– Марат Масгутович, как вы пришли в полицию и почему именно в ППС?
– В органах внутренних дел я служу с декабря 2009 года. Пришел сразу в полк ППС на должность милиционера 7-го батальона полка, начинал службу с простого рядового. Первое время работал патрульным, потом старшим экипажа. В 2015 году окончил вуз и был назначен на должность заместителя командира взвода.
Сегодня в ППС УМВД России по Казани служат порядка 700 человек. Ежедневно покой жителей столицы Татарстана в трехсменном режиме охраняют 45 экипажей патрульных машин, 20 пеших нарядов и 4 наряда на стационарных постах.
Полк патрульно-постовой службы полиции по сути является настоящей кузницей кадров. Многие сотрудники параллельно обучаются в юридических вузах. Знание теории плюс постоянная практика делает их весьма ценным приобретением для любых служб полиции.
– В чем заключается работа сотрудника патрульно-постовой службы?
– В первую очередь наша служба заключается в охране общественного порядка на улицах, в парках, в скверах. Кроме того, в пресечении административных и уголовных правонарушений и задержании нарушителей и преступников.
К слову, за 8 месяцев с начала года нарядами полка было раскрыто 559 преступлений. Из них 108 тяжких и особо тяжких преступлений – 9 убийств, 3 изнасилования, 193 кражи, 46 грабежей.
– Сотрудник ППС для рядового жителя города зачастую олицетворяет полицию в целом. Насколько это ответственно и трудно? С чем приходится сталкиваться в работе?
– Я с вами соглашусь. Сотрудник патрульно-постовой службы – это тот, кто первым выезжает на все происшествия, на все заявки. Естественно, это лицо нашего города, лицо полиции Казани.
Заявки бывают разные, люди бывают разные, необходимо к каждому человеку найти свой индивидуальный подход. Независимо от того, жулик это, другой преступник или простой гражданин – тот, кто нас вызвал.
Конечно же, в бытовых конфликтах мы всегда занимаем нейтральную позицию – мы ни на той, ни на другой стороне. Здесь очень нужна выдержка – это, пожалуй, главное качество сотрудника ППС.
Представьте, ночью мы нередко приезжаем на такие заявки, как шум или громкая музыка. Обычно там сидит молодежь отдыхающая. Это, как правило, выходные дни, когда все отдыхают. Их можно понять, но есть и люди семейные, которым это все мешает. У каждого человека, как всегда, своя правда. В это время надо проводить профилактическую беседу и общаться с каждым. В такие моменты, я думаю, и нужна выдержка.
– Как часто оказывают сопротивление?
– Иногда случается, взять хотя бы последнюю ситуацию, которая произошла 25 июля. Это было на Чишмяле, 9, выезжал экипаж постовой службы нашего подразделения 3-го батальона.
Пришло обычное сообщение, которые, как я говорил выше, приходят каждый день: во дворе шумели, была громкая музыка. Приехали туда сотрудники патрульно-постовой службы, сделали им замечание, они на это замечание не отреагировали, начали возмущаться, доказывать свою правду.
После словесной перепалки, после того как сотрудники полиции неоднократно сделали им замечание и предупредили, если парни не прекратят свои противоправные действия, то полицейские вынуждены будут доставить их в отдел полиции, парни начали размахивать руками, хвататься за форменную одежду сотрудников полиции, ударять их.
Сотруднику полиции пришлось применить в отношении них табельное огнестрельное оружие. В настоящее время они задержаны, арестованы, идет следствие, их обвиняют в применении насилия в отношении представителя власти.
– Какими физическими и психологическими качествами должен обладать сотрудник ППС?
– Есть ли необходимые для нашей работы качества, проверяем во время стажировки – она может идти и три месяца, и полгода, в зависимости от человека.
В этот период мы ставим их не только в дневные смены, но и ночью. Конечно же, у них есть наставники – командиры отделений.
На службу в ППС принимаем мужчин от 18 до 35 лет, имеющих образование не ниже среднего, не судимых, отслуживших в армии, соответствующего здоровья и физической подготовки. Умеющих оперативно принимать решения в той или иной ситуации.
Со стажерами после окончания смены индивидуально работаем, разговариваем с наставником, спрашиваем, как стажер ведет себя на службе. Выясняем, как человек ведет себя в бытовых ситуациях: проверка многоуровневая, строгая и качественная.
– Какой процент не проходит стажировку?
– Таких людей очень мало. Не припомню, чтобы кого-то отсеивали, человек, как правило, сам решает, подходит ему эта служба или не подходит. Такое бывало, человек сам говорил: «Мне это не подходит, сложновато».
– Изменился ли портрет типичного жителя города Казанаи за последние десять лет?
– Если сравнивать, например, отношение к сотрудникам полиции в начале 2000-х и сейчас, то мне кажется, люди стали более уважительно относиться к сотрудникам полиции и заявок поменьше, чем в те годы.
Очень помогают видеокамеры – и наружные, и личные. У каждого сейчас есть телефон с камерой, все снимают – случись что, можно использовать.
Кроме того, у каждого старшего экипажа при себе видеорегистратор, в патрульных машинах у нас есть система «Патрульвидео». Даже если возникают спорные ситуации, видеозапись помогает их разрешить. К примеру, в том случае на Чишмяле видеокамера была и у сотрудника полиции, и в патрульной машине.
– Что хотели бы пожелать своим коллегам в юбилей службы?
– Коллегам пожелаю крепкого здоровья, успехов на службе, карьерного роста, семейного благополучия, чтобы в семье все понимали сложности нашей службы.
Нет комментариев-