниками перебираются севернее, в Заказанье,в лесную местность.
Кочевниками можем называть тех же татар. Втатарских ханствах, особенно в Большой Орде и Астраханском ханстве, кочевничествосохраняется еще долго. Позже Ногайская Орда – мангыты строят свое государство. Нои это государство исчезает в результате междоусобных войн.
В татарских ханствах везде были мангыты. Онитакже участвуют и в этнической истории ханств, переселяются в разные места,например, правительница нашего Казанского ханства Сююмбике – из них. Часть мангытовпоглощается казахами.
Кочевничество еще долго существовало у ногайцев,казахов, потому что они жили в степи. До XVII века татары были полукочевыми,потом кочевничество прекратилось. Но какие-то отдельные случаи все жевстречались, например, как пишет Абдулгаффар Крыми, даже в XVIII веке некоторые татары в Крыму вновь ушли в кочевничество.
Золотая Орда объединила русское государство
– Говорят, государство Золотая Ордазаложило основу Российского государства. Это верное утверждение?
– До прихода Золотой Орды русское государствопредставляло собой единую цивилизационную зону. Но она имела связь с Византией– православие, ортодоксальная христианская религия идут оттуда.
В русском государстве власть в руках князя, сточки зрения государственности понятия «царь», еще не существует, она появитсятолько при Иване Грозном. Русские княжества ориентированы на византийскихимператоров, но в то же время у них есть своя государственная структура.
Но с приходом Золотой Орды русские княжестваобъединяются, и насаживается вертикальная система. При возведении структурыРоссийского государства, при сохранении ими своих особенностей, используютсятакже и созданные за 300 лет в составе татарского государства структуры.
Во-первых, ханы имели свой подход в выбореправителя того или иного княжества. Если до Орды княжество переходило от отца ксыну, то ханы Золотой Орды назначали на княжение исключительно по наличиюнеобходимых для этого качеств: умеет ли он подчиняться, как управляет. Изкакого он рода происходит, значения не имело.
Можно сказать, русское государство тогопериода формировалось под влиянием трех факторов – сложившаяся к тому временисобственная государственная система, Византия как источник духовногосоставляющего (например, митрополитов ставит Византия) и влияние Золотой Орды.
К сожалению, до сих пор существует стремление незамечать фактора Золотой Орды и татар в истории российской государственности.Доходит до абсурда – книгу исследователя Востока Сергея Сергеевича Аверкиева овлиянии татар на жизнь русского народа не просто не издавали, даже спрятали ее.Этот труд обнаружил доктор исторических наук Илья Зайцев, и мы вместе эту книгуиздали. Затем Ильяс Камалов написал книгу по этому труду, обстоятельнопроанализировав его.
Из русских историков крупный ученый Савельев внекоторой степени раскрыл татарский фактор, в то же время другие, например Ключевский,вообще сделали вид, что такого фактора нет. Татарский фактор посадил настереотип. К сожалению, по этой системе история преподавалась и в советскоевремя.
«Они считали, что Бог един, поэтому не трогали ни одну религию»
– Насколько верны утверждения, что в Золотой Орде были свобода вероисповедания,свобода совести?
– Во-первых, надо смотреть Монгольскую империю,Чингизхана, их менталитет. По их менталитету, на небесах – Бог, а религииразные. У них все равно было понятие «Бог един», поэтому они не трогали ни однурелигию.
Притеснения вероисповеданий наблюдались в тотпериод, когда чингизидские государства выбирали себе религию. Например, вимперии Юань в Китае притесняли мусульман.
Буддийские предводители на Тибете, называемыепандитами, выделяли из нескольких одну и ставили в качестве главной. В Иране, вгосударстве Хулагуидов, несмотря на то что они держали под контролем исламскиетерритории, сначала опирались на христиан. Затем они переходят в ислам.
В Средней Азии, Чагатае тоже вначале были подобныепроблемы. Там население, будучи в культуре ислама, имело вероисповедание снекоторыми элементами язычества.
Мы видим подобный синкретизм и в государствеТамерлана, и в построенной позже его потомками Великой Монгольской империи. Тоже наблюдалось в Индии во времена Акбара, там была попытка объединить индуизм иислам. Но стараниями исламских ученых, таких как Имам Раббани, эти попытки недостигают успеха. Проблема синкретизма в Средней Азии и стала причинойвозникновения великих ученых. Тот же Накшбанди хазрат жил во времена правленияТамерлана.
На территории Золотой Орды были землиисламские и христианские. Были также различные нетрадиционные религии, у них священнойкниги не было. В целом государство не вмешивалось в духовную составляющую жизнисвоего населения. Главное, чтобы народы платили в ханскую казну, подчинялисьвласти хана. Это правило объединяло народы.
В источниках говорится, как Узбек хан хотелввести ислам повсеместно и к нему пришли беки и сказали: «Ты не смотри на нашурелигию, а смотри, как мы тебе служим». Но Узбек хан был сильным, он крепкоустанавливает ислам. Но тут надо внести ясность: ислам только для тюрков-татар.Христиан он не трогает. Их духовникам дает ярлыки и в них пишет: «Налог вы платитьне будете, у вас лишь одного просим: молитесь за нас и нашу семью».
Во время правления Туктамыш хана, когда татарыпостроили мечети на пустующих русских землях, русские пишут об этом жалобу, иТуктамыш приказывает разрушить эти мечети. Там, где государство, существуютзаконы. И, конечно, государство, управляющее такими большими территориями, какЗолотая Орда, тоже жило законами.
Юбилей Золотой Орды отметят в Казани
– Чем эта дата важна для нас и как мы будемотмечать эту дату?
– Во-первых, это будет возможность показать, чтоу татар есть глубокая государственность. К сожалению, сейчас мы видим изависть, и высокомерное отношение, и старательное игнорирование татарскогофактора, все это есть. Это мероприятие – своеобразный ответ таким явлениям.Потому что есть даже попытки утверждать, что татары к Золотой Орде не имеютотношения.
В нашем Казанском кремле имеются захороненияшести казанских ханов, все они чингизиды. Здесь было государство чингизидов.Наш город Булгар выполнял функцию первой столицы Золотой Орды. Потом он сталвторым городом хана, ханским городом. Во всех наших источниках указано, что этиханы были наши.
Почитайте только дастан «Чура батыр» – он и вКрым приезжает, и в Казань, и степи объезжает – он бывает везде. Это – егогосударство, его земля, они так и понимали. Наш Крым, Хаджитархан (Астрахань),Касимов, наша Сибирь – они и сегодня, и в те времена были страной татар. Этоединый татарский мир! Друг друга знали, понимание того, что «мы – одногосударство и один народ», продолжалось до последнего.
А после, в составе русского государства, восновном образовалась большая татарская нация, которую мы сегодня знаем. Еслибы не было той основы, она не смогла бы объединиться, сформироваться.
С другой стороны, этот юбилей важен и длянашей республики, мы не образовались на пустом месте, мы народ, имеющийгосударственность. Татарам это присуще с древних времен.
И главной темой форума, посвященного ЗолотойОрде, тоже будет тема государственности.
Говоря о государственности, ее надорассматривать в широком смысле. Как оно управляло, как работали разные егоинституты, как они сформировались? Государство – это большой организм, он неможет жить просто так. Оно должно вести политику, все должно быть построено надипломатии. И войска подчиняются дипломатии, и экономика, и строительствогородов – все подчиняется дипломатии государства, его образу жизни.
Золотая Орда, во-первых, из-за того, чтозанимала большую территорию, во-вторых, что была сильной, была в торговыхотношениях со всем миром, и это был большой и многогранный процесс. Татарскиеханства это унаследовали и продолжили.
Что касается мероприятий к юбилею, мы отвечаемза научную часть, это будет научная конференция.
Наши художники к юбилею сделают выставку скартинами, будет визуализация. Насколько я знаю, подготовка уже началась. Мыхотели бы, чтобы подключилось все культурное сообщество, поэтому обратились кписателям, театрам, особенно хотелось бы, чтобы театр Камала к юбилею вновьпоставил на своей сцене спектакль по дастану «Идегей». Кроме того, для Министерстваобразования РТ мы подготовили методическую книжку для учителей истории, чтобыони провели в школах уроки, посвященные этой дате. Мы им отправляем краткуюисторию Золотой Орды, чтобы они могли использовать ее в этих уроках.
Сама конференция будет международная, на нееприглашаются самые сильные, крупные ученые мира. Это очень важно для имиджаТатарстана и Казани.
Стоит отметить, что в Татарстане работа поизучению Средневековья ведется на очень серьезном уровне. Мы исследуем и издаемисточники, которые получают всемирную известность. Издали «Каландар-наме»Абубакира Каландара. Изданы такие авторы, как Утямеш-хаджи, Абдулгаффар Крыми.Подготовили к изданию «Нахжел-фарадис» Махмуда аль-Булгари. Все это делается вКазани, усилиями небольшого коллектива Института истории.
Это зависит не только от историков, а от всехнас. Думаю, это еще одна возможность всесторонне показать нашу нацию, нашегосударство, наш Татарстан, защитить и показать наши глубокие корни, нашувеликую историю.
– Когда и где будет проходить форум «ЗолотаяОрда»?
– Наш Золотоордынский форум проходит один раз вдва года. В данное время с Кабинетом министров РТ идет согласование смет,оргвопросов. Мы решили, что его надо провести в этом году в сентябре.
Изначально Золотоордынский форум задумывалсякак форум в Казани. В его рамках могут быть поездки в Болгар, другие места.Такие конференции проводили в Лейдене, Оксфорде, Крыму. Но Золотоордынскийфорум – мероприятие, которое всегда проходит в Казани.
«Говорить, что Золотая Орда не принадлежит татарам, – смешно»
– Ильнур Мидхатович, другие народы непротив концентрации темы Золотой Орды именно в Казани, не претендуют на этонаследие?
– Наследие Золотой Орды обширно. В сегментеФейсбука есть определенные личности, которые пытаются оспорить право татар наэто наследие, которые пишут «Золотая Орда не принадлежит татарам, она наша». Ктаким заявлениям, я думаю, серьезно относиться не стоит.
В Золотой Орде род старшего сына Чингиза Джучидержал под своей властью полмира. Если татарские ханства продержались до 16-говека, сибирские – до 17-го, Крымское ханство просуществовало до 18-го века, аказахское ханство – до конца 18-го века, то построенные в Средней АзииШейбанидами государства существовали вплоть до начала 20-го века. Мы видим, чтов той или иной форме государства Золотой Орды дошли до 20-го века.
Можем сказать о Бухарском эмирате. Этогосударство было построено сибирскими татарами – выходцами из территорииСибири. Они выгнали оттуда тимуридов и построили свое государство, и оно ещестояло в начале 20-го века. Поэтому они одновременно с нами разделяют этонаследие и сегодня они являются родственным нам народом.
Например, мы недавно побывали в Узбекистане исейчас начнем исследовать их архивы. У нас есть отдельная программа по изучениюисточников. Мы в первую очередь позвали на форум их историков, также зовем ученыхиз Казахстана, других государств. Для нас важно наладить контакты с учеными,способными сказать новое слово в науке, научными центрами.
– Они тоже проводят этот юбилей?
– Мы, конечно, им предложили. Если взятьУзбекистан, там, наверное, сложнее, потому что сегодня Узбекистан себя большеассоциирует с государством Тамерлана, там специалистов по Шайбани практическинет. Они и сами по этому поводу обеспокоены, хотят работать. В последние годыКазахстану хочется войти в эту тему.
Во времена СССР было принято говорить«татарское иго» и все отрицательное, плохое сваливать на татар. Действительно,в то время у нас в Казани запрещалось изучать Золотую Орду. Миркасым Усманов (доктористорических наук, профессор – прим. Т-и) изучал ее не как Золотую Орду, а какУлус Джучи, никто не понял, и таким образом ему удалось издать книгу.
Сафаргалиев, позже изучивший Булгары Равиль Фахрутдинов,другие ученые – все они, невзирая на политическую ситуацию, старалисьвсесторонне изучить историю Золотой Орды.
А после 1990-х все стали претендовать на этонаследие. Лично я ничего не имею против желания быть причастным к историиЗолотой Орды, однако если претендуешь, за этим должен быть какой-то научныйвзгляд, научная основа. Амбиция – это ведь не наука.
Поэтому мы Узбекистану предложили провестинесколько конференций совместно. У них ведь тоже могло существовать правлениепоследних из рода Джучи. По Золотой Орде и татарским ханствам в Алма-Ате есть Институтистории имени Валиханова. Мы им предложили, его директора привезли наконференцию, посвященную Марджани, высказали свои предложения. Конечно, они – независимоегосударство, у них есть своя научная организация. Если они сами примут, мы,конечно, готовы помогать и поехать, принять в этом участие. Пока же ещекаких-то общих проектов с ними выполнить не удалось.
– Это пока проходит только в Казани, вдругих городах такие мероприятия не ожидаются?
– Желающие, возможно, есть, но для этого нужноне только желание, а какая-то деятельность. Мы за них отвечать не можем, я могусказать лишь за нас самих.
Подготовка к юбилею началась не сегодня.Проведенный в 2017 году Золотоордынский форум был начат именно на основепрограммы подготовки к этому юбилею. Мы стали вести переговоры еще раньше,например вышли на представителей творчества, тех же художников. Мы со своейстороны дали какие-то идеи, предложения. Получилось что-то сделать или нет –точно сказать нельзя, но об этой теме, дате разговор идет давно.
– Конференция и выставка художников –помимо перечисленных вами мероприятий что еще ожидается?
– Я за всех ответить не могу. Еще в 2017 году вКабинете министров был составлен план подготовки мероприятий. Мы направили своипредложения разным культурным учреждениям, музеям, театрам. В какой степениидет работа, когда увидим результаты, мне сказать пока сложно.
«С пособием по Золотой Орде можно провести целый урок»
– Вы сказали, что подготовили для школ методическиепособия. Что из них можно будет узнать?
– В этих методичках содержится краткая историяЗолотой Орды, а также информация о главных личностях и датах этого государства.Это мы сделали в помощь учителю истории. А далее там уже идет списокрекомендуемой литературы и отрывки из источников для более подробного изложениятемы. Эти книги могут быть интересны не только учащимся, но и их родителям.
В список собрали издания, которые без трудаможно найти в интернете. Мы разошлем эти пособия, и хочется надеяться, чтосистема образования также донесет это до населения. Хотелось бы, чтобы темаосвещалась как можно шире, не только занятия по истории, можно проводитьконференции, открытые уроки для родителей, таким образом, увеличить кругохвата. В школах проходит большое количество мероприятий, а эти уроки поднимаюточень важную тему – историю татарского народа, нашей государственности, поэтомухочется верить, что в образовательных учреждениях тоже понимают важность такихмероприятий.
– У вас выходит журнал «Золотоордынскоеобозрение». Расскажите, когда он начал выходить и с какой целью он издается.
– В Институте истории у нас есть центр поизучению Золотой Орды и татарских ханств. В момент образования центра нашдиректор Рафаэль Сибгатович Хакимов поставил перед нами первостепенную задачу –мы должны видеть себя как площадь для развития этой темы, как координатор. И мывыпускали разные ежегодники, сборники, книги. В 2013 году, в ходе третьегоЗолотоордынского форума прозвучала мысль, что по этой теме нужен сильныйавторитетный журнал.
На первый взгляд, тема кажется немного узкой,но для тех, кто работает в области изучения Золотой Орды, этот журналдействительно очень нужен. Для работающих в университетах, научных институтахочень важно наличие авторитетных журналов, включенных в такие базы, как Scopus,ВАК. Таким образом, по решению ученого совета Института истории был основанжурнал «Золотоордынское обозрение». Это было весной 2013 года, а во второйполовине года мы уже выпустили два номера этого журнала.
За пять лет нам удалось включить его в базыВАК и Scopus. На заседаниях Scopus наш журнал уже несколько раз упоминался вкачестве примера.
Наш журнал входит в рефератные базы всехжурналов. У него имеется партнерство с шестью разными институтами в Румынии,Оксфорде, Казахстане, Москве. В редколлегию нашего журнала входят крупныеученые со всего мира, есть рецензионный институт. Главное – это все работающиеколлективы.
Научные труды желающих заниматься темойЗолотой Орды, печататься в нашем журнале рецензируются крупнейшими ученымимира. Сегодня журнал крепко стоит на ногах, хорошо себя чувствует, о чем можносудить и по тому, что материалов у нас собрано на два года вперед. Это оченьмного значит. И, конечно, за этим стоит большая работа.
«Без татарского фактора история не может быть полной»
– Ильнур Мидхатович, когда-нибудь отношениек Золотой Орде изменится? Или оно уже меняется?
– Я могу сказать одно: мы, кто находится внауке, все говорим на одном языке. Российские ученые – они все понимают, чтопроисходящее сейчас – ненормально. Они пишут и говорят правду о Золотой Орде. Вдействительности они тоже недоумевают, почему этот научный вопрос все ещерассматривается в идеологическом ракурсе, и переживают, что это так происходит.
По данным известного историка из Воронежа ЮрияСелезнева, за последние тридцать лет в учебной литературе для вузов информацияо татарских ханствах никак не изменилась, то есть как преподавали раньше, такэто и преподают. За тридцать лет наука продвинулась вперед, однако донести этодо населения сложно, это вопрос не одного дня.
Даже по тому случаю в парикмахерской видно,как хорошо «работает» этот стереотип: эта женщина что-то узнала из истории вшколе и совершенно уверена, что татары 300 лет грабили русское государство. Вто же время сейчас есть все возможности человеку самому составить мнение, каквсе было на самом деле – стоит лишь захотеть, даже в библиотеки ходить не надо,просто зайти в интернет и почитать, даже тот же наш журнал «Золотоордынскоеобозрение», – он все поймет, не ограничиваясь школьными учебниками.
По «игу» тоже стоить отметить: нельзяоднозначно утверждать об этом. Мы выступили против определения «иго», потомучто оно выставлялось как некая экстремистская система. Тем более термин «иго»начал использоваться сравнительно недавно.
После того как мы объяснили, что Золотая Ордабыла настоящим государством и оно не существовало лишь таким способом, слово«иго» из учебников убрали. И, к сожалению, вместе с этим из учебников исчезла иистория татар. Потому что раньше брали три темы из татарской истории –нападения Бату-хана, Куликовскую битву и стояние на реке Угре – и связывали этос «игом». Получалось, в учебниках показывали период завоеваний, период, когдаЗолотая Орда распалась, а то, что было между этими периодами, об этомумалчивалось. А когда убрали «иго», то татар в учебниках и вовсе не осталось.
К сожалению, такая политика продолжается.Например, сейчас Институт истории Академии наук России пишет многотомнуюисторию России, и, насколько я знаю от работающих там людей, татарской историив этом многотомнике отведены лишь полторы авторских страницы. 40 – 50 страницна всю историю татар! Говорим, история России, история Отечества, это ведь нетолько Москва, не только русская история. А здесь татарской истории практическинет.
Ладно, я не говорю за Дальний Восток, задругих, но татарский вопрос в истории России стоит отдельно. Татарский факторбыл, и он имел значительное влияние при образовании этого государства – это итатарские войска, и элиты, входящие в состав государства, и татарское влияние вцелом. Если из истории России уберем эту часть, конечно, это не будет полнойисторией государства.
Но это – политика. Если честно, у меня естьнекоторое сомнение, что эти многотомники будут читать и эта 20-томная работабудет иметь большой вес в науке, так как уже сейчас она построена на политике.
А по Золотой Орде, слава Аллаху, сегодня многоакадемических трудов. У нас есть семитомная «История татар», третий и четвертыйтома посвящены этому вопросу. Кроме того, совместно с Оксфордским университетомизданы книги «Золотая Орда в мировой истории» на русском и английском языках. Вэтой книге дана исчерпывающая информация по истории Золотой Орды и ее наследии.Книгу писали больше сорока крупнейших, самых авторитетных ученых. Книгадоступна в Интернете в русском и английском вариантах.
Нет комментариев-