Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

С картов на пьедесталы: как и на какие средства можно вырастить чемпиона автогонок в Татарстане

С картов на пьедесталы: как и на какие средства можно вырастить чемпиона автогонок в Татарстане
Спортсмены рассказали, сколько стоит подготовка машины к серьезному старту, и посетовали на вчерашних картингистов, которые наступают многим на пятки.

Ильдар Рахматуллин начал заниматься картингом в 1996 году, когда папа впервые привел его на картинг-трассу. Вспоминает, что игра в машинки стала первым любимым занятием, которое переросло в дело всей жизни. Сейчас, многократный призер Чемпионата России по автокроссу и двукратный вице-чемпион Европы по ралли-кроссу, рассказывает, что за 20 лет профессиональной карьеры ему удалось достигнуть многого, но именитый гонщик признается, что конкуренция от молодых участников соревнований, особенно на этапах гонок в Татарстане в настоящий момент стала намного выше. По его словам, автоспорт в республике вышел на новый виток развития за счет вчерашних картингистов.

Изначально, основным стопором развития была инфраструктура потому, что не было современных автодромов, где можно было тренироваться. Тогда, в 1995 году, если вспомнить, пошла первая волна развития автоспорта, и началась она со строительства автодрома „Высокая Гора“. Благодаря Рустам Нургалиевичу и Рифкату Нургалиевичу, которые поддержали картинг у нас. Сейчас в каждом районе республики открылся новый карт-клуб, и автоспорт уже на протяжении 20 лет функционирует и развивается новыми витками. Нашей федерации автоспорта также два десятка лет, и ее работа бесследно не проходит — отсюда и развитие. Могу сказать, что в настоящий момент в гоночной среде как раз новый виток развития идет, потому что очень много детей, кто занимался картом, подросли и сейчас уже профессионально выступают даже на уровне РСКГ (Российской серии кольцевых гонок — прим.ред.)», — подчеркнул Ильдар Рахматуллин.

Причем из картинга выходят не только пилоты, это механики, инженеры, судейский и административный корпус. И, все они, по словам Ильдара Рахматуллина, остаются в автоспорте. К примеру, много местных ребят ездят судить гонки «Формулы-1» маршалами, и это тоже определенная школа, которая имеет свое имя на мировом уровне. К тому же, чемпионат Татарстана в настоящий момент проводиться полностью силами местных специалистов.

«Сейчас директор автодрома KazanRing (Адель Муллахметов — прим.ред.) — это ведь тоже бывший картингист. Он развивает и любительский спорт, стараясь вовлекать молодежь. Могу сказать, что за последние 2 года из любителей 5–6 человек перешли в разряд мастеров, которые едут в классе „Национальный“. Главное, что они увлечены и деньги для старта нужны не такие большие, как в других классах», — обозначил наиболее бюджетный класс гонок, где можно стать пилотом не имея миллионных капиталов и команды механиков, автогонщик.



«Национальный» — это самый массовый класс РСКГ, главных кольцевых гонок страны, где мощность машин не превышает 160 л. с. Здесь все автомобили должны быть произведены на территории России. Поэтому в заездах участвуют Lada Kalina и локализованные здесь марки. Этот класс в Казани традиционно набирает полную стартовую решетку. К примеру, в этот гоночный уикенд заявки на участие в нем подали 32 пилота. Чемпион Республики Татарстан в этом классе и завсегдатай «Национальных» подиумов РСКГ — Айдар Нуриев рассказывает, о степени конкуренции, которую он ощущает по ходу этого сезона со стороны молодых пилотов.

«Вот я сейчас лидирую в своем зачете, а меня преследует Глеб Кузнецов, которому 16 лет, а за ним едет Егор Санин, ему 18. Бывает, что некоторые гоняют в свое удовольствие, но молодые пилоты очень серьезно нацелены на работу и на каждом вираже добавляют. Если несколько лет назад был кризис в стране и мало было молодых спортсменов, то в настоящее время их становится больше. Вот если есть сочетание бюджет и молодость, то это отличный путь стать пилотом для начала будущей карьеры. К примеру, все чаще на каждой машине можно увидеть расклейки разных спонсоров. Вот и Анвар Тутаев, он тоже нашел спонсоров и возможность участвовать в РСКГ. Хотя раньше он на картинге довольно хорошо гонял, но у него не было возможности серьезно прогрессировать и перейти на более дорогую технику. Теперь возможность у него появилась и это прекрасно. Поэтому в „Туринг“ попасть тяжело, но в „Национальном“ конкуренция серьезно растет», — поделился Айдар Нуриев.

Сам Анвар Тутаев рассказывает, что его путь, на самом деле, был достаточно тернист, но зато сейчас начинающим проще.

Да, было все не так просто. Но сейчас, по большому счету, происходит новый виток развития автоспорта в Татарстане. И я вышел в класс „Национальный“, только благодаря возможности участия в соревнованиях по картингу. Я участвовал, в основном, на зимних заездах „Ротакс Макс“, они проходят также у нас в Казани. Эти соревнования дают хороший старт людям, которые хотят к этому спорту приобщиться. Следующим витком для меня было участие в кубке „Lada Granta Cup“ на KazanRing. Поэтому могу сказать, что основа и база дается именно здесь, в республике. Да, есть хорошие треки и в других местах, городах, но у нас вся гоночная инфраструктура и база присутствует в комплексе. Там можно и научиться, и тренироваться, и выступать на официальных стартах, чтобы попасть дальше в автоспорт. Собственно говоря, я по этому пути и прошел», — рассказал Анвар Тутаев, который впервые в этом году стартовал в РСКГ в классе «Национальный».

Он объяснил, что в классе «Национальный» аналогированы 4 модели автомобилей. Среди них корейские и немецкие, но производятся они в России. На таких машинах россияне ездят ежедневно. К примеру, разрешена LADA Granta спорт-лайт. По словам специалистов, особых доработок эта машина не требует, обязательно наличие каркаса и всех остальных элементов, которые касается безопасности. Мотор там практически стандартный. Обычная и резина, которая не имеет повышенных характеристик.

Машина в автосалоне стоит примерно 600 тысяч рублей, и около 500 тысяч достаточно, чтобы подготовить ее по минимуму к гонкам, для класса «Национальный», — рассказывает Айдар Нуриев.

«Для начала машину следует полностью разобрать догола. Затем заварить каркас жесткости. Потом потихоньку перебрать и поставить на место мотор. Прокинуть новую проводку, потому что все старые шланги от кондиционера, гура и другие, они выкидываются. Стойки нужны другие, они дорогие и их можно купить за 50 тысяч, а можно и за 250. Также и с телеметрией: ее можно за 50 установить, а можно и за 300 тысяч купить. На коробку, чтобы ее перебрать, нужно еще тысяч 50, там блокировка другая и ряд другой получается. Плюс колеса и дисковые тормоза. В общем, если у меня есть LADA Kalina и я хочу поехать на ней, то это будет не очень дорого и можно в 400–500 тысяч уложиться в переделку стандартной калины. Потом, конечно, встанет вопрос обслуживания этой машины. Коробка эта будет ломаться, потому что она уже не стандартная и двигатель также. Кроме того, много контактов бывает в таких массовых заездах, а это удары по кузову. К примеру, двери по 15 тысяч стоят, бампера по 5 тысяч и так далее. Просто переделать — это одно, будет — бюджетный вариант, Дальше уже, у кого какие возможности», — пояснил Айдар Нуриев, у которого проблем с финансированием практически нет, в отличие от выступающего впервые Анвара Тутаева.

Тутаев смог подготовить машину к старту на РСКГ во многом благодаря спонсорам и вновь образованной команде AG-team, которая наряду с «Сувармоторспорт», «Тимерханом» и другими местными гоночными дружинами теперь будут популяризировать этот спорт.

«Создание нашей команды основывается на постулате: для нас важно запустить механизм воспитания автогонщиков с самого первого их шага, начиная с картинга. Мы сами только, только образовались, но уже имеем такую задачу, и она лежит в основе дальнейшего нашего развития. Это тот вектор, который даст нам возможность привлечь одаренных молодых ребят, пилотов, которые не имеют возможности участвовать в соревнованиях по причине дороговизны. Пока у нас пробный год», — говорит о социальной цели своей команды Анвар Тутаев.

В AG-team планируют сначала отработать все механизмы. В команде посмотрят на примере гонщика Тутаева, как вся гоночная серия РСКГ работает в течение сезона, и, начиная с зимы, они начнут отбор новых пилотов к себе на заездах «Ротакс Макс».

«Это зимний чемпионат по картингу и там можно выявить действительно перспективных пилотов. Я пока не могу сказать, как будет проходить этот отбор, потому что есть разные подходы к этому делу, но мы постараемся сделать упор на социальную составляющую. Это, как правило, те ребята родители, которых не могут себе позволить по разным причинам участие в дорогостоящих гонках», — подчеркнул спортсмен.

Ильдар Рахматуллин предложил другой вариант, когда нужны другие деньги для непосредственного участия. Он отметил, что гонщики, которые занимаются картингом, могут приехать на KazanRing и потренироваться за 2–3 тысячи рублей в день. Тренировочные заезды дадут возможность посмотреть свое время на кругу и начать отрабатывать технику прохождения трассы. Если начнет получаться, то можно пробовать уже более подготовленные спортивные автомобили.

Есть много серий на KazanRing, к примеру, проводиься „Lada Granta Cup“, где каждый любитель сможет поучаствовать. Понятно, чтобы создать команду, нужны механики, техника и оборудование для результата. Причем, все это нужно складировать, содержать, обслуживать. Но на первых этапах можно даже не покупать автомобиль. Сейчас доступна аренда машин у профессиональных команд. К примеру, у кого нет спонсоров, то они зачастую едут на арендных машинах. Такое направление тоже сильно развивается. Дальше, кому уже понравится и если они будут достаточно увлечены, то через пару лет арендных заездов и соревнований, ребята понимают в полной мере, стоит ли им идти в более профессиональную команду выше классом, скажем. Ну, а кто-то и сам создает свои команды», — подсказал еще один путь в автоспорт Ильдар Рахматуллин.

Стоит сказать, что в самом престижном зачете РСКГ «Туринг», где участвуют такие же автомобили, что ездят в международных сериях — Audi RS3, и хэтчбеки SEAT Leon, в этом году добавились два также 350-сильных седана Lada Vesta. Это машины быстрые, красивые и динамичные, да и пилоты здесь, по словам организаторов РСКГ, как на подбор. Татарстанцы и в этом зачете на лидерских позициях РСКГ.

«Здесь всегда тяжело гонять. Простой жизни в Казани не бывает. К примеру с Дмитрием Брагиным и Иреком Миннахметовым, который также бывает здесь довольно быстр, приходится бороться», — комментирует одиннадцатикратный чемпион России по автомобильным гонкам, участник чемпионата WTCC в сезонах 2011–2013 Алексей Дудукало.

По словам известного спортсмена из Татарстана Ирека Миннахметова — генерального директора ОАО «Татспиртпром», первая десятка в его заезде класса «Туринг» — все неоднократные чемпионы России и мира в том числе.

«Как никогда состав нашей серии, класса „Туринг“, сейчас самый сильный в истории. Я в прошлом году пробовал SEAT, сейчас выступаю на — Audi RS3. На скоростных участках она лучше, особенно на таких трассах, как в Казани и в Москве, но LADA VESTA ничем не уступают им, потому что на подиумах часто бывают, поэтому машины примерно одинаковы. В этом сезоне мы едем — кто третий, кто четвертый раз на кольцевых гонках. И для местных, татарстанских пилотов это новая дисциплина и здесь есть своя специфика, где больше инженерной работы и тонкой настройки автомобилей. Поэтому, накопленный опыт с прошлых сезонов мы собрали и подготовились на максимальные цели. К примеру, в Смоленске мы из 24 кубков в Татарстан увезли 12. В Нижнем Новгороде нам не так сильно повезло, но победы были. Поэтому, без подиумов от наших гонщиков не один этап не обходиться, причем в разных дисциплинах. Всегда наши представители бьются за хорошие места. У нас республика не ставит слабых задач, поэтому цель одна, тем более у спортсменов. Только победа и только вперед. Поэтому сюда стремятся и молодые», — подытожил Ирек Миннахметов.

Стоит сказать, что в этом году гонки РСКГ начнут транслировать не только на канале «Авто-24», но и на канале «МАТЧ — наш спорт», кроме того, ведутся трансляции гонок и на сайте РСКГ. По словам организаторов, наблюдения за трафиком показывают, что количество зрителей растет, не только на трибунах, к примеру, на прошлом гоночном уикенде, несмотря на непогоду, присутствовали почти 3 тыс. поклонников автоспорта, которые пришли в эти выходные на Kazan-Ring. Они принимали активное участие в развлекательных программах, организованных командами и партнерами чемпионата. Один зритель — житель Казани по имени Илья, даже стал обладателем нового автомобиля Lada Kalina Drive Active от Lada Sport Rosneft. Кроме того, местные участники, в свою очередь, пиарят заезды в своих соцсетях и также подключаются к популяризации праздников автоспорта.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев