Джеймс Делеттра об Иннополисе: «Я не могу сказать, что когда-либо видел нечто подобное»

Джеймс Делеттра, профессор Университета штата Пенсильвания, в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о механизме запуска стартапов в университетской среде и поделился впечатлениями об Иннополисе.
29 мая в Казанском IT-парке состоялась лекция американского профессора Джеймса Делеттры, возглавляющего проект Invent Penn State, созданный в Университете штата Пенсильвания с целью коммерциализации инноваций и взращивания стартапов внутри вуза. Профессор Деллетра рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о том, как современные университеты способствуют развитию предпринимательства. 

Джеймс, Вы являетесь руководителем проекта Invent Penn State. Расскажите, пожалуйста, в чем его уникальность, отличия от других программ коммерциализации инноваций?

— Я бы назвал главное свойство, которое отличает Invent Penn State, — это, одновременно, сочетание высокого уровня поддержки от президента университета и построение программы по принципу «снизу-вверх». Иными словами, проект основывается не на реализации централизованно финансируемых инициатив, исходящих от высшего руководства, а на создании партнерских отношений внутри университета и за его пределами. Внутреннее партнерство касается сотрудничества между факультетами, внешнее — во взаимодействии с органами местного самоуправления, офисом мэра, органами экономического развития.

Успешная разработка инноваций внутри Университета штата Пенсильвания происходит, благодаря мощной структуре вуза, включающей 23 кампуса. Большинство наших кампусов связаны с крупными отраслями промышленности.

Например, кампус Penn State New Kensington расположен на земле, полученной от американской компании Alcoa, занимающейся производством алюминия. Таким образом, мы можем наблюдать некий элемент партнерства между университетом и бизнесом. 

Сегодня утром Вы посетили Иннополис. Расскажите о своих впечатлениях от города? Существуют ли какие-то похожие города в США? 

— Я не могу сказать, что когда-либо видел нечто подобное, как Иннополис. В США есть пример двух кластеров, которые схожи с Иннополисом в некоторых чертах. Это исследовательские парки The Research Triangle Park в штате Северная Каролина и Arizona State University Research Park в штате Аризона, спроектированные с определенной целью, так же, как и Иннополис. Я думаю, что Иннополис готовит хорошо обученных студентов и способен создать почву для стартапов на основе университета. 

Я не могу сказать, что когда-либо видел нечто подобное, как Иннополис.

Иными словами, Иннополис имеет потенциал для дальнейшего эффективного развития?

— Да, определенно. С одной стороны, здесь созданы условия для развития индустрии. С другой стороны, руководство спроектировало университет, который изначально нацелен на сотрудничество вуза и бизнеса: имеется возможность проводить большое количество спонсированных исследовательских проектов для компаний. Я думаю, такой подход будет способствовать созданию инноваций. 

Хорошо. В чем, по-вашему, заключаются различия в поддержке стартапов в России и США? 

 — Честно говоря, я не увидел каких-либо примечательных различий. Я знаю, что существуют фирмы или организации, такие как ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив — Прим.) в Москве, которые заполняют разрыв в финансировании бизнеса. В прошлом, возможно, наблюдались различия в объемах финансирования бизнеса в США и России, но на сегодняшний день, мне кажется, этот разрыв закрыт, благодаря инвестициям в ФРИИ и прочие подобные фонды. Мне кажется, в России имеются все необходимые элементы для развития бизнеса, но следует набраться терпения, поскольку подобные проекты требуют времени. 
 
С какими трудностями могут столкнуться студенты, желающие запустить свой стартап, и как проект «Invent Penn State» содействует их преодолению?

  — Наиболее значимая проблема в том, что более половины наших студентов завершают обучение с крупным образовательным кредитом. И если выпускники имеют два варианта дальнейшего развития — получить позицию в Intel или Uber или заняться запуском собственного стартапа, не получая в начале никакую заработную плату, то, разумеется, они предпочтут работу в крупной компании, чтобы закрыть кредит. Поэтому мы работаем над двумя способами поддержки студентов. Первый путь, уже внедренный в университете, заключается в том, что мы бесплатно предоставляем нашим студентам, имеющим свой стартап, многочисленные услуги для бизнеса и офисные помещения.

Мы запустили сервис LaunchBox — это бесплатная программа для поддержки местных стартапов. Например, в рамках сервиса LaunchBox студенты могут воспользоваться бесплатной юридической консультацией для решения законодательных вопросов по созданию компании.

Также у нас имеется Центр для развития малого бизнеса, где мы обучаем предпринимательским навыкам. Таким образом, идея в подобного рода поддержке студентов кроется в том, что свой первый заработанный доллар они не тратят на аренду офиса или услуги юриста, а направляют на маркетинг стартапа, создание прототипов или наём персонала. Второй способ поддержки студентов, который пока находится на стадии планирования, — это организация предпринимательских стипендий. Они будут предназначаться для студентов, имеющих свой стартап, для покрытия стоимости обучения в вузе. На данный момент Университет штата Пенсильвания готовится к запуску кампании по сбору денежных средств от индивидуальных благотворителей и организаций для учреждения стипендии. 

Здорово! Джеймс, скажите, пожалуйста, сколько успешных стартапов было запущено вами с момента основания «Invent Penn State»?

— С момента создания «Invent Penn State» мы запустили примерно 40 компаний. Я бы сказал, что в настоящий момент, небольшой процент этих фирм получают прибыль, в то время как большая часть находится на посевной стадии. Названная мною выше цифра относится к университетским стартапам, в то время как наши кампусы способствовали развитию более 100 начинающим компаниям, предоставляя им различные услуги. Представители местного малого бизнеса обращались к нам за юридической консультацией или в поиске стажеров для стартапа. Иными словами, мы стараемся поддерживать как стартапы внутри вуза, так и локальных предпринимателей. 

Какой совет, в первую очередь, вы бы дали университетам для развития инновационных компаний внутри вуза?

— Я бы сказал о необходимости помнить, что предпринимательский дух имеет значение не только для студента, желающего быть стартапером, но и для любого человека, стремящегося найти работу. Понимание всех сложностей, возникающих при анализе проблем отрасли, оценке товарного рынка, умение обрабатывать данные и определять бизнес-модели, справляться с трудностями, решать нестандартные задачи — такие навыки всегда оказываются важными при трудоустройстве, и предпринимательство только способствует их развитию.

Не существует разрыва между поддержкой предпринимательства среди студентов и поддержкой их общей успеваемости. Именно это необходимо учитывать университетам при разработке образовательных стратегий. 

Расскажите, как строится взаимодействие между представителями бизнеса и академической среды при генерации идей для стартапов? 

— В нашем университете располагается офис по развитию отношений с промышленным сектором. Основная задача данного офиса — это изучение потребностей отрасли и возможностей вуза для дальнейшего развития двусторонних отношений между университетом и бизнесом. Также мы стараемся укреплять стратегическое видение и проводим улучшения, направленные на долгосрочную перспективу. Например, мы создали программу Innovation Gateway, которая позволяет отраслевым спонсорам ставить конкретные задачи перед учеными университета. С помощью мобильного приложения информация о поставленной спонсором исследовательской проблеме распространяется среди представителей факультетов, которые в дальнейшем могут отправить ответные заявки, заполнив специальную онлайн-форму. Она состоит из четырех квадрантов, где задаются вопросы о рисках и возможностях проекта. Преимущество такого подхода в том, что индустриальные спонсоры не тратят время на изучение исследовательских отчетов университета длиною в десятки страниц. При предложении успешного решения отдельный исследователь, лаборатория или целый факультет могут начать строить партнерские отношения с бизнес-сообществом. 

И в завершении, Джеймс, как вы считаете, насколько конкурентоспособными останутся вузы в будущем, из-за влияния массовых онлайн-курсов и компаний, предлагающих альтернативные способы обучения? 

— Да, университетам, действительно, необходимо эволюционировать. Я считаю, что Университет штата Пенсильвания проделал большую работу в данном направлении. В настоящий момент около 15 000 наших студентов обучаются на программах онлайн-бакалавриата. Университет демонстрирует высокие показатели удержания студентов по онлайн-курсам и располагает эффективными учебными планами. Несмотря на пользу онлайн-обучения, многие люди в США хотели бы получить университетскую степень, поскольку до сих пор сохраняется ценность стать частью сообщества выпускников.

В то же время, мне кажется, что университетам придется перейти к смешанной, гибридной модели. Одна треть наших студентов, обучающихся очно в университете, в настоящее время также изучают онлайн-курсы как часть общей образовательной программы. 


Биографическая справка:

Джеймс Делеттра — профессор американского Университета штата Пенсильвания (Penn State University). Получил степень бакалавра в химии в Университете штата Пенсильвания, степень PhD в химии Калифорнийском университете в Беркли. В 2005 г. начал работу в качестве менеджера по развитию продукта в компании NanoHorizons. В настоящий момент занимает должность Assistant Vice President for Research Director в Университете штата Пенсильвания, возглавляет проект Invent Penn State.