Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Гости из космоса: что таит Карлинский кратер под Буинском и где еще искать метеориты в Татарстане

Гости из космоса: что таит Карлинский кратер под Буинском и где еще искать метеориты в Татарстане
Татарстан вошел в топ-5 российских регионов, привлекательных для туристов, интересующихся метеоритами. Притягивает сюда поклонников звездных гостей новоявленная легенда о Карлинском метеоритном кратере под Буинском. Что могут найти туристы на месте падения космического гостя и какие еще районы республики окажутся интересны для них – выяснял корреспондент «Татар-информ».

Диаметр Карлинского кратера равняется 10 км, а образовался он якобы в результате удара метеорита от 4 до 6 млн лет назад, гласят немногочисленные материалы в Сети. Название свое получил от речки Карла, что пересекает эту территорию. И человек, незнающий истории этого места, ни за что бы не догадался о том, что здесь когда-то упало небесное тело.

Сами геологи стали говорить об этом феномене тоже не так давно – с тех пор как стало модно искать астроблемы. Так называют гигантские «раны» на поверхности Земли, оставленные падением космических тел, которые сохранились с глубокой древности. Это порой называют причиной непонятных с точки зрения геологов включений в земной коре инородных или экзотических блоков и обломков в виде алмазных трубок.

Сегодня, как говорят ученые – в постледниковую эпоху, Карлинский кратер представляет из себя низину, где расположены несколько населенных пунктов – Ембулатово, Протопопово и Мокрая Савалеевка, центр ее заболочен. С северо-запада низину окружает возвышенность, которая могла бы играть роль стенки кратера. О том, что когда-то земная кора здесь была повреждена, свидетельствуют рельеф местности и то, что здесь находят особую каменную породу – брекчию, т.е. смесь обломков пород из различных геологических формаций.

А был ли метеорит под Буинском?

Что же интересного может быть в Карлинском кратере для туристов, интересующихся метеоритами, а может быть, и просто для желающих посетить необычное место, я решила выяснить у специалистов-геологов Казанского Федерального университета, организовавших выставку коллекции «звездных гостей», когда-то упавших на территории республики, в Геологическом музее им. А.А.Штукенберга.

На вопрос мой о Карлинском кратере Римма Петрова, главный хранитель музея, отвечает без особого энтузиазма, что несколько меня расстраивает. «Особо-то и ничего», – говорит она.

Геннадий Сонин, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий монографическим отделом, так и вовсе огорашивает: «Там может и не быть никакого падения метеорита». Дело в том, объясняет Геннадий Владимирович, что подобный рельеф, который наблюдается в Карлинском кратере, мог возникнуть пять миллионов лет назад не из-за пришельца извне. В этом месте геологи нашли крупные глыбы раздробленных пород – и древних, и молодых прямо у поверхности. Это могли бы быть как последствия удара небесного тела о Землю, так и результат тектонического нарушения первичного залегания пород земной коры. 

Когда делали геологическую съёмку, в 60-х годах прошлого века, геологи просто по результатам бурения обнаружили среди пермских пород появление мезозойских, а в центре – впадины и породы карбона, – рассказывает Сонин. – Необычность такого близкого залегания древних пород от поверхности Земли заставило сгустить сетку скважин для выяснения проблемы. При дальнейшем исследовании наткнулись на глубине в триста метров прямо архейский выступ пород фундамента. Таких явлений на платформах никогда не встречалось, и это стало неожиданным открытием. Но спустя несколько лет были открыты не менее загадочные структуры в Горьковской области: Воротиловский выступ, Пучеж-Катуньские дислокации, Пачелмский прогиб и Глазовский котел – впадина необыкновенной глубины на территории Удмуртии».

Архей – это древнейшие породы в геологической истории нашей планеты, они залегают в нашей части платформы на глубине около двух километров, а не близ поверхности, как в районе Карлинской дислокации. Вполне возможно, что именно этот пик блока архейских пород, выпирая вверх, приподнял остальные слои и их обломки лежат на его склонах на разной высоте. Так что падение метеорита сегодня в этом месте совсем не доказано, это просто одна из версий, которую разделяют отнюдь не все, а только «геологи-романтики», замечает Сонин.

Римма Даниловна выносит из хранилища кусок породы, привезенный с Карлинской дислокации. В светлом срезе видны темные вкрапления. Брекчия – это сцементированая в результате высокого давления смесь обломков разных пород. Смешать и спрессовать ее мог или удар метеорита, или тектонические сдвиги. Но вот следов обжига и плавления– а это главные улики падения метеоритов, на ней совсем не видно, отмечают ученые. 

Поэтому для охотников за небесными телами у экспертов лишь один совет – в татарстанском кратере они могут поискать именно следы огненного воздействия на осадочные породы и саму брекчию. Найдут – точно докажут, что был в этих местах пришелец из космоса и даже, может быть, впишут свои имена в историю. Но готовиться туристам к поездке надо очень тщательно и не только с точки зрения геологии, но и в сфере бытовых вопросов: «в районе выходов палеозоя на реке Карле» (так по-научному характеризуют то, что обыватели назвали кратером) нет источников воды и без её запасов соваться туда нежелательно.


«На маленькую Татарию пять метеоритов – это много»

Вообще, по мнению ученых, охотникам за метеоритами в Татарстане есть где разгуляться, даже не учитывая кратер под Буинском. Потому что случаев падения метеоритов в Татарстане зарегистрировано целых пять. И для нашей маленькой территории это довольно много.

Всех звездных гостей республики Татарстана можно увидеть в музее им. А.А.Штукенберга. За стеклянной витриной не только образцы «космического вещества», упавшие у нас, но и кусочки его из других регионов планеты. Ученые активно обмениваются ими для пополнения коллекций. Есть метеориты из Мексики, Германии, Франции, Нигерии, пустыни Дофар, что в Омане, российской Карелии, кусочки от Чебаркульского, оставившего свой след не только в Челябинской области, но и в многочисленных роликах с видеорегистраторов на Youtube. Кстати, классификация метеоритов строится как раз на вещественном и минералогическом составе метеоритов и способе их обнаружения.

«Метеориты бывают двух типов – падения и находок. Вот из класса «падений» у нас в Татарстане только один, – показывает на огромный пирамидальный камень – муслюмовский метеорит, Римма Даниловна. – Остальные принадлежат классу находок. Время падения находок неизвестно, что сильно их обесценивает в глазах ученых».

У муслюмовского метеорита есть имя – Каинсаз. Назван он по селу в Муслюмовском районе, где упал на глазах местных жителей, убирающих урожай. Произошло это в 15 часов 15 минут 13 сентября 1937 года. Общий вес небесного тела, распавшегося при падении, составил более 210 кг. Большая часть его хранится в Комитете по метеоритам РАН, есть такая организация, которая курирует по всей стране сбор, хранение и изучение метеоритного вещества.

«У нас существует документ – акт передачи, который подписан представителем НКВД, представителем Москвы и представителем Казанского университета. Они все подписали акт о том, что самый большой кусок увозят в Москву, а второй и третий остаются у нас», – рассказывает хранитель музея.

Остальные четыре татарстанских метеорита были найдены, поэтому классифицируются как метеориты находки. Судя по карточкам в музейной витрине, в Муслюмовском районе, кроме Каинсаза, был найден еще один метеорит, остальные три – из деревень Чувашские Кисы Аксубаевского района, Ивановки Ленигорского и Арасланово Кайбицкого района.

«Этот, например, мальчики-пионеры нашли, Ивановку (название по местности, где метеорит был найден – Ред.), в 1983 году. Они сами свою находку отправили в Москву, оттуда им пришло подтверждение, что это действительно метеорит. Комитет по метеоритам забирает обычно 25 процентов от найденной массы метеорита, и потом нам достался вот этот большой кусок, – показывает Римма Даниловна. – Видите, написано: нашли в 1964 году. Его нашёл тракторист, и только через девять лет товарищ его отправил в Москву. Там подтвердили, что это метеорит».

Сотрудники Геологического музея сошлись во мнении, что все-таки для туристов, интересующихся метеоритами, интереснее именно эти четыре района Татарстана, где уже находили космических гостей. Особенно Муслюмовский. Ведь так и остается невыясненным, сколько же упало его вещества и сколько было найдено. Есть шанс найти его остатки и войти в историю, а то и обогатится.


Сколько стоит небесное тело? 

Вопрос стоимости метеорита весьма современного звучания. В прошлом люди бескорыстно помогали учёным изучать Вселенную, теперь все стало по-другому, говорят эксперты.

Во время нашего разговора геологи вспомнили о Сихотэ-Алинском метеорите, который упал около села Бейцухе, которое после назвали Метеоритным, в Приморском крае. До Чебаркульского метеорита, пожалуй, это самое известное место для российских метеоритных искателей. Потому что при падении небесное тело рассыпалось и выпало на землю уже железным дождем. Было это в 1947 году, а части метеорита находят до сих пор.

Геннадий Владимирович подчеркивает, что собрали там двадцать три тонны метеоритных осколков, а около 70 тонн так и разбросано в тайге по траектории падения. Столь огромный объем и возможность использовать в поиске металлоискатель сделал его легкой добычей любителей. И почти полностью обесценил на черном метеоритном рынке.

Да, как оказалось, на найденных метеоритах можно и заработать. Их продают в коллекции. И чем меньше небесного тела упало на Землю, тем оно дороже.

Ценность метеорита зависит также от его состава. Делятся они на каменные, железокаменные и железные. Все пять татарстанских метеоритов – каменные. Смотрятся они скромно и выявить в них небесные тела может лишь экспертиза – камень как камень, лишь оплавленный иногда. Очень эффектно смотрятся железокаменные, чьи срезы выставлены в музее.

Железные эффектно смотрятся на спиле – их отличает необычный геометрический узор на срезе – видманштеттова структура. Директор венского фарфорового завода, рассказывает Сонин, догадался взглянуть на срез метеорита и открыл красивую сеть узоров из кристаллов железа и никеля, называемую теперь его именем.  

Римма Даниловна вспоминает и украшения, сделанные из метеоритов. Сейчас есть и такой бизнес. Вот, говорит, при музее Дедовска, с которым сотрудничаем Геологический музей КФУ, есть магазин, который такие изделия из метеоритного железа предлагает. А кто бы отказался от кольца из метеорита? Кому как, отмечают ученые, поскольку это просто железо с примесью никеля и кобальта.

Сами же музеи метеориты не покупают. Коллекция пополняется от Комитета по метеоритов или в результате обмена. Бывает и по-другому.

Нам в 2016 году досталась коллекция известного астронома Кирилла Петровича Станюковича, которую передал нам его сын Андрей Кириллович он тоже собирал метеориты, он был и физик, и историк. Он завещал нашему музею эту коллекцию из 160 наименований в знак уважения к Казанскому университету. Всего вместе с полученной коллекцией, у нас теперь более двухсот шестидесяти метеоритов», – рассказывает Римма Даниловна.

Вещество с другой звезды 

Рядом с такими диковинными «камешками» в витринах музея им. А.А. Штукенберга выставлены и псевдометеориты – камни, которые жители Татарстана несут, так сказать, на экспертизу, но чья космическая природа остается неподтвержденной.

С вопросом: метеорит ли это или нет, люди обращаются в музей довольно часто. Все же есть среди нас те, кто буквально лелеет мечту найти свой кусочек космоса на Земле.

Среди метеоритчиков-любителей идет другой конкурс – за приоритет открыть новый минерал неземного происхождения. Геннадий Сонин даже опубликовал статью, в которой описывает, как нашёл в одном метеорите частицы вещества не нашего мира.

«Прямо как в известной студенческой песне-клятве молодого влюбленного к своей девушке: «Все для тебя я, любимая, сделаю – с неба достану звезду, выращу в тундре акацию белую, клад под землею найду…», – говорит он.

Может быть, он и прав, утверждая, что только в метеоритах есть надежда встретить вещество не нашего Солнца, а другой звезды, таким образом выйдя за пределы нашего мира.

«Удивительно, как японцы в своих каменных садах медитации не додумались поместить метеориты, нам надо сделать в республике такой сад с самым загадочным веществом», – предлагает ученый-геолог.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев