Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Садри Максуди стал „мостом“ между Татарстаном и Турцией»: казанский режиссер Рустам Рашитов снимет фильм об известном политике

«Садри Максуди стал „мостом“ между Татарстаном и Турцией»: казанский режиссер Рустам Рашитов снимет фильм об известном политике
Казанский режиссер Рустам Рашитов, снявший известную кинокартину «Айсылу», снимет документальный фильм о татарском и турецком общественно-политическом деятеле Садри Максуди. Корреспондент ИА «Татар-информ» побеседовала с режиссером об идее фильма и его героях, а также вкладе Максуди в развитие татарстано-турецких отношений.

Рустам, расскажите, на каком этапе находятся съемки фильма?

— Сейчас идет подготовительный этап. Мы договариваемся с людьми по поводу съемок в фильме здесь в Казани и Стамбуле. Мы расписали сценарный план, хотя в документальном кино сценарий особо не напишешь, особенно по теме, которая почти не раскрыта. Весь окончательный сценарий будет рождаться на монтажном столе.

Мы планируем «казанский» блок снимать в сентябре, но, скорее всего, начнем в августе. В октябре мы летим в Стамбул, чтобы провести съемки там. Я надеюсь, что уже где-то к декабрю у нас будет готовый фильм.

Почему вы решили снимать фильм именно о Садри Максуди?

— На мой взгляд, это недостаточно оцененная личность у нас в Татарстане, хотя у него много заслуг. Практически все, что он делал, он делал на территории другого государства, для другого государства. Тем не менее, он является неким мостом между нами и Турцией. Он создавал этот мост тогда, и сейчас мы тоже ощущаем последствия его работы.

Хотелось бы поговорить в фильме с Минтимером Шариповичем Шаймиевым, Генеральным консулом Турции, надеюсь, директором Института истории имени Марджани с Рафаэлем Хакимовым. Хотелось бы перейти от Максуди к нынешним российско-турецким и татарстано-турецким отношениям, поговорить о том, какое влияние Садри Максуди оказал на то, что мы сейчас имеем.

Почему было принято решение пригласить для участия в съемках Минтимера Шариповича?

— Он с точки зрения большого татарстанского политика может рассказать о значимости того, что в свое время делал Максуди для Татарстана. Мы знаем, что Максуди работал в Госдуме II и III созыва в Петербурге. Было бы интересно с ним поговорить по этому поводу.

Только в 90-е годы люди узнали о Максуди. В Турции он даже был кандидатом в президенты. Там его очень чтят, а у нас он почему-то он забыт, или был забыт до 90-х годов. Нам интересно узнать, почему так случилось.

С Минтимером Шариповичем мы будем разговаривать по политическим вопросам, с Рафаэлем Хакимовым – об истории, с Гонуль Пултар хотелось бы поговорить о его личной, семейной жизни. Хотелось бы узнать о том, как переживала те времена его семья – жена и дети. Этого нам историки достоверно не расскажут.

Привязана ли съемка фильма к 140-летию со дня рождения государственного деятеля?

— Честно говоря, нет. Я сам удивился, что в этом году, буквально на днях, исполнилось 140 лет.

Можете рассказать о финансировании проекта?

— Я выиграл соответствующий грант Министерства культуры Татарстана Министерство культуры каждый год разыгрывает гранты на создание фильмов. Я заявился с этим проектом и получил одобрение и финансирование на 500 тыс. рублей. Это стандартная сумма для короткометражного документального кино.

Планируете ли вы привлекать средства из других источников?

— Если, конечно, будут дополнительные средства, мы только будем рады, потому что будет возможность, скажем, полететь в Париж и снять Сорбонну, где он учился и преподавал. Пока того финансирования, которое есть, нам хватает, чтобы снять фильм.

Какие съемки планируется проводить в Стамбуле?

— Генконсул Турции (Ахмет Садык Доган – прим. Т-и) порекомендовал нам турецкого историка. Также мы хотим поговорить с родственниками Садри Максуди. В Стамбуле живет его внучка Гонуль Пултар, возглавляющая Всемирную лигу татар. У нее есть материалы из биографии Максуди, которые нигде не публиковались.

Кроме Гонуль Пултар, есть также внук Садри Максуди (Али Вахит Турхан – прим. Т-и), который является профессором политологии в Стамбульском университете.

А в Казани какие локации хотите задействовать? Садри Максуди же родом из района.

— Он из Высокогорского района, то есть недалеко от Казани. Здесь, в Казани, локации пока выбираются, как минимум, одной из них будет памятник в сквере «Стамбул» (памятник Садри Максуди открылся в казанском сквере «Стамбул» в декабре 2016 года – прим. Т-и).

Также мы планируем снимать в деревне (Садри Максуди родился в деревне Ташсу – прим. Т-и). Я еще не был в деревне. Мы сейчас съездим на разведку, все разузнаем, а потом уже будут съемки.

В фильме не будет актеров?

— Актеров точно не будет. В каком виде получится фильм – мы этот вопрос сейчас прорабатываем. Не хотелось бы раскрывать свою режиссерскую задумку.

На каком языке будет фильм? Где желающие смогут его увидеть?

— На русском. Честно говоря, мы планируем показывать его на фестивалях. Проката короткометражного кино у нас в России нет.

Когда мы подавали заявку, мы указывали фестивали, в которых хотим принять участие. Там порядка 20 фестивалей – в основном российские и турецкие. Для участия в турецких фестивалях будут сделаны субтитры на турецком языке.

Можете рассказать о съемочной группе?

— У нас за сценарий отвечает Дан Дамаскин, который участвовал во всех последних проектах – «Кире» и «Неотосланных письмах». Оператором выступит Денис Гусев, который также принял участие в съемках этих фильмов.

В чем, по-вашему, особенность документального кино? В чем будет заключаться изюминка вашего фильма?

— Я вижу для себя, что документальное кино как минимум должно быть интересным. Я работаю в институте, и среди молодежи нет особого интереса к документалистике – как к работе над ней, так и просмотру документального кино. Это надо как-то менять. Мы хотим сделать фильм зрелищным и интересным зрителю.

Было бы здорово перейти от истории к современности, чтобы это была не просто историческая справка. Хочется показать, как то, что происходило, влияло и влияет на нашу жизнь сейчас.

Что вас самого впечатляет в биографии Максуди?

— Я ее продолжаю изучать. Мне бы очень хотелось показать, что парень из деревни под Казанью достиг тех высот, которых он достиг. Показать, что те этапы, через которые он проходил, те страшные времена, только закаляли его, что он не опускал руки. 

Для справки:

Садри Максуди Арсал (Садретдин Низаметдин улы Максудов) родился в 1878 году в деревне Ташсу Казанского уезда Казанской губернии (ныне - Высокогорский район РТ). Свое образование Максуди получил в медресе «Галлямия». Здесь изучал турецкий, арабский, персидский языки, мусульманскую философию.

В 1901 году уехал во Францию и поступил на факультет права Парижского университета. Закончив его, в 1906 году вернулся в Казань.

В 1906 – 1912 гг. был дважды депутатом Государственной думы. Активная политическая деятельность Садри Максуди продолжалась после Февральской революции в 1917 году. Он стал одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов.

В 1918 году покинул Россию. На протяжении четырех лет жил сначала в Финляндии, потом в Швеции, а затем в Германии. В 1923 году вместе с семьей переехал во Францию и приступил к работе в университете Сорбонна, где читал лекции по истории тюркских народов.

В 1924 году познакомился с первым Президентом Турции Мустафой Кемалем, который лично пригласил его работать в Анкару. Садри Максуди принял активное участие в общественной и политической жизни Турецкой Республики. Трижды становился депутатом парламента и внес большой вклад в развитие турецкой правовой системы. Умер в Стамбуле в 1957 году.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев