Через заведующего труппой не проходит ни один из спектаклей театра: он точно знает, в какой момент в постановке нужно погасить свет, поменять декорации и подставить мост, чтобы по нему прошел актер. Кроме того, он в курсе всего, что происходит у актеров в жизни и закулисье.
«Представьте, какой объем разнообразной информации должен уложиться в голове у заведующего труппой: гастрольные, репетиционные графики, правильный учет рабочего времени, рациональная и равномерная занятость артистов. Кроме этого, в театре каждый день идут репетиции новых постановок на разных площадках, профессиональные занятия по вокалу, сценической речи, разминки, танцы. Одновременно с этим могут производиться вводы новых артистов в спектакли текущего репертуара, подготовка к гастролям, фестивалям, к участию в форумах, творческим вечерам артистов и т. д. И ничего из этого списка не обходится без участия заведующего труппой», — рассказывает Исрафил Сафин.
Самое интересное то, что нигде не обучают профессии заведующего труппой. Единственный вуз, где можно обучиться этому, — закулисье, считает Исрафил Сафин. «Обязательным условием я считаю то, что завтруппой должен иметь театральное образование. Нужно понимание того, что такое спектакль и что из себя представляет действующий артист на сцене. Ну и, конечно, заведующий труппой просто обязан уважать артистов. Уважать их талант перевоплощения, мастерство. Каждый из них индивидуален, у каждого свой характер, статус, интересы. К каждому нужен свой подход. С каждым я должен уметь найти общий язык», — отмечает он.
Начало карьеры зав. труппой и скорая помощь на первом спектакле
В должности завтруппой в Театре им. Камала Исрафил Сафин начал работать в 2004 году. Зав. труппой должен иметь все те же навыки, которые имеет актер, помощник режиссера и другие закулисные работники, отмечает он. «Иногда приходится заменять помощника режиссера, поэтому я еще не все, но большинство спектаклей могу вести самостоятельно от начала до конца», — говорит он.
У каждой профессии есть свои трудности, но в этом есть интерес и особый азарт, считает Исрафил Сафин. «После выпуска премьеры ты чувствуешь себя причастным к большому и важному событию. И это отражается на аплодисментах зрителей, такой адреналин получаешь», — заявляет он.
Почти за 20 лет работы в театре я нередко сталкивался с нештатными ситуациями, но больше всего запомнился первый спектакль, признается завтруппой театра. «Когда я начал работать помощником режиссера, первым спектаклем, который я выпустил, был «Черная бурка» Георга Хугаева. Первая работа незабываема как первая любовь», — отмечает он.
«Премьера состоялась 7 ноября, в день рождения Марселя Салимжанова. В тот день в зале сидело много гостей, среди которых тогда еще президент Минтимер Шарипович. И на первом выходе один из героев, которого играл студент Динар Саляхов, после 15 минут с начала спектакля сломал руку прямо на сцене», — рассказывает он.
Главный герой Тузар, которого играл Искандер Хайруллин, должен был сбить его с моста и держать, но Динар как-то не так облокотился. «Тогда главное было не впасть в панику. Мы нашли другую кандидатуру, которая участвует в этом спектакле, потому что актер, играющий другую роль или в массовке спектакля, все-таки знает ситуацию и ему легче», — считает завтруппой.
«У нас было буквально 20 минут до следующего выхода, в то время как на втором этаже в одном углу “Скорая помощь” обрабатывала руку, а в другом углу костюмеры одевали другого актера, при этом я повторял ему тексты, а он старался запоминать», — вспоминает он.
Зритель, конечно, заметил немного, потому что основной исполнитель был молодым студентом и небольшого роста, а вместо него вышел Ильдус Габдрахманов, высокий, и голос другой, и телосложение. Бывают ситуации, когда подмена происходит незаметно. Когда происходят такие нештатные ситуации, главное — спасти спектакль, потому что там сидит полный зал, заявляет Сафин.
Как все начиналось: путь от мебельщика до помощника режиссера
Он поступил на актерское отделение в Казанский государственный университет культуры и искусства в 1994 году. Руководителем курса тогда был известный татарский театральный режиссер Марсель Салимжанов, а среди педагогов — Фарид Бикчантаев и Радик Бариев, главный режиссер и один из ведущих актеров Театра им. Галиасгара Камала соответственно.
На вопрос, почему не получилось стать актером, Исрафил Сафин отвечает, что так сложилась судьба. После учебы он год проработал диктором на радио, а затем получил приглашение поработать от тогдашнего директора Театра им. Камала Шамиля Закирова, с которым Исрафил Сафин был знаком благодаря регулярно проходившему в татарском театре студенческому курсу по актерскому мастерству. В конце 1999 года он начал свою карьеру в театре работником мебельного цеха, а позже перешел на звукооператорский цех. А затем помощник режиссера Фарида Хафизова пригласила его стать вторым помощником режиссера.
Функции помощника режиссера можно назвать универсальными, объясняет Исрафил Сафин. «Это правая рука режиссера, когда выпускается спектакль, это работник закулисья. Он держит связь со звукооператором, осветителем, монтировщиками, контролирует замену декораций. Также может корректировать тексты, в некотором смысле выполняет функции редактора, подсказывает слова актерам. После премьеры спектакль полностью передается помощнику режиссера», — сообщает он.
«В некоторых постановках есть звонки точно в реплику или надо в нужный момент открыть дверь, вовремя и безопасно поднять часть декорации, потому что под декорацией работает живой актер. Например, есть мост, по которому идет актер и ему нельзя останавливаться, а ты должен подогнать этот мост точно по секундам», — рассказывает зав. труппой театра.
У каждого помощника режиссера есть печатный вариант постановки. Здесь, допустим, показывается, как меняется декорация, говорится, что дать на реплику, для кого пригасить свет, когда заменить декорации, когда пригласить монтировщика в команду, чтобы все поменял. Каждый шаг прописан, рассказывает он. «Опытный помощник режиссера может вести спектакль с закрытыми глазами», — добавляет Исрафил Сафин.
Кто такой заведующий труппой?
Некоторые спрашивают, кем я работаю, а когда узнают, что завтруппой, задаются вопросом, что это за профессия. Недавно, например, была беседа со знакомым, который работает в строительной фирме бригадиром, рассказывает он. «Он мне рассказал, какие работы он выполняет. И это один к одному сходится с моей работой», — заявляет он.
Одно из основных действий — я составляю рабочий план театра, там определяется и состав спектакля, время монтировки, репетиции и, если необходимо, перед спектаклем обговорить нештатные ситуации, а также командировать артистов. Естественно, все согласовывается с Фаридом Рафкатовичем (Бикчантаевым — прим. Т-и), сообщает он.
Еще я веду очередность состава, какой спектакль сколько раз и где игрался, на гастролях и стационарно. Репертуар составляется за полгода. Допустим, есть спектакль, у которого есть особые зрители, мы стараемся ставить его на выходные, рассказывает Исрафил Сафин. «Например, если на большой сцене играют «Миркай и Айсылу», то на малой сцене никакого спектакля быть не может, потому что в «Миркай и Айсылу» занята вся труппа, вот эти нюансы я контролирую», — отмечает он.
На репетициях иногда хочется подсказать артистам, в основном молодежи. Я не стараюсь быть учителем, смотря какой-то прогон или спектакль, но со стороны больше видно, а актер это сам может и не почувствовать, считает Исрафил Сафин.
«Вот, например, последний спектакль был «Килә ява, Килә ява...» («Вызывали?..»). Там молодая актриса, игравшая беременную героиню, вышла на сцену и легла на спину, а беременным обычно на спину нельзя ложиться. Такие мелочи, а зритель может заметить», — рассказывает он.
Об артистах и самых главных людях в театре
Сейчас Исрафил Сафин, будучи помощником режиссера по совместительству, ведет три спектакля — «Ходжа Насретдин» («Хуҗа Насретдин»), «Молодые сердца» («Яшь йөрәкләр») и «Голубая шаль» («Зәңгәр шәл»). «Дело в том, что как заведующий труппой, я стараюсь быть до конца спектакля, когда у нас они массовые, когда ответственности больше. Поэтому я эти спектакли беру на себя, мне так спокойнее. Потому что если я до антракта или до начала спектакля уйду домой, то чувствую себя некомфортно», — рассказывает он.
Несомненно, нужно отвести время для подготовки артистов перед спектаклем, для этого нужно быть всегда в курсе того, что происходит с каждым из артистов. Это касается не только творческих моментов, но и, конечно, личных, считает Исрафил Сафин. «Я стараюсь быть в курсе всех событий в жизни каждого из них. Все эти нюансы нужно держать в голове и быть готовым ко всяким неожиданностям. Я должен быть «доступным» круглосуточно, несмотря на выходные и отпуск, а вдруг кто-то заболел, у кого-то какие-то семейные обстоятельства, несчастье, не дай бог. В этих случаях меры нужно принимать срочно, правильно и грамотно, иначе это может привести к срыву спектакля или мероприятия, на который купил билеты зритель. Потому что нет ничего неприятнее того, что зритель уйдет домой с обидой на театр», — заявляет он.
«Так же, как и артисты учатся своей профессии всю свою творческую жизнь, так же и у меня — учиться этому я буду до тех пор, пока здесь работаю», — говорит Исрафил Сафин.
Во-первых, работать с артистами означает работу без каких-либо должностных инструкций. Люди творчества немного отличаются от людей завода, с артистами надо найти подход, считает он. «Я не вникал в эту кухню раньше, в начале моей работы мне очень помогли наши старожилы, такие народные артисты, как Ринат Тазетдинов, Нажиба Ихсанова, Азгар Шакиров, Халим Залялов, Наиля Гараева. Они очень поддерживали меня и до сих пор поддерживают. Бывало, несколько раз мне давал советы наш известный драматург Туфан Миннуллин», — вспоминает Исрафил Сафин.
Туфан Миннуллин предостерегал, что нужно быть готовым ко всему. Придерживаясь его советов, я начал находить подход к артистам, вспоминает он. «Мы постоянно встречались то в коридорах театра, то на мероприятиях. А там еще была Нажиба апа (Ихсанова — одна из ведущих актрис театра им. Камала — прим. Т-и), его супруга, она как раз представляла меня ему. Как-то раз он пошутил, мол, вот он управляется с одной артисткой, а мне нужно будет справляться с сорока пятью артистами, тогда у нас их столько было в труппе», — заявляет Исрафил Сафин.
Опять-таки, бывает, когда не получается и возникают трудности, на это у нас есть художественный руководитель, директор, опытные артисты. Берешь телефон или встречаешь их в коридоре, находишь удобный момент, советуешься. Я не люблю словосочетание «тяжело работать», это не для меня, говорит завтруппой театра.
«Хотя в коллективе театра около 300 служащих, все-таки все друг друга знают. И уборщица, и артист, и вплоть до плотников — все работают на зрителя. Некоторые говорят, что самый главный человек в театре — это артист, а я бы сказал, что все-таки зритель. Только потом уже, естественно, артист», — заявил он.
О репертуарной политике Театра им. Камала
Я полностью согласен с сегодняшней репертуарной политикой, потому что у нас есть всё: и комедии, и классика, и татарская, и зарубежная, и спектакль малого формата, и для детей — как в супермаркете, все есть. У зрителя есть выбор, а выбор репертуара очень тонкая вещь, считает Исрафил Сафин.
«Мне нравятся все спектакли, а больше всего это «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш»). Есть спектакли-старожилы — например, «Зятья Гэргэри» («Гөргөри кияүләре») с 95-го года мы играли 517 раз. Вот его обогнал когда-то только один спектакль — «Четыре жениха Диляфруз» («Диләфрүзгә дүрт кияү»), который ставился около 600 раз, а сейчас идет его ремейк, он будет играться уже в 113-й раз», — рассказывает зав. труппой театра. «К счастью, я успел увидеть таких известных артистов, как Шаукат Биктемиров, Вера Минкина, Рашида Зиганшина, я видел, как они играют спектакли, как они ведут себя в закулисье, как гримируются», — отмечает он.
Нет комментариев-