Ильдар Рахматуллин начал заниматься картингом в 1996 году, когда папа впервые привел его на картинг-трассу. Вспоминает, что игра в машинки стала первым любимым занятием, которое переросло в дело всей жизни. Сейчас, многократный призер Чемпионата России по автокроссу и двукратный вице-чемпион Европы по ралли-кроссу, рассказывает, что за 20 лет профессиональной карьеры ему удалось достигнуть многого, но именитый гонщик признается, что конкуренция от молодых участников соревнований, особенно на этапах гонок в Татарстане в настоящий момент стала намного выше. По его словам, автоспорт в республике вышел на новый виток развития за счет вчерашних картингистов.
Изначально, основным стопором развития была инфраструктура потому, что не было современных автодромов, где можно было тренироваться. Тогда, в 1995 году, если вспомнить, пошла первая волна развития автоспорта, и началась она со строительства автодрома „Высокая Гора“. Благодаря Рустам Нургалиевичу и Рифкату Нургалиевичу, которые поддержали картинг у нас. Сейчас в каждом районе республики открылся новый карт-клуб, и автоспорт уже на протяжении 20 лет функционирует и развивается новыми витками. Нашей федерации автоспорта также два десятка лет, и ее работа бесследно не проходит — отсюда и развитие. Могу сказать, что в настоящий момент в гоночной среде как раз новый виток развития идет, потому что очень много детей, кто занимался картом, подросли и сейчас уже профессионально выступают даже на уровне РСКГ (Российской серии кольцевых гонок — прим.ред.)», — подчеркнул Ильдар Рахматуллин.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/59231ff022af1c3f5cc9a18966e4c63e7b1d345b63b0c421ab64b5a1f174.jpg)
Причем из картинга выходят не только пилоты, это механики, инженеры, судейский и административный корпус. И, все они, по словам Ильдара Рахматуллина, остаются в автоспорте. К примеру, много местных ребят ездят судить гонки «Формулы-1» маршалами, и это тоже определенная школа, которая имеет свое имя на мировом уровне. К тому же, чемпионат Татарстана в настоящий момент проводиться полностью силами местных специалистов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6c99b4cb805cefce6b94be743560b74b4dc6e598848e756cc8fcff287c0c.jpg)
«Сейчас директор автодрома KazanRing (Адель Муллахметов — прим.ред.) — это ведь тоже бывший картингист. Он развивает и любительский спорт, стараясь вовлекать молодежь. Могу сказать, что за последние 2 года из любителей 5–6 человек перешли в разряд мастеров, которые едут в классе „Национальный“. Главное, что они увлечены и деньги для старта нужны не такие большие, как в других классах», — обозначил наиболее бюджетный класс гонок, где можно стать пилотом не имея миллионных капиталов и команды механиков, автогонщик.
«Национальный» — это самый массовый класс РСКГ, главных кольцевых гонок страны, где мощность машин не превышает 160 л. с. Здесь все автомобили должны быть произведены на территории России. Поэтому в заездах участвуют Lada Kalina и локализованные здесь марки. Этот класс в Казани традиционно набирает полную стартовую решетку. К примеру, в этот гоночный уикенд заявки на участие в нем подали 32 пилота. Чемпион Республики Татарстан в этом классе и завсегдатай «Национальных» подиумов РСКГ — Айдар Нуриев рассказывает, о степени конкуренции, которую он ощущает по ходу этого сезона со стороны молодых пилотов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/53fbe3e6e1ee8739bc7c62e3fdf18bd1f1b2558100f1d9a6962b5bd29b01.jpg)
«Вот я сейчас лидирую в своем зачете, а меня преследует Глеб Кузнецов, которому 16 лет, а за ним едет Егор Санин, ему 18. Бывает, что некоторые гоняют в свое удовольствие, но молодые пилоты очень серьезно нацелены на работу и на каждом вираже добавляют. Если несколько лет назад был кризис в стране и мало было молодых спортсменов, то в настоящее время их становится больше. Вот если есть сочетание бюджет и молодость, то это отличный путь стать пилотом для начала будущей карьеры. К примеру, все чаще на каждой машине можно увидеть расклейки разных спонсоров. Вот и Анвар Тутаев, он тоже нашел спонсоров и возможность участвовать в РСКГ. Хотя раньше он на картинге довольно хорошо гонял, но у него не было возможности серьезно прогрессировать и перейти на более дорогую технику. Теперь возможность у него появилась и это прекрасно. Поэтому в „Туринг“ попасть тяжело, но в „Национальном“ конкуренция серьезно растет», — поделился Айдар Нуриев.
Сам Анвар Тутаев рассказывает, что его путь, на самом деле, был достаточно тернист, но зато сейчас начинающим проще.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2e4fab4f9c04450ef5f586a64fe772f483f42c5ca8c13754b494d591540e.jpg)
Да, было все не так просто. Но сейчас, по большому счету, происходит новый виток развития автоспорта в Татарстане. И я вышел в класс „Национальный“, только благодаря возможности участия в соревнованиях по картингу. Я участвовал, в основном, на зимних заездах „Ротакс Макс“, они проходят также у нас в Казани. Эти соревнования дают хороший старт людям, которые хотят к этому спорту приобщиться. Следующим витком для меня было участие в кубке „Lada Granta Cup“ на KazanRing. Поэтому могу сказать, что основа и база дается именно здесь, в республике. Да, есть хорошие треки и в других местах, городах, но у нас вся гоночная инфраструктура и база присутствует в комплексе. Там можно и научиться, и тренироваться, и выступать на официальных стартах, чтобы попасть дальше в автоспорт. Собственно говоря, я по этому пути и прошел», — рассказал Анвар Тутаев, который впервые в этом году стартовал в РСКГ в классе «Национальный».
Он объяснил, что в классе «Национальный» аналогированы 4 модели автомобилей. Среди них корейские и немецкие, но производятся они в России. На таких машинах россияне ездят ежедневно. К примеру, разрешена LADA Granta спорт-лайт. По словам специалистов, особых доработок эта машина не требует, обязательно наличие каркаса и всех остальных элементов, которые касается безопасности. Мотор там практически стандартный. Обычная и резина, которая не имеет повышенных характеристик.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/06faca1bbab06c0839b0c3d18042573688b37e10327f33aaef4267ce07d3.jpg)
Машина в автосалоне стоит примерно 600 тысяч рублей, и около 500 тысяч достаточно, чтобы подготовить ее по минимуму к гонкам, для класса «Национальный», — рассказывает Айдар Нуриев.
«Для начала машину следует полностью разобрать догола. Затем заварить каркас жесткости. Потом потихоньку перебрать и поставить на место мотор. Прокинуть новую проводку, потому что все старые шланги от кондиционера, гура и другие, они выкидываются. Стойки нужны другие, они дорогие и их можно купить за 50 тысяч, а можно и за 250. Также и с телеметрией: ее можно за 50 установить, а можно и за 300 тысяч купить. На коробку, чтобы ее перебрать, нужно еще тысяч 50, там блокировка другая и ряд другой получается. Плюс колеса и дисковые тормоза. В общем, если у меня есть LADA Kalina и я хочу поехать на ней, то это будет не очень дорого и можно в 400–500 тысяч уложиться в переделку стандартной калины. Потом, конечно, встанет вопрос обслуживания этой машины. Коробка эта будет ломаться, потому что она уже не стандартная и двигатель также. Кроме того, много контактов бывает в таких массовых заездах, а это удары по кузову. К примеру, двери по 15 тысяч стоят, бампера по 5 тысяч и так далее. Просто переделать — это одно, будет — бюджетный вариант, Дальше уже, у кого какие возможности», — пояснил Айдар Нуриев, у которого проблем с финансированием практически нет, в отличие от выступающего впервые Анвара Тутаева.
Тутаев смог подготовить машину к старту на РСКГ во многом благодаря спонсорам и вновь образованной команде AG-team, которая наряду с «Сувармоторспорт», «Тимерханом» и другими местными гоночными дружинами теперь будут популяризировать этот спорт.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b0e39d0903186a51e97c4eecd674f5171af647ef751240e2b71f0dc17b43.jpg)
«Создание нашей команды основывается на постулате: для нас важно запустить механизм воспитания автогонщиков с самого первого их шага, начиная с картинга. Мы сами только, только образовались, но уже имеем такую задачу, и она лежит в основе дальнейшего нашего развития. Это тот вектор, который даст нам возможность привлечь одаренных молодых ребят, пилотов, которые не имеют возможности участвовать в соревнованиях по причине дороговизны. Пока у нас пробный год», — говорит о социальной цели своей команды Анвар Тутаев.
В AG-team планируют сначала отработать все механизмы. В команде посмотрят на примере гонщика Тутаева, как вся гоночная серия РСКГ работает в течение сезона, и, начиная с зимы, они начнут отбор новых пилотов к себе на заездах «Ротакс Макс».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b8f5dfffde318dd270a1b255c377b1b25e668843539f10093bf0cfa0f355.jpg)
«Это зимний чемпионат по картингу и там можно выявить действительно перспективных пилотов. Я пока не могу сказать, как будет проходить этот отбор, потому что есть разные подходы к этому делу, но мы постараемся сделать упор на социальную составляющую. Это, как правило, те ребята родители, которых не могут себе позволить по разным причинам участие в дорогостоящих гонках», — подчеркнул спортсмен.
Ильдар Рахматуллин предложил другой вариант, когда нужны другие деньги для непосредственного участия. Он отметил, что гонщики, которые занимаются картингом, могут приехать на KazanRing и потренироваться за 2–3 тысячи рублей в день. Тренировочные заезды дадут возможность посмотреть свое время на кругу и начать отрабатывать технику прохождения трассы. Если начнет получаться, то можно пробовать уже более подготовленные спортивные автомобили.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ec534ec5dbff15de9771c2ef38339c39fddf8f653f91de2aab669b228d65.jpg)
Есть много серий на KazanRing, к примеру, проводиься „Lada Granta Cup“, где каждый любитель сможет поучаствовать. Понятно, чтобы создать команду, нужны механики, техника и оборудование для результата. Причем, все это нужно складировать, содержать, обслуживать. Но на первых этапах можно даже не покупать автомобиль. Сейчас доступна аренда машин у профессиональных команд. К примеру, у кого нет спонсоров, то они зачастую едут на арендных машинах. Такое направление тоже сильно развивается. Дальше, кому уже понравится и если они будут достаточно увлечены, то через пару лет арендных заездов и соревнований, ребята понимают в полной мере, стоит ли им идти в более профессиональную команду выше классом, скажем. Ну, а кто-то и сам создает свои команды», — подсказал еще один путь в автоспорт Ильдар Рахматуллин.
Стоит сказать, что в самом престижном зачете РСКГ «Туринг», где участвуют такие же автомобили, что ездят в международных сериях — Audi RS3, и хэтчбеки SEAT Leon, в этом году добавились два также 350-сильных седана Lada Vesta. Это машины быстрые, красивые и динамичные, да и пилоты здесь, по словам организаторов РСКГ, как на подбор. Татарстанцы и в этом зачете на лидерских позициях РСКГ.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9a530c001284bb4f1cd1374925e0827d134e347aeb5b54a1fde87a7fe528.jpg)
«Здесь всегда тяжело гонять. Простой жизни в Казани не бывает. К примеру с Дмитрием Брагиным и Иреком Миннахметовым, который также бывает здесь довольно быстр, приходится бороться», — комментирует одиннадцатикратный чемпион России по автомобильным гонкам, участник чемпионата WTCC в сезонах 2011–2013 Алексей Дудукало.
По словам известного спортсмена из Татарстана Ирека Миннахметова — генерального директора ОАО «Татспиртпром», первая десятка в его заезде класса «Туринг» — все неоднократные чемпионы России и мира в том числе.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/792d9506e75f0a77458507ebde6d9fe59ac73b8c1bcd96d04d8e2552d880.jpg)
«Как никогда состав нашей серии, класса „Туринг“, сейчас самый сильный в истории. Я в прошлом году пробовал SEAT, сейчас выступаю на — Audi RS3. На скоростных участках она лучше, особенно на таких трассах, как в Казани и в Москве, но LADA VESTA ничем не уступают им, потому что на подиумах часто бывают, поэтому машины примерно одинаковы. В этом сезоне мы едем — кто третий, кто четвертый раз на кольцевых гонках. И для местных, татарстанских пилотов это новая дисциплина и здесь есть своя специфика, где больше инженерной работы и тонкой настройки автомобилей. Поэтому, накопленный опыт с прошлых сезонов мы собрали и подготовились на максимальные цели. К примеру, в Смоленске мы из 24 кубков в Татарстан увезли 12. В Нижнем Новгороде нам не так сильно повезло, но победы были. Поэтому, без подиумов от наших гонщиков не один этап не обходиться, причем в разных дисциплинах. Всегда наши представители бьются за хорошие места. У нас республика не ставит слабых задач, поэтому цель одна, тем более у спортсменов. Только победа и только вперед. Поэтому сюда стремятся и молодые», — подытожил Ирек Миннахметов.
Стоит сказать, что в этом году гонки РСКГ начнут транслировать не только на канале «Авто-24», но и на канале «МАТЧ — наш спорт», кроме того, ведутся трансляции гонок и на сайте РСКГ. По словам организаторов, наблюдения за трафиком показывают, что количество зрителей растет, не только на трибунах, к примеру, на прошлом гоночном уикенде, несмотря на непогоду, присутствовали почти 3 тыс. поклонников автоспорта, которые пришли в эти выходные на Kazan-Ring. Они принимали активное участие в развлекательных программах, организованных командами и партнерами чемпионата. Один зритель — житель Казани по имени Илья, даже стал обладателем нового автомобиля Lada Kalina Drive Active от Lada Sport Rosneft. Кроме того, местные участники, в свою очередь, пиарят заезды в своих соцсетях и также подключаются к популяризации праздников автоспорта.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/c16545a6c2d5516c461afd48a9c3aff6ac46d156d25e4aef2c173ff7f11d.jpg)
Нет комментариев-