Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Семь вопросов Искандеру Гилязову о Мусе Джалиле

Семь вопросов Искандеру Гилязову о Мусе Джалиле
Директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан доктор исторических наук Искандер Гилязов ответил на семь вопросов ИА «Татар-информ» о поэте-герое Мусе Джалиле.

Кто он – Муса Джалиль? Мы говорим о нем как о поэте, герое. Какие еще его достоинства ценны для нас? 

По правде говоря, мы, татары, иногда не можем нормально относиться к героям. Хотя это есть не только в татарах, но и во всех народах России. Мы можем какую-то личность безмерно восхвалять, возвышать до небес, а с изменением взглядов, ситуации начинаем толкать этого человека и шпынять.

Надо как-то придерживаться середины. Если мы говорим о герое, то его место надо определять, спокойно разобравшись, изучив факты, основываясь на конкретных данных.

Имя Мусы Джалиля уже вошло в историю, то, что он – большая, легендарная личность, герой-поэт, не поддается сомнению. Его значимость для татарского народа огромна. Его героизм поднимает дух татар. Но для чего его имя возвышать до небес или же, наоборот, принижать? Надо определить реальное его место, рассказывать о нем детям, молодежи, чтобы у них сложилось правильное представление об этом человеке. 


Есть и те, кто ставит под сомнение героизм Джалиля. Как вы относитесь к таким высказываниям?

Нам свойственно искать грязь в истории. Но чтобы делать ревизию истории, ты должен опираться на конкретный источник.

Пока в нашем распоряжении есть источники, которые доказывают конкретный подвиг, мужество и героизм Мусы Джалиля. Его стихи – самое сильное свидетельство. Распространять сейчас слухи, пересуды – это всего лишь попытка очернения истории, желание отличиться.

Если мы сейчас начнем Джалиля втаптывать в грязь, чего этим хотим добиться? В очередной раз опозорить татарский народ или еще что-то? Поэтому я таких людей совсем не понимаю.

У нас есть конкретный пример, исторический факт. Есть герой, его поэзия и его известность. Поэтому я никак не могу принять попытки сделать сейчас ревизию. 

Как вы относитесь к обсуждению личной жизни исторических личностей, к примеру, разговоры о жёнах Мусы Джалиля?

Ну-у, это уже совсем непозволительно. Сколько можно трепаться о личной жизни человека? Это ведь уже ни в какие рамки не укладывается. Это все было, и ладно. Что теперь? Первая жена была, вторая. Он ведь не изменял, не предавал. Что здесь обсуждать?

Мне кажется, это происходит под влиянием телепередач, вытаскивающих на публичное пространство всякую чушь, мелочь, не достойную никакого внимания. И что, мы тоже пойдем по этому пути и начнем вытряхивать наружу всё, что связано с нашей историей, нашими личностями?

Я считаю, что так делать не нужно. 

Удалось ли вам как историку выявить какие-то факты из жизни Мусы Джалиля?

Я никогда не изучал жизнь Мусы Джалиля. Его историю, всю его жизнь крепко изучили и хорошо показали Рафаэль Мустафин и другие ученые. И сейчас есть исследователи его истории, биографии. Поэтому я ничего к этому добавить не могу.

Я изучал историю Восточных легионов. И считаю себя в некоторой степени специалистом по этой части. Я за профессионализм, поэтому у меня каких-то конкретных новых фактов нет.

Когда ездил в Германию работать в архивах, я всегда таил надежду найти что-то новое по Джалилю. В каких только архивах не работал: в Берлине, Мюнхене, Потсдаме, Фрайбурге, но не смог найти ни одного нового факта, имеющего отношение к Мусе Джалилю. Поэтому ничего добавить не могу. 

Возможно ли обнаружение места захоронения Мусы Джалиля? 

Я думаю, все они (джалиловцы. – Ред.) были сожжены. Немцы обычно в такой области очень педантичны. Если они сжигали целыми концлагерями, наверняка кремировали и тех, кто был казнен на гильотине. Но это лишь гипотеза. 

Из выдающихся личностей татары больше выделяют лишь двоих – Тукая и Джалиля. Как вы думаете, почему? Как вы к этому относитесь? 

Думаю, причина в том, что татары пока не знают всю свою историю. Мы ее до конца еще не изучили. У нас в истории много значимых личностей и помимо Мусы Джалиля.

Эти два имени нам уже кажутся привычными, это естественно: есть Тукай, есть Джалиль. Но мы должны до конца узнать свою историю.

В начале XX века у татар были поразительно великие люди. Но многое о них мы пока не знаем. Мы не способны ни показать себя, ни пропагандировать. Как я уже говорил, нас кидает то в одну сторону, то в другую. Не хватает работы по масштабной пропаганде, популяризации. 

Почитает ли татарский народ Джалиля на должном уровне? 

Мне кажется, личность Джалиля уже представлена в достаточной степени. Надо ли что-то добавлять, нагромождать что-то новое? Возможно, нам надо сейчас задаться целью показать, какие еще достойные люди есть у нас в нашей богатой истории.

Аэропорт Казани назвали именем Тукая. Хотя Тукай, если честно, никакого отношения к аэропорту не имеет. Хорошо, назвали, ничего не имею против. Но в то же время у нас в истории немало личностей, чья деятельность, важность и вклад в развитие нации еще не раскрыты и не признаны народом.

И среди тех, кого мы уже знаем, есть выдающиеся люди. Тот же Дэрдменд – он достоин быть представленным всему миру.

Или человек, чье имя пока совсем не известно, – Мухаммад Идриси. Это он первым в мире создал печатную машинку на арабице. Для своего времени это было большое открытие. Его машинка на арабице была самой удобной, качественной и легкой в освоении и использовании. На машинке, придуманной татарином Мухаммадом Идриси, печатал тогда весь мусульманский мир. Конечно, сейчас век компьютеров, может быть, кому-то это покажется не таким важным. Но 20-й век был веком печатных машинок. И эту машинку придумал татарин.

Стоит только заняться поиском, сбором таких фактов, деталей, понимаешь, что подобных неизвестных фактов в истории нашего народа очень много.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев