Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Сергей Шляпников: «Мировая лига сможет нам ответить на многие вопросы»

Сергей Шляпников: «Мировая лига сможет нам ответить на многие вопросы»
Главный тренер мужской волейбольной сборной России перед стартом Мировой лиги в эксклюзивном интервью для портала sntat.ru отметил, почему решено сделать ставку на молодежь, какие задачи стоят перед командой и кто может стать лидером обновленной сборной.

«Казань мне прекрасно знакома», – улыбается главный тренер в лобби одного из отелей, где разместилась не только сборная России, но и ее соперники по стартовым играм Мировой лиги. И то верно: вместе со студенческой сборной России Шляпников побеждал здесь на Универсиаде в 2013-м. Спустя четыре года после той виктории Сергей Шляпников привез в Казань основную сборную страны, с которой стартует во втором для себя турнире у руля национальной команды – Мировой лиге.

- Сергей Константинович, как проходит подготовка к Мировой лиге, все ли здоровы?

– После окончания сезона команда находится не в лучшем функциональном состоянии. Это и понятно – получился непростой сезон, совсем недавно 11 мая закончился «Финал шести» чемпионата России. Через три дня после его окончания мы уже собрали команду для того, чтобы принять участие в отборочном турнире к чемпионату мира – он прошел в Эстонии. Оттуда мы прилетели на базу в Новогорск, провели там пару дней и отправились в Казань. Поэтому об оптимальных кондициях игроков сейчас говорить, в общем-то, не приходится.

– Сергей Антипкин и Дмитрий Щербинин залечили свои травмы?

– Ребята только-только приходят в себя, есть еще остаточное явление от травм. Поэтому они занимались без мяча, поддерживали свое физическое состояние. Конечно, сейчас они еще далеки от той формы, которая необходима. Но выйти помочь на один-два мяча, я думаю, они смогут.


– Повлиял ли на команду каким-то образом перенос матчей Мировой лиги из Сургута в Казань?

– Нет. А как он мог сказаться? У нас был достаточно комфортный перелет, который длился чуть больше часа. Разницы во времени здесь нет. Арена казанская нам знакома, поэтому никаких проблем с этим не возникло.

– Почему все-таки было принято решение в этом сезоне Мировой лиги «обкатать» и посмотреть в деле молодых игроков?

– Вы поймите правильно – игроки четыре года готовились к Олимпийским играм, отказывая себе во многом. В том числе и в отпуске, и в отдыхе. Поэтому накопилась усталость, накопились травмы, которые требуют внимания и лечения. Чтобы не усугублять эту ситуацию, совместно с Федерацией было принято решение дать основным игрокам, которые несли на себе большую нагрузку, отдохнуть, залечить старые травмы, привести свои кондиции в нужное состояние. 

Также нужно смотреть ближайший резерв, мыслить на четыре года вперед и готовиться к следующим Олимпийским играм. Тех, кто уже прошел горнило Олимпиады, мы знаем и понимаем, на что мы можем рассчитывать. Нам хотелось бы увидеть еще ребят, которые смогли бы составить достойную конкуренцию и омолодить команду к Олимпийским играм 2020 года в Токио.

– Тем не менее, на отбор к чемпионату мира в сборную были вызваны Михайлов, Гранкин, Вольвич и другие лидеры. Неужели наша молодёжь была бы не в состоянии переиграть Косово или Румынию?

– Там, кроме этих команд, была еще и сборная Эстонии. Путевку на чемпионат мира получает только победитель этого этапа. И, чтобы не допустить каких-то ненужных волнений, нужно было создать запас прочности для того, чтобы пройти этот отбор. Не стоит думать о том, что Эстония – это какая-то проходная команда, они, на всякий случай, выиграли Евролигу. И какие тут нужны еще комментарии? Там есть волейболисты, играющие в европейских клубах. Поэтому уровень достаточно серьезный. В Эстонии очень внимательно стали относиться к волейболу, потому что пошли результаты. Они готовились, взяли эти соревнования себе для того, чтобы использовать преимущество своей площадки и постараться выйти на чемпионат мира с первого места. Недооценивать такую команду, как Эстония, я бы не стал: с хорошей атакующей подачей, с ярковыраженным лидером в лице одного из лучших бомбардиров чемпионата Турции Оливера Венно. Он несколько лет назад выступал в чемпионате России за команду из Перми, а сейчас возмужал, окреп и превратился в хорошего и мастеровитого игрока европейского класса. Думаю, что он подошел бы во многие клубы российской Суперлиги. Поэтому недооценивать эту команду мы не стали и, я считаю, правильно сделали – поехали все сильнейшие на тот момент. Те, кого хотели мы видеть в составе не смогли приехать. 

Как можно сделать команду за три дня? Перед вылетом в Эстонию на работу у нас действительно было три дня. И все.  Была идея собрать линию Бутько – Михайлов – Вольвич, потому что ребята уже сыграны и имеют наработанные связи. В таком цейтноте это нам бы помогло. Но, к сожалению, травму получил Бутько и выпал из состава сборной. Тогда мы переключились на вариант линии Гранкин – Бережко – Щербинин, но затем Щербинин выпал из-за травмы. Поэтому играть мы поехали, получается, с листа. Эстонцы имели преимущество своей площадки – полный зал болельщиков гнал команду вперед и стал настоящим седьмым игроком. Сейчас многие говорят: «А, что там Эстония». Мы пощупали эту команду, приехали чуть раньше, сыграли с ними товарищеский матч и одержали победу. Они, конечно, не стали раскрывать всех карт, но мы уже поняли, что команда непростая. Расхолодило нас ещё и то, что накануне была игра против Косово. И все специалисты приходят к мнению, что таких команд на отборе быть не должно. Они должны играть дополнительный отбор между малыми странами – предположим, Люксембург, Косово, Кипр, еще кто-нибудь. Матчи с подобными соперниками не способствуют набору должного уровня концентрации перед важной игрой.

– «На Мировой лиге мы должны экспериментальным составом показать максимальный результат». Какой исход выступления сборной России в Мировой лиге будете считать успешным?

– У нас сейчас новая молодая команда, мы ее только собрали. Ни одного матча этой командой мы еще не сыграли, поэтому сами еще в полной мере не представляем, на что эта команда способна. 

Потенциал у команды есть. Посмотрим какой у нее характер, кто себя проявит как лидер, возьмет на себя эту ответственность и поведет за собой партнеров. Это очень важно, потому что в команде должен появиться лидер. Михайлова нет, Гранкина нет, Бережко нет. Вольвича с Ермаковым тоже нет. Это пять человек из команды, которая играла на отборе к чемпионату мира. За два дня собрана новая команда. И вы спрашиваете, что от нее ждать. А я что могу сказать? Конечно, для России важен результат. Но надо еще и формировать психологию победителей у игроков. Требования будут заключаться в том, чтобы добиваться победы в борьбе за каждый мяч, каждую партию, каждую игру. Только так будет формироваться психология победителей.

Эти ребята уже почувствовали вкус побед: Волков, Власов, Клюка выигрывали молодежный чемпионат мира, чемпионат Европы.  В составе новоуренгойского «Факела» они выиграли в этом году европейский кубок, поэтому вкус побед для них знаком. Дима Ковалев в своем возрасте также становился чемпионом мира и Европы. Они прошли хороший путь, и эта психология у них есть. Нам нужно развивать посыл на победу, закреплять его, настраивать ребят на победы и добиваться их. Я думаю, что игра ответит на многие вопросы: готовы игроки к такому уровню или нет, с кем мы пойдем дальше, а кого оставим. Есть масса вопросов, на которые нам должна ответить Мировая лига.

– Ещё одна ваша цитата: «С такой командой можно решать любые задачи». В Эстонии игроки показали волейбол, близкий к идеальному?

– Нет, конечно, до идеала там далеко. Но видно, что потенциал у этой команды есть. Макс Михайлов, Артем Вольвич, Сергей Гранкин, Клюка, Власов… Но это ведь еще не все люди. У нас, например, есть Полетаев, который в этом сезоне стал одним из лучших игроков чемпионата, но получил травму. Есть Сергей Савин из новосибирского «Локомотива», который пошел оперироваться. Есть тот же Костя Бакун, которому мы даже отдохнуть. Потенциал у сборной России очень большой. Самое главное – чтобы все были здоровы. Если собрать всех и все будут здоровы, то, уверяю вас, на любых соревнованиях эта команда будет претендовать на самые высокие места.


– Ваши слова об отказниках наделали много шума в СМИ (Шляпников предложил в случае отказа волейболистов играть за сборную считать их легионерами – прим. ред)…

– Эту ситуацию нагнетали извне. Мы лишь сказали о том, что такая возможность есть. Другое дело, что мы ей не пользуемся, потому что отказников нет. Отказываться выступать за сборную команду России – это нонсенс. Одно приглашение в сборную должно быть честью для волейболиста. Люди на одной ноге прибегали и говорили, что готовы помочь команде, если это нужно. Мы это, в общем-то, и видели после тяжелого чемпионата страны. Бутько получил травму, а Гранкину мы сказали: «Сережа, отдыхай». Но тот отнесся с пониманием к ситуации и приехал в сборную, как и Бережко. Хотя, казалось бы, им, олимпийским чемпионам ехать и играть с тем же Косово. Но они понимают, насколько это важным, значимым и почетным является вызов в сборную России. Потом ведь могут и не позвать. Пока записывать кого-то в легионеры нет необходимости, хотя, повторюсь, такая форма есть. Но тогда это было просто озвучено. Нужно, чтобы волейболисты понимали правила игры. Приходит новый тренер – какие будут требования, чтобы всем все было понятно. Я откровенно сказал все то, что я думаю. Поэтому, я считаю, что никаких вопросов по этой теме быть не может, она должна быть просто закрыта.

– Почему позиция либеро вызывает у вас серьезные опасения?

– На этой позиции нам на сегодняшний день не хватает высококлассных игроков. Либо это возрастные либеро, на которых мы не можем рассчитывать с перспективой на следующие Олимпийские игры, либо еще совсем молодые, с которыми надо много работать. Разглядеть ярких личностей пока сложно. Есть Андреев из Сургута, который неплохо зарекомендовал себя в сборной 1995-го года рождения – она выиграла все соревнования на юношеском и молодежном уровне.  Сейчас парню 22 года. Я связывался с тренером, который сказал мне, что у Андреева травма, и он будет лечиться. Сейчас для нас это действительно проблема, мы пытаемся ее решить. Возможно, мы проведем отдельный сбор для игроков этого амплуа, чтобы еще раз протестировать и выявить,  кто является лучших их всех тех, которых мы имеем в обойме Суперлиги. Возьмем Зеленкова – у него неплохие показатели по чемпионату, но его команда не играет в еврокубках. А наличие опыта международных встреч очень важно. У него такого опыта нет, поэтому мы не можем знать, как игрок поведет себя при заполненных болельщиками трибунах, скажем, на 10 тысяч человек. Не каждый сможет выстоять. Такая проблема есть, мы ее видим и работаем над этим, но пока она стоит достаточно остро.

– Как выстраиваются ваши отношения с экс-главным тренером сборной Владимиром Алекно?

– Он сегодня был у нас на тренировке. Я приезжал в Казань в ходе чемпионата России, тогда мы с ним тоже общались. Мне хочется выстроить преемственность в сборной, потому что предыдущим тренером была проделана серьезная и хорошая работа. Просто есть ряд факторов, которые не позволили той сборной показать результат выше, чем она показала. И специалисты это прекрасно понимают. У нас по многим позициям есть понимание и созвучие, мы постоянно находимся на связи. Спасибо ему за то, что отвечает на все мои просьбы и вопросы.


– Тренеры команд Суперлиги заинтересованы в победах сборной? Нередко между клубами и сборными возникают конфликты.

– Я конфликта не вижу. Один из плюсов – то, что я освобожденный тренер и ни с кем из них не конкурирую в Суперлиге. Этот момент может снять возможный негатив. Маричев мне позвонил и спросил, как сыграли его «динамовцы», как я охарактеризовал бы их работу, кого возьму в дальнейшем. С ним у меня, как и с Алекно и Шипулиным, прекрасные отношения.

– В Санкт-Петербурге появится новый клуб. Для сборной рождение новой команды, которая будет претендовать на высокие места, скорее плюс?

–  Я об этом пока только слышал из средств массово информации. Но наличие еще одного сильного клуба – это всегда плюс. Это острота конкуренции, в которой растет интрига чемпионата, команды стараются бороться, усиливаться, повышается качество игры и уровень чемпионата, растет интерес болельщиков. Я считаю, если появится еще один сильный клуб, это будет только плюсом для российского волейбола. Тем более, на ленинградской земле волейбольные традиции всегда были сильны, поэтому создание нового клуба только приветствуется. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев