Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Сегодня он учился бы на четвертом курсе»: в Казани присяжные начали рассматривать дело об убийстве неонацистами темнокожего студента КФУ

«Сегодня он учился бы на четвертом курсе»: в Казани присяжные начали рассматривать дело об убийстве неонацистами темнокожего студента КФУ
В Казани, наконец, стартовал суд над неонацистами, убившими темнокожего студента КФУ из республики Чад Махджуба Тиджани Хассана. Начало судебного разбирательства откладывали два раза – адвокаты и подсудимые жаловались на недостаток времени на ознакомление с материалами дела. И вот сегодня все-таки началось. Воспоминания близких убитого студента и репортаж из зала суда от ИА «Татар-информ».

Молодого человека убили 16 февраля 2017 года. По версии следствия, единственной причиной нападения на него стала межнациональная ненависть.

Кто они – обвиняемые в убийстве студента?

Сразу же Следственный комитет РТ возбудил уголовное дело. 7 марта стало известно, что подозреваемые в этом убийстве задержаны. Ими оказались на тот момент 22-летний Руслан Архипов (прежняя фамилия – Хиялеев) и 19-летний Роман Халилов.

Как выяснилось, оба задержанных являлись приверженцами неонацистской идеологии.

Как сообщил источник ИА «Татар-информ», у оперативных служб уже имелась предварительная информация о том, что эти молодые люди причастны к нападениям на гостей Казани с неславянской внешностью.

После изучения записей с камер видеонаблюдения, которые находятся поблизости с местом, где убили темнокожего студента, эта информация подтвердилась.

Сначала оперативники задержали более десяти человек. В процессе следствия и тщательной проверки всей имеющейся информации выяснилось, что к преступлениям причастны четыре человека – Руслан Архипов, Роман Халилов, Ростислав Малахов, Адель Аскаров.

К слову, прежнее имя Ростислава Малахова – Петр Ермолаев, кличка «фашист». По данным источника, он участник экстремистского сообщества «Казанская дивизия», был осужден по делу о попытке поджога здания ТОЦ в Казани.

Более того, следствие установило причастность задержанных к шести нападениям на приезжих в Казани, а также к поджогу автомобиля с номерами Киргизии.

«Нападения были совершены одним способом – в темное время нападали в безлюдных местах, как правило, со спины наносили удары по голове и телу», – рассказал собеседник агентства.

Таким образом неонацисты напали на азербайджанца, киргиза, таджика, афганца и на двоих татар. Пострадавших с различными травмами увозили в больницы.

Как вели себя на допросах сразу после задержания 

Поначалу задержанные вели себя очень вызывающе

8 марта 2017 года следователь первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РТ Игорь Золотов сделал следующее заявление:

«Будучи допрошенными, задержанные дали признательные показания. В ходе следствия было установлено, что задержанные на почве национал-социализма приняли решение об убийстве приезжего студента. Долгое время они изучали местность, где позже совершили преступление. В назначенный день они договорились, встретились и выждали его. Напали на него с молотком и ножом. Нанесли удары по голове, различным частям тела, потом скрылись по железнодорожным путям в направлении улицы Николая Ершова. В настоящий момент с ними проводятся следственные действия и решается вопрос об избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу и предъявлении соответствующего обвинения».

Источник ИА «Татар-информ», знакомый со следствием, тогда рассказал о том, что один из молодых людей требовал следователей пригласить к нему прессу, чтобы сделать заявление, в котором он выскажет свою позицию. Однако сообщил, что для этого ему необходимо побриться наголо, так как на его голове находятся татуировки, свидетельствующие о его идеологической принадлежности.

Этот же молодой человек заявлял, что он сознательно пошел на преступление. И добавлял, что если бы у него был пистолет, то он пошел бы в торговый центр Казани, где планировал напасть на всех приезжих с не белым цветом кожи.

По собственному признанию, он хотел оставить три патрона — два для полицейских, которые пытались бы его задержать, один для себя.

К слову, в процессе допроса задержанные не стеснялись в формулировках своего отношения к тем, чей цвет кожи отличается от их собственного.

Тогда же правоохранители предоставили журналистам видео допросов подозреваемых. Ответы молодых людей поражали своей дикостью. К примеру, Роман Халилов рассказал, что неонацистской идеологией увлекся в 2010 году. Он читал журналы, смотрел документальные фильмы о бандах, партизанах и группировках.

«Я решил, что нужно действовать. Что любой белый мужчина должен мстить, убивать врагов. Всех врагов неславянской внешности», – говорил на допросе Халилов.

Как выяснилось, в возрасте 13 – 14 лет он избрал своей мишенью африканских студентов. На вопрос следователя, почему именно их, ответил, что именно их убийства вызывают общественный резонанс.

«Они будут бояться, они будут уезжать. О нас будут говорить», – подчеркнул Роман Халилов.

Халилов рассказал, что когда ему было четырнадцать, он приезжал к общежитиям, где живут иностранцы, однако для задуманного ему «не хватало духа». На Аделя Кутуя он, по собственному признанию, приезжал раз пятнадцать.

Со вторым задержанным Русланом Архиповым Халилов познакомился на футболе. Вместе, по их словам, они уже нападали на людей.

В тот вечер, 16 февраля, они договорились в 21.00 встретиться с Русланом у общежития на Аделя Кутуя. С собой Халилов взял молоток. Они увидели темнокожего парня и решили напасть на него.

Когда шли за ним, парень их заметил. Роман напал первым — ударил по голове молотком и, когда жертва упала, нанес второй удар.

«Я посмотрел в карман. Достал сигареты и телефон и вышвырнул их. Зачем они мне? Были бы деньги, забрал бы их», – вспомнил Халилов.

Мимо шла женщина, злоумышленники сообщил ей, что «парень пьяный», а когда женщина подошла — они скрылись с места. Оба были в черном, на голове капюшоны, лица закрыты шарфами.

«Нет, я не раскаиваюсь. Потому что считаю, что я сделал правильно. Акция прошла успешно. Я понимал, что рано или поздно поймают», – этими дикими словами допрос Халилова окончился.


На фото: следственный эксперимент

Как вели себя в СИЗО

За время следствия, по данным источника ИА «Татар-информ», поведение обвиняемых не изменилось, а вот позиция поменялась в корне. Свою вину они уже не признают, а первоначальные свои показания объясняют тем, что на них якобы оказывали давление сотрудники полиции.

«В какой-то момент, когда задержанные уже находились в СИЗО, были перехвачены письма, которые Руслан Архипов писал на “волю” сторонникам праворадикальных взглядов. Письма передавались через сложную систему связных. В них Архипов подробно описал некоторые акции, в которых принимал участие. Призывал сторонников продолжить его дело, соблюдая строгую конспирацию», – рассказал собеседник агентства.

Перехваченные письма Архипова были отправлены на экспертизу, которая подтвердила, что почерк его. По мнению экспертов, Руслан Архипов рассчитывал на то, что сочувствующие неонацистским идеям продолжат нападать на иностранцев и это позволит ему заявить о своей непричастности к серии нападений.

Однако после того, как Архипов и Халилов оказались в СИЗО, ни одного похожего нападения не произошло.

Следователи, конечно же, интересовались и тем, по каким причинам парни подались в неонацисты.

«Роман Халилов, будучи еще подростком, смотрел видеоролики, как в Чечне казнят русских солдат. С этого времени у него началась развиваться ненависть к приезжим. Архипов же ранее уже был судим по статье о возбуждении вражды и ненависти», – поделился собственный источник ИА «Татар-информ».

Пока задержанные находились в СИЗО, на свободе кипели страсти – в распоряжении ИА «Татар-информ» оказалась переписка матери Руслана Архипова и его девушки.  

Как следует из скринов переписки в одном из мессенджеров, мать обвиняемого в нецензурной форме угрожает девушке Руслана, оскорбляет ее и желает ей смерти. По данным источника агентства, причиной таких сообщений стали показания, которые подруга Архипова давала в суде.

По словам самой девушки, угрозы начали поступать ей незадолго до судебных слушаний. Она уверена, что это связано с ее показаниями против задержанных.

Настаивали на присяжных 

Перечень эпизодов статей, по которым обвиняют все четверку, достаточно внушителен.

Между тем повзрослевшие на два года обвиняемые: 24-летний Руслан Архипов, 21-летний Роман Халилов, 26-летний Ростислав Малахов и 21-летний Адель Аскаров настояли на том, чтобы их уголовное дело рассматривал суд присяжных заседателей.

По мнению источников агентства, именно на присяжных обвиняемые возлагают большие надежды. Они планируют убедить присяжных в своей невиновности.

В обвинении, предъявленном молодым людям, нехилый перечень уголовных статей. Больше всего преступных эпизодов за Халиловым и Архиповым – именно их обвиняют в убийстве темнокожего парня.

Другие два фигуранта, Малахов и Аскаров, обвиняются в умышленном уничтожении имущества, разбое и хулиганстве. Как и Халилова с Архиповым, следствие считает их причастными к публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности, унижении человеческого достоинства и организации экстремистского сообщества.

Малахову плюс ко всему предъявлено обвинение в заведомо ложном доносе и применении насилия в отношении представителя власти.

Почему затягивался старт процесса

Отбор присяжных заседателей состоялся 14 февраля, а сам судебный процесс должен был начаться еще 25 февраля. Однако старт был отложен из-за неявки в суд адвоката Руслана Архипова. Как сообщил его коллега, другой защитник Архипова, мужчине вызвали утром «Скорую» из-за повышенного давления.

Судья Айрат Ибатуллин принял решение перенести рассмотрение дела на следующий день. При этом он предупредил Архипова, что, если его адвокат вновь не явится, ему придется искать нового защитника. 

26 февраля уже Ростислав Малахов выступил с ходатайством о переносе дела, так как в этот же день, по его словам, должен был состояться суд по другому делу, где он выступал в качестве пострадавшего.

Как выяснилось, Малахов был задержан полицейскими и отправлен под арест, но позже выпущен из-за отсутствия состава преступления. За ним признали право на реабилитацию, с чем он и обратился в районный суд.

«Судебное заседание было назначено на 26 февраля, на основании указанного прошу не проводить сегодня судебное заседание, так как я являюсь участником другого уголовного дела, где я стал жертвой», – ходатайствовал он.

Суд отклонил просьбу подсудимого, и Малахов тут же заявил отвод судье.

«Суды не смогли состыковать время. Это не должно отображаться на моих конституционных правах», – высказался подсудимый.

Судья удалился в совещательную комнату и, вернувшись спустя некоторое время, огласил свое решение.

«Судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, либо косвенно заинтересован в исходе уголовного дела. Каких-либо данных, свидетельствующих о личной заинтересованности председательствующего в исходе дела, со стороны защиты не предоставлено», – зачитал Айрат Ибатуллин.

Других причин для отвода суда не было, поэтому суд отклонил ходатайство Малахова. 

Вслед за этим о переносе даты начала слушания судью начали просить и адвокаты, утверждая, что им дали недостаточно времени на ознакомление с материалами дела.

«Подсудимым предоставлено достаточно времени для ознакомления с материалами дела. Каких-либо нарушений прав мы не усматриваем. Бесконечно затягивать судебное следствие с участием присяжных мы не имеем права», – отметил прокурор.

Несмотря на это, Ибатуллин принял решение отложить процесс и дал время защитникам для ознакомления с материалами дела до понедельника, 4 марта. 

В память об убитом Махджубе

Друзья и близкие погибшего от рук неонацистов студента отметили двухлетнюю годовщину со дня его смерти.

Сначала перед зданием КФУ появилась картонная фигура Махджуба в полный рост. В руках у парня был плакат со словами надежды, что негодяи, которые убили студента, будут сурово наказаны.

«Совсем скоро отморозков будут судить. И я хочу, чтобы они понесли самое суровое наказание», – «обратился» к горожанам убитый студент.

На следующий день, 16 февраля, недалеко от места, где случилась трагедия, был организован пикет

В сквере «Студенческий» почтили память погибшего студента КФУ.

Собравшиеся возложили цветы к месту гибели студента и выступили с речью.

«То, что произошло с ним, могло произойти с любым из нас» 

ИА «Татар-информ» пообщалось со студентами юридического факультета КФУ и близким другом Махджуба. Они вспомнили, как прощались с убитым другом, и рассказали, какие изменения произошли в студенческом сообществе после этой трагедии.

«Панихида прошла в аудитории, которая вмещает порядка 250 человек. К моему удивлению, она была заполнена полностью. Пришли соотечественники Махджуба, студенты разных вузов. Люди разных возрастов и разных национальностей, каждый на своем языке говорил о случившемся», ­– вспомнил председатель Студенческого совета юридического факультета КФУ Иван Гущин.

По словам Ивана, многие присутствующие не могли сдержать слез.

На фото: Иван Гущин

«То, что произошло с ним, могло произойти с любым из нас. Мы такие же студенты, как и он, учились вместе и жили в одном общежитии. Его смерть – удар по всему студенческому сообществу, это утрата для всех нас», – говорит Гущин.

По словам Ивана, после трагедии некоторые студенты говорили, что им страшно и они чувствуют себя небезопасно.

«Некоторые студенты перестали ходить на пары, перестали проявлять какую-либо активность. Но надо сказать, что когда в марте подозреваемые в гибели Махджуба были задержаны, жизнь в университете снова вошла в свое привычное русло», – вспоминает Иван.

Кроме этого, через некоторое время иностранных студентов для их безопасности переселили из общежитий в центре города в деревню Универсиады, рассказал председатель студсовета юрфака КФУ.

«К счастью, этот инцидент радикальным образом не повлиял на поступление иностранцев в наш вуз. Из года в год их становится только больше», – рассказывает Иван.

По воспоминаниям Ивана, Махджуб был очень активным – постоянно участвовал во всех мероприятиях, у него было много друзей. Он отметил, что студенты КФУ следят за новостям в СМИ о том, как проходит судебный процесс и надеются на справедливое решение присяжных заседателей.

Староста группы, в которой учился Махджуб, Денис Ахметов рассказал, что о смерти своего одногруппника узнал от полицейских.

«Мне позвонили из полиции и сообщили, что его убили. Я сразу начал читать новости, как-то не хотелось во все это верить. Все одногруппники были в шоке, и нам было очень жалко Махджуба», – вспомнил Денис.

О погибшем парне у всех студентов остались только хорошие воспоминания.

«Махджуб был очень жизнерадостным, любил музыку. Он был достаточно общительным и улыбчивым молодым человеком», – рассказал Денис.

В группе кроме Махджуба учились еще двое приезжих из Ливии и из Таджикистана.

Языковой барьер не был помехой в общении, напротив, Махждуб помогал ребятам практиковаться в английском языке, отметил Денис.

Близкий друг Махджуба – Мухтар Махамат Абдулай, студент экономического факультета КФУ, рассказал, что так же, как и Махджуб, приехал из Чада.

На фото: Мухтар Махамат Абдулай

«Мы знали друг друга лет восемь. Познакомились еще на родине. Он был хорошим человеком, любил музыку, уважал старших. Если у него были какие-то проблемы, он всегда приезжал ко мне, просил совета», – вспоминает Мухтар.

Молодой человек рассказал, что после того, как случилась трагедия, ему не было страшно выходить на улицу и никаких опасений за свою жизнь из-за расовой принадлежности он не испытывал.

«Эта трагедия могла произойти где угодно – и в Казани, и в Чаде», – заверил Мухтар.

Молодой человек рассказал агентству, что тело Махджуба не стали увозить на родину.

«Похоронили его на кладбище в Самосырово. Проблема не в деньгах. Зачем было увозить? К тому же все это было тяжело для его мамы и его родных», – объяснил друг убитого.

Хоронили Махджуба его друг и родной брат. Родители не смогли приехать в Казань. Попрощаться с Махджубом пришли студенты, а также те, кто его не знал лично, но кого тронула эта трагедия. На кладбище было много людей, вспомнил Мухтар.

«Сейчас он учился бы на четвертом курсе. После выпуска он мечтал уехать домой и работать там юристом», – рассказал друг Махджуба.

Молодой человек добавил – не исключено, что родители погибшего парня приедут в Казань для участия в судебном процессе, но это еще до конца не решено.

В зале суда

Сегодня судебный процесс начался с очередного ходатайства защиты с просьбой отложить рассмотрение дела со ссылкой на нехватку времени для ознакомления с материалами дела. На этот раз судья не поддержал просьбу защитников и зачитал справку о посещении адвокатами комнаты ознакомления с материалами дела. Выяснилось, что защитники посещали комнату всего по полчаса в день. Ссылаясь на эти данные, суд решил больше не откладывать и без того затянувшийся процесс.

Айрат Ибатуллин объявил о начале судебного разбирательства. Но и тут адвокаты не стали терять надежду на то, что суд отложат, и выступили с еще одним ходатайством.

Защитник Халилова в своем выступлении перечислил ряд претензий к тому, как было составлено уголовное дело. Чтение ходатайство длилось порядка 20 минут. В конце он попросил суд отменить уголовное дело и выпустить подсудимых на свободу.

Судья и гособвинение просьбу не поддержали, объяснив, что никаких нарушений в деле обнаружено не было.

В зал суда впервые были приглашены присяжные. Сегодня они выслушали обвинение, зачитанное прокурором, также перед ними выступили адвокаты и подсудимые.

«Обвинение, предъявленное мне, выдуманное. В процессе судебного заседания вы и сами убедитесь в этом. Свою вину я полностью отрицаю», – выступил Архипов.

С этим же посылом выступили и другие подсудимые.

Сегодня в суд вместе с родителями явился пострадавший от рук неонацистов Мударис Мусаев. По версии следствия, Архипов и Халилов напали на него на проспекте Победы в 2016 году. Как и в других случаях, в качестве орудия преступления они использовали шило и молоток, а все происходящее снимали на камеру.

В беседе с журналистами он рассказал, что в суде сразу узнал своих обидчиков.

 «В районе десяти часов вечера я пошел в магазин. Когда шел по пешеходному переходу, я увидел их, они покосились на меня, я прошел мимо. Через некоторое время я услышал шаги за спиной и меня ударили по голове. Больше я ничего не помню», – рассказывает пострадавший.

Пока молодой человек вспоминал события того злополучного дня, его мать не смогла сдержать слез. «После этого нападения у него пропала память, ему пришлось заново учить алфавит. Раньше он присматривал за своим братом-инвалидом, а теперь мне приходится ухаживать за ними обоими», – плакала женщина.

Отец Мудариса добавил, что никогда не сможет простить тех, кто так поступил с его сыном. «Они заслуживают самого строгого наказания», – сказал он.

Махджуб Тиджани Хассан стал единственным погибшим от рук экстремистов. Остальным жертвам удалось выжить практически чудом. Как следует из материалов дела, зачитанных в суде, на всех иностранцев нападали с целью убийства. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев