Кто такие бердвотчеры? Проще говоря, наблюдатели птиц. Не ловцы и не пассивно отдыхающие, которые, бывает, вскидывают руку: ой, смотри, птичка пролетела. Нет, они специально за птичками едут в места их гнездования и водопоя, где объекты своего хобби снимают. Увиденное фиксируют в дневнике, а лучше — на форуме таких же любителей птиц. Какую птаху видели, где и когда. Не могут определить? Просят на форуме совета. Когда случаются какие-то открытия — получают тонну лайков от коллег по хобби. Их данными беззастенчиво пользуются ученые. Бердвотчеры не имеют ничего против: помочь науке — святое дело!
Один из таких преданных любителей природы – Радик Кутушев живет в Нижнекамске. За птицами наблюдает со школьных лет.
Удивительно, но в окрестностях Нижнекамска можно встретить множество птиц! Например, вокруг оздоровительного лагеря «Чайка» обычное дело увидеть поползней, снегирей, больших синиц, гаечек, овсянок, щеглов, зеленушек, больших пестрых дятлов. Конечно, Радик не ограничивается городскими окраинами. Хотя на искусственных озерах у промзоны – всегда большой фотоулов. Вода там теплая, говорит орнитолог-любитель, не замерзает, много куликов обитает, орланы охотятся. Какие-то из птиц останавливаются только на пролете, другие выводят там птенцов. Он бывает на Каме, Вятке, речках Зай, Кичуй, Горбяш. В Чистопольском, Ново-Шешминском районах. На заливных лугах близ Нижнекамска. На отстойниках заброшенной птицефабрики, названия которой уже никто не помнит, свинофермы Соболеково, сахарного завода Заинска, на Заинской ГРЭС. И отовсюду привозит фото то одной, то другой птицы. А часто — больше одного.
Вот его запись на форуме «Птицы Среднего Поволжья» от 15 апреля 2015 года: «С утра прошелся вдоль водно-болотных угодий близ деревни Березовая Грива. Кругом токовали тетерева, пели тростниковые и обыкновенные овсянки, жаворонки. Встретил зарянок. Скворцы и поют, и дупло присматривают. Озера покрыты льдом, небольшие промоины вдоль берегов дают возможность кормиться серым цаплям, кряквам, чиркам-свистункам, озерным чайкам, большим белоголовым чайкам, хохотунам черноголовым. Пролетел одинокий серый журавль, пара гоголей, стая свиязей (17 уток), плюс пару свиязей видел на Каме, стайка широконосок (8 птиц), клин белолобых гусей-гуменников (птиц больше 50-ти). Еще летают свиристели. Ворковал вяхирь (пара), слышалась дробь белоспинного и малого дятлов».
В природе много птиц, которых и в бинокль не определишь, – рассказывает о своем хобби Радик Кутушев. – Много видов, схожих между собой, поэтому лучше сделать фотографии. После появления у меня фотооптики вижу на сотни километров. Делаю снимки, и если не знаю, что за птица, ищу данные в справочниках. Специалисты могут определить вид по песням, но я в этом не силен. Для меня определяющие внешние признаки: цвет пера, длина клюва, цвет лапки. Когда есть сомнения, советуюсь со знатоками».
Зоркому – зарянка
«Как и все, я живу работой и семьей. Но стараюсь по возможности прокатиться по району, попасть в нехоженые места, ближе к водоему — там птицы собираются, чтобы покормиться, воды напиться, там и ищу. Иногда, чтобы подманить птицу, включаю запись на телефоне. Прошлой осенью был в окрестностях поселка Троицкий Нижнекамского района. У меня все записано, это было 17 сентября. Там затаился и включил песню крапивницы. На нее вылетела птица, похожая на синицу, но со светлой полосой на темечке.
Я такую видел впервые. Предположил, что это какая-то пеночка. Сфотографировал. Дома по книгам проверил, оказалось, это пеночка-зарничка. Это таежный сибирский вид пеночек, для нас – редкий залетный. На севере Татарстана специалисты ее встречали, а за Камой — нет. Так что это была находка, меня за нее на форуме виртуально похлопали по плечу: молодцом, удачное наблюдение, – рассказывает нижнекамец.
– В этом году 24 мая зафиксировал малую крачку. Это республиканский краснокнижный вид III категории. Шесть отдыхающих птиц были обнаружены мною на искусственной набережной на реке Прось Нижнекамского района.
В 2015 году под Нижнекамском удалось зарегистрировать гнездование кулика-ходулочника. Когда я у себя на странице в «ВКонтакте» выложил фото варакушки, птицы семейства дроздовых, с яркой грудкой, народ удивлялся. А она по сорнякам, заброшенным стройкам гнездится. Не такая уж и редкость. Краснокнижная хищная птица подорлик у нас стала чаще встречаться. Подорлик продвигается – загнездился в Ульяновской области, Башкирии, Чувашии. Хотя птица эта очень прихотливая, для жизни и гнездования ей нужны заболоченные места, водоем с живностью и ольшанник.
Легко ли переключаться на природу с городских буден? Нет, бывает, просто голову поднимешь, а в небе клин гусей летит или на песни птиц откликаешься...».
Каждой сове — по дому
Году в 2013-м Радику пришла идея развесить по территории района совятники, чтобы привлечь сов в татарстанские леса. Вместе с другом они изготовили и повесили сорок таких домиков. Естественно, сделали по науке: чтобы смотрел совятник строго на юг, был на 20-30 метров в глубине от кромки леса, и от другого такого же отходил на 800 метров. В результате один совятник в лесу возле лагеря «Чайка» заселила длиннохвостая неясыть.
Но его разорили: дерево, на котором он стоял, срубили. «Что с остальными, сказать не могу, не обследовал. Совы гнездятся в марте, в самую распутицу, так что добраться до совятников довольно трудно», – поясняет бедвотчер.
У птиц случаются миграционные сдвиги. Однажды, в 2009 году, в Арский район попутными ветрами занесло фламинго. И чем больше фотолюбителей, тем больше шансов увидеть ту или иную птицу. Например, Ульяновский клуб фотолюбителей второй год проводит конкурс «Соколиный глаз» для фотолюбителей и бердвотчеров. И открытия они делают часто. Так, тамошними бердвотчерами была замечена пигалица, это кулик, обычно севернее Астрахани и Казахстана не залетавший. На весеннем пролете в Ульяновской области видели тундровых лебедей. В конце мая удалось зафиксировать появление на побережье Волги полярной крачки. Она обычно зимует на Южном полюсе, а лето проводит на побережье Ледовитого океана. Гнездится на Белом море, Мурманском побережье, обычна в тундрах Якутии. И вдруг — они у нас, на Волге. Загадка природы!
Мнение:
Олег Аськеев, завлабораторией биомониторинга ИПЭН РТ, кандидат биологических наук:
– Бердвотчеры у нас есть, но их очень мало, к сожалению. Как и рыбаков. Людей из числа любителей, к кому я могу обратиться за помощью, на пальцах одной руки можно пересчитать. Их человек пять, не более, на всю республику. И это обидно, потому что от Татарстана с его уникальным природным положением ждешь большего. С ключевыми орнитологическими территориями у нас все в порядке: по нашей территории протекают четыре крупные реки, Белая, Вятка, Кама и Волга. Четыре реки из десяти самых крупных рек Европы. Такого региона в Европе просто нет. И по природно-климатическим зонам у нас большое разнообразие: есть и тайга, и степные участки.
А вот в Ульяновской области бердвотчерство развито очень хорошо. Там пара десятков наблюдателей за птицами точно наберется. Это видно и по интернет-форумам, ульяновские любители птиц и рыболовы там очень активны. Возможно, такое положение вещей еще и исторически предопределено: Ульяновская область – родина крупных ученых-орнитологов. Кстати, во времена Симбирской губернии за знаниями ульяновцы ехали в Казанский университет.
Возможно, у нас менталитет другой, и людям просто неинтересно изучать природу. Бердвотчерство – это ведь не банальный выезд на природу с фотоаппаратом, не отдых. Оно сродни научной деятельности.
Нет комментариев-