Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Сегодня ни одна песня не звучала нормально, все по-мубаевски»: в Казани прошел совместный концерт Мубая и Эльмира Низамова

«Сегодня ни одна песня не звучала нормально, все по-мубаевски»: в Казани прошел совместный концерт Мубая и Эльмира Низамова
Что объединяет певца и композитора, которые, на первый взгляд, находятся на разных полюсах татарской музыки – в репортаже журналиста ИА «Татар-информ» Рузили Мухаметовой.

Мубай выступил на площадке, где проходил его первый «настоящий» концерт – в творческом пространстве «Маяковский».

Правда, в те годы, когда здесь пели Мубай, Зуля Камалова и другие, это был клуб «Маяковский. Желтая кофта». Сейчас расположенная на верхнем этаже особняка на улице Маяковского площадка стала называться творческим пространством.

Мубая уже много лет не привлекают большие залы – гораздо комфортнее он себя чувствует на маленьких площадках. Но, видимо, под влиянием организатора его концертов Дмитрия Ильина певец все же потихоньку выбирается из «зоны комфорта» и идет к зрителю – выступает уже в более просторных залах.

Дмитрий Ильин признался, что концерты Мубая он мог бы делать и чаще: «Он же не соглашается. Идет к зрителю только когда ему есть что сказать». Концерты Мубая он организует без излишнего шума, анонсируя их только в социальных сетях – никаких рекламных кампаний, афиш на бумаге. Но и без этого информация доходит до поклонников.

Уроженец Аксубаевского района Ильдар Мубаракшин (Мубай) по образованию радиотехник. В татарской музыке считается основателем «аксубаевского фьюжна». В 2009 году пел на международном фестивале «Сотворение мира» ("The Creation Of Peace") в Казани, наряду с австралийской певицей Зулей Камаловой стал одним из двух татарских исполнителей, выступавших на этом фестивале.

Тысячная аудитория через один десяток лет сузилась до ресторанного формата. Мубай обычно давал такие уютные концерты дважды в год. Но в начале января Дмитрию Ильину удалось «вытащить» музыканта в большой зал – концерт состоялся в казанском кинотеатре «Мир». Именно там в качестве эксперимента в программу были включены несколько совместных номеров с Эльмиром Низамовым. Эксперимент вышел удачным – и вот на афише летнего концерта стоят уже две имени – Мубай и Эльмир Низамов.

За полчаса до начала концерта люди стали брать стулья и рассиживаться в зале. Но сесть успели не все – ближе к началу стало понятно, что такое количество зрителей уместить удастся только стоя. Зал был заполнен до отказа.

Невольно подслушала разговор двух девушек. «Он оказывается уже совсем седой. Еще когда только волосы были черные, помню. Может он их красил?», – говорит одна. «По голосу казалось, что он молодой, а оказывается совсем уже седой», – говорит другая.

Вот Мубай поднимается на сцену.

«Это очень близкий, знакомый мне зал. Мой первый настоящий концерт прошел здесь. Это было еще в начале века», - начал свое общение с залом Мубай – Ильдар Мубаракшин.

«Я собираюсь много петь», – сказал он, глядя в переполненный аншлагом зал.

В первой части концерта Ильдар Мубаракшин пел один под гитару. Певец признался, что долго и тщательно выбирал песни для программы. «Мне хочется исполнить знакомые вам песни, а во второй части концерта сюда «отнимать мой хлеб» поднимется еще один человек», – проанонсировал он Эльмира Низамова.

Эльмир Низамов и Мубай познакомились на проекте «Шамаиль». В этом спектакле Эльмир Низамов выступил как композитор, а Мубай как вокалист.

Концерт продолжается. Мубай поет только по-татарски. Он знает, что зритель у него в основном русскоязычный – поэтому обращаясь к залу в перерывах между песнями, дублирует свои слова на русский.

И вот на сцене тот самый «еще один человек», как в шутку его представил сам Мубай. Это Эльмир Низамов. Композитор и музыкант сел за цифровое фортепиано, и для начала сыграл несколько своих произведений, дав Мубаю немного отдохнуть после первой части выступления.

Итак, мы увидели и такого Мубая – поющего под фортепиано. В этом случае, пожалуй, можно сказать и «Ильдара Мубаракшина», потому что это практически новый имидж певца, новая грань его творческого образа.

«Сегодня ни одна песня не звучит нормально, все по-мубаевски», – говорит Эльмир Низамов.

Низамов – человек удивительный. Он одинаково уютно себя чувствует и творческих пространствах, где люди слушают концерт стоя, и в Большом концертном зале, умеет приспосабливаться к людям и приспосабливать к себе.

Видимо Эльмиру Низамову в исполнении Мубая была особо дорога песня «Хэйдэр жыры» («Песня Хайдара»). Он и историю ее немного рассказал. Песня была написана поэтессой Гульшат Зайнашевой специально для Хайдара Бигичева. Но наложить мелодию на слова не успели, и Хайдар Бегичев не успел ее спеть – великий исполнитель рано покинул этот мир. Песня увидела свет только после того как стихи попали в руки Эльмира Низамова.

Песня, написанная для оперного певца, прекрасно прозвучала в исполнении Мубая, представителя «альтернативной» татарской музыки. Подарок татарскому миру от Мубая и Эльмира Низамова в дни памяти великого татарского певца, со дня рождения которого 16 июня исполнилось 70 лет.

«У Мубая своя природа. Мы очень разные. Но все же нашли свои общие точки и составили эту программу. Из моих готовых песен выбрали близкие Мубаю. Он очень требовательный. Что попало не поет. Текст и музыку выбирает очень тщательно, исходя из своих возможностей. Я теперь как композитор, думаю, немного знаю Мубая. Для него специально будут написаны песни. А слова выберет сам», – сказал после Эльмир Низамов.


Концерт, которого не хватило

Концерт шел чуть больше часа. Не было во время концерта и листающих инстаграм, и переговаривающихся между собой, хотя многие пришли с компанией. Каждый второй в зале записывал песни Мубая на видео.

Мубай исполнил последнюю песню программы. Но люди не хотели уходить. Не хватило. Зрители стали просить «на бис», называя то одну, то другую песню из его репертуара. Только после того, как Мубай еще раз спел одну из своих песен, люди тронулись со своих мест.

У сцены выстроилась очередь желающих сделать селфи с музыкантами.

Кто он Мубай? Певец? Музыкант? Представитель татарской альтернативной музыки? Зал на 300-350 мест – для камерного музыканта это мечта. Концерты в забитом до отказа зале нынешним альтернативным музыкантам и не снятся.

Мубай это отдельный мир. Мы привыкли видеть его с его гитарой, а он вон, спел под фортепиано. Были бы они в «бабочках» и сидел бы весь зал на стульях - можно было подумать, что мы на концерте классической музыки.

Подошедшая поблагодарить ребят после концерта ведущая программы «Точка опоры» на ТНВ Венера Аитова высказала мысль, что следующий концерт надо сделать в Государственном Большом концертном зале им. С.Сайдашева. Идею поддержал и Эльмир Низамов.

Дмитрий Ильин готов организовать такой концерт: «Устроим, как только Мубаю будет что сказать».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев