Покататься на беспилотнике в дни матчей ЧМ-2018 в Казани может любой желающий
В полдень у казанской «Чаши», за три часа до открытия фан-феста, можно увидеть встретить совсем не много футбольных болельщиков и туристов. Редкие туристы в национальных одеждах своих сборных — а 27 июня доминировал немецкий триколор — лениво прогуливались вдоль улицы Сибгата Хакима, некоторые спускались вниз до набережной Казанки. Если пройти чуть дальше по улице, до Меридианной, можно наткнуться на необычное и совсем новое для казанцев и гостей города развлечение — «КАМАЗ» предлагает всем желающим прокатиться на своем беспилотнике.
На огороженном участке трассы у берега реки предприятие тестирует беспилотный электробус «ШАТЛ» (широко адаптивная транспортная логистика), заодно знакомя неискушенных жителей и туристов со своими новейшими разработками. Опробовать «ШАТЛ» и заглянуть в уже недалекое будущее можно в дни проведения матчей ЧМ-2018 в Казани.
Записаться на «тест-драйв» можно на двух точках — собственно, у Меридианной, и у ТРЦ «Ривьера». На первом пункте сотрудник Автогиганта сообщает, что пока у них технический перерыв и лучше подойти через час, а вообще они работают до 16.00. Проходим дальше до точки у «Ривьеры», оказывается, перерыва нет, и уже несколько желающих собрались перед входом на трассу.
Перед поездкой сотрудник компании просит подписать бумагу, что пассажир берет на себя ответственность за свою безопасность во всех режимах демонстрации. Оговаривается, что на транспортное средство запрещено брать с собой ручную кладь, еду, алкоголь. Видимо, это только формальность — посетители были с сумками и рюкзаками, никто их не досматривал.
Единственное, что спрашивает сотрудник «КАМАЗа» — есть ли вам 18 лет, в противном случае вход только при сопровождении родителей.
Это единственное ограничение для желающих прокатиться на беспилотнике, кроме того, участие в поездке бесплатное.
Футуристичный дизайн и вопросы безопасности
Всего автономное транспортное средство может вместить 12 человек, вот нас уже набирается около шести человек и работники предприятия пускают нас в сам «ШАТЛ». Выглядит машина весьма футуристично, черное тонированное стекло особенно ярко блестит на солнце.
В комфортном бежевом салоне установлены USB-разъемы для зарядки гаджетов. Внутренний интерфейс позволяет открывать двери, останавливать машину по требованию, вызывать аварийную остановку, вызывать помощь в диспетчерской.
В пути нас сопровождает демонстратор — мужчина в фирменной футболе и кепке «КАМАЗа». Он призван не только обеспечивать безопасность во время маршрута, но и отвечать на многочисленные вопросы изумленной публики.
Диспетчерский пункт запускает электробус и средство начинает медленное движение по заданному маршруту. В этот момент пассажиры достают смартфоны, запечатляя момент на множествах фотографий и селфи.
Первый вопрос, который возникает у присутствующих — когда же такое выйдет на российские дороги. На это демонстратор отвечает, что до таких свершений еще далеко, компания только тестирует прототип, да и нормативной базы для полноценного запуска технологий в России еще нет.
Конечно, пассажиров не мог не волновать вопрос безопасности — при внештатных ситуациях водителя для принятие решений не будет. Сотрудника «КАМАЗа» заверяет, что в прототипе все для этого предусмотрено.
«Я могу остановить, есть плавный тормоз, есть резкий тормоз. Есть диспетчерский пункт, там они постоянно мониторят (телеметрия есть) параметры нашего движения. Могут остановить, если с маршрута сойдет или еще что-то. Если нет связи, автоматически остановится. Едет по системе спутниковой навигации», — поясняет он.
Электробус оборудован сотнями датчиков, что позволяет ему реагировать на все, что появляется у него на пути. Сейчас разработчикам важно откатать систему, сделать скорость реагирования минимальной.
После ЧМ-2018 испытания беспилотника продолжатся в Москве
Во время тестирования «ШАТЛА» в целом система устойчиво работала и на скорости 40 км/час, максимальная скорость платформы — 110 км/час. На демонстрации же электробус ездит на 10 км/час, кому-то может показаться слишком медленным, но это позволяет зрителям по-настоящему проникнуться опытом и концепцией транспорта будущего.
К тому же из окна можно насладиться видами Казанки. Кстати, туристы интересуются — как пройти до берега, ведь трасса длиной 650 м отрезала пляж от города. Сотрудник компании отвечает, что нужно обходить через трассу. По окончании мундиаля все вернется на свои места, а испытания беспилотника продолжатся уже в Москве, добавляет мужчина.
«Я, конечно, в шоке, что это уже рядом»
Поездка до точки на Меридианной длится около шести минут. Наконец, «ШАТЛ» останавливается, несколько человек на этом месте завершают свое маленькое путешествие, при желании можно остаться на второй круг и доехать до «Ривьеры». Кроме того, здесь же идет набор пассажиров со второй точки регистрации.
Как правило, для всех это первый подобный опыт, который не мог оставить их без ярких впечатлений. Так, водитель со стажем Анатолий признался ИА «Татар-информ», что многое читал и смотрел про беспилотники, но ехать так самому было просто «фантастикой».
«Я из Мураманской области, на машине сюда приехали — у нас в России дорог нет, только в Москве. Но это вообще шикарно, если это выйдет на дороги — это будет шикарно», — сказал он.
Сотрудница банка из Нижнего Новгорода Татьяна рассказала, что страшно в поездке совсем не было, и она готова опробовать разработку в реальных условиях.
«Очень круто. Я думала, что это как-то далеко и не скоро будет доступно. Я, конечно, в шоке, что это уже рядом и скоро наверное появится на дорогах», — сказала она.
«Это концепт, конечно, много недоработок: жарко немного, медленно, хотелось бы побыстрее»
На обратном пути к нам присоединяется еще четыре человека. После недолгой паузы «ШАТЛ» плавно разворачивается и проделывает тот же 6-минутный маршрут уже до «Ривьеры». Кто-то замечает, что плохо работает кондиционер, в кабине совсем уж жарко, особенно в полуденный зной. Демонстратор лишь пожимает плечами — это всего лишь прототип, здесь не все предусмотрено для потребителей.
По окончании пути своими эмоциями поделились Алексей Воротников с сыном Егором, которые приехали на чемпионат в Казани из Москвы.
«Это что-то новое, неожиданное. Если это запуститься в жизнь — это будет прекрасный выход для облегчения доставки пассажиров», — говорит Алексей.
«Модель перспективная, вселяет большие надежды. Это концепт, конечно, много недоработок: жарко немного, медленно, хотелось бы побыстрее», — отметил абитуриент Егор.
Как рассказали ИА «Татар-информ» сотрудники «КАМАЗа», своеобразный аттракцион пользуется популярностью у жителей и гостей города: в день на беспилотнике катается несколько сотен человек. Особенно развлечение полюбилось китайцам, отметили они.
Самому попробовать челнинские разработки в Казани можно будет еще 30 июня в день матча 1/8 финала и 6 июля на 1/4 финала ЧМ-2018.
Нет комментариев-