Основной закон республики появился раньше федерального и стал результатом непростой работы на пути становления и нового Татарстана, и новой федерации в целом.
Каково значение Конституции в становлении государственности, не потеряли ли положения документа, принятого 25 лет назад актуальности, нужно ли вносить изменения в Конституцию – на эти и многие другие вопросы ответил председатель Комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Шакир Ягудин.
– Шакир Шахмедович, в начале беседы хотел бы вместе с вами проследить взаимосвязь между Конституцией РТ и государственностью нашей республики. Существует ли такая взаимосвязь?
– Конституция Татарстана – этой важнейший документ республики. Естественно, этот документ тесно взаимосвязан с другим институтом, ради которого он и существует. Мы будем отмечать 100-летие этого института в ближайшем будущем. Это 100-летие образования государственности Республики Татарстан. 27 мая 1920 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совнаркома была образована Автономная Советская Социалистическая Республика как часть Российской Федерации. Надо сказать, что между этими двумя институтами очень тесная взаимосвязь.
Конституция является основой сохранения и развития нашей государственности. Это очень важные моменты, особенно актуальны в наше время. Конституция является составной частью российской конституционной системы, в основе которой Конституция самой РФ. Основной закон Татарстана выполняет важную роль, несет функцию олицетворения национальной составляющей российского федерализма.
– Предлагаю проследить этапы развития Конституции Татарстана.
– Действующая Конституция – это четвертая в истории государственности нашей республики. Первая была принята в 1926 году, но там есть нюанс, что Конституция нашей республики и конституции других республик, в частности, башкирской, карельской, не были утверждены. Почему? Потому что в первой статье этой Конституции республика была названа социалистическим государством, а комиссия, которая была создана для проверки этих конституций, считала, что государством является только сама РСФСР. Было принято решение не утверждать эти документы. Хотя Россия и не утвердила их, они продолжали действовать, они жили, по ним проводились выборы, формировалось правительство, утверждались планы и бюджет. Жизнь шла нормальным ходом.
В 1937 году, после принятия в 1936 году так называемой сталинской Конституции, принимается новая Конституция республики. Там опять же автономная республика называется советским социалистическим государством. Но в этом варианте конституции республик в составе российской федерации были утверждены Верховным Советом РСФСР.
Следующая Конституция – это 1978 год. Принята она после брежневской Конституции 1977 года. Здесь тоже есть очень интересный нюанс: Российская Федерация отказалась от утверждения конституций автономных республик в ее составе, предоставив большую свободу, развитию демократии и полагаясь на ответственность республик.
После этого наступают бурные 80-е, 90-е годы, когда союзные республики начали требовать от союза СССР дополнительных полномочий. Сначала им было отказано, но затем эти вопросы начали рассматриваться. В этих условиях и была принята действующая конституция 1992 года.
– Давайте вспомним те непростые политические события, которые сопутствовали принятию Основного закона республики в 1992 году…
– Как я уже говорил, союзные республики начали требовать расширения своих полномочий. 26 апреля 1990 года был принят закон СССР о разграничении полномочий между союзом СССР и субъектами федерации. И там содержалось очень интересное положение: наряду с союзными республиками автономные республики, а их было 20, были названы субъектами союза СССР. То есть в какой степени они приравнивались к союзным республикам. Кроме того, было еще одно интересное положение в этом законе, которое послужило толчком к дальнейшему развитию государственности, это то, что в этом законе отмечалось, что автономные республики строят свои отношения с союзными республиками, в состав которых они входят, на основе соглашений и договоров. И вот два этих фундаментальных положения стали отправной точкой для того, чтобы начать автономным республикам действовать.
После принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года республики начали принимать свои декларации. Татарстан, как известно, принял [ее] 30 августа 1990 года. Был провозглашен государственный суверенитет, поскольку республика становилась субъектом союза СССР легитимно, законно. Кроме того, было сказано, что Декларация является основой для участия в подготовке и заключения союзного договора и отмечалась, что Декларация является основой для разработки проекта новой конституции Татарской ССР. На второй же день была образована конституционная комиссия во главе с председателем Верховного совета Минтимером Шаймиевым, и она приступила к работе. Проект документа был подготовлен. Обсуждение шло достаточно эффективно, проект Конституции обсуждался в трудовых коллективах, в районных, городских советах, в самом Верховном совете, в СМИ.
21 марта 1992 года был проведен референдум по вопросам статуса республики. Вопрос ставился так: согласны ли вы, что Республика Татарстан является суверенным демократическим государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с РФ и другими республиками на основе договоров? 61,4 процента голосов татарстанцев, участвовавших в голосовании, были поданы «за». То есть вопрос был разрешен всенародным голосованием. Кроме того, проект конституции был направлен на Венецианскую комиссию Европейского союза, где получила положительное заключение о соответствии всем нормам международного права.
И вот 6 ноября 1992 года практически единогласно Конституция республики была принята!
– Конституция – живой документ, он развивается. Каким, по вашему мнению, он будет через 5 или 10 лет?
– Да, я согласен, Конституция – это живой документ, она действует. Но с другой стороны, у этого документа есть и другой принцип – стабильность. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Я должен сказать, что еще не выработан полностью потенциал действующей Конституции РТ. Например, не все законы, предусмотренные Конституцией, приняты. В 122-й статье Конституции республики говорится о том, что столицей РТ является город Казань. Статус столицы определяется законом. Этот закон до сих пор не принят. Я считаю, что этот закон нужен, так как Казань выполняет столичные функции и соответствующее финансирование этих функций должно осуществлять из республиканского бюджета.
До сих пор нет и закона об отзыве депутата Госсовета Татарстана.
Некоторые положения Конституции требуют своего развития, либо толкования.
Стоит отметить, что текст нашей Конституции жестко привязан к текстам федеральных законов и к тексту федеральной Конституции. И любое их изменение влечет неизменность изменения нашей Конституции. Мне кажется, в перспективе надо уходить от этой жесткой привязки и регламентировать в конституции субъекта федерации только те положения, которые связаны с компетенцией и со статусом самого субъекта.
Хотелось бы отметить, государственное строительство развивается, в том числе, с учетом использованием достижений науки, в данном случае науки конституционного права и хотелось бы, чтобы было больше научных исследований по предметам ведения республики, по проблемам конституционного строительства республики. Потому что есть немало положений, которые есть только в нашем основном законе, их нет на федеральном уровне, но они требуют разъяснения, пояснения, научной проработки.
Нам всем надо знать и изучать Конституцию, что даст возможность ориентироваться в структуре российского федерализма, месте, котором занимает Республика Татарстан, знать систему органов государственной власти, местного самоуправления, умело пользоваться своими правами, свободами и исполнять обязанности, предусмотренные Конституцией с той целью, чтобы жить и работать свободно и успешно!
Нет комментариев-