Президент РТ ректорам вузов: Перестаньте быть такими крутыми! Вы должны привлекать лучших выпускников

Прошедший учебный год стал во многом успешным для системы образования Татарстана. Выросли средние баллы ЕГЭ почти по всем предметам, доля высокобалльных результатов.

Сократилась доля выпускников, не получивших аттестат. В олимпиадном движении республика сохраняет третью позицию в России после Москвы и Санкт-Петербурга по числу победителей и призеров. Такие результаты озвучил на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки, которое прошло в Муслюмово, глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов. 

Национальное образование 

При этом, несмотря на успехи, остается ряд нерешенных вопросов. В частности, в системе этнокультурного образования. По словам министра образования и науки РТ, до сих пор действует излишнее требование повторного включения в федеральный перечень учебников, переведенных на татарский язык. Также пока нет поддержки по проведению всероссийских проверочных работ в 4-х классах на родных языках. Кроме того, не решен вопрос по написанию диссертаций на родных языках. 

Сегодня это невозможно сделать даже по татарской филологии. Настораживают проекты федеральных государственных образовательных стандартов в новой редакции, ряд положений которых требуют доработки с учетом национально-региональных особенностей. Ранее экспертной площадкой для обсуждения подобных документов выступало Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию. В настоящее время единственный представитель национальных республик России в нем – это заместитель директора одной из школ Якутии», – подчеркнул вице-премьер. 

Он упомянул, что в каждом муниципалитете утверждены планы развития национального образования. «Я обращаюсь к главам: "Многое зависит от вас. Прошу держать эти вопросы на личном контроле"», – сказал он. 

Энгель Фаттахов напомнил, что в этом году ответственность за развитие национального образования функционально закрепили за заместителями начальников районных органов управления образованием. «Считаю, что в крупных городах должны быть сотрудники, в чьи обязанности будет входить вопрос сохранения и развития родных языков. Есть хороший пример в Казани: они сохранили такие должности и в городском управлении образования, и в администрациях районов», – заявил он. 

В Татарстане охват дошкольным образованием детей-татар на родном языке составляет 54 процента. Пока остаются районы с низкими показателями охвата воспитанием и обучением детей на родном татарском языке, несмотря на высокую долю татарского населения. Это – Камско-Устьинский, Буинский, Азнакаевский, Высокогорский, Кукморский, Рыбно-Слободский, Арский и Тукаевский районы. 

Часто и справедливо критикуют работу воспитателей, которые не могут выстроить образовательный процесс на родном языке. Как правило, ссылаются на проблему комплектования детских садов. Совместно с Минсвязи мы доработали электронную систему зачисления. Сегодня родитель, выбирая детский сад, в обязательном порядке указывает желаемый язык воспитания, – отметил министр. – Дошкольный возраст является самым продуктивным в освоении родного языка. В этой связи ставим перед собой две задачи. Первое – оказание помощи семьям для воспитания детей с опорой на национальные традиции и родной язык. Второе – эффективное функционирование детских садов с родным языком обучения, а также качественное языковое образование во всех детских садах республики». 

Энгель Фаттахов проинформировал, что в этом году была изучена деятельность 40 детских садов с татарским языком обучения в Казани. Оказалось, что только в 24-х из них все педагоги владеют татарским языком. «Слабо обеспечена преемственность, только треть детей продолжают обучение в национальных школах. По итогам приняты организационные меры. Изменен статус четырех детских садов. Для заведующих проведены курсы повышения квалификации. В новом учебном году подобный мониторинг будет проведен во всех муниципалитетах республики», – сообщил он. 

Глава Минобрнауки РТ также напомнил, что второй год подряд школьникам предоставляется возможность сдавать экзамены после 9-го класса по 8 предметам на татарском языке. При этом, по его словам, в таких исконно татарских районах, как Атнинский, Сабинский, Апастовский, Кайбицкий, в текущем году ни один школьник такой возможностью не воспользовался. 

Ежегодно в республике возникает потребность в учителях, способных работать в билингвальной среде. «Важнейшим ресурсом подготовки педагогических кадров для школ с татарским языком обучения являются наши ресурсные центры в Арске и Мензелинске. В текущем году открываются татарские группы в Казанском, Набережночелнинском и Нижнекамском педагогических колледжах. Мы осуществляем целевую подготовку студентов в вузах на билингвальной основе. В качестве баз практик для них определены только татарские школы», – заявил вице-премьер. 

Энгель Фаттахов упомянул, что в настоящее время активно обсуждается тема возрождения в республике Педагогического института. По его мнению, это может решить ряд проблем подготовки современного учителя для татарстанской школы. Также министр убежден, что  сохранение и развитие родных языков, национального образования требуют серьезного научного сопровождения. «В 90-е годы в Татарстане функционировал исследовательский институт национального образования. Считаем, что в современных условиях нам необходимо возродить такой научно-исследовательский институт при Академии наук РТ. Будет использован имеющийся научный потенциал, и это не потребует существенных финансовых вложений», – сказал он. 

«Дорожная карта» к иностранному языку 

Вице-премьер выразил озабоченность преподаванием иностранных языков в татарстанских школах. Так, ежегодные диагностические тестирования показывают невысокий уровень владения школьниками четвертых, шестых и восьмых классов иностранными языками. В связи с этим Минобрнауки РТ разработана «дорожная карта» по совершенствованию иноязычного образования. Важным нововведением станет проведение в предстоящем году тестирования по английскому языку с разделом «Говорение» в 10-х классах. «Таким образом мы готовимся и к 2022 году, когда в России планируется введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку», – пояснил министр.  

Новый учебный год станет знаковым и для дошкольного образования, поскольку все детские сады должны будут перейти от апробации к полноценной реализации Федерального стандарта дошкольного образования. «В целях совершенствования деятельности по внедрению Стандарта утвержден перечень из 357 базовых детских садов. Они являются методическими центрами и организуют повышение квалификации педагогов», – заметил Энгель Фаттахов. 

Важным направлением остается введение федерального стандарта общего образования, которое к 2022 году должно быть завершено. Значительное нововведение – включение в стандарт внеурочной деятельности. 

«С 2018 года произойдет существенное увеличение нормативов дошкольного и общего образования. Это позволит, например, осуществлять выплаты за замещение во время отпусков и увеличить количество ставок педагогов в детских садах; улучшит медицинское и хозяйственно-бытовое обслуживание в наших лицеях-интернатах и кадетских школах», – поделился Энгель Фаттахов. 

Удержать лучших

Подводя итоги заседания, Президент Татарстана Рустам Минниханов призвал ректоров вузов привлекать на учебу лучших абитуриентов. Он рассказал о мониторинге, проведенном Министерством образования и науки России и Высшей школой экономики. «В топ-20 высших учебных заведений по качеству приема на бюджетные места наши вузы не вошли. Средний балл ЕГЭ абитуриентов вузов, представляющих эту двадцатку, очень высокий – от 81 до 95. Например, Казанский технологический университет вошел в число российских вузов с самым крупным бюджетным приемом, но принял абитуриентов со средним баллом ЕГЭ – 62. Наши места в рейтинге начинаются с 34-й позиции», – констатировал он. 

Мы встречались с нашими 100-балльниками ЕГЭ, у нас их 117. Из них только 50 процентов остаются в республике, остальные уезжают. Самые лучшие, которых мы подготовили в школе, уезжают. Это не значит, что у нас плохие вузы, просто вы с ними не работаете, вы не знаете, что творится, не доходите до них. Девушка – 100-балльница из Бугульмы – уехала не в Москву учиться, а в Самару, поступила в медицинский. Я не говорю, что в Самаре плохо, но мы должны бороться за умы. Почему Силиконовая долина, как пылесос, со всего мира притягивает все таланты? А куда вы смотрите? За счет чего ваши вузы будут конкурентными? Ведь самое главное – это интеллектуальный студент. С Ильшатом Рафкатовичем (Гафуров, ректор КФУ – прим. Т-и) мы поговорили, я к другим ректорам обращаюсь: "Перестаньте быть такими крутыми. Вы должны знать ситуацию в школах, лучших вы должны привлекать"», – сказал руководителям татарстанских вузов Рустам Минниханов. 

По мнению Президента РТ, даже если выпускник школы уехал на учебу в другой регион, необходимо поддерживать с ним связь и заинтересовать работой в республиканской компании. «Нужно предлагать нашим компаниям перспективных специалистов. Мы должны заинтересовывать. То, что 50 процентов абитуриентов уехало, нас не красит», – подчеркнул он. 

Международные стандарты для всех 

Говоря о профессиональной подготовке учащихся, лидер республики отметил, что в ресурсных центрах Татарстана необходимо внедрять международные стандарты. «У нас хорошая динамика по результатам участия в национальных чемпионатах. Но если взять статистику, то на международном уровне наша профессиональная подготовка пока значительно отстает. Мы должны внедрить в наши ресурсные центры международные стандарты. С этого года начинаем в пилотном режиме. Это не дань моде, профмастерство – это конкурентность. Ресурсный центр должен выполнять эту задачу, мы хотим быть конкурентными на мировом уровне», – сказал лидер республики. 

По словам Президента РТ, многие районы высказывают пожелание создать ресурсные центры, но их не может быть неограниченное количество. «Это связано с человеческими ресурсами, заказом. Поэтому неплохая форма – многофункциональные центры, которые решают такие же задачи, но в более узком плане. Надо практиковать этот опыт. Везде ресурсные центры мы открыть не можем, а многофункциональные центры можно создать там, где есть необходимость. Нужно обратить внимание на этот вопрос», – считает он. 

Также, по мнению Рустама Минниханова, в ресурсных центрах должны быть якорные резиденты. «Ресурсные центры, где есть якорные представители, эффективны. Они должны быть корпоративными учебными центрами. Там не только подготовка, но и переподготовка должна идти. Эту систему нужно ввести», – отметил он. 

К слову, в текущем году число ресурсных центров достигнет 25. В Татарстане действуют около 10 организаций среднего профессионального образования, которые важны для социально-экономического развития муниципалитетов, но при этом не имеют крупных индустриальных партнеров.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заметил, что система образования Татарстана находится на подъеме, но в этой сфере необходимо внедрение новых рейтингов или оценочных показателей. «Мы видим, что в среднем показатели в сфере образования конкурентно растут по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Но сегодня нужен какой-то новый рейтинг или оценочный показатель не для того, чтобы покритиковать или говорить, что 100-балльников или медалистов больше или меньше. Нам важно повысить эффективность от получения молодым человеком профессионального образования. Я недавно услышал по телевидению аналитику по России: менее 50 процентов выпускников работают по специальности, полученной в вузе. Это значит, был сделан напрасный труд, неэффективное вложение в человека, поскольку государство отдачи не получит», – поделился мнением глава республиканского парламента. 

Фарид Мухаметшин считает, что необходимо проводить анализ профориентированности выпускников школ. «Думаю, можно на выходе спросить: кем бы он хотел стать? Это важный момент, который нужно анализировать. Мы должны знать, сколько наших выпускников уехали на учебу и сколько вернулись. Мне кажется, мы добьемся большей эффективности от направленной подготовки специалистов для многоотраслевого хозяйства нашей республики», – высказался он.  

Стоит отметить, что в 2018 году Татарстан впервые примет участие в Международном сравнительном исследовании качества образования PISA достоверной выборкой, позволяющей позиционировать республику как отдельное государство. Аналогичное участие примет Москва. Результаты Татарстана будут сопоставимы с результатами таких государств мира как Корея, Финляндия, Сингапур, США.