О списке «мутных» регоператоров ОНФ: «Для нас подобный вывод явился сюрпризом»
Общероссийский народный фронт назвал «Гринту» и еще 19 регоператоров российского рынка твердых коммунальных отходов «мутными». У них возникли сомнения из-за малой численности компании, небольших фондов и низкого уставного капитала. Как вы это прокомментируете?
Для нас подобный вывод явился сюрпризом. Мы отреагировали незамедлительно, высказали свои доводы в письме руководителю исполкома ОНФ Михаилу Развозжаеву, а также в местные отделения организации и в Ассоциацию регоператоров «Чистая страна», где представили все свои данные.
С выводами ОНФ мы не согласны. Что касается штата компании: сейчас у нас работает несколько десятков человек только административным персоналом в головном офисе и еще 200 работают на аутсорсе. Говорить о том, что один человек у нас работает, по крайней мере значит не разбираться в «мусорной» реформе, потому что справиться с таким объемом работ одному человеку невозможно.
По платежеспособности: что касается обеспечения исполнения обязательств, то в данном случае страхованием является безотзывная банковская гарантия. Несмотря на то что наша деятельность как регионального оператора началась с 1 января 2019 года, мы уже в 2018 году предоставили банковскую гарантию. И, естественно, на 2019 год также была предоставлена соответствующая банковская гарантия более чем на 130 млн рублей.
Кроме того, структура фронта «Молодежка ОНФ» инспектировала нашу деятельность. Команда провела рейды в Бугульме и Альметьевске. Они выезжали на контейнерные площадки, опросили жителей этих городов и посетили полигон. Люди только положительно отзывались о реформе, контейнеры были чистые, жалоб не было. Ни одного замечания рейд не выявил, отзывы «молодежки» в их открытом отчете были только положительные. Дальше они поехали на альметьевский полигон, взяли интервью у его сотрудников и получили положительные отзывы о работе с региональным оператором.
Когда «Гринта» появилась на этом рынке?
Компания открылась в 2016 году. Изначально мы занимались утилизацией промышленных отходов, но потом собственники заинтересовались развитием отрасли по обращению с ТКО, зная о том, что планируется реформа, решили принять участие в конкурсе. Я хочу обратить внимание на то, что это не было спонтанным решением. Мы знали об изменениях в законодательстве в этой области и начали тщательную подготовку заранее.
Предупреждение от антимонопольщиков
У УФАС по РТ возникали претензии к вашим тендерам на транспортирование отходов. Предупреждение было направлено также и западному регоператору. Вы устранили нарушения?
Здесь важно, что УФАС выпустило предупреждение, а не предписание. Предупреждение не требует оспаривания. Антимонопольная служба предостерегала нас от нарушений законодательства в этой сфере. В документе ведомство высказало свою правовую позицию в отношении торгов. В ответном письме мы пояснили свои действия, и наша позиция была принята.
В частности, там было указано, что компания не исполнила требование о проведении аукционов только для субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 15%. Но мы обратили внимание службы, что в постановлении правительства № 1133 ограничение в 15% вступало в силу с 1 января 2019 года. А мы объявляли все закупки в 2018 году. Поэтому данное требование на нас не распространялось.
Контракт с победителем торгов заключен на год. На следующий год, конечно же, мы будем снова объявлять конкурсную процедуру.
Что на счет укрупнения лотов?
Лоты были сформированы нами в соответствии с законодательством. В том случае если бы не поступило ни одной заявки, мы бы разукрупняли лоты, но заявки поступили. Информация о компаниях, которые выиграли конкурсы и являются нашими операторами по транспортированию, есть в открытом доступе.
«Конфликта с МСБ у „Гринты“ сейчас нет, есть претензии в голове одного конкретного человека...»
Не утихают споры о вашем конфликте с малым и средним бизнесом в Челнах. Как ситуация обстоит с вашей точки зрения?
Конфликта с МСБ у «Гринты» сейчас нет, есть претензии в голове одного конкретного человека — Николая Атласова (депутат Горсовета Набережных Челнов, директор ООО «Проминдустрия»). Но мы не предпринимали никаких негативных действий, которые повлекли бы убытки у МСБ или сделали их работу на рынке нерентабельной. Наоборот, предлагали взаимодействие и сотрудничество.
Кроме того, в Челнах функционируют две сортировочные станции. Там ТКО подвергаются сортировке, а несортированные остатки — так называемые хвосты — в дальнейшем отправляются на полигон. Поэтому говорить о том, что в зоне нашей ответственности не происходит отбора вторичных отходов и сортировки, — это заблуждение. Отбор есть.
Как думаете, с чем это связано?
Регоператор отвечает только за обращение с ТКО. За промышленные отходы регоператор ответственности не несет. В данном аспекте нужно подчеркнуть, что деятельность по обращению с отходами тарифицируемая, поэтому система раздельного сбора отходов должна найти свое отражение в плате жителей, причем в сторону уменьшения. Не должно быть так, что жители сортируют отходы, а прибыль от этого получает отдельно взятый бизнесмен.
Посудите сами. Сейчас отходы идут на мусоросортировочный завод. Там отбираются вторичные компоненты. При получении тарифа завод уже заявлял объем отходов, который он обработает, отберет и продаст. То есть помимо затрат предприятие еще имеет выручку от продажи вторичных компонентов. Когда тарифный комитет проанализировал экономику, то свел затраты и выручку и получил тариф на обработку отходов.
Теперь представим, что все компоненты передали малому и среднему бизнесу без включения в единую систему обращения с отходами. В этом случае мусоросортировочный завод на входе получит только хвосты. И на следующий год в тарифном комитете заявит об уменьшении выручки, что выльется в рост тарифов. Действительно, они закладывали один объем сырья, а регоператор привез только «хвосты». И тогда получится оксюморон — реформа введена, а тариф вырос.
С действующей системой возможно понижение тарифов?
Если же все будет происходить в единой системе по обращению с отходами, то у нас сразу появляются соответствующие статьи по реализации вторсырья. Данные статьи мы обязаны раскрыть в тарифном комитете. Если какие-то объемы выпадут из-под контроля регоператора, то это может сказаться на тарифе.
Именно это мы хотим донести бизнесу, чтобы у них было понимание происходящего. Также мы говорим, что нужно наладить систему количественного учета образования и движения отходов. Чтобы препятствовать образованию несанкционированных свалок
Возвращаясь к теме малого и среднего бизнеса, как вы планируете вовлекать их в свою работу, чтобы они совсем не ушли с рынка?
Мы открыты для сотрудничества, за конструктивный диалог с добропорядочными компаниями. У нас было совещание в Минэкологии, где министр Александр Шадриков собрал переработчиков. И там мы тоже высказали свою позицию. Мы за сотрудничество: если есть какие-то конструктивные предложения к нам, бизнес-модели, финансовые модели, мы готовы сесть за стол переговоров. Будем вместе рассматривать и двигаться вперед. Понятно, что у каждого есть свой опыт работы и им нужно пользоваться этим. Я, например, очень трепетно отношусь ко всему, что уже наработала республика. Недаром посещаю перерабатывающие заводы и общаюсь с бизнесом, представителями власти, муниципалитетами. Важно воспользоваться уже наработанным опытом, услышать, какие у них сейчас есть проблемы, чтобы мы начали их вместе решать.
Бизнес получит доступ к экотехнопаркам
Есть ли конкретные предложения по улучшению ситуации в республике?
Безусловно. Во-первых, территориальная схема по обращению с отходами предусматривает создание инфраструктуры обращения с отходами.
К 2022 году должно быть запущено два межмуниципальных комплекса обращения с отходами. Каждый из этих комплексов будет включать: мусоросортировочный завод, полигон и сеть мусороперегрузочных станций.
При мусоросортировочных заводах предполагается строительство экологических технопарков. И именно в этом экотехнопарке предполагается доступ резидентов ко вторичным ресурсам, которые будут отобраны на мусоросортировочном заводе.
В ближайшее время будут поступать обращения предпринимателей для того чтобы стать резидентами экотехнопарка.
Это будет на конкурсной основе?
Этот вопрос согласовывается.
Где будут расположены эти технопарки?
Сейчас в территориальной схеме расположение межмуниципальных комплексов планируется в Елабужском и Лениногорском районах. Но земельные участки еще не выделены.
«Следующий шаг — это налаживание количественного учета образования и движения отходов»
С начала реформы прошло три месяца. Какие-то предварительные итоги можете подвести?
Посудите сами даже для выращивания микроскопических грибков (микромицетов) на чашке Петри в лабораторных условиях нужно от 7 до 14 суток. А у нас от старта реформы прошло два полных месяца. Говорить о кардинальных изменениях за это время в рамках реформы, которая рассчитана на 10 лет, еще рано.
Однако у нас уже сейчас есть чем поделиться. Так, например, в трех районах нашей зоны — Чистопольском, Бугульминском, Мамадышском — мы заменили более 1500 контейнеров. Закуплено 30 единиц техники. И эта работа будет продолжаться.
Также мы заключили договоры со всеми сортировочными станциями, с полигонами, которые находятся в нашей зоне ответственности. Одна из задач регоператора — это вовлечение всей массы ТКО в единую систему обращения с отходами. Хотя работа в части транспортирования отходов в республике и была частично налажена, однако оставался ряд населенных пунктов, где услуга вывоза ТКО была недоступна жителям.
В зоне деятельности компании в 2019 году образуется 743 тыс. тонн ТКО, а через несколько лет эта цифра достигнет 800 тыс. тонн в год.
И следующий немаловажный шаг — это налаживание количественного учета образования и движения отходов. Давайте рассмотрим, как могло быть раньше. Собственник отходов мог обратиться в любую транспортную компанию для вывоза отходов. А доедут ли отходы до полигона — на совести транспортной компании. Уважающие себя крупные компании везли на полигон, на захоронение отходов. А какие-то мелкие могли свалить где-то в лес, овраг за ближайшим поворотом. Сейчас подобная ситуация исключена, с приходом регионального оператора транспортной компании просто не выгодно везти отходы «налево». Вывоз происходит в соответствии с направлением потоков утвержденных территориальной схемой.
О тарифах и льготах
Из чего складывается тариф на вывоз мусора?
Целью реформы отрасли обращения с отходами является снижение отрицательного воздействия отходов на окружающую среду за счет организации эффективной системы управления отходами. Сегодня в тарифе заложены затраты на обработку и захоронение отходов, затраты по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, основную же долю составляют затраты на транспортирование отходов от их образователей до полигона.
Действительно, ни для кого не секрет, что повысились цены на топливо, на автозапчасти. Более того, существующая территориальная схема регламентирует доступность услуги регионального оператора каждому жителю нашей зоны деятельности. Это подразумевает то, что региональному оператору нужно охватить все удаленные населенные пункты, ранее не обслуживаемые по разным причинам: нерентабельности, неэффективности, дороговизны, что, естественно, повысит затраты регионального оператора: это покупка транспорта, усложнение логистических маршрутов, потому что из районных центров, рядом с которыми находятся полигоны, возить гораздо проще, чем из удаленных деревень.
Также часть полигонов полностью выработали свой ресурс, что нашло отражение в усложнении логистики. Кроме того, включение платы за негативное воздействие на окружающую среду привело к значительному удорожанию тарифов на захоронение отходов.
Могут ли тарифы меняться?
Тариф установлен Тарифным комитетом Республики Татарстан и не подлежит изменению в течение года. Тариф составляет 439,06 рубля с НДС за 1 кубометр ТКО.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров на встрече с Президентом России Владимиром Путиным поднимал проблему, что для жителей, у кого мало квадратов, резко вырастет цена на вывоз ТКО. Что вы считаете по этому поводу?
Существует два пути расчета тарифа. Исходя из квадратного метра жилья или исходя из количества проживающих. В Республике Татарстан принята плата с человека.
Но поверьте, и в первой, и во второй модели есть свои плюсы и минусы. И однозначно сказать, какая модель лучше, не представляется возможным. Ведь семья семье рознь, и здесь случаи очень индивидуальные. Возьмем, допустим, 60 квадратных метров с количеством проживающих два человека. Раньше тариф с квадратного метра умножали на количество метров. А сейчас двое прописано — 71,95 руб. умножается на два. Всё. И таких семей, у которых плата снизилась в разы, поверьте, очень много. В два, а то и в три раза. Много таких семей.
Да, есть семьи, у которых небольшая площадь и их прописано по пять, шесть и больше человек. Например, многодетные семьи. Однако они попадают под соответствующие льготы, и плата для них снижается.
Сейчас рассматривается проблема того, что новая система приведет к увеличению расходов за вывоз ТКО в муниципальных образованиях, которые не предусмотрены в бюджетах муниципалитетов. То же самое касается всех предприятий, в том числе малого бизнеса. Как вы это прокомментируете?
С началом работы региональных операторов образование и движение ТКО стало прозрачным. Сейчас региональный оператор контролирует все отходы. Теперь не может быть такой ситуации, что некоторые юридические лица заявляют свой объем отходов, заказывают его вывоз раз в год, а разницу скидывают в контейнеры для населения. Приведем пример, как было до реформы: кафе на первом этаже жилого дома заявляет 1,1 кубометра отходов в год, заказывает вывоз отходов так же один раз год, платит 990 руб. А все образовавшиеся отходы сваливает в контейнер управляющей домом компании. И плата за эти отходы перекладывается на население. По новым правилам, для тех, кто честно вел учет отходов до реформы, объем платежей даже снизился, в некоторых случаях до 30%. Если раньше тариф составлял от 700 до 1500 рублей за кубометр, то теперь это 439,06 руб. с НДС.
Поэтому все должны иметь равные условия, не должно быть ситуаций, что население платит за юридических лиц, и наоборот. Конечно, мы прорабатываем каждый договор с юридическими лицами, взаимодействуем с ними, оказываем помощь в расчетах.
Также мы встречаемся с руководством муниципалитетов и совместно прорабатываем их вопросы в этой сфере.
О ликвидации несанкционированных свалок и проекте Duracell
Компания участвует в ликвидации несанкционированных свалок или это не ваша область?
Да, мы обязательно должны принимать участие в ликвидации несанкционированных свалок. Механика действий в случае обнаружения таких свалок прописана четко. Сначала региональный оператор обращается к собственнику земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка, с просьбой убрать ее. Если в 30-дневный срок она не убирается, то региональный оператор ликвидирует ее собственными силами.
В прошлом году вы тоже этим занимались?
В качестве регионального оператора мы работаем с 1 января 2019 года.
Это предусмотрено в тарифе?
Ликвидация несанкционированных свалок не заложена в тарифе. Наша задача — сделать всё, чтобы такие свалки не появлялись. Именно поэтому фокус должен быть на количественный учет образования и движения отходов. Сейчас нужно убрать действующие несанкционированные свалки и далее следить за тем, чтобы несанкционированных свалок не появлялось.
Есть список свалок? Сколько их в Восточной зоне?
На сегодняшний день в территориальной схеме фигурирует список из 37 выявленных свалок. Понятно, что список может быть неполный. Это то, что было на момент создания территориальной схемы. В ближайшее время будет новая ревизия, и уже точно будем подводить итоги.
В этом году планируется покупка новой техники, контейнеров?
Да. Работа ведется с января.
Сколько на это планируется средств?
Мы сейчас собираем еще и запросы муниципалитетов и рассматриваем возможности. Я хочу сказать одно: у нас покупка контейнеров не заложена в тариф. Поэтому нам самим придется изыскивать эти средства.
Один контейнер стоит где-то 12 тысяч рублей в среднем. Тут уже обговариваешь торговые условия с поставщиком. И зависит опять же от кубатуры. Есть 0,75 кубического метра, есть 1,1 кубического метра.
Duracell хочет реализовать проект по сбору и утилизации батареек в Татарстане. Вы просили, чтобы Челны включили в пилотный проект?
Да, мы обращались в Duracell, чтобы в качестве пилотного города они выбрали не только Казань, но и Набережные Челны, и нам это удалось. Сейчас рассчитываем на плодотворное сотрудничество с администрацией Набережных Челнов, чтобы запуск акции и сама акция прошли успешно. Старт акции планируется весной.
Нет комментариев-