Защита от сосудистой катастрофы: ученые КГМУ научились сдерживать развитие последствий инсульта

Казанские исследователи разработали препарат, который защищает клетки головного мозга при инсульте. Принцип разработки можно использовать для лечения многих других соматических и инфекционных заболеваний. Об испытаниях препарата на животных и использовании собственной крови пациента - в материале «Татар-информ».

Комбинация генов поможет облегчить последствия инсульта

Исследователи КГМУ разработали терапию, которая помогает нейронам защититься от ишемического инсульта и может облегчить его последствия. Профессор, заведующий кафедрой медицинской биологии и генетики КГМУ Рустем Исламов рассказал, в чем суть разработки.

Когда наступает ишемический инсульт, в области мозга с нарушенным кровоснабжением происходит гибель нервной ткани, образуется очаг некроза. Вокруг нее формируется так называемая ишемическая полутень — зона, где нейроны еще сохраняют свою жизнеспособность.

В практической медицине существует понятие «терапевтического окна», ограниченного периодом в 4-6 часов. Если подобрать правильную терапию, то в этот период можно сдержать увеличение объема очага некроза. С этой целью нами был разработан и запатентован препарат на основе клеток крови пациента профессор Рустем Исламов

Как выяснили ученые, этот препарат можно заранее ввести пациенту с риском инсульта мозга и таким образом повысить выживаемость нейронов при наступлении инсульта. Разработка получила название превентивной генной терапии. Используемые гены сдерживают смерть нейронов. Это не предотвращает наступление инсульта, но может значительно облегчить его последствия.

«Превентивная» будет означать то же самое, что и профилактика. Мы заблаговременно вводим определенную комбинацию генов, которые направлены на продукцию факторов и белков, помогающих нейронам защититься от ишемического инсультамолодой ученый Ваге Маркосян

По словам исследователей, неврологам несложно установить у пациента предынсультное состояние и назначить препарат превентивной генной терапии. Например, его можно использовать в критических случаях, когда человек попадает в реанимацию.

Действие лекарства длится в течение 3-4 недель. Однако при необходимости можно делать инъекции в течение того периода, когда когда у пациента сохраняется риск возникновения инсульта.

Ученые работают на крысах и свиньях и приступают к доклиническим испытаниям

Как построены эксперименты исследователей? Ученые вводят лабораторным крысам инъекцию препарата и через несколько дней моделируют инсульт. Спустя 21 день после моделирования начинаются исследования мозга.

К настоящему моменту ученые начинают этап доклинических исследований. Они завершили эксперименты на крысах и приступают к аналогичным испытаниям препарата на мини-свиньях. Следующим шагом должны стать эксперименты на человекообразных обезьянах, только потом можно проводить клинические испытания с участием людей.

Эта разработка является частью масштабного проекта, который ученые реализуют в течение нескольких лет. Ранее исследователи предложили применить эту же комбинацию генов для лечения инсульта и уже запатентовали свое открытие. Эксперименты на крысах и свиньях уже доказали, что инъекция спустя 4 часа после инсульта действительно уменьшает размеры очага.

Ученых финансирует Российский научный фонд, выделяя 5 млн рублей ежегодно в течение 5 лет. Генетический материал казанским исследователям поставляет Институт имени Гамалеи, разработавший вакцину «Спутник V».

Собственные лейкоциты пациентов смогут применять в лечении и других заболеваний

Еще одно новшество, которое ввели казанские ученые, — это использование собственных лейкоцитов пациента для доставки генов в организм. Для этого исследователи готовят лейкоконцентрат — кровь, из которой удалили плазму и эритроциты.

В лейкоконцентрат вводят терапевтические ген, а на следующий день полученный препарат вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно, в зависимости от заболевания. Если надо сделать несколько инъекций, их готовят заранее и замораживают, то есть пациенту не придется каждый раз сдавать кровь.

Пациент сдает стандартную единицу крови. Из нее получают лейкоконцентрат, дальше в контейнер с лейкоконцентратом шприцом вводятся терапевтические гены. Следующим утром пациенту возвращают его же лейкоциты, обогащенные генетическим материаломпрофессор Рустем Исламов

Этот способ можно применять тех случаях, когда понятно, какая конкретная молекула нужна пациенту. Например, при ишемических нарушениях надо доставить молекулы, обеспечивающие образование новых кровеносных сосудов, а при переломах костей — молекулы, которые стимулируют срастание костных отломков.

У больных СПИДом ослаблен иммунитет. Поэтому в этом случае можно ввести гены, кодирующие эндогенные антибиотики. Благодаря ним организм сможет активнее сопротивляться различным грибковым, бактериальным и вирусным инфекциям.

Кто-то пытается работать со стволовыми клетками или зрелыми клетками, например, фибробластами. Мы делаем все в контейнере для крови, без добавления молекул животного происхождения и антибиотиков, в этом наше ноу-хаупрофессор Рустем Исламов

Ученые называют инъекцию пациенту своих лейкоцитов, обогащенных искусственным генетическим материалом, простым, безопасным и экономичным способом генной терапии.