Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«С пивом и в порванных колготках – это не Джульетта»: чем в Татарстане решили заманивать детей в ТЮЗы и что показывать

«С пивом и в порванных колготках – это не Джульетта»: чем в Татарстане решили заманивать детей в ТЮЗы и что показывать
В Казани на площадке Дома актера им. М. Салимжанова состоялась дискуссия театрального сообщества республики, посвященная нынешнему кризису и будущему детского и молодежного театра в России.

На круглый стол приглашения получили местные чиновники, руководители театров и творческих студий Казани, режиссеры, журналисты и завсегдатаи театральной тусовки, а также дирекции самых коммерчески успешных российских ТЮЗов, которым совсем недавно удалось наладить контакт со своим зрителем и снова наполнить опустевшие в нулевые залы. Тема дискуссии была обозначена в нескольких вопросах: «Что не так с современными ТЮЗами?», «Почему в ТЮЗ не ходят дети?», «Каким должен стать детский театр, чтобы быть интересным для детей?», «Какие успешные примеры реформации ТЮЗа существуют на сегодняшний день?».

Обсуждения длились больше трех часов. Каждый по-разному для себя отвечал на поставленные вопросы. Кто-то из участников встречи пересказывал предисловия к школьным учебникам литературы, кто-то вспоминал свое детство или приводил в пример личный опыт материнства, кто-то обвинял театральную систему в излишнем консерватизме. Были и те, кто его отстаивал, в большинстве случаев вызывая недоумение зала. «Татар-информ» предлагает познакомиться с выборкой мнений людей, во многом формирующих детское культурное пространство и современный детский театр в Татарстане и России.

Министр культуры РТ Ирада Аюпова:

– В реальности у нас сегодня существует большая проблема – пока родители могут, пока у них есть возможность, они, помня свое детство, водят детей в кукольный театр. В кукольный театр ребенок у нас приходит, но, к сожалению, до ТЮЗа, молодежного театра ребенок не может дойти. То есть пока потребностью ребенка управляют, он доходит до театра, но как только он становится самостоятельным в выборе, он уже думает: пойти ли ему в театр, или выбрать дискотеку, или вообще остаться перед Интернетом.

Почему сегодня сложная ситуация? Мы живем в очень непростое время, об этом я говорю уже не первый год. Мир перевернулся, и мы утрачиваем очень важную компетенцию – умение коммуницировать, общаться друг с другом, отстаивать свои позиции, жить в культуре общежития, то есть уважать границу между моими правами как личности и зоной прав другого человека, которую я, отстаивая свои права, часто задеваю. Я считаю, что сегодня задача наша с вами – воспитывать детей таким образом, чтобы в системе их потребностей культурные блага присутствовали, как потребность поесть, поспать, получить образование. Поход в театр должен восприниматься как тренировка эмоциональных мышц.

Каким должен быть этот театр, чтобы стать интересным нашему очень непростому ребенку, ребенку, который в мире интернета может получить все. И самое главное – в мире Интернета он может безбоязненно, без страха быть непонятым и раскритикованным высказать свою позицию. Мы с вами видим: в соцсетях сейчас очень развита культура анонимного блогерства – каждый может облить грязью соседа, притом за это не отвечая. Какими мы должны быть, чтобы дети, приходя к нам, не боялись быть сами собой и получали ответы на свои вопросы в театре. Об этом хочется вас спросить.

Депутат Госсовета РТ, зампредседателя комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Анастасия Исаева:

– Я высказываюсь за качественный контент в детском и молодежном театре. Я раскрою, что означает «качественный контент». В наш век, когда мы мало внимания уделяем человеческому общению, нам бы очень хотелось, чтобы наши дети были другими: добрее, внимательнее. Чтобы в них было больше сострадания, базовых ценностей. Театральная система очень схожа с системой образования: дошкольная и школьные системы готовят ребенка ко вхождению во взрослую жизни, а театр, начиная с кукольного, развивает эстетическое мышление, демонстрирует качество (контента). Задача театра – сделать человека культурным, чтобы он не просто был критиком и мог рассуждать категориями «это красиво», «это некрасиво», видеть философский смысл, а чтобы он понимал, что нужно вычленять.

Перед детскими театрами стоит большая и сложная задача – заинтересовать. Ирада Хафизяновна правильно сказала, в детские театры детей приводят, они не всегда отдают себе отчет в том, зачем, просто так надо, так заведено. Когда ребенок взрослеет, принуждения нет. Задача ложится, к сожалению, на плечи школы: водите, просвещайте, давайте! А если ребенок не заинтересован? Мы сейчас можем наблюдать походы классом в театр. Если классный руководитель, который привел детей, не особо заинтересован, он просто ставит для себя галочку. Подавляющая масса детей удаляется в гаджеты. В театрах, конечно, есть дамы, которые говорят: «Уберите телефоны». Но ребенок не замотивирован, он пришел, но самое главное было упущено. У ребенка на сознательном уровне закладывается то, что в театр тащат по принуждению, и именно это он будет транслировать своим детям. С каким настроением он будет смотреть, читать эти произведения?

По большому счету, даже если ребенок не прочел рассказ, но посмотрел театральную постановку, посмотрел фильм, у него должен появиться интерес: а как в книге написано? Может быть, в книге лучше, интереснее? Это идеал, к которому нужно стремиться. Нужно рисовать идеалы – какого человека мы хотим получить? Чтобы он хорошо учился, работал? Или чтобы он помимо этого был наполнен внутренне, и это основная задача театра. Когда ребенок, пройдя этапы, идет во взрослый театр и отличает качественную постановку от некачественной. Сейчас засилье коммерческих постановок, которые, мягко говоря, оставляют желать лучшего. При том, что я не театральный критик, не литературовед, я прекрасно понимаю, что есть классические произведения и их нельзя коверкать. Когда «Ромео и Джульетту» мы смотрим в современной постановке и они идут с пивом и в рваных колготках, ну, к сожалению, это не Джульетта, она не такая! И это не Ромео, он не такой! Да, это мое мнение. В любом случае, даже если мы будем отталкиваться от того, что «это» – современная Джульетта, ребенок должен сравнивать два образа.

К чему я веду? Мы должны через постановки закладывать в ребенка понятие прописных истин, а дальше – он сам разберется, как ему жить. У нас, у театра не будет возможности произвести первое впечатление второй раз. Вы можете не согласиться с тем, что я сказала, это лично мое мнение, но что я могу точно пообещать, так это то, что мы на уровне проекта «Театр – детям» (партийная программа партии «Единая Россия») будем стараться, чтобы были поступления финансовые.

Директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева:

– Мне бы хотелось начать не как директор ТЮЗа, а как мама двух детей: 23-летней дочери и 14-летнего подростка. Начать с письма-исповеди прежде всего родителя, который хочет, чтобы детям в театре было комфортно, чтобы театр был с ними на одной волне. По проекту «Театры – детям» у нас был в прошлом году поставлен «Нос» по Гоголю, прекрасный материал, в современной постановке нашего главного режиссера Туфана Имамутдинова. Буквально в эти часы пришло СМС: на этом спектакле в Барнауле на Всероссийском фестивале имени Золотухина был полный зал. Это пример того, что русская классика может быть актуальной и звучать очень живо и современно именно для молодежи.

Сегодня очень умные подростки: они хорошо разговаривают, много читают, благодаря Интернету у них есть доступ к любой информации. Но они не понимают, что делать со своими эмоциями, куда идти с ними, куда выплеснуть, с кем поделиться. Современный человек очень закрыт: у нас мало времени на живое общение с друзьями и родными, мы общаемся в соцсетях и по телефону, наши простые человеческие связи разрушены иронией, рационализмом, интеллектом. Нам всем очень нужно то место, где происходит что-то с эмоциями и чувствами. А когда тебе 14, у тебя первая любовь, родители не понимают и прыщ на носу, кажется, что нет человека, несчастнее тебя. А в это время в кино – сплошные супергерои, в Instagram – все успешные, с кубиками пресса, модные книжки, призывают стать еще успешнее, еще красивее.

Что с этим делать? Куда бежать? В театр. Это то место, где можно дать волю чувствам, где можно сопереживать и находить поддержку, испытывать эмоциональные потрясения, и это будет нормально и уместно. Школьники, которым скучно читать классику, после нашего спектакля «Нос» по Гоголю недоумевают: неужели это написал тот самый скучный писатель, которого мы проходим в школе? Спектакль взрывается смехом так, что для школьников Николай Васильевич становится авторитетнее любого Comedy Club. Или наш спектакль «Семья Романа» – очень тяжелый, серьезный. В нем мы говорим о наркомании. К сожалению, эта тема актуальна сегодня. И театр, сцена дают нам возможность говорить об этом открыто, без назиданий. После этого спектакля мы просим родителей, учителей не оставлять ребенка наедине со своими мыслями и эмоциями, нужно обсудить, осмыслить увиденное. И есть такая возможность – наш дискуссионный клуб. Театр – возможность для взрослых услышать ребенка, а для детей – высказаться.

Директор Креативного агентства Evolution Арина Судакова (в свое время агентство разрабатывало концепции внешнего облика и спецатрибутики Иннополиса и IT-парка в Казани):

– Я буду повествовать со стороны другой сферы, другого пространства и со стороны молодых мамочек. Мне 36 лет, у меня двое детей: девочка Саша, ей 8, и маленький мальчик Миша. Как часто я хожу с ними в театр? Редко. Почему? Мне самой не интересно в театре. Я говорю вам правду. Не потому, что я плохо образована, или у меня неправильный культурный код, или я не понимаю, что такое театр. Нет, наоборот. Мой взгляд, что театр – это такая точка притяжения, где современные родители, к которым я себя отношу, должны наладить коммуникацию со своим ребенком. То есть постараться заменить тот девайс, который мы так часто отдаем своим детям для того, чтобы они к нам не приставали. Чтобы у нас было пространство, где ты погружаешься сам в себя. Наши дети с детства огромные профессионалы, они привыкли к качественному контенту, к контенту, который им дают средства массовой информации, телевидение, соцсети. Посмотрите, это целые шоу. Билетов на них не достать за восемь месяцев.

Арина Судакова продемонстрировала ряд видеороликов с детскими шоу-представлениями скорее уровня Cirque du Soleil, нежели гостеатра, назвав это «европейскими театрами, театрами для детей Англии, Франции, Норвегии». Нам показалось, что здесь нелишним будет дать пояснение. В Европе в большинстве случаев привычный для нас репертуарный театр (стационарный, с организованной труппой, одним главным режиссером-постановщиком, заранее прописанным репертуаром, финансируемый из госбюджета) фактически перестал существовать. Он эволюционировал в антрепризу (форма театра, при которой под каждый отдельный проект набирается труппа актеров, создаются декорации, приглашается режиссер, в большинстве случаев целью является коммерческая выгода, получение прибыли от проката таких постановок). Именно подобные, коммерческие проекты, с масштабными световыми, звуковыми, танцевальными и акробатическими шоу и приводила в пример татарстанским театралам на круглом столе эксперт.

– Я сегодня в своем выступлении показываю международный опыт и то, что происходит в мире, куда мы идем, где театр и где точка в жизни современного ребенка. Обратите внимание на актеров, декорации, хореографию, на качество поданного материала, на интерактивность. На таких представлениях дети не в девайсах, они на сцене, дети внутри представления. Это тот современный театр, который разговаривает с детьми на их языке, и нам надо с вами понять: на каком языке мы будем говорить.

Так как мы видим проблемы (российского детского театра), и мы их обнажаем: это недостаточный поток посетителей, отсутствие камерных и многофункциональных помещений. Программа театра требует обновлений, развития точек притяжения театров. Мы хотим новую точку притяжения, мы хотим новый театр, мы хотим приходить в ТЮЗ со своими детьми и чтобы наши дети могли в нем развиваться.

Руководитель литчасти Московского детского театра теней, член экспертного совета «Золотой маски» и фестиваля «Арлекин» Марина Шимадина:

– В продолжение темы, тут сказали про мировой опыт, но понятно, что «Король Лир», «Король-лев» и «Арлекин», которые мы увидели, - это огромные бюджеты, коммерческие шоу, и у наших детских театров просто нет такой возможности. Но, тем не менее, что-то в нем происходит. Очень долгое время наш детский театр был в таком «гетто», в 70-80-х годах оставался, пока мир менялся, подростки менялись. Для всех очевидно, для меня, во всяком случае, что театр для детей должен быть другим, должен меняться и развиваться, осваивать новые жанры, иначе он просто превратится в музей, не будет говорить с ними на одном языке. В прошлом году у нас была программа «Детский Weekend» на «Золотой маске», она у нас проходит регулярно, но в прошлом году мы решили посвятить ее инновационным проектам в детском театре, новые формы и новые тексты.

Какие новые жанры мы открыли и сформулировали для себя: спектакль-чат, спектакль-комикс, спектакль-лекция, бродилка, перформанс. Это взрослые жанры, которые успешно существуют во взрослом театре, но они были успешно опробованы в детском театре. Спектакль-чат был создан в Лесосибирске, был необычен и по способу создания текста, и по форме. Пьеса была создана по документальным материалам, по разговорам с подростками. На основе этих интервью была создана современная пьеса: история современной Татьяны Лариной, которая влюбляется в приезжего учителя. Но все это развивается в мире, где живут современные подростки, то есть в социальных сетях. Никакой сценографии – перед зрителями большой экран, можно было видеть, как живут и общаются современные подростки, пересылают друг другу музыку.

Очень тепло он был принят и в Москве, хотя и был ориентирован на Лесосибирск, на местные проблемы, изолированность от центра. Но оказалось, что и в Москве у подростков те же проблемы – непонимание, первая влюбленность, с которой непонятно, что делать. Когда приходят подростки и видят, что на сцене их мир, они легко погружаются туда. В Москве группа художников использовала другой популярный жанр – бродилки, документального расследования событий, которых на самом деле не было. Дети и взрослые, проходя по комнатам, попадают в музей, где видят документальное подтверждения того, что на Землю прилетали инопланетяне, свидетельские показания, документы, факты. К концу они подходят с осознанием случившегося приключения. Для детей это погружение, а взрослые и подростки при этом понимают, насколько легко сегодня фальсифицировать историю, доказать что угодно.

Это задача на критическое мышление. Примеров много, и они показывают, что и в наших реалиях возможно успешно создавать новые и понятные детям работы. Мы проводим обсуждения и дети в них участвуют, высказывают собственные, взвешенные мнения, им приятно, когда их не воспринимают как дурачков, а разговаривают с ними на равных. Такой новый театр находит отклик. Конечно, не сразу. Наши консервативные родители с трудом ведут детей на новые названия, им в первую очередь хочется показать «Золушку» и «Дюймовочку». Но тем не менее, какие-то подвижки есть.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев