Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Шорыкйол, Сурхури, Портмаськон и Калядань-чи: как проходят святки в Татарстане

Шорыкйол, Сурхури, Портмаськон и Калядань-чи: как проходят святки в Татарстане
О рождественских гаданиях, традициях и обычаях народов, компактно проживающих в Татарстане, «Татар-информ» узнал в Ассамблее народов РТ.

Святки — время между двумя большими зимними праздниками — Рождеством и Крещением. Это особые дни, ознаменованные таинственностью и волшебством, которые наилучшим образом подходят для гаданий. Святки начинаются 6 и заканчиваются 18 января. На этот период приходится пять праздников: 6 января — Сочельник накануне Рождества, 7 января — Рождество, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый Новый год и 18 января — Крещенский вечер.

Шорыкйол: дед Васли, овцы и валенки

В начале нового года марийцы отмечают Шорыкйол. Это национальный праздник, который представляет собой обряды, направленные на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая, числа домашних животных. Основные обрядовые действия в старину выполнялись в первый день праздника. Этому дню сопутствовали различные приметы и поверья, предсказывающие погоду на весну и лето.

Михаил Захаров

«Этот праздник обычно совпадает с Рождеством и продолжается целую неделю. Название „Шорыкйол“ в переводе с марийского означает „овечья нога“. Во время его проведения девушки должны ходить в деревнях по домам, заходить в хозяйские хлева и трогать овец за ноги. Это ритуал, который привлекает богатство и обещает большой приплод овец в предстоящем году», — рассказала руководитель национальной культурной автономии марийцев Казани Людмила Мусихина.

В праздничный период девушки в деревнях гадали. Они кидали валенок за ворота: в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Также девушки ловили овец в хлеву, загадывая желания. Считалось, что если попадется черная овца, то жених будет темноволосым, а если белая, то блондин.

«В праздничный день марийцы вставали рано, топили баню. Хозяева выходили в сад и делали по три кучи из снега, загадывая хороший урожай. Потом ждали гостей. В этот день обязательно приходили ряженые во главе с Васли кугыза — дедом Василием или Васли кува — бабушкой, женой деда Васли. Ряженые закрывали лицо масками и старались, чтобы никто их не узнал. Дед Васли — мифический образ, перед которым каждый хозяин отчитывался, старался показать свои труды, а хозяйка демонстрировала рукоделия. Если в доме была невеста, она должна была за год что-то вышить, чтобы показать свои труды. Нерадивых хозяев даже могли в шутку вывалять в снегу. Все ждали деда Васли потому, что считалось, что он приносит счастье и достаток», — продолжила рассказ Мусихина.

Ряженые были одеты в старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки. Они весело ходили по домам односельчан, поздравляя их с праздником. Праздник Шорыкйол рассчитан не только на взрослых, но и на детей, которые и сейчас принимают участие в различных играх, переодеваются в костюмы, танцуют и исполняют национальные песни. Существуют традиционные угощения. Например, обязательно на столе есть еда, которая называется «шорыкйол пукш». Это орешки из сладкого теста, которых угощают всех гостей.

«Когда я была ребенком, то мне говорили: „Слушаться не будешь, смотри, дед Василий придет и спросит“. Как только он приходил, я пряталась под стол, потому что мне было стыдно, что я что-то не так сделала. К нам приходили соседи, они пели и плясали, угощали нас орешками, а потом мы их провожали», — вспоминает собеседница.

Михаил Захаров

Шорыкйол празднуется в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. В разных районах установлено свое время для празднования, но большинство марийцев начинают отмечать его в первую пятницу нового года. Этот национальный обряд длится одну неделю. В Казани его отмечают на протяжении 25 лет. В этом году Шорыкйол будут отмечать 11 января в Доме дружбы народов.

Сурхури: обрядовое пиво и новогодние катания

Сурхури — старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Он обычно празднуется в течение одной недели. Сурхури знаменует собой начало Нового года. После принятия христианства этот национальный праздник совпал со святками.

Чувашская НКА РТ

«Важной частью Сурхури считается проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в новом году. Во время обряда молодежь раньше ходила по домам с зерном, чтобы год у хозяев дома был плодовитым. Гости исполняли песни-заговоры на будущее каждого присутствующего», — сообщила заместитель руководителя исполкома Чувашской национально-культурной автономии РТ, руководитель ансамбля «Салам» Светлана Садыкова.

Слово «сурхури» образовано из двух других слов — «сурǎх ури» («овечья нога») и связано оно со старинным чувашским обычаем. В этот зимний праздник в темном хлеву парни и девушки ловили овец за ноги и завязывали на них веревочки. Утром они снова шли в хлев и смотрели: если была повязана нога белой овцы, то жених или невеста будет светловолосым. Если веревка на ноге пестрой овцы, то суженый будет некрасивым, а если черной — темноволосым. Еще молодые люди в темноте выдирали у пойманной в хлеву овцы клок шерсти, а дома смотрели, какого он цвета.

«Также во время празднования Сурхури вечером в одном из домов будущей невесты устраивался „девичий пир“, куда приходили молодые и взрослые. Девушки к приходу гостей варили пиво и гороховую кашу. На таких вечерах парни и девушки присматривались друг другу. Обязательной частью праздника были новогодние катания на санях, запряженных нарядно украшенными конями», — отметила Садыкова.

Активное участие в праздничных действах принимали дети. В первый день Сурхури они собирались группами и обходили каждый двор в деревне, распевая песни о наступлении нового года, поздравляя односельчан с праздником и приглашая других ребят присоединиться к их веселой компании. Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в дом и угощали пирожками, колобками (йавача), сладостями, орехами и жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. Детвора осыпала щедрых хозяев и молодняк домашнего скота жареным горохом, приговаривая:

Да будут три вида вашего скота Многочисленными, как горошины в стручке, Тучными, как мочёные горошины, Крепкими, как жареные горошины. Один конец стада да будет у водопоя, Другой конец да будет в хлеву!


Если хозяева попались не очень щедрые, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощений и денег, а в противном случае сулили напасти. Все это сопровождается определенным ритуалом, и никто не обижается.

Чувашская НКА РТ

На другой день этого праздника подворный обход деревни совершали парни постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хёр сари) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодежь одаривали подарками. Молодые девушки, вышедшие замуж в прошлом году, дарили вышитые полотенца, тканые узорные пояса, которые предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.

«Раньше после обхода всех дворов собранные продукты относили в специально отведенный для хёр сари дом. Там из собранных продуктов девушки варили обрядовое пиво и пекли пироги. Вечером назначенного дня в этом доме собиралась молодежь всей деревни и устраивала большие посиделки. Девушки приглашали на хер сари своих подруг из соседних деревень. Во время приготовлений к празднику парни присматривались к девушкам, выбирали невест», — отметила Светлана Садыкова.

В праздник Сурхури молодые девушки и парни стремились предугадать свое будущее, а взрослые гадали на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из снопов несколько стеблей с колосьями. Бережно приносили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар… Сусек… Мешок… Пусто». Если последнее зернышко приходилось к слову «амбар» — год будет урожайным. «Сусек» предвещал средний урожай, а «мешок» — плохой. Если последнее зернышко выпадало на слово «пусто», считалось, что год будет неурожайным и голодным.

«В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы. Тут также звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали — чет или нечет. Чет указывал на женитьбу. Кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены, кто-то оставлял на снегу свое изображение. Если к утру этот след на снегу будет чистым — то весь будущий год будет счастливым», — отметила собеседница «Татар-информ».

Наутро люди выводили из ворот коней, запряженных в сани-розвальни, и начинались новогодние катания. Это была обязательная часть праздника Сурхури. Утром парни развозили своих подруг из соседних деревень, а днем уже каталась вся деревня.

Праздник Сурхури в Доме дружбы народов РТ будут праздновать в 15-х числах января. Ожидаются веселые игры и гадания, выступит ансамбль «Салам». Такой праздник в Казани пройдет уже в третий раз.

Калядань-чи, «нечистые места» и свиная голова на столе

Обрядово-праздничный цикл мордвы начинался зимней порой. Задолго до крещения появился праздник «роштовань кудо». К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодежь устраивала игры и пляски, а также занималась «магическими» обрядами. На Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить богатым урожаем и богатырским здоровьем.

Наталья Сабитова

«С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом „калядань-чи“ мордва называет рождественский сочельник (день коляды). Этот день ассоциировался у эрзя и мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования Калядань-чи дети с веселыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян „калядань прякат“, а у мокшан –„парякат“», — рассказала председатель региональной общественной организации Национально культурной автономии мордвы по РТ Наталья Сабитова.

Она отметила, что гадания проходят на святки, в сочельник. Для этого избираются «нечистые места», где обычно обитает нечистая сила — баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени. Также выбирали пограничные пространства между сакральным мирами — печь, порог, окна, забор, ворота, места возле колодцев, источников, проруби, перекрестки, расходящиеся дороги, межи и кладбища. Содыцят (ворожея) брали с собой куклу, сделанную девушкой, которая гадает, и проводила обряд. Если на замужество — шли в баню, на деторождение — к воде, а для гаданий на желания выбирали перекресток.

«Мордовский народ праздники очень любит и почитает. В Новый год мы всегда наряжаем елки и ели. Наш народ проживает в лесной местности и поэтому всегда считал своими покровителями деревья. На праздничном столе всегда было много закусок — ставили свиную голову, резали барашков. Люди надевали маски медведей, лис, зайцев. Отмечали рождество и сочельник. Мордва недавно приняла христианство, поэтому остались языческие традиции. Образы животных использовались как на рождество, так и на Новый год», — отметила Сабитова.

Будущее предсказывали с помощью хлеба и остывшего уголька. Пользовались этим способом мордовские женщины. В хлеб втыкали иголку с ниткой и использовали в качестве маятника. Угольки ставили крест-накрест. Наклонившись над ними, гадатель прикладывал ко лбу один конец маятника и произносил вопрос. Если маятник качается вертикально, то ответ «да», а если горизонтально, то «нет».

Вожодыр, Портмаськон, ряженые и гадания на свечках

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния у удмуртов назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр (время духов вожо). В это время было принято гадать, по домам ходили ряженые. Начинался он праздником, который назывался Толсур, а позже — Рошво (Рождество).

Архив Татар-информ

«Вожо — это злые духи, которые ходят по земле, пугают людей, распространяют неприятности и болезни. Их появление связывалось с периодом солнцестояния, когда день и ночь вступают между собой в борьбу. Считалось, что „зимние“ вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят. Существовали разные поверья. К примеру, в святки нельзя было мыть пол, стирать, ходить в баню. Вожо олицетворяли души умерших предков, поэтому в это время вспоминали об умерших родственниках», — рассказала исполнительный директор национальной культурной автономии удмуртов РТ Марина Иванова.

С 7 января у удмуртов начиналось ряженье — Портмаськон, которое продолжалось почти две недели. Люди наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, лица пачкали сажей или прятали под маски. В таком облике они ходили по домам, а соседи должны были их узнать. Хозяева домов пытались сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он криком себя выдал. Считалось, что если кто узнает ряженого, то весь год в его семье будет благополучие. Хозяева домов отдавали ряженым мучные изделия на корм для скота, чтобы он был здоровым и плодовитым.

В святочную неделю у удмуртов было много гаданий. Девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону укажет носок. Таким образом, они определяли, где будет жить жених. А еще девушки наливали в большую ложку воду и клали ее на холодный подоконник. Вода к утру замерзала. Считалось, что если на замерзшей поверхности есть бугорки, это к рождению внебрачного ребенка.

«Гадали на свечках. В ложку наливали воск от горящей свечи и смотрели на застывшие очертания. Еще предсказывали погоду по узорам мороза на стекле. Считалось, что в святки можно узнать о своем будущем. В полночь молодые люди выходили на перекресток дорог, чертили круг, ложились на землю и слушали. Если слышали стук — не к добру, топот коня — хороший знак, звон колокольчиков — к свадьбе, глухие удары — к смерти», — отметила Иванова.

Также во время гаданий девушки подходили к забору с раскрытыми руками и пытались «обнять» как можно больше досок. Доски пересчитывали, приговаривая: «Мешок — короб, мешок — короб». Если счет останавливался на «мешке», считалось, что девушка выйдет замуж за бедного мужчину, а если на «коробе» — будет с мужем жить в достатке.



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев