«Умники и умницы» в Казани: Юрий Вяземский узнает историю Свияжска и Болгар

«События» выяснили, почему Эйнштейн не сдал бы ЕГЭ и что нужно делать школьникам, чтобы попасть на популярную телеигру.

«Умники и умницы» – по сути телевизионная приемная комиссия МГИМО, которая уже в четвертый раз приезжает в Казань во главе с автором и ведущим передачи Юрием Вяземским. В школе №179 он снова помогал ареопагу, то есть жюри, разобраться, когда и какое решение нужно принять.

– Я здесь четвертый раз минимум, знакомые все люди. Тема «История Свияжска и Болгар» очень близка мне. В Свияжске я еще не так уверен, а о Болгаре знаю наверняка больше, чем Минтимер Шаймиев, знаю, что такое северное движение, Итиль. Но в любом случае то, что сегодня будет, для меня настоящий урок, – рассказал перед началом игры Юрий Вяземский.

Похвалил он и наших детей — именно в Татарстане они очень хорошие и тянутся к знаниям. К тому же, где как не в республике, удалось сохранить старую школу, хорошие традиции, которые мы здесь не убиваем, что и сказывается положительно на образовании. Что не помешало автору и ведущему передачи заметить, что современные дети в целом больше ориентированы на успех, экономику, бизнес.

18 мая прошел полуфинал республиканской игры, из 75 учеников в финал прошли 32 человека.

– Учусь в десятом классе, увлекаюсь историей и литературой. Была олимпиада по истории, сначала школьная, потом районная, так я и попала на игру «Умники и умницы». Приезжала сюда неделю назад, прошла в финал, но ни о чем таком не думала. Как готовилась? Читала книги, какие-то брала в библиотеке, что-то находила в интернете, конспектировала, – рассказывает Регина Гарифуллина из Уруссу.

Из той же Уруссинской школы №3 вместе с ней приехала десятиклассница Арина Загретдинова и их учитель истории и обществознания Лилия Гамирова. Между прочим, своих учеников к республиканскому этапу «Умники и умницы» она готовит уже в третий раз.

– Они сами по себе мотивированные и целеустремленные, как узнали, что прошли, конечно, обрадовались. Ходили на дополнительные занятия, что-то проходили на уроках. Опыт подготовки у меня есть, но всех секретов не разглашаем, – смеется педагог.

Тимур Кашапов из Арска также приехал с учителем.

– Я искренне надеялся, что пройду в финал, готовился. Сейчас, перед началом финальной игры, конечно, немного волнуюсь, – признается десятиклассник.

В общении Юрий Вяземский оказался таким же, как на экране, – эмоциональным, с чувством юмора, с которым, действительно, легко пообщаться и задать любой вопрос. До начала игры у него не было отбоя от желающих сделать с ним селфи, и ведущий никому не отказывал. Легко с ним будет всем, но гениям вряд ли.

– Чтобы пройти на игру, нужно желание выиграть, читать книги. Я очень положительно отношусь к интернету, но надо уходить вглубь, чтобы пройти «Умники и умницы». А гении не смогут выиграть, ведь кто с ним согласится, он же будет предлагать все время нестандартное решение. Ареопаг же решит, что он выпендривается. Вот Эйнштейн был троечник и ЕГЭ не сдал бы нифига, но при этом не переставал задавать вопросы, как все устроено, – считает Юрий Вяземский.

Вопросы участникам достались разные — и про пишущую машинку, которую разработал уроженец Свияжска, и про старинный герб Болгара, и про обломки кости мамонта. Участники сразу в первом туре показали, что и на красной дорожке можно ошибаться. Правда, блиц-вопросы тому десятикласснику не помогли, он ответил неправильно. Но это не повод расстраиваться, ведь он может занять место теоретика, а значит, зарабатывать медали и ордена, необходимые для выхода на новый уровень. Ребята, которые  прошли финал уровня республики, попадут на «Умники и умницы» в Москве.