Озеро Кабан
С открытием преобразившейся набережной у театра Камала отдыхающие обратили внимание на забавную достаточно крупную птичку с хохолком. Живность, плывя по зеркалу озера, вдруг ныряет в воду и лишь через весьма продолжительное время выныривает в значительном отдалении от точки «погружения». К этому времени большинство наблюдателей успевают сначала пошутить над «утонувшей» ныряльщицей, потом, влекомые азартом, обнаружить или предположить места ее всплытия, а затем и всерьез начать беспокоиться о ее жизни. И тут, наконец, на поверхности снова показывается большая поганка, она же чомга.
О способности этой птицы нырять на глубину до 7 метров, а проплывать под водой до 50 метров биологам известно давно. Да и сама большая поганка озеро Кабан, как рассказал «Татар-информ» старший научный сотрудник Волжско-Камского природного биосферного заповедника, кандидат биологических наук Анвар Аюпов, облюбовала вовсе не в этом году, а обитает на нем уже много лет. Птицы все это время выводят здесь же своих птенцов и, так совпало, к открытию набережной после реконструкции, размножились настолько, что стали третьим по численности видом водоплавающих птиц озера.
Кроме того Кабан – база дислокации птичьих «отрядов» чайки обыкновенной, речной крачки и кряквы. Последние, к слову, здесь зимуют, так как из-за сточных вод водоем не полностью замерзает и круглый год служит для них кормовой базой.
Более того, по словам Анвара Аюпова, водоем иногда служит «транзитным аквадромом» для лебедей и даже серых цапель.
Если повезет, можно увидеть на озере Кабан и хохлатую чернеть – представителя семейства утиных, отличающуюся, как видим из названия, хохолком и черной окраской (спинка, грудка, голова самцов выражено черные, клюв и большая часть крыла белые).
Реальное, а не мифическое сокровище легендарного озера – камышница, внесенная в «Красную книгу Республики Татарстан» представительница отряда журавлеобразных. Это перелетные гнездящиеся птицы, которые появляются на территории Татарстана в конце апреля – начале мая. Улетают в августе под покровом ночи.
Численность камышницы резко упала после создания Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ (1955 – 1957 и 1978 – 1979 годы) из-за сокращения подходящих для гнездования мест, а также в связи с выпасом скота у водоемов и загрязнения воды. Виду присвоена III категория – редкий вид. Как отмечается в «Красной книге РТ», в настоящее время при стабильных условиях исчезновение камышницам уже не грозит, однако в случае ухудшения экологической обстановки все можно снова негативно измениться для этих пернатых.В настоящее время озеро Кабан стало для краснокнижных камышниц колыбелью, где они выводят потомство.
Булак
Биолог напомнил, что птицы легко перемещаются на большие расстояния, для них, как говорится, и несколько километров не крюк. В связи с этим обитающие на озере Кабан птицы, конечно, посещают или легко могут посетить и расположенный через дорогу Булак. Другое дело, что эта акватория для них гораздо менее привлекательна – и всегда на виду, и шумно, и глубина его для водоплавающих не та… Однако все же, как предположил собеседник, после линьки, когда водоплавающие просто не могут летать, они все-таки облетают всю городскую территорию, хотя «основная масса локально держится на определенных местах», ставших для птиц кормовой территорией.
Парк Победы
«Здесь достаточно высокая плотность птиц. Видел лебедя-кликуна (также в красной книге РТ – прим. Т-и), держатся чайка, крачка и три вида кряковых (уток) – кряква, хохлатая чернеть, нырок-красноголовик (нырковая утка среднего размера). Это так называемые летующие птицы – прилетают на территорию гнездования, затем улетают. Из ранних лет наблюдения на этом водоеме помню, что там еще когда-то был лебедь», – перечислили Анвар Аюпов.
Благодаря разнообразию пернатых и благоприятным условиям для них у мэрии Казани и Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ возникла идея создать здесь на 100 га водно-болотный птичий «заповедник». Проект в настоящее время разрабатывается в деталях.
Озеро на Чуйкова
По словам собеседника, здесь также отмечается высокая плотность птиц, так как водоем достаточно глубоководный (что крайне важно, для водоплавающих видов), хотя одно время его собирались засыпать.
«Хорошо, что оставили. Здесь водятся также чайки и крачки, хохлатая чернеть, кряква. Три – четыре года назад кряква высиживала кладку за лестницей в подъезде жилого дома. Она там и кошек, и собак отгоняла, народ волновался, и, в конце концов, она вывела птенцов. Сейчас бывает, что и на крышах пятиэтажных домов кряквы птенцов выводят», – пояснил старший научный сотрудник Волжско-Камского природного биосферного заповедника.
Он также отметил, что в Казани достаточно большая плотность зимующих крякв, и в целом этот вид птиц часто встречается на европейской части России даже в водоемах, «содержащих» в качестве теплых источников канализационные стоки. Для этого вида пернатых такой критерий водоема не критичен, они хорошо себя чувствуют в таких условиях.
Кировский район, улица Седова, условный водоем вдоль остановки автотранспорта именно в связи с этим также стал кормовой базой для крякв.
Озеро Харовое
Расположенное недалеко от Энергоуниверситета, озеро, сохраненное усилиями экологов и местных жителей, стало общим для кряквы, крачки, чайки, а также, как и озеро Кабан, для краснокнижной камышницы. Птичка, к слову, малозаметная, увидеть ее сложно и обнаружить ее присутствие можно только в брачный период – по характерным крикам.
«Кроме того, у нее очень сильные пальцы – она может бегать по плавающим растениям. Главное условие – лишь бы ее не тревожили. Она обитает на мелководных заболоченных участках с густой растительностью. А шум машин… Так ведь и на аэродромах птицы обитают…» – заметил Анвар Аюпов.
Он также подчеркнул, что благоустроенное озеро Харовое, на месте которого планировалось сделать автостоянку, теперь нанесено на карту Казани как природная территория.
Озеро Комсомольское в Дербышках
Водоем населяют все те же чайки, крачки и кряквы. Вполне вероятно встретить здесь и хохлатую чернеть, а также еще одного представителя журавлеобразных – погоныша. Это околоводный вид небольших неброских птиц крапчатой окраски.
Прибрежная полоса рощи на Гаврилова
Как сообщил Анвар Аюпов, еще до планов строительства на этой территории парковки к ЧМ-2018, прибрежной полосе собирались присвоить статус отдельной особо охраняемой природной территории.
Видовое разнообразие птиц здесь, действительно, очень богатое. Помимо чаек, крачек и камышницы в описи биологов тогда фигурировали камышовая овсянка, камышовка-барсучок, синица-ремез, занесенная в «Красную книгу РТ», и большая выпь из перечня «Красной книги» как Татарстана, так и России.
Кроме того, зимой здесь можно было встретить серого сорокопута – вид, также внесенный в «Красную книгу» РТ и России, и белую лазоревку (представитель синицевых), вошедшую в «Красную книги» республики.
Серый сорокопут https://lena-p-shnayder.livejournal.com
Лебяжье/Глубокое
Эти озера также служат кормовой территорией для чаек, кряквы и крачек. Однако, как акцентировал Анвар Аюпов, есть в лесопарке и участки, которые не посещают люди, и вот там-то, наверняка, живут еще и уже знакомая нам по озеру Кабан краснокнижная камышница, мелкая птичка камышовка-барсучок и камышевая овсянка.
«Ссыльный австралиец» с Черного озера
Один из центральных парков Казани, объект культурного наследия «Черное озеро», в последние годы использовался кряквами, голубями и воробьями как место кормежки, водопоя и отдыха. По словам Аюпова, несколько десятилетий назад здесь водилось много лягушек. В начале июня этого года один из застройщиков центра Казани подарил городу пару черных австралийских лебедей для озера. Однако через месяц самку лебедя Одиллию загрызла ночью собака, а самца, спустя еще почти месяц, после обследования в Центре реабилитации хищных птиц переселили на пруд комплекса «Камский трофей» в Камском Устье.
Раифа
Раифское озеро, а также еще четыре водоема этой части Волжско-Камского заповедника, – пригород Казани, который часто навещают как сами горожане, так и гости города. Пернатым здесь, как полагается заповеднику, – раздолье. Водоемы облюбовали кряква, чирок-трескунок (из утиных, в «Красной книге России»), камышницы, а также околоводные виды – коростель (отряд журавлеобразных), погоныш, бекас, дутыш (гнездование отмечено в прошлом году) и серая цапля, которая использует водоемы заповедника в качестве кормовой базы.
Как подметил Анвар Аюпов, Раифа – не совсем благоприятна для гнездования орлана-белохвоста, тем не менее, и этот вид несколько лет обитал здесь, выводя птенцов. Также встречается здесь черный коршун.
Серая цапля http://birds.watch
Птицу – в кадр!
«В общем Казань, будем говорить, – это птичий город. По берегам Волги, устье Казанки и все озера создают очень благоприятную обстановку для поддержания птичьего населения. Тем более, что их не засыпают, а облагораживают. Кроме околоводных у нас такие редкие виды гнездятся, как сокол-сапсан, чирок, раньше была и пустельга, но теперь нет. И еще по окраинам города коршун.
Последние 20 лет в целом психология людей поменялась – они стали более лояльны к птицам (подкармливают их, оберегают). Раньше, в середине прошлого века, скажем, в советский период, было такое представление – «вредные» и «полезные» птицы. Хищных птиц отстреливали, было прямое преследование. А в последние годы все поменялось.
Недавно у нас была экспедиция по островам Куйбышевского водохранилища. На многих очень высокая плотность кряковых, и причем выводки большие – по 7 – 9 утят. Местное население специально выставляет у берегов остатки пищи, чтобы их подкармливать. И на Кабане уток подкармливают даже зимой. Это важно: по природе людям необходимы контакты с природой. Особенно если редко удается выезжать, а так они получают моральное удовлетворение, психологический настрой. Осознают необходимость такого общения, поддержки братьев наших меньших», – уверен Анвар Аюпов.
При этом, как подчеркнул биолог, для водоплавающих птиц всегда имеют особенное значение степень зарастания водоема, его глубина, прогреваемость, запасы кормов и много других факторов. Так, одновременно с более гуманным отношением к природе и растущим к ней интересом, люди, безусловно, увеличивают рекреационную нагрузку на окружающую среду, но порой не осознают этого. Вместе с тем фактор беспокойства является определяющим для многих видов птиц.
Например, сел на озеро лебедь – сразу три лодки дачников подплывают, чтобы сфотографироваться. Некоторые просто не понимают, что птицам это доставляет беспокойство, которого они не переносят и избегают. Или, например, на Казанке живет синица-ремез, которая из пуха, ивы и волосков плетет гнездо на тонких ветках ивы. А гнездо у нее как варежка. Любопытные люди никак не могли понять, что это, в конце концов гнездо было сорвано. Сама по себе это малоосторожная птица, потому что обычно они делают гнезда над водой, не учитывая вмешательство человека…», – констатировал кандидат биологических наук.
Резюмируя, он, однако, отметил, что поддержка городской властью благоустройства болотных объектов, выделение дополнительных особо охраняемых водных объектов способствует высокой численности птиц. А это в конечном итоге способствует сбалансированному психологическому состоянию населения.
«Когда ребенок вместе с родителями кормит птиц – это ведь уже такая положительная эмоция!» – заключил Анвар Аюпов.
Нет комментариев-