Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Полилингвальные школы Шаймиева: обучение на трех языках, интернат для вундеркиндов и философия согласия

Полилингвальные школы Шаймиева: обучение на трех языках, интернат для вундеркиндов и философия согласия
В Татарстане к 2022 году создадут сеть полилингвальных образовательных комплексов с обучением на трех языках – русском, татарском и английском. В течение четырех лет в республике планируется построить шесть таких объектов, два из которых будут расположены в Казани и по одному – в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге. В состав комплексов помимо школ войдут детские сады и центры дополнительного образования. В особенностях обучения в современных образовательных учреждениях разобрался корреспондент ИА «Татар-информ».


Шесть полилингвальных комплексов для пяти городов Татарстана

В понедельник Президент РТ Рустам Минниханов провел в Доме правительства совещание, посвященное созданию в республике новых полилингвальных образовательных комплексов. Обсуждение вопроса уже в присутствии журналистов продолжилось на брифинге с участием Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева. 

Как сообщил на совещании Минниханов, проект создания в Татарстане сети полилингвальных образовательных комплексов поддержан Президентом РФ Владимиром Путиным. «Эта инициатива поддержана на уровне Президента России Владимира Путина, соответствующие поручения даны курирующим вице-премьерам, также должна идти работа и с федеральным министерством, чтобы наши идеи были воплощены и отработаны», – заявил он.

На совещании также было сказано, что создание системы полилингвального образования в Татарстане будет включать три этапа. Реализация первого этапа проекта запланирована на 2019-2020 годы. Первый комплекс под названием «Адымнар – к знаниям и согласию» будет создан на базе казанской школы № 165.

На втором этапе (2020-2021 годы) будут построены комплексы в Казани и Елабуге. Второй полилингвальный комплекс в столице Татарстана планируется создать на базе лицея № 178 в ЖК «Казань – XXI век». В частности, размещение начальной и билилингвальной школы предлагается на базе действующего образовательного учреждения со строительством пристроя к существующему зданию. Также планируется строительство полилингвальной школы на 1224 места. Кроме того, создание в Казани второго комплекса подразумевает и строительство двух детских садов. 



То, что второй полилингвальный комплекс в Казани может появиться на площадке ЖК «XXI век», на брифинге подтвердил Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. «Первый комплекс будет на базе 165-й школы. Есть задумка по "XXI веку". В этом микрорайоне нужно создать условия», – сказал он.

В Елабуге начальную школу полилингвального комплекса намерены разместить в школе № 10 после проведения в ней капитального ремонта. Также будут рассмотрены возможности строительства полилингвальной школы на 1224 места. Согласно проекту, дошкольное полилингвальное образование в городе будет организовано в двух действующих и одном строящемся детсадах.

В рамках третьего этапа (2021-2022 годы) полилингвальные комплексы должны появиться в Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. Так, в Набережных Челнах планируется строительство полилингвальной школы на 1224 места. А для получения дошкольного образования выбраны два детских сада, где потребуется провести капитальный и текущий ремонт с укреплением материально-технической базы.

Для реализации проекта в Альметьевске предполагается укрепить материально-техническую базу шести детских садов, а также построить детсад на 220 мест и школу на 1224 места.

В Нижнекамске начальное образование может быть организовано на базе гимназии № 32. А для обучения детей классов с пятого по 11-й рассматривается возможность строительства полилингвальной школы на 1224 места. Кроме того, в городе необходимо провести капремонт двух детских садов, а также укрепить материально-техническую базу еще двух дошкольных образовательных учреждений.

Более того, для учащихся полилингвальных школ Набережных Челнов, Елабуги, Альметьевска и Нижнекамска может быть организован загородный центр дополнительного образования в лагере КАМАЗа «Следопыт», включающем девять спальных корпусов и столовую. Здесь необходима реконструкция действующих зданий.

Ожидается, что полилингвальные школы будут взаимодействовать с международной системой "Ассоциированных школ ЮНЕСКО".



Интернат для одаренных детей со всей республики и англоязычных учителей

По словам Минтимера Шаймиева, финансирование создания шести полилингвальных комплексов в Татарстане будет вестись за счет бюджета республики. «Это бюджетные средства. По шести комплексам эти вопросы рассматриваются ГИСУ РТ, Министерством финансов. Вопрос был обговорен еще с Президентом республики. Сумму сейчас уточняем. Расчет идет по каждому комплексу. Безусловно, средства будут немалые. Но мы, создавая новую систему комплексного образования, одновременно и формируем недостающие звенья. Например, детского сада не хватает в комплексе или нужен капремонт, строительство новой школы», – рассказал Госсоветник РТ. 

Образовательная система должна соответствовать требованиям современного развития общества, подчеркнул Шаймиев. «Задумка – создать новую систему образования, отвечающую современным требованиям. То есть нужно так выстроить систему образования, чтобы выпускники 11-х классов вышли из школы конкурентоспособными. Сказать, что наши дети при сегодняшней системе конкурентноспособны, пока нельзя. В первую очередь все упирается в незнание мирового языка общения», – заметил он.

Полилингвальные комплексы как раз и призваны обеспечить конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках, стать школами, где применяются передовые образовательные практики.

Госсоветник РТ отметил, что при реализации первого этапа проекта уже дан старт строительству средних школ в Казани. «Первый комплекс будет на базе 165-й школы, уже вышли на площадку. Там начали строить среднюю школу, современную. Приступили к строительству школы на улице Бондаренко. Проект принят на федеральном уровне. Определили пять детских садов для комплекса. Необходима одна методика обучения, которая идет от детского сада. Также определяем загородные комплексы, которые будут в составе этих школ», – проинформировал он.



Учебный корпус средней школы для учащихся классов с пятого по 11-й, который разместится по улице Бондаренко в Казани, будет рассчитан на 1224 учащихся. Согласно проекту, трехэтажное здание школы общей площадью более 25 тыс. кв. метров будет включать 51 класс, десять предметных кабинетов, а также два бассейна, два спортивных и актовый залы, библиотеку и столовую.

Концепция проекта предполагает возможность привлечения на обучение наиболее талантливых и одаренных детей со всей республики. Для этого планируется построить здание интерната на 240 мест. По словам Шаймиева, один этаж интерната может быть выделен для приглашенных учителей – носителей английского языка.

Директор казанской школы № 165 Айдар Шамсутдинов добавил, что интернат для первого полилингвального комплекса будет располагаться на улице Бондаренко. «Школа и интернат будут соединены переходом», – заметил он.  

По словам Шамсутдинова, средняя школа первого полилингвального комплекса в Казани будет построена не только на улице Бондаренко, но и на Четаева. «Хотя мы говорим, что это пристрой к 165-й школе, но получается, что это отдельное здание. Сейчас площадь школы № 165, которая станет начальной, всего 5,6 тыс. кв. метров, а площадь пристроя – 15 тыс. кв. метров. На Четаева будет создана средняя билингвальная школа, а на Бондаренко – средняя полилингвальная», – уточнил он. 

Четырехэтажный пристрой к школе № 165, где сейчас обучаются 1,8 тыс. учеников, дополнительно создаст 800 мест для учащихся. Пристрой с существующим зданием предлагается соединить теплым переходом. В новом здании будут располагаться учебные кабинеты, кабинеты дополнительного образования, столовая, спортивный зал, бассейн и библиотека.

В состав полилингвального комплекса также войдет загородный центр дополнительного образования на базе гостинично-развлекательного комплекса «Рыбацкая деревня» в Арском районе. 



Выбор из двух форм обучения в начальной школе

«В “полилингвальном образовании” рассматриваем язык не как предмет обучения, а как средство обучения другим предметам и познания мира», – пояснил Айдар Шамсутдинов.

По его словам, уже в начальной школе дети смогут выбрать траекторию обучения – полилингвальную или билингвальную. «К пятому классу ребенок или его законный представитель должны будут определить, какую траекторию обучения выбирают. В полилингвальной траектории представлены все три языка, но не просто как предметы обучения, а как средства обучения. Полилингвальный комплекс будет базироваться на Бондаренко. Если же выбирают углубленное изучение английского языка, то обучаются в билингвальном корпусе, где основной язык обучения русский, а татарский и английский представлены как предметные особенности. Но все предметы обучения соответствуют госстандарту», – рассказал директор школы № 165. 

«Окончательное решение принимается после четвертого класса. Если родитель хочет, чтобы его ребенок обучался на трех языках, то школьник пойдет учиться в здание средней школы на Бондаренко. Если он будет недостаточно хорошо учиться и после изучения татарского и английского, то пойдет в среднюю школу на Четаева. Расстояние между зданиями – менее 1,5 км, то есть все в пешей доступности. Это будет один образовательный комплекс. А здание нынешней 165-й школы реконструируют под начальную школу», – добавил Шамсутдинов.

В каждой из школ – начальной, билингвальной и полилингвальной – будет сформировано по 32 класса, продолжил он.

«В полилингвальных классах на татарском языке будут преподавать “Окружающий мир”, “Историю”, “Обществознание”. Предполагаем, что начиная с седьмого класса географию, математику и биологию будут преподавать на английском языке, а до этого – на татарском. Кроме того, начиная с третьего класса ИЗО и технологию планируем преподавать на иностранном языке», – отметил директор школы. 

Он также подчеркнул, что полилингвальное обучение требует несколько повышенного уровня подготовки. «Например, в Сингапуре после определенного возраста у детей начальной школы выявляют их способности. И в соответствии с их способностями выстраивают дальнейшую траекторию обучения. Изучение иностранного языка из всех школьных предметов – самое трудоемкое занятие, которое требует постоянного внимания. Татарский язык для многих тоже является очень непростым», – заметил Шамсутдинов. 



Говоря о начальной школе, он подчеркнул, что это будет «школа полного дня». «Мы хотим реализовать принцип “школы полного дня”. То есть ребенок придет в школу и у него будет возможность сначала заняться внеклассным чтением в рамках внеурочной деятельности, которая обозначена госстандартом. Потом у него будет один урок, и он пойдет завтракать. После этого у него будет еще два урока. Затем дети смогут выйти на прогулку перед обедом, а после – другие уроки, проведение внеурочной деятельности», – сообщил директор 165-й школы. 

Вторую половину дня учащихся планируется заполнить всевозможными курсами по различным направлениям. Например, по художественной культуре и историческому наследию Татарстана, чтобы, по словам Шамсутдинова, «сформировать национальное самосознание».

«Предполагаем, что у нас будет курс “Философия согласия”, чтобы научить детей уважать друг друга. Тогда будут сняты многие вопросы, возникнет желание изучать язык своего соседа. Философия согласия – это достаточно интересное в социологии понятие, которое сейчас серьезно разрабатывается. Нам ее будут разрабатывать ученые и педагоги Казанского федерального университета. И этот курс будет присутствовать с первого по 11-й класс. Дети должны понимать, что каждый человек является уникальным. И лучшее проявление уважения к другому – это знание его культуры и языка», – заявил он. 

Министр образования и науки РТ Рафис Бурганов уточнил, что дети будут зачисляться в новый образовательный комплекс по территориальному принципу. «У нас микрорайонное закрепление детей в школы в соответствии с законодательством. Территориальный принцип учитывается в начальной школе и дошкольном образовании», – сказал он.



Выгодный проект для Казанского федерального университета

«Для КФУ создание системы полилингвального образования – очень выгодный проект. Я думаю, что из этих школ к нам поступят очень талантливые абитуриенты. С другой стороны, появление новых комплексов даст возможность нашим выпускникам, которые обучаются по педагогическим направлениям, достаточно хорошо трудоустроиться», – убежден ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров.

Он подчеркнул, что университет уже сегодня готовит педагогов, которые смогут преподавать биологию, химию, физику на английском языке. «На данный момент у нас по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры обучаются 9,6 тыс. будущих учителей. В этом году только в Казани будем выпускать 1610 бакалавров по педагогическому направлению», – проинформировал ректор вуза.

С учетом нехватки педагогов, способных преподавать свой предмет на татарском языке, в прошлом году в университете началась подготовка педагогических кадров для работы в билингвальной среде. И в настоящее время обучение проходят 125 студентов.

В Татарстане проведен анализ потребности в кадрах для полилингвальных детских садов. По предварительным данным, в течение трех лет потребуются 101 воспитатель со знанием английского языка и 26 воспитателей, владеющих английским и татарским языками, а также по 21 преподавателю английского и татарского языков.

Проанализирована также кадровая потребность создаваемых полилингвальных комплексов. Так, в 2020 году школе по улице Бондаренко потребуются 37 учителей-предметников, в том числе девять из них должны уметь преподавать предмет на английском языке; в 2021 году для двух школ в Казани и новой школы в Елабуге необходимы будут 152 учителя, включая 19 педагогов со знанием английского и 20 – татарского; в 2022 году для трех новых школ в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске нужны 209 педагогов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев