Андрей Владимирович, АО «Татмедиа» было зарегистрировано 1 октября 2007 года. Какое значение это имело для республики?
На этот вопрос я бы ответил цитатой из важнейшего документа, который генерирует Агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, — доклада о состоянии дел в области СМИ в России по итогам года. Это очень большой, всеобъемлющий документ, который отражает финансовое и контентное состояние, мировые тенденции и тренды и их влияние на российский рынок СМИ. Я ежегодно рекомендую с ним знакомиться нашим главным редакторам, чтобы мы были в курсе событий.
«Главным достижением АО «Татмедиа» считается сохранение в Татарстане практически всех общественно значимых газет и журналов (чего о большинстве других российских субъектов сказать нельзя) и создание современной инфраструктуры для производства и распространения качественного медийного контента. Разумеется, ни республика, ни отдельно взятое АО «Татмедиа» не избежали тех проблем, с которыми в цифровую эпоху сталкивается индустрия печатных СМИ. Падение тиражей и интереса к печатной прессе тоже имеет место. Но время показало, что образование АО «Татмедиа» было стратегически оправдано, так как большинство печатных и иных СМИ, входящих в него, на данный момент финансово благополучны и в целом сохраняют свою редакционную самостоятельность». Это — цитата из ежегодного доклада.
Нам в республике понятно, что без помощи государства у нас бы не выжили ни детские журналы, ни национальная пресса.
К тому же нам удалось сохранить районную прессу. Потому что в республике есть разные районы — некоторые могут поддерживать свои издания, другие не могут. Сегодня все муниципальные издания финансируются из «Татмедиа». Некоторые районы, конечно, помогают им материально-технически. Но я не знаю такого муниципалитета, который смог бы себе позволить финансировать все полностью, исходя из тех бюджетов, которые там приняты.
В чем вы лично видите главную задачу АО «Татмедиа»?
Прежде всего — донесение до большего числа людей информации о деятельности президента, правительства, районной власти, о позитивных изменениях в социально-экономической жизни, которые у нас происходят, о проблемах, которые перед нами стоят, и о том, как их преодолевать. То есть в наших изданиях должна быть представлена вся палитра жизни республики. И мы максимально точно, оперативно и честно должны доносить это до наших читателей. Все, кроме желтизны, чернухи, передергивания фактов.
Также мы освещаем жизнь обычного человека. То есть пишем не только о государственных задачах, но и о жизни простых людей — для нас это приоритет.
Как со временем поменялась работа АО «Татмедиа»?
Понятно, что мы не избежали оптимизации и перестраиваем работу в редакциях. В течение последних нескольких лет нашим трендом является объединение редакций. Если раньше, например, в Лениногорске, существовали отдельно русская и татарская газеты, телекомпания и так далее, то на сегодняшний день это единый филиал. Такие же единые филиалы есть в Нижнекамске, Мамадыше, Зеленодольске и многих других городах. Перед ними стоит задача создания контента на разных языках — русском, татарском, чувашском. Но распространение контента идет по немного другой технологии.
При этом мы стараемся поддерживать зарплаты наших сотрудников на среднереспубликанском уровне. Не скажу, что в журналистской среде она заоблачная. Конечно, нужно стремиться к большему. Но, к сожалению, малые газеты, особенно в районах, нуждаются в том, чтобы подтянуть этот уровень.
Подчеркну — оптимизация штата происходит не за счет творческих работников, журналистов. Наоборот, с этой точки зрения есть даже рост кадров — появились веб-редакторы и так далее.
Оптимизация касается только управленческого, технического персонала. А все творческие работники переобучаются для работы в новых условиях.
У нас 98 районных, городских и республиканских газет, 14 журналов, 17 телеканалов, 10 радиостанций, 72 сайта в интернете, информагентство «Татар-информ». У нас ушел всего один медицинский журнал, и то по просьбе Медуниверситета, который взял его под свое самостоятельное финансирование. В нашу структуру входит крупнейший в Поволжье издательский комплекс «Идел-Пресс», на сегодняшний день численность наших сотрудников 1,8 тыс. человек.
Печатные СМИ все чаще принято «хоронить» за снижающуюся подписку. Как вы относитесь к таким заявлениям?
Подобные заявления делают в основном сетевые и интернет-издания, которые являются нашими прямыми конкурентами в борьбе за внимание, умы людей, за информацию и, что немаловажно, рекламодателей. Я скажу, что мы еще спляшем на «похоронах» этих изданий. Причем танец будет современный и хайповый.
Падение подписки — общемировая тенденция. В целом по миру и России это 10-12 процентов в год, но у нас этот показатель меньше — всего 5,4 процента к уровню II полугодия 2017 года. На сегодняшний день подписка составляет 226 544 экземпляра.
Почему здесь идут разночтения? Возможно, берут данные «Татарстан почтасы» и смотрят их цифры. Но на сегодняшний день большинство наших филиалов перешло на альтернативную подписку, мы вынуждены это делать из-за постоянно растущих тарифов «Почты России». «Альтернативка» - это когда редакции сами, напрямую идут на предприятия, обращаются к гражданам, минуя услуги почты, которые составляют более 50 процентов в цене газеты.
Редакции сами развозят по крупным предприятиям по 50-100 экземпляров. Люди приходят за газетой в редакцию. Это и читателям удобно, и подписка для них дешевле на 30-40 процентов. Так вот, печатная и альтернативная подписки как раз и делают итоговую цифру. Понятно, что до отдаленных деревень мы сами не дойдем, это сделает почта. То же самое и в крупных городах. Но плюсом к подписке мы усиленно развиваем розницу. Например, в Набережных Челнах, Зеленодольске и других городах розница соответствует подписному тиражу. То есть тираж 9 тыс. экземпляров и 9 тыс. продается в рознице. И это не учитывается, когда наши конкуренты говорят о том, что печатная продукция падает. Конкуренты об этом скромно умалчивают, говоря о мифических бюджетных миллиардах, которые якобы съедают государственные СМИ.
Мы также пытаемся искать новые сети распространения. Недавно с нашими партнерами мы запустили новую сеть, которая торгует газетами и журналами в больницах. Персонал и пациенты выразили нам огромную благодарность за это. И мы будем расширять эту сеть. Там как раз представлены все издания «Татмедиа», мы имеем приоритетную выкладку. Это тоже очень хорошо повлияло на розницу.
Одно дело сидеть и писать всякие гадости в комментариях: «вы скоро все умрете», «вас никто не читает». С другой стороны, посмотреть, а кто читает их? Сейчас можно создать Telegram-канал, набрать там полтора подписчика и считать себя крутым журналистом. А ты сделай такую информацию, чтобы на тебя подписывались десятки тысяч людей и еще десятки тысяч покупали твое издание в розницу, на свои кровные деньги — вот тогда и поговорим.
Поэтому я считаю эти доводы анонимных авторов несерьезными. А когда редакции поощряют подобные комментарии, это называется недобросовестной конкуренцией в чистом виде.
Что можете сказать о посещаемости интернет-ресурсов АО «Татмедиа»?
Наша среднесуточная посещаемость — 236 607 уникальных посетителей. Ежемесячная посещаемость (данные за сентябрь) — 7 млн 98 тыс. 210 уникальных посетителей. Может быть, в предыдущие годы количество посетителей сайта росло быстрее, но это так же мировая тенденция. Люди уже все меньше и меньше заходят на сайт, мало кто читает на компьютере. Понятно, что все большую популярность завоевывают гаджеты. Люди уже сейчас начинают получать информацию, не отрываясь от своих телефонов. Мы последние два года серьезно разрабатываем это направление, в структуре АО «Татмедиа» появился отдел по работе с соцсетями.
Сегодня мы есть не только «ВКонтакте», Facebook — традиционных площадках. Очень хорошо пошли Instagram, «Одноклассники». Совокупное количество подписчиков на официальных страницах филиала «Татмедиа» в социальных сетях составляет уже 1 млн 250 тыс. человек. Хотя в 2016 году совокупное количество подписчиков было 520 тыс. То есть мы за неполных 3 года уже в 2,5 раза увеличили количество подписчиков. Это является одним из критериев оценки наших филиалов. Еще один интересный показатель — уникальные переходы из соцсетей на сайты, этот показатель составляет 1 млн 930 тыс. человек в месяц.
С чем вы связываете такой рост?
Это две составляющие, я считаю. Во-первых, интерес жителей района к тому, что происходит в районе. А эту информацию «генерят» редакции. Люди, привыкшие из газет получать информацию, так и получают ее оттуда. А что касается людей, которые уже получают информацию из гаджетов — мы пришли и к ним. Нам нужно идти туда, где сегодня находится наш читатель. Это самый главный постулат. За последние 3 года мы ставим редакции задачу в корне поменять принцип работы. Раньше как было: газета выходит два раза в неделю, журналист пришел на мероприятие, написал статью, отдал редактору, дальше верстка и т.д. Сегодня такая форма работы не прокатывает. Журналист должен поехать на мероприятие, сделать фото на телефон, оперативно написать новости на сайт, дальше их разбрасывают по соцсетям. И только после этого он садится и приступает к статье в газете. Так как газета потеряла свою новостную составляющую, она приобретает составляющую аналитическую.
Поэтому внутренние планерки должны быть заточены на совершенно другие вещи. Мы активно обучаем сотрудников наших филиалов, рассказываем про все тонкости ремесла: на каком «языке» надо писать заметки, аналитику, в какое время выкладывать и т.д. И мы видим результат, просто так же не утраивается количество в соцсетях.
Как вы оцениваете эффективность работы филиалов?
Каждую среду я провожу видеоконференции. По каждому филиалу у меня есть критерии: контент, состояние подписки, посещаемость сайта, соцсетей, экономическая составляющая. В соответствии с этим, есть зеленые, желтые и красные зоны.
Это является серьезным критерием оценки работы редактора. После трех месяцев, если он был в красной зоне по какому-то из критериев, мы вызываем сюда, совместно ищем решения, обсуждаем, как мы можем помочь. Если он дальше не тянет, там идет «желтая карточка», предупреждение. Если мы смотрим и видим, что это не его беда… Есть же беда, которую можно поправить, помочь. А есть вина, которая называется нежеланием. Это нежелание существовать в современных условиях, нежелание понимать, что он не должен работать так, как он 10-15 лет работает, нежелание поиска людей, партнеров и просто профессиональная некомпетентность. С такими людьми мы после многочисленных предупреждений и консультаций вынуждены расставаться.
Я понимаю, что очень многим возрастным редакторам сложно, но у меня есть примеры, когда руководитель с 20-30-летним стажем перестраивает свое мышление, работу всей своей редакции и начинает выдавать современные вещи. Это касается и газет, и журналов. Мы не позволим губить издание из-за некомпетентности редактора и его нежелания работать в современных условиях. Мы будем искать варианты, когда придет другой человек и даст новую жизнь, новое дыхание.
Рустам Минниханов в последнем послании Госсовету РТ поручил «Татмедиа» организовать работу по своевременному реагированию при распространении недостоверной информации. Как вы будете выполнять это поручение, что изменится?
Я хотел сказать еще одну важную вещь: меняться должны не только журналисты, но и начальники. Люди, от которых зависит жизнедеятельность как на муниципальном, так и на городском уровне. К сожалению, они часто думают, что если я скажу журналисту своему: «Вот это не давайте, это снимите», то все будет шито-крыто, никто и не узнает. Бывают такие барские замашки еще иногда. Не будет шито-крыто. Сегодня настолько сильна информированность людей как раз через соцсети, что любая такая информация мгновенно становится достоянием гласности. Но там больше грязи, чем достоверной информации. Понятно, что кому-то нравится копаться в грязи, но использование непроверенной информации из Telegram-канала, я считаю, ниже достоинства журналиста. Ничего невозможно утаить сегодня.
На что акцент сделал президент? Как раз на то, чтобы достоверная информация до людей доходила быстрее. В этом нам нужна помощь как раз от спикера. Если журналист звонит, просит что-то прокомментировать, что-то сказать, чтобы узнать, как это было на самом деле, чтобы не было неправильного толкования, нужно ответственным лицам на это реагировать. Соцсети же как хотят, так и толкуют информацию.
Для этого и нужны СМИ, чтобы разъяснять. Так дайте же нам комментарий, дайте точные цифры и мы так же точно их донесем до людей, предотвратим распространение возмущения, паники, ненужного озлобления. Сейчас нужно реагировать на запросы СМИ практически в режиме онлайн. Я понимаю, что на подготовку информации нужно какое-то время, но нельзя затягивать, когда все написали, а официальный ответ поступил, когда поезд уже ушел.
На практике как это будет выглядеть?
Мы пытаемся воспитывать этих товарищей, которые недопонимают роль СМИ и достоверной информации в современном мире. Сегодня совместно с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям РТ будут разрабатываться какие-то механизмы. Мы очень серьезно отреагировали на замечания президента. Я думаю, в ближайшее время агентством будут озвучены конкретные шаги по реализации задач, поставленных перед нами президентом.
Нет комментариев-