Святки — время между двумя большими зимними праздниками — Рождеством и Крещением. Это особые дни, ознаменованные таинственностью и волшебством, которые наилучшим образом подходят для гаданий. Святки начинаются 6 и заканчиваются 18 января. На этот период приходится пять праздников: 6 января — Сочельник накануне Рождества, 7 января — Рождество, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый Новый год и 18 января — Крещенский вечер.
Шорыкйол: дед Васли, овцы и валенки
В начале нового года марийцы отмечают Шорыкйол. Это национальный праздник, который представляет собой обряды, направленные на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая, числа домашних животных. Основные обрядовые действия в старину выполнялись в первый день праздника. Этому дню сопутствовали различные приметы и поверья, предсказывающие погоду на весну и лето.
«Этот праздник обычно совпадает с Рождеством и продолжается целую неделю. Название „Шорыкйол“ в переводе с марийского означает „овечья нога“. Во время его проведения девушки должны ходить в деревнях по домам, заходить в хозяйские хлева и трогать овец за ноги. Это ритуал, который привлекает богатство и обещает большой приплод овец в предстоящем году», — рассказала руководитель национальной культурной автономии марийцев Казани Людмила Мусихина.
В праздничный период девушки в деревнях гадали. Они кидали валенок за ворота: в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Также девушки ловили овец в хлеву, загадывая желания. Считалось, что если попадется черная овца, то жених будет темноволосым, а если белая, то блондин.
«В праздничный день марийцы вставали рано, топили баню. Хозяева выходили в сад и делали по три кучи из снега, загадывая хороший урожай. Потом ждали гостей. В этот день обязательно приходили ряженые во главе с Васли кугыза — дедом Василием или Васли кува — бабушкой, женой деда Васли. Ряженые закрывали лицо масками и старались, чтобы никто их не узнал. Дед Васли — мифический образ, перед которым каждый хозяин отчитывался, старался показать свои труды, а хозяйка демонстрировала рукоделия. Если в доме была невеста, она должна была за год что-то вышить, чтобы показать свои труды. Нерадивых хозяев даже могли в шутку вывалять в снегу. Все ждали деда Васли потому, что считалось, что он приносит счастье и достаток», — продолжила рассказ Мусихина.
Ряженые были одеты в старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки. Они весело ходили по домам односельчан, поздравляя их с праздником. Праздник Шорыкйол рассчитан не только на взрослых, но и на детей, которые и сейчас принимают участие в различных играх, переодеваются в костюмы, танцуют и исполняют национальные песни. Существуют традиционные угощения. Например, обязательно на столе есть еда, которая называется «шорыкйол пукш». Это орешки из сладкого теста, которых угощают всех гостей.
«Когда я была ребенком, то мне говорили: „Слушаться не будешь, смотри, дед Василий придет и спросит“. Как только он приходил, я пряталась под стол, потому что мне было стыдно, что я что-то не так сделала. К нам приходили соседи, они пели и плясали, угощали нас орешками, а потом мы их провожали», — вспоминает собеседница.
Шорыкйол празднуется в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. В разных районах установлено свое время для празднования, но большинство марийцев начинают отмечать его в первую пятницу нового года. Этот национальный обряд длится одну неделю. В Казани его отмечают на протяжении 25 лет. В этом году Шорыкйол будут отмечать 11 января в Доме дружбы народов.
Сурхури: обрядовое пиво и новогодние катания
Сурхури — старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Он обычно празднуется в течение одной недели. Сурхури знаменует собой начало Нового года. После принятия христианства этот национальный праздник совпал со святками.
«Важной частью Сурхури считается проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в новом году. Во время обряда молодежь раньше ходила по домам с зерном, чтобы год у хозяев дома был плодовитым. Гости исполняли песни-заговоры на будущее каждого присутствующего», — сообщила заместитель руководителя исполкома Чувашской национально-культурной автономии РТ, руководитель ансамбля «Салам» Светлана Садыкова.
Слово «сурхури» образовано из двух других слов — «сурǎх ури» («овечья нога») и связано оно со старинным чувашским обычаем. В этот зимний праздник в темном хлеву парни и девушки ловили овец за ноги и завязывали на них веревочки. Утром они снова шли в хлев и смотрели: если была повязана нога белой овцы, то жених или невеста будет светловолосым. Если веревка на ноге пестрой овцы, то суженый будет некрасивым, а если черной — темноволосым. Еще молодые люди в темноте выдирали у пойманной в хлеву овцы клок шерсти, а дома смотрели, какого он цвета.
«Также во время празднования Сурхури вечером в одном из домов будущей невесты устраивался „девичий пир“, куда приходили молодые и взрослые. Девушки к приходу гостей варили пиво и гороховую кашу. На таких вечерах парни и девушки присматривались друг другу. Обязательной частью праздника были новогодние катания на санях, запряженных нарядно украшенными конями», — отметила Садыкова.
Активное участие в праздничных действах принимали дети. В первый день Сурхури они собирались группами и обходили каждый двор в деревне, распевая песни о наступлении нового года, поздравляя односельчан с праздником и приглашая других ребят присоединиться к их веселой компании. Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в дом и угощали пирожками, колобками (йавача), сладостями, орехами и жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. Детвора осыпала щедрых хозяев и молодняк домашнего скота жареным горохом, приговаривая:
Да будут три вида вашего скота Многочисленными, как горошины в стручке, Тучными, как мочёные горошины, Крепкими, как жареные горошины. Один конец стада да будет у водопоя, Другой конец да будет в хлеву!
Если хозяева попались не очень щедрые, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощений и денег, а в противном случае сулили напасти. Все это сопровождается определенным ритуалом, и никто не обижается.
На другой день этого праздника подворный обход деревни совершали парни постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хёр сари) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодежь одаривали подарками. Молодые девушки, вышедшие замуж в прошлом году, дарили вышитые полотенца, тканые узорные пояса, которые предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.
«Раньше после обхода всех дворов собранные продукты относили в специально отведенный для хёр сари дом. Там из собранных продуктов девушки варили обрядовое пиво и пекли пироги. Вечером назначенного дня в этом доме собиралась молодежь всей деревни и устраивала большие посиделки. Девушки приглашали на хер сари своих подруг из соседних деревень. Во время приготовлений к празднику парни присматривались к девушкам, выбирали невест», — отметила Светлана Садыкова.
В праздник Сурхури молодые девушки и парни стремились предугадать свое будущее, а взрослые гадали на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из снопов несколько стеблей с колосьями. Бережно приносили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар… Сусек… Мешок… Пусто». Если последнее зернышко приходилось к слову «амбар» — год будет урожайным. «Сусек» предвещал средний урожай, а «мешок» — плохой. Если последнее зернышко выпадало на слово «пусто», считалось, что год будет неурожайным и голодным.
«В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы. Тут также звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали — чет или нечет. Чет указывал на женитьбу. Кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены, кто-то оставлял на снегу свое изображение. Если к утру этот след на снегу будет чистым — то весь будущий год будет счастливым», — отметила собеседница «Татар-информ».
Наутро люди выводили из ворот коней, запряженных в сани-розвальни, и начинались новогодние катания. Это была обязательная часть праздника Сурхури. Утром парни развозили своих подруг из соседних деревень, а днем уже каталась вся деревня.
Праздник Сурхури в Доме дружбы народов РТ будут праздновать в 15-х числах января. Ожидаются веселые игры и гадания, выступит ансамбль «Салам». Такой праздник в Казани пройдет уже в третий раз.
Калядань-чи, «нечистые места» и свиная голова на столе
Обрядово-праздничный цикл мордвы начинался зимней порой. Задолго до крещения появился праздник «роштовань кудо». К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодежь устраивала игры и пляски, а также занималась «магическими» обрядами. На Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить богатым урожаем и богатырским здоровьем.
«С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом „калядань-чи“ мордва называет рождественский сочельник (день коляды). Этот день ассоциировался у эрзя и мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования Калядань-чи дети с веселыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян „калядань прякат“, а у мокшан –„парякат“», — рассказала председатель региональной общественной организации Национально культурной автономии мордвы по РТ Наталья Сабитова.
Она отметила, что гадания проходят на святки, в сочельник. Для этого избираются «нечистые места», где обычно обитает нечистая сила — баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени. Также выбирали пограничные пространства между сакральным мирами — печь, порог, окна, забор, ворота, места возле колодцев, источников, проруби, перекрестки, расходящиеся дороги, межи и кладбища. Содыцят (ворожея) брали с собой куклу, сделанную девушкой, которая гадает, и проводила обряд. Если на замужество — шли в баню, на деторождение — к воде, а для гаданий на желания выбирали перекресток.
«Мордовский народ праздники очень любит и почитает. В Новый год мы всегда наряжаем елки и ели. Наш народ проживает в лесной местности и поэтому всегда считал своими покровителями деревья. На праздничном столе всегда было много закусок — ставили свиную голову, резали барашков. Люди надевали маски медведей, лис, зайцев. Отмечали рождество и сочельник. Мордва недавно приняла христианство, поэтому остались языческие традиции. Образы животных использовались как на рождество, так и на Новый год», — отметила Сабитова.
Будущее предсказывали с помощью хлеба и остывшего уголька. Пользовались этим способом мордовские женщины. В хлеб втыкали иголку с ниткой и использовали в качестве маятника. Угольки ставили крест-накрест. Наклонившись над ними, гадатель прикладывал ко лбу один конец маятника и произносил вопрос. Если маятник качается вертикально, то ответ «да», а если горизонтально, то «нет».
Вожодыр, Портмаськон, ряженые и гадания на свечках
Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния у удмуртов назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр (время духов вожо). В это время было принято гадать, по домам ходили ряженые. Начинался он праздником, который назывался Толсур, а позже — Рошво (Рождество).
«Вожо — это злые духи, которые ходят по земле, пугают людей, распространяют неприятности и болезни. Их появление связывалось с периодом солнцестояния, когда день и ночь вступают между собой в борьбу. Считалось, что „зимние“ вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят. Существовали разные поверья. К примеру, в святки нельзя было мыть пол, стирать, ходить в баню. Вожо олицетворяли души умерших предков, поэтому в это время вспоминали об умерших родственниках», — рассказала исполнительный директор национальной культурной автономии удмуртов РТ Марина Иванова.
С 7 января у удмуртов начиналось ряженье — Портмаськон, которое продолжалось почти две недели. Люди наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, лица пачкали сажей или прятали под маски. В таком облике они ходили по домам, а соседи должны были их узнать. Хозяева домов пытались сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он криком себя выдал. Считалось, что если кто узнает ряженого, то весь год в его семье будет благополучие. Хозяева домов отдавали ряженым мучные изделия на корм для скота, чтобы он был здоровым и плодовитым.
В святочную неделю у удмуртов было много гаданий. Девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону укажет носок. Таким образом, они определяли, где будет жить жених. А еще девушки наливали в большую ложку воду и клали ее на холодный подоконник. Вода к утру замерзала. Считалось, что если на замерзшей поверхности есть бугорки, это к рождению внебрачного ребенка.
«Гадали на свечках. В ложку наливали воск от горящей свечи и смотрели на застывшие очертания. Еще предсказывали погоду по узорам мороза на стекле. Считалось, что в святки можно узнать о своем будущем. В полночь молодые люди выходили на перекресток дорог, чертили круг, ложились на землю и слушали. Если слышали стук — не к добру, топот коня — хороший знак, звон колокольчиков — к свадьбе, глухие удары — к смерти», — отметила Иванова.
Также во время гаданий девушки подходили к забору с раскрытыми руками и пытались «обнять» как можно больше досок. Доски пересчитывали, приговаривая: «Мешок — короб, мешок — короб». Если счет останавливался на «мешке», считалось, что девушка выйдет замуж за бедного мужчину, а если на «коробе» — будет с мужем жить в достатке.
Нет комментариев-