Башкирды, баскарды, баскатиры и Великая Венгрия: историк Анвар Аксанов — о происхождении башкир

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани на YouTube-канале «Тюрко-татарский мир» рассказал об этногенезе башкирского народа. «События» публикуют текст его выступления:

В источниках XIII-XVI веков можно встретить разные этнонимы, которые схожи с этнонимом «башкир»: это «башкиры», «башкирды», «баскарды», «баскатиры» и ряд других схожих этнонимов.

Эти этнонимы зафиксированы в западноевропейских источниках, русских летописях и документах, а также в восточных хрониках. Интересные сведения о «баскардах» сообщают католические миссионеры, которые осуществили путешествие в восточные страны в поисках прародины венгров. Они искали Великую Венгрию и народ, родственный венграм. Отправившись к востоку от Болгар, Юлиан встретил баскардов. Баскарды, по его мнению, были венгроязычными, то есть они говорили на понятном Юлиану венгерском языке.

Также кроме Юлиана о баскардах, или баскатурах, сообщают Гильом де Рубрук (фламандский монах-францисканец, путешественник XIII века, автор книги «Путешествие в восточные страны». — Ред.), Плано Карпини (итальянский францисканец, первым из европейцев посетивший Монгольскую империю. — Ред.). Затем о Великой Венгрии и ее опустошении сообщает Матвей Парижский (английский историк XIII века. — Ред.), и ряд других авторов этого периода рассказывают о Великой Венгрии и баскардах, которые проживали к Востоку от Болгара и северу от Кумании.

Кумания — это территория великой степи. То есть перед нами вырисовывается география приуральских земель, это территория Среднего и Южного Приуралья. На этой территории, исходя из этих данных, проживали баскарды и располагалась Великая Венгрия. Археологами отмечается типологическая близость венгерских могильников с памятниками этого периода в Приуралье. И если исходить из данных всех этих источников, то вырисовывается следующая картина: до завоевания чингизидами западных земель, Болгара, Руси и части Восточной Европы, на территории Приуралья к востоку от Болгара располагалась Великая Венгрия, которая, по сообщению Матвея Парижского, была опустошена в результате похода Батыя. Население этой территории — баскарды, часть населения бежала на запад. Юлиан впервые встретил бежавших баскардов в Ростово-Суздальской земле. Часть населения была уничтожена, а часть переселена в другие районы Монгольской империи. Малая часть населения осталась и вскоре была ассимилирована пришедшими сюда мусульманами из Болгара и Хорезма.

О том, что в скором времени эту территорию заселили мусульмане из Болгара и Хорезма, сообщают разные источники. Помимо письменных источников мы видим ясные свидетельства в виде эпитафий, памятников эпиграфики, которые сохранились на этой территории и относятся как раз к XIII-XIV векам. Сохранились памятники архитектуры, мавзолеи в среднеазиатском, хорезмейском стиле, и болгарском стиле. То есть здесь четко можно выделить две школы зодчества, которые в тот момент существовали на этой территории. Рубрук говорит, что в этот период на территории Баскардии было много мусульман, распространился ислам. Это скорее всего говорит о том, что на эту территории мигрировала значительная часть мусульман из Болгара и Хорезма. Оставшиеся башкирды (как их еще исследователи называют, восточные венгры) были исламизированы очень быстро и тюркизированы.

Так или иначе, в XIII-XIV веках оставшиеся восточные заволжские мадьяры исламизируются и тюркизируются. Но в более поздний период, в XV-XVI веках, этноним, связанный с корнем «башкир» или «башкурт», уже не соотносится с этой территорией, а мы видим, что «башкирды», или, как в русских летописях о них писали, «башкиртцы», проживали на более северных территориях. Это указывает на то, что либо часть башкир в эпоху нашествия Батыя мигрировала на север, либо это часть Великой Венгрии, которая сохранилась и в последующую эпоху Ордынского господства. Разные источники — и западноевропейские, и русские, и восточные — указывают на то, что в Среднем Предуралье проживали башкирды, или башкиртцы.

О «баскирдах» сообщают Матвей Миховский (польский историк и географ эпохи Ренессанса. — Ред.), а также Альберто Кампензе (нидерландский писатель XVI века. — Ред.) и некоторые другие авторы. Они говорят, что страна баскирд расположена по соседству с Югрой, Великой Пермью и вогулами (одно из названий народа манси — коренного в Ханты-Мансийском автономном округе. — Ред.). С этими данными согласуются и сведения восточных авторов. Они указывают на близость башкурдов с территорией Чинги-туры, или Тюмени.

Более точные сведения о проживании башкир в этот период несут русские источники. Прежде всего, это данные Андрея Михайловича Курбского (русский полководец, политик, писатель, переводчик, приближенный Ивана Грозного. — Ред.). Он был участником похода на Казань 1552 года и последующих экспедиций по завоеванию Казанского края. Он описывал довольно подробно и народы Казанского ханства, и территорию. По его сведениям, кроме татар в Казанском ханстве проживало еще пять народов, среди которых последним он упоминает башкиртцев. И говорит, что башкиртцы проживали в верховьях Камы вплоть до Сибири. Еще более точные данные можно встретить в летописях XVI века и некоторых грамотах. Так, в грамоте Ивана IV Строгановым от 1572 года говорится о том, что башкиртцы и остяки (одно из названий народа ханты - коренного в Западной Сибири. - Ред.) проживали в верховьях Камы. Об этом же говорят и летописи того периода. Строгановская летопись уточняет, что башкиртцы проживали в верховьях Камы и называет конкретные притоки, располагающиеся на территории Среднего Предуралья. Существуют и другие данные, указывающие на то, что именно здесь в XVI веке проживали башкиртцы, или башкиры.

В грамоте Михаила Федоровича от 1632 года говорится о старинных владениях башкиртцев, которые располагались в бассейне рек Нытва, Юк, и эта река впадает в Каму в районе современного города Пермь. Кроме этого, сохранились сведения Николааса Витсена голландского политика и путешественника, который несколько раз побывал в России. Первый раз он побывал в 1664-1665 годах и в конце своей жизни написал содержательный обширный труд о Северной Татарии. Он описал народы этого обширного региона, основные торговые пути. И, описывая торговый путь в Сибирь, он сообщает о башкирах. «От озера Исеть на Урале (озеро Исетское в 25 км от Екатеринбурга. — Ред.) до верховья реки Чусовой — 6 миль, — пишет Витсен. — И эта земля некогда была населена башкиртцами. В прошлом столетии, то бишь в XVI веке, башкиры жили в районе Велико Перми».

Данные Витсена четко указывают на миграцию башкир в XVI-XVII веках. Миграция башкир в южном направлении началась еще в середине XVI века. На это косвенно указывают и данные Андрея Курбского. Он говорит, что часть башкир покорилась русским во время похода 1554 года, а часть ушла в южном направлении.

Почему же произошла такая глобальная миграция? Можно выделить разные факторы общественно-политического и даже природно-климатического характера.

1. Изменилась политическая ситуация. После завоевания Казанского ханства, присоединения приуральских территорий, в результате ослабления Ногайской Орды, часть земель в Приуралье опустела, южных территорий, и на эти территории началась постепенная миграция башкир, которые проживали в районе Великой Перми.

2. На переселение повлияли и глобальные климатические изменения. Именно на середину XVI века приходится один из климатических минимумов Малого ледникового периода. Схожая синхронная этническая миграция наблюдалась и в Зауралье.

Так или иначе, к XVII веку башкиры начинают фиксироваться уже на более южных территориях, на территории Южного Приуралья. И при изучении истории народов это обстоятельство необходимо учитывать. Таким образом, если мы будем изучать синхронные и аутентичные источники, то вырисовывается довольно сложная картина. И становится ясно, что в этногенезе, истории народов большую роль сыграла миграция. Этот аспект очень слабо изучен в современной науке и требует дальнейшего осмысления.