Здесь работает научная экспедиция, привлечены также студенты. Экспедиция организована Казанским федеральным университетом, Институтом археологии АН РТ, Институтом культурного наследия с участием ученых из Венгрии и других стран. Руководитель финансируемой грантом фонда «История Отечества» экспедиции – директор Института археологии АН РТ им. А. Х. Халикова Айрат Ситдиков.
Корреспондентов «Татар-информ» и консула Венгрии господина Штифтера встретили прямо у въезда в деревню. Руководитель команды венгерских археологов Атилла Тюрк предупредил, что дорога до могильника очень плохая. Однако дорога, хоть и не асфальтированная, оказалась вполне сносной. Видимо, европейцам наши деревенские дороги кажутся непроходимыми.
Ученых из Венгрии на раскопки пригласили их татарские коллеги после того, как на древнем кладбище обнаружились венгерские захоронения. Венгры интересуются историей своей древней родины в Поволжье.
« основная задача – выяснить, почему на этом месте появилось данное захоронение»
По словам доцента кафедры Истории и археологии Татарстана, старшего научного сотрудника Института археологии АН РТ Леонида Вязова, на захоронении в Танкеевке работают около 60 специалистов. На сегодняшний день найдены 30 могил. Часть погребений исчезла из-за обвала берега в результате подъема воды. Еще в 1960 – 1970 годах здесь была окраина деревни. В то время проходили масштабные работы по раскопке древнего кладбища.
«Наша основная задача – выяснить, почему на этом месте появилось данноез ахоронение. Оно существовало еще со времен ибн Фадлана. Сначала здесь хоронили язычников, затем это стало мусульманским кладбищем. Здесь был конгломерат народов. Почему именно здесь представители различных племен хоронили своих усопших – для нас это загадка. Здесь похоронены около 10 тысяч человек. Думаю, что мы успеем исследовать не менее 30 погребений. Уже в начале XX века здесь были найдены артефакты. В 70 – 80-х годах проводились раскопки известным археологом Евгением Казаковым. В 2016 году мы работу возобновили. Вместе с Министерством культуры обозначили границы этой территории. Тогда были обнаружены около 30 могил, выступающие вдоль берега. Выяснилось, что этот археологический памятник по линии берега реки постепенно разрушается. Поэтому, чтобы не потерялись сведения, мы в этом году вновь приступили к работе», – рассказал Леонид Вязов.
По словам Генерального консула Венгрии в Казани Адама Штифтера, мало кто знает о том, что места зарождения древних предков венгров приходятся на Татарстан, Башкортостан, частично Самарскую область.
«На этих территориях они жили в VII – IX веках, отсюда перебрались на места их нынешней родины. В начале IX века одна часть венгров пересекла Волгу и ушла на Запад, часть осталась здесь. Позже, в XII – XIII веках венгерские племена были обнаружены также и на данной местности – в Башкортостане и Татарстане. Были говорящие на венгерском языке. До XV века они здесь ассимилировались», – пояснил господин Штифтер.
«Эти погребения дают нам информацию о том, как и с кем жили венгры»
На раскопки из Венгрии приехали 8 человек. Генеральный консул отметил, что участие венгерских специалистов организовано на основе сотрудничества университета им. Пе́тера Па́зманя в Венгрии и Казанского университета, Института археологии в Татарстане. Говоря о местах поиска предметов, относящихся к древним венграм, в первую очередь надо назвать большое захоронение близ села Большие Тиганы Алексеевского района. В конце 1970-х – начале 1980-х годов здесь проводились масштабные раскопки.
«Можно сказать, что это захоронение древних венгров. Найдены сохранившиеся в очень хорошем состоянии предметы. А им уже более 1100 лет. Нам надо сберечь наследие, поэтому мы рады, что вновь взялись за эту работу. Эти захоронении дают нам представление, как и с кем жили древние венгры. Какие здесь этнокультурные процессы шли в конце IX – начале XXI века, нам интересны эти контакты – что означают прикамские, древнебулгарские элементы, что дало принятие ислама. Здесь нельзя сказать, что это венгерское захоронение, что это татарские или венгерские предметы, – они влияли друг на друга. Нельзя говорить “если это венгерское – интересно, если нет – то нет”, потому что венгры оказывали влияние на других и другие воздействовали на венгров, – уточнил консул.
Руководитель группы археологов из Венгрии Атилла Тюркподчеркнул важность данных раскопок.
«В 1974 году в Татарстане было обнаружено очень важное для нас захоронение. Это совершило своеобразную революцию в происхождении древних венгров. Самое большое захоронение – в деревне Большие Тиганы Алексеевского района. А материал, обнаруженный в результате раскопок в селе Танкеевка, известен уже около 30 лет. О раскопанной здесь 1 тысяче могил в 1977 году в Будапеште вышла монография на французском языке. Еще в 1960-х годах известный археолог Евгений Казаков изучал эту местность. Здесь нашлись довольно интересные подтверждения, связанные с предметами обряда похорон, поэтому мы пришли к мнению, что раскопки надо продолжить», – рассказал Атилла Тюрк.
500 древнетюркских слов в современном венгерском языке
Представители Венгрии также рассказали об общих словах в тюркском и венгерском языках. Например, татарские слова «балта» (топор), «алма» (яблоко) на венгерском звучат почти так же – «больта», «ольма» – и имеют то же значение.
«Венгерский – это уральский язык. В венгерском языке исчисляется 500 слов, заимствованных из древнетюркских языков. Это слова, используемые в то время в повседневном обиходе. Ранее коллеги считали, что тюркские заимствования появились в те времена, когда венгры жили западнее Волги, в Хазарском каганате. Сейчас мы думаем, что отношения с тюркоязычными народами начались здесь, на востоке Волги, поэтому такие исследования важны», – говорит Атилла Тюрк.
Погребения в Больших Тиганах связаны с периодом мадьярского движения.
Как рассказал историк Равиль Фахрутдинов, говоря о средневековых кочевых народах на евразийских степях, нельзя не упомянуть вкратце еще два народа: мадьяров (венгров) и почти одноименных их современников – маджаров. Мадьяры-венгры переселились в первой половине IX века с Заволжья – своих основных территорий на Южном Урале: в начале X века обосновались между Доном и Днепром, у северо-западных границ Хазарии в области Лебедия. В этом регионе также проживали болгары, аланы и славяне. В тот же период из Заволжья перебрались также и баджанаки, и они учинили войну против венгров. Пользуясь тем, что основные силы мадьяр ушли на Дунай на войну, баджанаки перебили остальную часть жителей Лебедии. Вернувшиеся с Запада мадьяры, видя, что их земли опустели, переселились обратно на Дунай – Паннонию. Они там обосновались и образовали Венгерское государство. Стоит отметить, что сегодня существуют также соплеменники венгров, которые говорят с ними практически на одном языке, и они проживают в Зауралье, Тюменской области. Это ханты и манси, коренной народ Ханты-Мансийского национального округа. Венгры-мадьяры, ханты и манси входят в угорскую подгруппу, которая относится к финно-угорской группе семьи уральских языков.
О генетической связи венгров и татар
Между татарами и венграми могут быть тесные генетические связи, считает Атилла Тюрк.
«Для более точного определения хронологии есть лаборатория в городе Сегед. Предполагаются два варианта исследований: можно изучить кости современных татар и венгров и древние кости. Если это делать вместе, это было бы идеальным вариантом. Они уже исследовали отдельные группы людей в Венгрии и слои на территории Татарстана и Башкортостана и подтвердили совсем мелкие элементы генетического наследия. Мы здесь стоим очень близко к выяснению следов оставшегося на Востоке и ассимилированного татарами-башкирами венгерского народа. Есть желание изучить глубже, но чтобы это подтвердить, надо исследовать все могилы», – сказал он.
Как проходят раскопки?
По словам Леонида Вязова, в этом данном захоронении обнаружены несколько слоев. Сначала был снят слой русской деревни, были найдены остатки керамических изделий. Позже археологи достигли слоя, который относится к X веку. В день нашего приезда были обнаружены вещи со следами обрядов поминания покойников. В местах проживания язычников археологи находят посуду, украшения, железные и бронзовые элементы ремней.
«Среди могил вышли кости животных, челюсть коровы, лошадиные зубы. Возможно, эти животные были съедены во время обряда проводов покойного на тот свет. Вчера уже очистили три таких могилы. Мы уже спустились в слой земли, по которой тысячу лет назад ходили наши предки», – рассказал Леонид Вязов.
Сначала захоронение раскапывают по периметру. Раскопанный грунт студенты раскладывали по пакетам. Сначала очищается поверхность. При обнаружении какого-либо следа с большой осторожностью спускаются на глубину. Добытую почву также тщательно исследуют.
«Ее надо промывать и внимательно изучить. В ней могут оказаться какое-нибудь насекомое или чешуйка рыбы, семя растения, еще что-нибудь. Это все дает представление о местности. Мы хотим понять, почему людей хоронили именно здесь», – пояснил ученый.
По его словам, просто по скелету нельзя определить национальность человека – только его пол.
«Этнические вопросы очень сложные. Мы же многие вещи не можем представить в точности. Насколько для них были важны языковые отличия – трудно ответить. Мы можем узнать только по их одежде. Некоторые из них похожи с теми, что были в период завоевания их родины на территории Венгрии. Сколько из них точно были венграми, сказать трудно. Насколько помню, в Больших Тиганах были найдены несколько десятков могил тех, кого называют мадьярами. Они похожи на одежду этих мадьяров.
Что касается генотипа, есть хорошие исследования, проведенные генетиками. Можно определить, были ли захороненные здесь люди родственными с каким-либо другим народом. Наша задача – получить объективную информацию. Конечно, хочется интересных находок, но мы рады всему, что дает возможность понимать исторические процессы», – говорит Леонид Вязов.
Результаты опубликуют в книге
По словам Аттилы Тюрка, результаты раскопок они хотят представить в книге, которую в следующем году планируют издать совместно с татарстанскими коллегами.
«Мы решили, что надо сделать новый большой каталог уровня XXI века с цветными фотографиями находок Танкеевского могильника. Надеюсь, что мы узнаем больше информации об истории венгров», – сказал венгерский археолог.
Он считает, что книга может стать солидным трудом в двух томах.
«В книге будет справка о 1500 погребениях. Возможно, первый том выйдет в виде каталога с хорошими фотоснимками, а второй – с исследованиями и рецензиями», – сказал ученый.
Выпускники первого курса факультета истории КФУ Фазыл Вильданов и Ильяс Валеев участвуют в раскопках.
«Говорят, обычно выходят кости язычников. Мы пока нашли только зубы животных. Коровьи, лошадиные зубы. Находки мы сразу показываем руководителям», – отметили они.
Студентка историко-филологического факультета Ульяновского педагогического университетаИрина Тарасова проходит археологическую практику.
«Довольно увлекательно, особенно когда есть интересные находки. Есть командный дух, нравится работать вместе, многое узнаем. Хороший опыт, чтобы испытать себя в новой роли», – говорит Ирина Тарасова.
Перед тем как отправить на экспертизу, находки моют в воде при помощи зубных щеток. После того как подсохнут, нумеруют, включают в опись, после окончания исследования готовят к передаче в музей. По словам научного сотрудника института Веры Бахматовой, в зависимости от объема коллекции его изучают от одного до трех лет. Право на хранение находок имеют только несколько музеев-заповедников в республике. Они остаются или в Булгарском музее-заповеднике, или же в музейном отделении Института археологии.
В дальнейшем венгерские археологи планируют поехать в Башкортостан и Самарскую область. В Башкортостане для них представляет интерес Бостанайское захоронение.
Нет комментариев-