Сергей, приветствую! Хотел бы поблагодарить вас за то, что мы собрались в непростое время для туристической отрасли РТ, которую вы возглавляете. Хотел бы начать с вопроса, насколько меньше туристов приехало в Казань в этом году.
Начало теплого сезона в этом году в Татарстане было катастрофическим. Из-за самоизоляции в апреле, мае и начале июня практически не было туристов. При этом не было понятно, что можно и нельзя.
Татарстан одним из первых открыл въезд для туристов. С 5 июня смягчили режим самоизоляции и отменили справки для приезжих из других регионов. Это послужило толчком для того, чтобы люди стали к нам приезжать?
Как только было принято такое решение, мы везде разместили информацию и увидели мощный отклик у людей. Многие сразу стали планировать путешествия. С 5 июня началось восстановление турпотока в Татарстан.
Сейчас самый пик турсезона. Есть ли статистика, насколько в этом месяце приехало меньше туристов, чем в июле прошлого года?
На сегодняшний день мы идем на уровне 30-35% от уровня прошлого года. Но люди едут. Например, я был вчера в Кремле, где было достаточно групп и индивидуальных туристов.
Какой процент составляли иностранные туристов от общего числа гостей республики в прошлом году?
Доля иностранных гостей составляла порядка 15%, и ее, конечно, не хватает. С введения режима самоизоляции иностранных туристов вообще не было. Сейчас границы только начали открываться и они появляются, но это скорее те люди, кто сейчас работает в России.
Гости из Москвы и Петербурга, открытие границ и Золотое кольцо
Как вы привлекаете туристов в республику?
Мы активно продвигаем и делаем рекламу. Наш фокус — соседние регионы, Москва и Санкт-Петербург. С этих территорий Татарстан получает большое количество гостей и туристов. Мы работаем через блогеров, в соцсетях и делаем все возможное, чтобы как можно больше людей узнало и заинтересовалось поездкой в Татарстан.
Как вы лоббируете интересы туристической отрасли в Правительстве?
Спасибо руководству республики, что отрасль туризма всегда в фокусе внимания. Решения о послаблении ограничительных мер принимались с учетом, что нужно как можно быстрее помочь туристической отрасли.
Большие программы поддержки есть на федеральном уровне — это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Отрасль туризма попала в список наиболее пострадавших.
Мы активно работаем с банками РТ, которые идут нам навстречу и понимают, что туристической отрасли сейчас непросто. Начиная с реструктуризации кредитов до выдачи дополнительных средств на выплату зарплаты. Спектр мер помощи широкий, но для туристической сферы самая хорошая мера поддержки — это люди, которые приезжают и платят деньги за размещение, развлечения и экскурсии. Ведь туризм взаимодействует с более чем 50 отраслями экономики.
С 22 июля Премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил, что туристы смогут получить от 5 до 15 тыс. в зависимости от выбранного тура. На это выделено порядка 15 млрд рублей из федерального бюджета. На какую часть из этих миллиардов может претендовать Татарстан, по вашим оценкам?
Надо сказать, что эти деньги будут выплачиваться напрямую туристам. Получателями субсидии будут те, кто приобрел туры, поездки по Российской Федерации. На днях будет определен точный порядок, каким образом люди смогут этим воспользоваться. Суть в следующем: турист будет покупать на сайтах туроператоров туры стоимостью от 25 тыс. рублей и выше и получать кешбэк при совершении такой покупки с помощью карты «Мир», это обязательно.
Он может быть 5, 10 или 15 тыс. рублей в зависимости от суммы покупки. Таким образом, эта субсидия будет поступать напрямую туристу на карту. Здесь надо говорить о том, сколько татарстанцев смогут воспользоваться такой акцией и таким кешбэком. На сегодняшний день уже определяется список операторов и конкретный механизм получения этого кешбэка.
Все равно ведь люди будут оставлять живые деньги там, куда они поедут.
Безусловно, таким образом, люди будут получать скидку на тур, которая позволит им располагать дополнительными финансовыми ресурсами в том месте, куда они приедут. Естественно, мы надеемся, что эти деньги, сэкономленные на покупке тура, будут потрачены в том регионе, куда они поедут.
После Москвы и Питера, если не брать морское побережье летом, Казань и республика стали лидерами среди российских регионов в плане туризма. По крайней мере, так было в предыдущие годы, по результатам социологических опросов. Коронавирус не изменил эту ситуацию? Куда поехала Россия, когда нельзя за границу?
Реальная картина такова, что летом россияне хотят ехать к морю. Сочи, Краснодарский край — это наши традиционные курорты России. В этом году люди активно поехали в Калининградскую область, это берег Балтийского моря. Там красивая природа, есть что посмотреть. В целом это самые большие акценты. Наверное, самой большой новинкой и приростом в этом сезоне оказалась именно Калининградская область за счет морского побережья.
А как же Крым?
Черноморские курорты сейчас загружены на 100%, даже, может быть, на 120%, потому что все хотят к морю. Но появились и новые направления. Например, появились организованные туры в Бурятию, в Хакасию. Это в абсолютном выражении пока не очень большие цифры, но, тем не менее, это направления, которых раньше не было.
Если смотреть именно по городам и направлениям, которые не связаны с морем, то Татарстан достаточно активно принимает туристов. Он находится в топе популярности, если не брать морские курорты. Москва, Питер, Татарстан, еще, может быть, немного Золотое кольцо России. Но это, наверное, больше для жителей Москвы.
Золотое кольцо, наверное, очень интересно иностранцам.
Не только москвичи активно путешествуют по Золотому кольцу, потому что это ближайшая для них дестинация (территория, способная привлекать туристов, — прим. Т-и). Но в основном это туры выходного дня.
Надо еще сказать, что в этом году санатории прочувствовали на себе большой спрос, после того как были сняты ограничения на их работу. Они тоже достаточно быстро заполнились.
Давайте вернемся к теме поддержки. Какова была наша, республиканская поддержка отрасли?
В первую очередь задача и республиканских органов власти, и федеральной поддержки была сохранить занятость людей, которые работают в этой сфере. Были, как вы знаете, приняты и на федеральном уровне достаточно инструментов, плюс дополнительные инструменты на республиканском уровне. Это выделение кредитов тем предприятиям, которые не вошли в перечень пострадавших отраслей. Было время, что сувенирная отрасль не совсем попадала, как и другие связанные с туризмом отрасли. У предприятий была возможность воспользоваться либо федеральными мерами поддержки, либо республиканскими. Второе направление — облегчить кредитную нагрузку.
Понятно, что в период пандемии при отсутствии выручки предприятия были не в состоянии обслуживать кредиты, поэтому были программы, направленные на реструктуризацию кредитов, на субсидирование процентных ставок, дополнительное гарантийное обеспечение и многое другое. Все равно, даже с учетом этих мер, ситуация непростая. Для туристического бизнеса самое главное — постоянный денежный поток. В условиях, когда два с половиной месяца он практически отсутствовал, все равно накопились определенные задолженности. Необходимо было доплачивать персоналу, потому что меры поддержки по выплате заработной платы все равно не покрывали на 100% фонд заработной платы. Период был такой тяжелый, сейчас отрасль постепенно из него выбирается.
А те, кто работал на продажу туров за границу, они всё, прекратили деятельность?
Можно сказать, что многие компании находились в спящем режиме.
Находятся. Продавать сейчас можно в три страны.
Многие из них все равно начали продавать российские курорты, переориентировались, потому что у тех же операторов, которые традиционно продавали зарубежные курорты, в продуктовой линейке появились и туры по России. Это Краснодарский край, Крым, Калининградская область, восточные направления.
Часть людей, которые планировали, но не поехали за рубеж, отправились на наши российские курорты. Понятно, что это гораздо меньшие объемы по сравнению с тем, что было, скажем, в прошлые годы. Особенно у тех, кто был ориентирован только на выезд наших граждан за рубеж. И до сих пор пока у них спроса нет, поэтому часть компаний переориентировалась на продажу туров по России, часть начали заниматься приемом в Татарстан.
Рост популярности Татарстана на рынке туризма, рыбалка и туры по предприятиям
Вы как-то контактировали с федеральными туристическими игроками? Как там Татарстан представлен? Они же тоже, продавая туры в Москве, Питере, других городах, должны иметь в линейке Казань, Елабугу, Камское Устье. Каким образом вы входите в эту номенклатуру?
У всех федеральных операторов такой продукт, как Татарстан, представлен. Они отмечают, что спрос на РТ, если не брать пляжи, в этом году вырос. Это сказывается в первую очередь на количестве запросов: люди ищут, а операторы видят, какие они туры смотрят. Также видно по количеству бронирований на июль-август.
Тенденция этого года такова, что резко увеличилась доля путешественников, которые самостоятельно организуют себе поездку, бронируют билеты или просто садятся в машину и едут. Таким образом они пытаются избежать групповых скоплений. Люди все равно понимают, что есть риск заболеть коронавирусом.
Плюс тренд этого сезона — размещение в загородных объектах. Люди смотрят места, где они могут побыть одни или с минимальным количеством людей. Эти тренды влияют на продажи туров через туроператоров. Люди часто сами организуют свой отдых.
В связи с этим как считаете, насколько перспективен этот бизнес и привлекателен для инвесторов?
Запросы идут, и надеемся, что будут внесены новые механизмы господдержки инвесторов в плане субсидирования процентной ставки при строительстве коллективных средств размещения.
Также обсуждается возможность единовременной выплаты при введении гостиницы в эксплуатацию. Рассматриваются дополнительные меры поддержки по инфраструктуре. В ближайшие годы инвестирование в гостиничную сферу, объекты туризма должно стать еще более привлекательным.
А вы бы хотели, чтобы Волга превратилась в районы Астрахани, где через каждые 500 метров базы и толпы туристов на берегу?
Наша позиция такая, что туризм не должен приносить ущерб территории. Всегда есть нормы количества туристов. Есть примеры в мире, когда местные жители начинают оказывать сопротивление увеличивающемуся потоку туристов.
В Татарстане большое количество мест, которые можно задействовать для развития туризма. Это не будет сказываться на экологической нагрузке и конфликтных ситуациях с местными жителями. Берега у нас еще слабо освоены. В этом смысле территория Татарстана далека от насыщения туристами. Все наши усилия нацелены на то, чтобы создать качественную инфраструктуру и чтобы отдыхающие оставляли вклад в экономику места, куда они приезжают.
Часто бывает так, что люди приезжают, а инфраструктуры нет. Соответственно, на территории остается мусор и местные жители недовольны.
Для привлечения туристов был создан антикризисный продукт «Татарстан: 1001 удовольствие» Как бизнес подключился к этой программе? Как вам удалось снизить цену до 2,1 тысячи рублей?
На сегодняшний день у нас есть 8 маршрутов. В каждом стандартный набор услуг: ночевка в гостинице эконом-класса с удобствами, два обеда, две экскурсии и один завтрак. То есть вы прибываете в точку начала программы самостоятельно. На месте начинается программа, рассчитанная на полтора дня.
Цель в том, чтобы наши жители могли, не выезжая с территории Татарстана, побывать в местах, где они еще не были. Многие не были даже в наших раскрученных туристических центрах: Елабуге, Свияжске. Маршруты, которые появились в Рыбно-Слободском районе, Сабинском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Чистополе, — это места, где большой процент наших жителей не был. Мы собрали все самое интересное в этих локациях, договорились со всеми участниками, что надо пойти на беспрецедентные скидки. Наша задача — привлечь людей, в том числе и ценой, при этом сохранив высокий уровень обслуживания.
Люди остаются довольными. У нас во всех районах прекрасная инфраструктура. Кухня шикарная, люди готовят из местных продуктов. Эти продукты можно купить и взять с собой. Вы их не увидите в крупных торговых сетях. Мы планируем расширять программу, добавить муниципальные районы или продлить ее действие. Предварительно она до конца августа. Договоримся, что она будет действовать до конца года как минимум. Если будет интерес, продолжим и дальше.
Есть ли у вас туры по предприятиям?
В турах по Кукморскому району туристы посещают заводы металлопосуды и валяльный комбинат. В Камском Устье — завод по производству сыра, в Сабинском районе есть посещение дендрария, селекционного центра, который производит саженцы сосны. Эти туры включают в себя посещение наиболее интересных предприятий. Мы ждем начала работы такого же тура в Альметьевск, где будет посещение учебного центра «Татнефти». Плюс посещение музея, где была добыта первая нефть в Татарстане.
Действительно, туры все разные, какие-то из них будут больше интересны для семей с детьми, где больше включено развлечений, есть туры для людей, интересующихся промышленностью, и спектр такой, что можно выбрать понравившийся вам тур.
Модные направления во внутреннем туризме страны
Какие еще необычные идеи есть у инвесторов в сфере туризма?
В Рыбно-Слободском районе уже действует проект «Дикая ферма». Там есть маралы и пятнистые олени, туда уже сейчас можно поехать с экскурсией, постоять рядом с этими животными и покормить их. Это действительно удивительно, они не в клетках, и вы находитесь среди них. И они абсолютно не агрессивные и контактные животные.
Кроме этого, сейчас будет большая программа по созданию глэмпингов на территории Татарстана. Федеральное агентство по туризму планирует запустить конкурс на выдачу грантов на создание кемпингов на территории РФ, сейчас мы работаем с потенциальными инвесторами, которые готовы создавать глэмпинги на своей территории. Это тоже расширит туристический продукт Татарстана.
Глэмпинг — это место, куда вы приезжаете и живете в шатрах и в комфортных палатках, в которых есть все условия: хорошая кровать, удобства, мебель, они находятся в хороших локациях, либо на берегу водоема, либо в каком-то красивом природном месте. Дополнительно вы можете воспользоваться услугами, которые есть на этой территории.
И сейчас это модное направление, к тому же появились технологии, которые позволяют такие объекты создавать в абсолютно разных климатических зонах. Если раньше для того, чтобы ночевать при температуре +10 градусов, нужно было строить капитальное сооружение, то существующие технологии и материалы позволяют это делать из быстровозводимых конструкций, где вам будет комфортно.
Какой урон наносится окружающей среде? Или это будут специальные площадки, где будут следить за туристами?
Турист приезжает и снимает не гостиничный номер, а палатку и в ней живет. Соответственно, на территории есть собственник, есть человек, который следит за чистотой, предлагает дополнительные услуги и обеспечивает вас сервисом.
Еще какие-нибудь фишки будут? И стал ли зоопарк точкой притяжения туристов?
Зоопарк становится таковым, уже во многие экскурсионные туры посещение зоопарка входит. С наступлением осеннего сезона когда начнется цикл школьных поездок, он станет еще более активным местом посещения. Люди, которые там побывали, оставляют очень положительные отзывы, и в течение времени зоопарк раскрутится и будет еще одним магнитом Казани.
Зоопарк — интересное место для посещения с детьми, тем более что он спроектирован современно. Это не классика, которую многие из нас помнят, когда вы идете по узким коридорам, вокруг вас клетки, где пахнет и все в таком духе. В зоопарке собраны редкие виды животных, и побывать там с ребенком очень интересно.
Каковы точки роста туристической отрасли? Чего еще не хватает республике?
У нас сейчас задача насытить инфраструктуру, которая уже создана. Например, Татарстан и Казань традиционно принимали большое количество мероприятий. Понятно, что сейчас из-за коронавируса их число резко снизилось. Весь номерной фонд, который был создан, недозагружен, потому что в Казани традиционно параллельно проходили различные мероприятия. Сейчас среднемесячная загрузка отелей составляет порядка 25%. Если традиционно летом у нас была загрузка 60-65%, то сейчас 25%.
Вторая задача, которая стоит перед нами, — это развитие зон вне Казани, для того чтобы мы могли удлинить туристический пакет для человека, который прибывает в Татарстан. Сейчас идет борьба за каждые полночи, проведенные на территории республики. И в этом смысле создание таких программ, подключение новых маршрутов, создание трендовых видов туризма будет увеличивать пребывание человека на территории Татарстана.
Плюс мы вместе с регионами Приволжского федерального округа развиваем проект «Великий Волжский путь». Его задача точно такая же — создать большую мощную дестинацию на Средней Волге с участием всех республик, для того чтобы к нам приезжали люди и понимали, что они могут за одно путешествие посетить, например, Татарстан, Чувашию и Марий Эл.
Это будет перемещение автобусами, поездами. Мы смотрели наиболее удобную логистику. В целом задача, чтобы люди посещали все самое интересное, что находится на Средней Волге. Этакий аналог Золотому кольцу.
Кто у нас лидер? Насколько я знаю, в Камском Устье все отели раскуплены. Куда устремился поток туристов?
В первую очередь туристы приезжают в Казань. Инфраструктура города сейчас такова, что можно находиться в городской застройке и на природной территории одновременно. Плюс можно достаточно быстро оказаться за пределами города.
Свияжск уже не только культурно-историческое место, но и хорошая природная локация, где вас окружает вода, и туда есть прекрасная дорога. То же самое и Болгар.
Увеличился спрос на загородные комплексы в этом году. Камское Устье, которое становится все более и более популярным, где прекрасная природа и есть несколько гостиниц. Там появляются интересные места, куда можно прийти: сыроварня, гипсовые рудники, Юрьевская пещера и даже виноградники.
Конкуренты Татарстана и новые программы для туристов
Что ждет отрасль туризма осенью и зимой 2020 года?
Совместно с отелями, ресторанами и туристическими компаниями мы для гостей РТ создали программу, которая называется «2+1». Участники этой акции предоставят гостям третью ночь в подарок всем туристам, которые оплатят хотя бы две ночи. Плюс к этому проживание детей с родителями бесплатно. Также человек получает бесплатную обзорную экскурсию по городу Казани, то есть у него уже есть возможность познакомиться с основными достопримечательностями города. Порядка 60 кафе и ресторанов в центральной части столицы Татарстана предоставляют таким туристам скидку 25% с чека.
Наша задача, чтобы осенью туристы могли сюда приехать и выбрать для себя по цене любой уровень размещения.
Какие конкуренты у Татарстана среди российских регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?
Хорошие туристические ресурсы есть в Самарской и Нижегородской области, Чувашии, Удмуртии, Астрахани, Волгоградской области, то есть в России много мест, куда можно съездить.
Татарстан немного более раскручен с точки зрения узнаваемости у туристов. Мы мониторим отзывы, которые туристы оставляют после поездки. Люди отмечают великолепную инфраструктуру, чистоту, гостеприимство наших жителей. Они готовы сюда возвращаться, потому что за одну поездку не успевают всё посмотреть. Порядка 60% туристов — это люди, которые повторно приезжают в Татарстан.
Мы надеемся, что в будущем эта цифра будет увеличиваться. Великий Волжский путь в том числе для того, чтобы люди, которые два или три раза побывали в Татарстане, могли приехать в четвертый и пятый раз и посетить РТ и соседние регионы. Таким образом мы получим возвратного туриста к нам в республику.
Открытие международных границ повлияет на приток туризма в республику?
Татарстан на рынке Москвы и Санкт-Петербурга конкурирует с европейскими странами. Москвичи и петербуржцы рассматривают поездку в Татарстан как альтернативу путешествиям по европейским странам. Мы видим, что приезжает много людей, которые никогда не были в Казани и традиционно ездили в Европу или другие зарубежные страны.
Наши усилия направлены на повышение уровня гостеприимства и сервиса, чтобы люди, которые сюда приезжают, не разочаровались.
Спасибо вам за интервью!
Нет комментариев-